Образ Йампайека в иконографии Моче

ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
при­ло­же­ние

image001ОБРАЗ ЙАМПАЙЕКА В ИКОНОГРАФИИ МОЧЕ

Содер­жа­ние
1. Боже­ство уллючо
1.1. Боже­ство уллючо в ипо­стаси чело­века
.…1.1.1. Боже­ство уллючо на штан­дар­тах ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана
.…1.1.2. Боже­ство уллючо на фрон­тали моло­дого пра­ви­теля
.….….….1.1.2.1. Посла­ние фрон­тали с точки зре­ния рели­ги­оз­ной сим­во­лики
.….….….1.1.2.2. Фрон­таль с Боже­ством уллючо как исто­ри­че­ский источ­ник
1.2. Боже­ство уллючо в ипо­ста­сях божеств краба и дра­кона
2. Дека­пи­та­дор
.…2.1. Дека­пи­та­дор на сона­хе­рах и чаль­чаль­чах из Уаки Рахады
.…2.2. Дека­пи­та­дор куль­туры миш­те­ков
.…2.3. Дека­пи­та­дор в ико­но­гра­фии Чавина
.…2.4. Дека­пи­та­дор в ико­но­гра­фии Моче
3. Аяпаэк

В Анд­ском мире для заня­тия трона жреца-правителя того или иного цар­ства было необ­хо­димо иметь род­ство с его осно­ва­те­лем – обо­жеств­лен­ным пер­во­пред­ком, кото­рый являлся вер­хов­ным боже­ством в пан­теоне этого цар­ства. Каж­дый приш­лый пре­тен­дент на трон был обя­зан под­твер­дить свою при­над­леж­ность к роду обо­жеств­лен­ного пер­во­предка. Он дол­жен был соот­вет­ственно выгля­деть, что дости­га­лось ноше­нием харак­тер­ных для пра­ви­теля дан­ного цар­ства одежд, укра­ше­ний и инсиг­ний. Пре­тен­денту нужно было про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние обще­при­ня­тых цере­мо­ний, имея в своем арсе­нале соот­вет­ству­ю­щие пред­меты культа с пра­виль­ной ико­но­гра­фией. Поэтому соблю­де­ние тра­ди­ций в визу­аль­ных обра­зах жрецов-правителей (намест­ни­ков божества-прародителя в мире сей­час) и в изоб­ра­же­ниях божеств на куль­то­вых пред­ме­тах было неотъ­ем­ле­мой частью жизни Анд­ского мира, в неко­то­ром роде законом.

В резуль­тате образы божеств у куль­тур, раз­ли­ча­ю­щихся по вре­мени и месту сво­его суще­ство­ва­ния, нередко имели общие черты и свой­ства, кото­рые объ­яс­ня­ются исполь­зо­ва­нием одного и того же изоб­ра­зи­тель­ного канона. В него вно­си­лись те или иные, боль­шие или незна­чи­тель­ные изме­не­ния, но все­гда так, чтобы канон оста­вался узна­ва­е­мым. Поэтому каноны каси­ков имеют сход­ство с кано­нами изоб­ра­же­ний более древ­них божеств не только доис­пан­ской Колум­бии, но и всего Про­ме­жу­точ­ного мира. А у канона Йам­пай­ека много общего с кано­ном боже­ства, изоб­ра­жен­ного на пред­ме­тах из золота, серебра и меди куль­туры Моче (1 – 800 гг. н.э.). Они были обна­ру­жены перу­ан­ским архео­ло­гом Валь­те­ром Аль­вой (Walter Alva) в 1987 и 1989 гг. в двух самых бога­тых гроб­ни­цах мав­зо­лея цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Уаки Рахады. Гроб­ницы при­над­ле­жали двум наи­бо­лее круп­ным пра­ви­те­лям дина­стии, члены кото­рой были похо­ро­нены в этом мав­зо­лее. В гроб­нице № 1 на уровне-1 был похо­ро­нен послед­ний пред­ста­ви­тель дина­стии, кото­рого условно назы­вают Вла­сти­те­лем Сипана (моло­дым пра­ви­те­лем). Пер­сону, похо­ро­нен­ную в гроб­нице № 3 на уровне-6 мав­зо­лея, име­нуют Ста­рым вла­сти­те­лем Сипана (ста­рым правителем).

