Церемонии

«Боги и духи Анд», про­дол­же­ние

Пага­пус

Боги и духи могут про­го­ло­даться, рас­сер­диться, оби­деться, и люди должны поза­бо­титься о том, чтобы отдать им долж­ное, и под­дер­жи­вать с ними доб­рые отно­ше­ния. Чтобы полу­чить хоро­ший уро­жай и боль­шой при­плод живот­ных, избе­жать болез­ней и сти­хий­ных бед­ствий, в тече­ние всего года про­во­дятся рели­ги­оз­ные цере­мо­нии. Они вклю­чают в себя слож­ные риту­алы, состо­я­щие из молитв, при­но­ше­ний, воз­ли­я­ний и даже жерт­во­ва­ния живот­ных (редко) богам дан­ной мест­но­сти[i]. Основ­ная цере­мо­ния у анд­цев – это цере­мо­ния бла­го­дар­но­сти богам, кото­рая назы­ва­ется пага­пус (pagapus, от кечу­ан­ского pago – пла­теж, при­но­ше­ние, apus – боги), а одному богу – пагапу, или паго. Раз­ли­чают паго богу горы – покро­ви­телю округи и паго Пача­маме. Но часто эти две цере­мо­нии объ­еди­няют в одну. В ходе паго люди не только бла­го­да­рят богов, но и про­сят их о мило­сти. Бла­го­дар­ность и просьбы выра­жают при­но­ше­ния, кото­рые назы­ва­ются также паго, но чаще дес­пачо.

 

Дес­пачо

В Перу и Боли­вии листья коки исполь­зу­ются для риту­аль­ных целей. Кока – свя­щен­ное рас­те­ние, кото­рое слу­жит посред­ни­ком между миром богов и миром людей ii

Дес­пачо (despacho) все­гда вклю­чают в себя набор листьев коки – кьинту (k’intu). Основ­ной кьинту состоит из трех листьев. Самый круп­ный и самый длин­ный пред­став­ляет апу (муж­ские боже­ства), сред­ний и округ­лый – Пача­маму (жен­ское боже­ство), а самый малень­кий и про­дол­го­ва­тый пред­став­ляет чело­ве­че­ство. Эти листья рас­по­ла­гают один над дру­гим и дер­жат между ука­за­тель­ным и боль­шим паль­цем пра­вой руки, в то время как левая защи­щает их. Для более тор­же­ствен­ного акта под­го­тав­ли­вают кьинту из шести или девяти листьев[iii]. В дес­пачо, кроме коки, вхо­дят засу­шен­ный заро­дыш ламы, ракушки, злаки, еда, фрукты, цветы и, чтобы дать больше силы, то, что пред­став­ляет для про­ся­щего жертву. Так, анд­ские кре­стьяне, зани­ма­ю­щи­еся раз­ве­де­нием вер­блю­до­вых, раньше жерт­во­вали ламу. Боль­шое зна­че­ние также имеет напи­ток, кото­рым может быть вино или чича (куку­руз­ное пиво).

Цере­мо­ния может быть пер­со­ни­фи­ци­ро­вана и исполь­зо­вана для соеди­не­ния с духами земли для дости­же­ния цели, к кото­рой люди стре­мятся. В соот­вет­ствии с наме­чен­ной целью нужно изме­нить эле­менты, вклю­чен­ные в дес­пачо. Состав дес­пачо – это малые сим­волы того, что хотят при­влечь, при­тя­нуть. Они состав­ляют назна­че­ние дес­пачо.

Не только кре­стьяне про­во­дят паго земле. Оно, похоже, в обы­чае и у жите­лей горо­дов. Вот состав одного из дес­пачо 2010 г.: игру­шеч­ные деньги, изоб­ра­же­ние пары (четы), семена, малень­кий дом, пред­меты, свя­зан­ные с рабо­той[iv]. Все необ­хо­ди­мое для дес­пачо, в том числе деньги – дол­лары и евро, домик и пр. (см. фото[v]), можно купить на рынке, напри­мер, таком, как «ведь­мин рынок» внутри рынка Сан-Педро в Куско. Здесь также про­да­ются и засу­шен­ные заро­дыши ламы.

Когда при­но­ше­ния делают Матери-Земле, их зака­пы­вают, могут про­сто бро­сать  на землю, ино­гда сжи­гают. Когда при­но­ше­ния делают богу горы, их сжи­гают пред­по­чти­тельно внутри или рядом с руи­нами инков, т.е. на свя­щен­ной земле[vi].

Подроб­нее о дес­пачо и паго земле см. в фото­под­борке «Паго земле для про­граммы «Willay»».

Пако

Духов­ный руко­во­ди­тель обря­дов – анд­ский свя­щен­но­слу­жи­тель – назы­ва­ется пако (paqo). Пако как пред­ста­ви­тели анд­ской рели­гии имеют раз­ные иерар­хии свя­щен­ства. Для того чтобы стать одним из них, нужно пройти обу­че­ние у мастера. Чтобы стать масте­ром, нужно быть при­ня­тым гор­ными духами, кото­рые пока­зы­вают это через листья коки или сны. Под­лин­ным пако счи­та­ется чело­век, пере­жив­ший удар мол­нии, и, сле­до­ва­тельно, избран­ный богами на долж­ность жреца.

Как пра­вило, те, кто знает, как сде­лать при­но­ше­ние, также знает, как читать листья коки. Дру­гими сло­вами, пако явля­ются также пред­ска­за­те­лями[vii].

[viii]

Во время болезни люди обра­ща­ются к пако, чтобы он открыл при­чину несча­стья. Пако дей­ствуют по-разному: одни про­ри­цают, читая по листьям коки, дру­гие свя­зы­ва­ются с духами напря­мую[ix].

Про­дол­же­ние: «Паго Пача­маме»


[i] Хогарт Л. Анды. Пер­во­быт­ные рели­гии (http://religionpeace.ru/ocherk_12_andy.html).

[ii] http://www.flickr.com/photos/rollyvaldivia/2315990929/

[iii] http://www.qosqo.com/religion.shtml

[iv] http://www.foros.canalizandoluz.com/2010/07/01-de-agosto-pago-a-la-tierra

[v] http://www.myperu.org/traditions_in_peru_despacho.html

[vi] http://www.perutraces.com/english/mysticism_in_peru.html; http://www.qosqo.com/religion.shtml

[vii] http://www.perutraces.com/english/mysticism_in_peru.html; http://www.qosqo.com/religion.shtml

[viii] http://www.flickr.com/photos/tupacarballo/5085419866/sizes/z/in/photostream/

[ix] Хогарт Л. Анды. Пер­во­быт­ные рели­гии (http://religionpeace.ru/ocherk_12_andy.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>