Традиционный костюм острова Такиле, окончание
Женский костюм острова Такиле очень походит на костюм Галисии (фото 1).
Фото 1. Традиционный костюм Галисии, Испания. Литография Эмиля Галлуа[1]
Но еще больше сходства у него с женским костюмом XIX в. Пиренеев, который изображен на литографии французского художника Эдуард Пангре (Edouard Pingret, 1788 – 1875), показывающей семью из четырех человек (фото 2). На ней отец и сын одеты в костюмы, схожие с такильским мужским костюмом. На их головах высокие колпаки, вызывающие ассоциации с чульо острова Такиле. На матери семейства надета пышная однотонная юбка и ее голову покрывает накидка, как у женщин Такиле. Правда, одна из сторон накидки сшита. В результате получился угол, который располагается у пиренейки на макушке. Свою маленькую дочь она носит в подобии люльки из большого куска ткани, перекинутого через плечо и завязанного на спине, как и жительницы Перу и Боливии. Правда, андские женщины носят детей в кеперине на спине. (В кеперине они переносят также все объемные и тяжелые вещи, используя ее, в частности, и как чемодан в путешествии.) Конечно, способ ношения детей в полотнище является довольно распространенным, это не только андское изобретение. Но я никак не могла подумать, что он применялся в Европе. Поэтому при наличии сходства в одежде, сходство в способе переноски детей меня поразило.
Фото 2. «Пиренеи – Семья в Бареж (Barèges)». Цветная литография. Размер 34 см. Автор Эдуард Пангре. Отпечатана в 1834 г. в Париже. Муниципальная библиотека Тулузы, Франция[2]
Как и у мужчин острова, костюм женщин черно-белый и включает в себя белую блузу, черную накидку и пышную черную юбку, под которую надевают несколько разноцветных однотонных нижних юбок.
Фото 3[3]. Снимок 2009 г. Фото 4. Снимок 2003 г.[4]
Но от этого правила женщины часто отступают и надевают юбки из цветной ткани без узоров и жакеты (блузы) из ярких одноцветных тканей (трикотажа) (фото 4).
Фото 5 – 7. Юбка. Размеры: длина 63,5 см, ширина 104 см. Материал: шерсть, хлопок. Техника: тканье. Место изготовления: остров Такиле. Найдено/приобретено: остров Такиле, озеро Титикака, департамент Пуно, Перу. Коллекция Пенни Бэтман. Собрана в Перу в 1981 – 1982 гг. Британский музей[5]
Одна из такильских юбок 80-х гг. прошлого века хранится в Британском музее, и на фото 5 – 7 можно видеть, как она сшита. Для нее была использована шерстяная ткань, изготовленная на традиционном станке. Низ подола подшит полоской из белого хлопка.
Фото 8[6]. Снимок 2008 г. Фото 9[7]
Накидка же всегда остается черной. Но по ее краю проходит тонкая радужная полоска, а к углам прикрепляются пышные кисти цветов радуги (фото 8 и 9).
Фото 10[8]. Снимок 2006 г.
Традиция предписывает накидывать ее на голову. В черной накидке ходят даже девочки. И только совсем малышек наряжают в цветные одежды и женское чульо с оборкой по краю (фото 11). Монтеры жительницы Такиле не носят.
Фото 11[9]. Снимок 2008 г.
В костюм взрослых женщин входит также черная кеперина. На фото 12 показан полный женский костюм острова Такиле причем, думается, в его официально утвержденном варианте, который предполагает черные юбку, накидку и кеперину и оранжевую (красную) блузу, которая, правда, здесь заменена трикотажной кофтой.
Фото 12[10]. Полный женский костюм острова Такиле
«Титульный», если так можно выразиться, женский и мужской костюм Такиле можно видеть на фото 13, где заснята некая церемония, на которой, по все вероятности, собрались старейшины острова. Женщины, расположившиеся на земле, одеты во все черное, кроме алой блузы. Мужчины же, сидящие на стульях, облачены в черные костюмы с жакетами.
Фото 13[11]. Снимок 2009 г.
Как одеваются жены официальных лиц острова Такиле, показано на фото 14. Кроме алого верха и разноцветных нижних юбок, с базовым черным цветом костюма спорят широкие тканые кушаки с радужной бахромой.
Фото 14. Женщины ждут своих мужей с еженедельного заседания совета острова (2012)[12]
Фестивальные костюмы
Понятно, что такильцы не смогли полностью отказаться от красочности андского костюма. И во время праздников расцвечивают свои черные одежды теми яркими дополнениями, которые они не могут обычно себе позволить. Однако такая вольность позволена только участникам танцевальных представлений (фото 1).
Фото 1[13]. Фестиваль на острове Такиле (2009)
Но даже во время представлений, сюжеты которых, скорее всего, связаны с доиспанским прошлым, элементы базового костюма остаются неизменными. Мужчины не облачаются в пончо, а женщины не надевают льикльи. Они просто меняют черные накидки на узорные, напоминающие пончо и льикльи по цветовой гамме и орнаментальной композиции. А женщины иногда даже носят их как льикльи, складывая вдвое и закалывая на груди булавкой (фото 2). Но голова их по-прежнему закрыта черной накидкой.
Фото 2[14]. Снимок 2004 г.
Мужчины тоже набрасывают красную в полоску йяколью на плечи так, что она становится похожа на пончо (фото 18). Во время представлений как мужчины, так и женщин, надевают сомбреро из светлого войлока.
Фото 3[15]. Снимок 2006 г.
Обращает на себя внимание то, что у всех мужчин-музыкантов, заснятых на фото 1, их чудесные длинные черные волосы заплетены во множество кос. Косицы из натуральных волос, прикрепленные к тесьме, даже можно купить на рынке. На фото 4 видно, что они продаются вместе с кушаками, вероятно, как часть традиционного костюма для фестивалей. Скорее всего, накладки из косиц предназначены для непрофессиональных танцоров и музыкантов (фото 3). Ведь такильцы носят короткие стрижки.
Фото 4[16]. Косицы из натуральных волос
Использование накладок из косиц в традиционном танцевальном костюме связано с древними обычаями, по которым мужчинам полагалось носить длинные волосы, заплетенные во множество кос. Как принято считать, именно косы ниспадают на спину монолитов Тиауанако из-под их головных уборов. Парики и накладки из мелких кос были найдены в гробницах правителей времен Империи Уари на Южном побережье Перу (см. «Кем были правители Уари?»: «Парики»).