image056image043Фото 1[i] и 2[ii]. Рекон­струк­ция обла­че­ния ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Согласно радио­угле­род­ному ана­лизу останки моло­дого пра­ви­теля дати­ру­ется 275 г., по дру­гим дан­ным – 290 г. н.э.[iii]. О радио­угле­род­ном ана­лизе остан­ков ста­рого пра­ви­теля и дру­гих лиц, погре­бен­ных в мав­зо­лее Уаки Рахады, све­де­ния отсут­ствуют. Валь­тер Альва пред­по­ло­жил, что моло­дой пра­ви­тель был потом­ком ста­рого пра­ви­теля в чет­вер­том или пятом поко­ле­нии. К такому выводу он при­шел «на основе наблю­да­ю­ще­гося сход­ства в типе и стиле сопут­ство­вав­ших лич­ных укра­ше­ний»[iv].

Уака рас­по­ла­га­ется в окрест­но­стях города Чиклайо (Chiclayo) реги­она Лам­бай­еке. Рядом с ней нахо­ди­лась деревня Сипан (Sipán), кото­рая и дала назва­ние архео­ло­ги­че­скому сайту, став­шему впо­след­ствии запо­вед­ни­ком. Най­ден­ные в мав­зо­лее арте­факты хра­нятся в Музее цар­ских гроб­ниц Сипана города Лам­бай­еке, а также в Музее архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана, постро­ен­ном рядом с сайтом.

 

1. Боже­ство уллючо
1.1. Боже­ство уллючо в ипо­стаси чело­века
1.1.1. Боже­ство уллючо на штан­дар­тах ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана

image015Фото 1[v]. Фраг­мент сцены цере­мо­ни­аль­ного появ­ле­ния моло­дого пра­ви­теля на троне, вклю­ча­ю­щий воина со штан­дар­тами, при­креп­лен­ными к древку, кото­рый стоит рядом со слу­гой, дер­жа­щим сонаху. (Рекон­струк­ция обла­че­ния моло­дого пра­ви­теля и его спут­ни­ков.) Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ский гроб­ниц Сипана. Сни­мок 2015 г.

На штан­дар­тах ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей и на фрон­таль­ном голов­ном укра­ше­нии (фрон­тали) моло­дого пра­ви­теля по еди­ному канону изоб­ра­жено боже­ство, кото­рое условно названо Боже­ством уллючо.

image064Фото 2[vi]. Плод уллючо в захо­ро­не­нии Ста­рого вла­сти­теля Сипана

Уже сам факт изоб­ра­же­ния боже­ства на штан­дар­тах, кото­рые были дина­сти­че­ским сим­во­лом царей Сипана, гово­рит о том, что оно пред­став­ляет собой пер­во­предка этой дина­стии. Имя ему – Боже­ство уллючо (deidad de los ulluchos) – было дано по назва­нию рас­те­ния уллючо, узор из пло­дов кото­рого обрам­ляет орна­мен­таль­ную ком­по­зи­цию штан­дар­тов и гово­рит о культе этого рас­те­ния. Сви­де­тель­ства покло­не­ния уллючо отме­ча­ются уже во вре­мена ста­рого пра­ви­теля. В его гроб­нице архео­ло­гами был най­ден даже плод уллючо (фото 2). Помимо штан­дар­тов уллючо пред­став­лено на сим­воле рели­ги­оз­ной и поли­ти­че­ской вла­сти ста­рого пра­ви­теля – его жезле-ноже с сона­хе­рой круг­лой формы, вопло­ща­ю­щей уллючо (фото 3). Правда, в после­ду­ю­щих захо­ро­не­ниях тема уллючо исче­зает с изоб­ра­же­ний на пред­ме­тах погре­баль­ного при­да­ного знати Сипана и воз­рож­да­ется снова только на штан­дар­тах моло­дого пра­ви­теля, чтобы впо­след­ствии навсе­гда укре­питься в ико­но­гра­фии Моче.

image060Фото 3[vii]. Жезл-нож–сона­хера Ста­рого вла­сти­теля Сипана

Тем не менее, оче­видно, что опре­де­ле­ние пер­со­нажа штан­дар­тов как Боже­ства уллючо носит доста­точно слу­чай­ный харак­тер. Как известно, в анд­ской рели­гии все созда­ния при­роды (рас­те­ния, живот­ные, горы, водо­емы и т.д.) явля­лись объ­ек­тами покло­не­ния. Мно­гие из них были оче­ло­ве­чены в своих изоб­ра­зи­тель­ных вопло­ще­ниях, т.е. имели чело­ве­ко­по­доб­ные образы, в част­но­сти, в гон­чар­ном искус­стве. Так, суще­ствуют скульп­тур­ные сосуды в форме антро­по­морф­ного кар­то­феля, куку­рузы, маниоки и пр. Но пер­со­наж на цар­ских штан­дар­тах, несо­мненно, дол­жен иметь гораздо более высо­кий ранг, нежели дух рас­те­ния. Атри­буты пер­со­нажа скла­ды­ва­ются в слож­ную систему сим­во­лов, кото­рая харак­те­ри­зует его как боже­ство, име­ю­щее мно­же­ство сил, и опре­де­ляет его как пер­во­предка пра­ви­те­лей Сипана. Он явля­ется божеством-человеком, кото­рый может летать без кры­льев, т.е. божеством-кораблем, вопло­тив­шим син­те­ти­че­ский образ богов во плоти и их аппаратов.

Изоб­ра­же­ния штан­дар­тов были состав­лены из отдель­ных метал­ли­че­ских эле­мен­тов, при­ши­тых к хлоп­ча­то­бу­маж­ной ткани. Но под воз­дей­ствием вре­мени ткань рас­па­лась. В резуль­тате штан­дарты были извле­чены из гроб­ниц в раз­роз­нен­ном состо­я­нии, как, впро­чем, и мно­гие дру­гие пред­меты. Однако, на мой взгляд, их сбору и рестав­ра­ции не было уде­лено долж­ного вни­ма­ния, как в слу­чае юве­лир­ных укра­ше­ний. Мно­гих дета­лей не хватает.

image001Фото 4[viii]. Штан­дарт ста­рого пра­ви­теля с ком­по­зи­цией в форме круга

Сколько штан­дар­тов вхо­дило в погре­баль­ное фардо ста­рого пра­ви­теля, точно не уста­нов­лено. Пред­по­ло­жи­тельно их было пять: два штан­дарта нахо­ди­лись под пра­ви­те­лем, а три – лежали поверх него. Они были изго­тов­лены из позо­ло­чен­ной меди и имели форму пря­мо­уголь­ника, к ниж­ней сто­роне кото­рого были при­креп­лены конусы. На штан­дар­тах Боже­ство уллючо изоб­ра­жено вме­сте со своим кораб­лем, кото­рый пред­став­ля­ется лета­тель­ным аппа­ра­том откры­того типа рам­ной кон­струк­ции. На двух штан­дар­тах корабль имеет форму круга (фото 4), огра­ни­чен­ного пря­мо­уголь­ными пла­сти­нами с изоб­ра­же­нием плода уллючо и запол­нен­ного квад­рат­ными пластинами.

image003Фото 5[ix]. Штан­дарт ста­рого пра­ви­теля с пря­мо­уголь­ной композицией

О форме корабля на вто­ром штан­дарте (фото 5) судить трудно, поскольку от него оста­лись в основ­ном только пря­мо­уголь­ная рамка с изоб­ра­же­нием уллючо и фигура боже­ства, а также несколько квад­рат­ных пла­стин, запол­няв­ших фон вокруг фигуры пер­со­нажа. Однако очень важ­ный эле­мент образа божества-корабля у штан­дарта сохра­нился. Это – ряд из кону­сов, кото­рые при­креп­лены к ниж­ней части рамы и очень похоже изоб­ра­жают сопла.

Важно отме­тить, что пер­со­наж пока­зан в образе чело­века, у кото­рого нет сверхъ­есте­ствен­ных черт, исклю­чая, пожа­луй, глаза, име­ю­щие в одном слу­чае форму бусины, а во вто­ром – ружей­ного патрона. Он стоит в позе боже­ства с двумя жез­лами и дер­жится руками за скобы или ремни аппа­рата, кото­рые редко на подоб­ных изоб­ра­же­ниях бывают пока­заны. Веро­ятно, из-за того, что аппа­раты богов во плоти андцы видели издали, они не могли раз­ли­чить их детали и отме­тили на своих изоб­ра­же­ниях только харак­тер­ную позу человека.

Внеш­ний вид пер­со­нажа штан­дар­тов вос­про­из­во­дит защит­ный костюм богов во плоти, кото­рый может быть ком­би­не­зо­ном полет­чика в шлеме или ска­фанд­ром. Он пере­дан как рубашка, покры­тая круг­лыми метал­ли­че­скими под­вес­ками, кото­рые сим­во­ли­зи­руют чешую дра­кона, а также тапар­рабо и пояс из тре­уголь­ных под­ве­сок, кото­рые сим­во­ли­зи­рую зуб­ча­тые гре­бень и хвост дра­кона. Это ука­зы­вает на то, что пер­со­наж явля­ется чело­ве­че­ским вопло­ще­нием дра­кона, кото­рый в Андах, как и в Азии, может летать без кры­льев. Шлем пере­дан с помо­щью круг­лой каски и обода вокруг лица. Его науш­ники пред­став­лены как боль­шие плос­кие уши круг­лой формы или оре­херы. Ору­жия пер­со­наж не имеет, но вос­при­ни­ма­ется нами как воин, бла­го­даря тому, что образ Боже­ства уллючо стал основ­ной для цере­мо­ни­аль­ного костюма знат­ного воина Моче.

image005Фото 6. Фраг­мент со штан­дар­тами рекон­струк­ци­он­ного рисунка фардо моло­дого правителя

Погре­баль­ное при­да­ное моло­дого пра­ви­теля содер­жало два штан­дарта пря­мо­уголь­ной формы с одной и четырьмя фигу­рами боже­ства (фото 6 – 10).

image007Фото 7[x]. Пер­вый штан­дарт моло­дого правителя

На штан­дар­тах моло­дого пра­ви­теля нос божества-человека дела­ется крюч­ко­ва­тым и на его шее появ­ля­ется оже­ре­лье из сови­ных голов. А на фрон­таль­ной голов­ной пла­стине моло­дого пра­ви­теля Боже­ство уллючо при­об­ре­тает отчет­ливо выра­жен­ный клюв совы вме­сто носа. То есть к образу чело­века добав­ля­ются черты птицы как сим­вола полета в анд­ской рели­гии и соот­вет­ственно иконографии.

  image009 image011 image013Фото 8[xi], 9[xii] и 10[xiii]. Три фигуры из четы­рех вто­рого штан­дарта моло­дого правителя

image007Стрем­ле­ние пока­зать спо­соб­ность боже­ства к полету понят­ным обра­зом, т.е. с помо­щью пти­чьей сим­во­лики, харак­терно для всей ико­но­гра­фии Анд­ского мира. Оно про­яви­лось уже в пер­вые годы суще­ство­ва­ния дина­стии Сипана. В каче­стве сим­вола полета и основ­ного сим­вола дина­стии была выбрана сова – хищ­ная ноч­ная птица, кото­рая свя­зана с миром внизу. Фигура совы укра­шает голов­ной убор Моло­дого нобля – осно­ва­теля дина­стии, погре­бен­ного на самом ниж­нем, девя­том уровне мав­зо­лея Уаки Рахады в гроб­нице № 15. Юноша был похо­ро­нен с дубин­кой и щитом (рису­нок справа) и поэтому также носит услов­ное имя Знат­ного воина. На его фрон­тали полу­круг­лой формы (рису­нок слева) сова сов­ме­щена со зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на спо­соб­ность боже­ства летать без кры­льев, – фигу­рой в форме туми, кото­рая пере­да­вала зри­тель­ное вос­при­я­тие вра­ща­ю­ще­гося винта аппа­рата богов во плоти. Этот знак не являлся уни­вер­саль­ным и поэтому был про­дуб­ли­ро­ван сим­во­лом птицы. Образ совы-воина, при­ня­тый Моло­дым ноблем, лег в основу image049облика божества-родоначальника дина­стии и его визу­а­ли­за­ции в погре­баль­ном обла­че­нии ее чле­нов и на сопут­ству­ю­щих юве­лир­ных укра­ше­ниях и дру­гих инсиг­ниях. В даль­ней­шем образ совы-воина сли­ва­ется с обли­ком Боже­ства уллючо, рож­дая одно из его вопло­ще­ний – боже­ство, назы­ва­е­мое Человеком-совой, Совой-воином, Сови­ным богом, Аяпа­эком, а чаще – пер­со­на­жем «D» согласно его обо­зна­че­нию на про­ри­совке извест­ной рос­писи бутыли (см. фото 13).

image003Фото 11[xiv]. Нари­гера Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Мате­ри­алы: золото, серебро, бирюза

Изоб­ра­же­ние родо­на­чаль­ника дина­стии в облике Совы-воина появ­ля­ется уже на нари­гере Ста­рого вла­сти­теля Сипана (фото 11). Он одет и воору­жен так же, как Моло­дой нобль, и носит похо­жий голов­ной убор. Фигура совы с рас­про­стер­тыми кры­льями здесь прак­ти­че­ски повто­ряет изоб­ра­же­ние этой птицы на фрон­тали Моло­дого нобля. Однако с голов­ного убора родо­на­чаль­ника на нари­гере про­пал очень важ­ный эле­мент – знак туми. Исчез он и с голов­ного убора самого Ста­рого вла­сти­теля Сипана (фото 12). На его полу­круг­лой фрон­тали знак туми заме­нен дру­гим сим­во­лом полета без кры­льев – рас­хо­дя­щи­мися в сто­роны (V-образными) высту­пами, кото­рые также «копи­ро­вали» лопа­сти винта, но, видимо, дру­гой кон­струк­ции. (Подроб­нее см.: 3. Дека­пи­та­дор.) Такой голов­ной убор ста­но­вится на дол­гое время тра­ди­ци­он­ным для дина­стии и наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ным для Сови­ного бога в ико­но­гра­фии Моче. Наи­бо­лее полно образ Совы-воина вопло­щен в облике, созда­ва­е­мом фардо пра­ви­теля, похо­ро­нен­ного на уровне-3 в гроб­нице № 14, извест­ного под услов­ным име­нем Жреца-воина.

image051Фото 12[xv]. Рекон­струк­ция обла­че­ния и инсиг­ний Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Сле­дует отме­тить, что сов­ме­ще­ние рели­ги­оз­ной и поли­ти­че­ской вла­сти было типично для пра­ви­те­лей всего Анд­ского мира. Однако у циви­ли­за­ции Моче, в кото­рой войны, риту­аль­ные бои и соот­вет­ственно воины играли пер­во­сте­пен­ную роль, правитель-жрец был еще, как пра­вило, и вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим. Послед­ний из дина­стии Сипана – моло­дой пра­ви­тель, оста­ва­ясь царем, намест­ни­ком божества-прародителя на земле, вер­хов­ным жре­цом и вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим, деле­ги­ро­вал часть своих пол­но­мо­чий двум при­бли­жен­ным. Одни из них полу­чил ста­тус глав­ного жреца, а дру­гой – главнокомандующего.

image013Фото 13[xvi]. Цере­мо­ния вру­че­ния керо с кро­вью побеж­ден­ных вои­нов глав­ным богам Моче. Фраг­мент про­ри­совки раз­вертки рос­писи бутыли из Музея этно­ло­гии, Мюн­хен, Гер­ма­ния. Опуб­ли­ко­вана в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978

Раз­де­ле­ние функ­ций пра­ви­теля в мире сей­час было под­креп­лено идео­ло­ги­че­ски. Божество-прародитель также было раз­де­лено на два боже­ства. И это закре­пи­лось в рели­гии Моче, о чем сви­де­тель­ствуют изоб­ра­же­ния скульп­тур­ных и рас­пис­ных сосу­дов. Сам Вла­сти­тель Сипана был погре­бен в облике Боже­ства уллючо – в образе воина, но без дубинки и щита, кото­рых Боже­ство уллючо не имело. Дан­ному образу соот­вет­ствует Лучи­стый бог в ико­но­гра­фии Моче (пер­со­наж «А» на про­ри­совке рос­писи бутыли, фото 13). Жрец был обря­жен для путе­ше­ствия на землю пред­ков как Сова-воин без ору­жия. В резуль­тате появился Сови­ный бог, кото­рому уче­ные при­пи­сы­вают функ­ции жреца (пер­со­наж «D» на про­ри­совке). Однако боже­ство Сова-воин также при­сут­ствует в ико­но­гра­фии Моче. Дума­ется, обоих сови­ных богов можно счи­тать одним боже­ством в раз­ных про­яв­ле­ниях. Таким обра­зом, стрем­ле­ние жре­цов Сипана пока­зать спо­соб­ность божества-родоначальника к полету понят­ным обра­зом, т.е. с помо­щью пти­чьей (сови­ной) сим­во­лики, поро­дило новых богов и создало пута­ницу в голо­вах уче­ных, кото­рые до сих пор не могут разо­браться в пан­теоне Моче.

image019Фото 14[xvii]. Фрон­таль моло­дого пра­ви­теля. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Фрон­таль моло­дого пра­ви­теля (фото 14) своим абри­сом весьма напо­ми­нает укра­ше­ние головы ста­рого пра­ви­теля. Она в прин­ципе имеет ту же полу­круг­лую форму, те же V-образные выступы сверху и несет на себе изоб­ра­же­ние Боже­ства уллючо. В этом видно стрем­ле­ние моло­дого пра­ви­теля ука­зать на свою при­над­леж­ность к дина­стии, про­явить почте­ние к ее тра­ди­циям и заявить о том, что он воз­ло­жил на себя те же функ­ции правителя-жреца, что и его пред­ше­ствен­ники и, в осо­бен­но­сти, ста­рый правитель.

Нет ничего уди­ви­тель­ного в том, что моло­дой пра­ви­тель счи­тал необ­хо­ди­мым под­черк­нуть свое род­ство именно со ста­рым пра­ви­те­лем. Об этом гово­рит, напри­мер, тот факт, что он взял такие же штан­дарты с Боже­ством уллючо, тогда как в дру­гих гроб­ни­цах мав­зо­лея подоб­ные штан­дарты най­дены не были. Кроме того, чаль­чальчи и сона­херы моло­дого пра­ви­теля явля­ются почти пол­ными копи­ями тех, что содер­жа­лись в фардо ста­рого пра­ви­теля. Судя по числу пред­ме­тов в погре­баль­ном при­да­ном и их рос­коши, Ста­рый вла­сти­тель Сипана был пра­ви­те­лем не мень­шего мас­штаба, нежели моло­дой, а слав­ная исто­рия его жизни и подви­гов в виде легенд, оче­видно, дости­гала ушей моло­дого пра­ви­теля. Однако Вла­сти­тель Сипана, несо­мненно, во всем хотел пре­взойти пред­ше­ствен­ника и выде­лить осо­бен­но­сти своей лич­но­сти и сво­его прав­ле­ния, не забы­вая, конечно, о соблю­де­нии закона пре­ем­ствен­но­сти. Такого рода мотивы осо­бенно хорошо про­сле­жи­ва­ются на глав­ной инсиг­нии каж­дого пра­ви­теля – на голов­ном уборе Вла­сти­теля Сипана.

image027Фото 15[xviii]. Тор­же­ствен­ное появ­ле­ние Вла­сти­теля Сипана перед под­дан­ными. Он вос­се­дает на троне, кото­рый несут чет­веро слуг. Впе­реди идут жрец и жрица, посы­па­ю­щие землю перед пра­ви­те­лем порош­ком из рако­вин спон­ди­луса. Кадр из доку­мен­таль­ного фильма «Вла­сти­тель Сипана» (2008)

Боже­ство уллючо пока­зано на фрон­тали вла­сти­теля очень подробно и в пол­ный рост, а также допол­нено орна­мен­тами и свя­зано с фигу­рой несу­щего его мон­стра. В резуль­тате фрон­таль моло­дого пра­ви­теля гораздо пол­нее рас­кры­вают для посвя­щен­ных силы и функ­ции Боже­ства уллючо, нежели фрон­таль ста­рого пра­ви­теля. Для непо­свя­щен­ных, т.е. для тех, кого назы­вают наро­дом, под­дан­ными, посла­ние фрон­тали Вла­сти­теля Сипана также ста­но­вится гораздо более понят­ными, нежели посла­ние гео­мет­рич­ного голов­ного убора тра­ди­ци­он­ного дизайна. Вме­сто полу­круга с неиз­вестно что обо­зна­ча­ю­щими пря­мо­уголь­ными высту­пами народ видел на фрон­тали родо­вое боже­ство дина­стии – то же, что и на штан­дар­тах пра­ви­теля, – под­чи­нив­шее себе огром­ного мон­стра. В гла­зах под­дан­ных такой голов­ной убор, конечно, уве­ли­чи­вал пре­стиж их царя.

image053Фото 15. Аяпаэк. Фраг­мент рос­писи фло­реро, пред­став­ля­ю­щего битву между боже­ствами. Код ката­ло­ги­за­ции: ML018882. Раз­меры: 24,9×44,6×44,4 см. Вес: 3550 г. Основ­ной мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу[xix]

Однако фрон­таль с V-образными высту­пами не утра­тила своей зна­чи­мо­сти и оста­лась глав­ным голов­ным убо­ром Сови­ного бога и Аяпа­эка (фото 15) как одного из его вопло­ще­ний в ико­но­гра­фии Моче. В то же время голов­ной убор с двумя рас­кры­тыми кистями в ико­но­гра­фии Моче, как пра­вило, носят не боже­ства, а пред­ста­ви­тели знати Моче и в основ­ном на своих скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях (фото 16). При этом руки рас­по­ла­га­ются не на фрон­таль­ной пла­стине, а кре­пятся прямо к короне и раз­ме­ща­ются по бокам головы персонажа.

image057Фото 16[xx]. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, изоб­ра­жа­ю­щая жреца-астронома во время цере­мо­нии чачандо. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001062. Раз­меры: 19×19×10 см. Вес: 673 г. Мате­ри­алы: кера­мика, пер­ла­мутр. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко[xxi]

 

image060   image062

 


[iii] Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan); Face to face with Peru’s Lord of Sipan 1,900 years after his death. 28.09.2016 (http://www.euronews.com/2016/09/28/face-to-face-with-peru-s-lord-of-sipan-1900-years-after-his-death).

[iv] Shimada I., Shinoda K., Bourget S., Alva W., Uceda S. MtDNA Analysis of Mochica and Sicán Populations of Pre-Hispanic Peru. 2005 (http://www.academia.edu/400002/MtDNA_Analysis_of_Mochica_and_Sic%C3%A1n_Populations_of_Pre-Hispanic_Peru).

[vi] Стоп-кадр из фильма «Documental del Señor de Sipán».

[vii] Стоп-кадры из фильма «Documental del Señor de Sipán», опуб­ли­ко­ван­ного 16 июня 2014 г. (https://www.youtube.com/watch?v=jmAFsLM5xV8).

[xxi] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=1062

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>