Архитектура Чавин-де-Уантара

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

image001

Архи­тек­тура Чавин-де-Уантара

image001Фото 1. Долина Чавина: архео­ло­ги­че­ский ком­плекс и деревня к востоку от него[i]

«Цен­тром куль­туры Чавин… был город Чавин де Уан­тар непо­да­леку от дере­вушки Чавин (отсюда назва­ние самой циви­ли­за­ции), – пишет З. Сит­чин. – Он рас­по­ло­жен на высоте 10 тысяч футов (3048 м) над уров­нем моря в Белых Кор­ди­лье­рах на северо-западе Анд. Здесь, в гор­ной долине, где при­токи реки Мара­нон обра­зуют нечто вроде тре­уголь­ника, на про­стран­стве пло­ща­дью 300 тысяч квад­рат­ных футов (около 28 км2) были устро­ены ров­ные пло­щадки и тер­расы, при­год­ные для стро­и­тель­ства слож­ных соору­же­ний, кото­рые были воз­ве­дены по зара­нее наме­чен­ному плану с уче­том осо­бен­но­стей мест­но­сти (рис. 91а). Зда­ния и пло­щади не только обра­зуют пра­виль­ные пря­мо­уголь­ники и квад­раты, но также с высо­кой точ­но­стью ори­ен­ти­ро­ваны по сто­ро­нам света с глав­ной осью восток-запад. Три глав­ных зда­ния рас­по­ла­га­ются на высо­кой тер­расе вплот­ную к внеш­ней запад­ной стене, про­тя­нув­шейся почти на 500 футов (152,4 м). Высота стены, веро­ятно, окру­жав­шей ком­плекс зда­ний с трех сто­рон и остав­ляв­шей откры­тым про­ход к реке с восточ­ной сто­роны, дости­гала сорока футов (12,2 м).

image002Рис. 91»[ii].

image001Фото 2[iii]. Чавин-де-Уантар (2008)

«Три глав­ных зда­ния» – это слив­ши­еся в еди­ное целое два храма Чавина – ста­рый и новый. Рядом с Север­ной пира­ми­дой Ста­рого храма нахо­дится Пира­мида Тельо.

Основ­ные постройки ком­плекса (фото 3 и 4) при­нято счи­тать усе­чен­ными пира­ми­дами. В то же время Алан Элфорд назы­вает их «хра­мами с плос­кой кры­шей»[iv]. Глав­ные входы в храмы ори­ен­ти­ро­ваны на восток.

image005Фото 3[v]. Трех­мер­ная ком­пью­тер­ная рекон­струк­ция, пока­зы­ва­ю­щая основ­ные объ­екты Чавин-де-Уантара, руины кото­рых можно уви­деть ныне. Зда­ния имеют бук­вен­ные обо­зна­че­ния, при­ня­тые в насто­я­щее время

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ется пери­о­ди­за­ция исто­рии Чавин-де-Уантара в два этапа. К пер­вому этапу – 1200 – 500 гг. до н.э. отно­сится Ста­рый храм, а ко вто­рому – 500 – 200 гг. до н.э. – Новый[vi]. (Но есть и дру­гая, кото­рая выде­ляет в исто­рии Чавина три фазы в соот­вет­ствии с изме­не­ни­ями, про­ис­хо­див­шими в кера­мике: фазу Ура­бар­риу (Urabarriu) – 900 – 500 гг. до н.э., фазу Чаки­нани (Chakinani) – 500 – 400 гг. до н.э. и фазу Хана­бар­риу (Janabarriu) – 400 – 250 гг. до н.э. (по Ричарду Бур­геру)[vii].)

Истин­ные назва­ния объ­ек­тов ком­плекса неиз­вестны. Имена, кото­рые сей­час исполь­зу­ются, были даны им уже в испан­ское время. В уче­ной среде стро­е­ния ком­плекса назы­ва­ются соору­же­ни­ями и для них при­ме­ня­ются бук­вен­ные обо­зна­че­ния. Напри­мер, Север­ная пира­мида име­ну­ется «соору­же­ние С».

Ста­рый и Новый храмы постро­ены по U–образ­ной модели, т.е. в плане они напо­ми­нают букву «U».

image005Фото 4[viii]. Рекон­струк­ци­он­ный макет Чавин-де-Уантара

Прежде чем подробно оста­но­виться на назем­ной архи­тек­туре Чавин-де-Уантара, нужно в двух сло­вах ска­зать о его внут­рен­них и под­зем­ных сооружениях.

image009Гале­реи и каналы

image011Фото 1. Фраг­мент восточ­ного фасада Нового храма (Касти­льо). Сни­мок 2005 г.[ix]

Архи­тек­тур­ные соору­же­ния Чавина плохо сохра­ни­лись. Посе­ти­тели ком­плекса видят камен­ный блок зда­ний, частично покры­тых зем­лей и тра­вой, остатки ополз­ней, кото­рые раз­ру­шили ком­плекс с тече­нием вре­мени. Обва­ли­ва­ю­щи­еся наруж­ные стены хра­мов, кажутся непро­ни­ца­е­мыми. Неболь­шие пря­мо­уголь­ные отвер­стия вдоль стен пока­зы­вают только тем­ноту. Но за ними нахо­дятся внут­рен­ние про­стран­ства (фото 2). Их известно более 20. Однако лишь немно­гие из этих так назы­ва­е­мых гале­рей открыты для тури­стов. Архео­логи и сотруд­ники сайта, отве­ча­ю­щие за его сохра­не­ние, могут пере­ме­щаться в зонах, в кото­рые вход вос­пре­щен, про­би­ра­ясь через упав­шие камен­ные глыбы или полз­ком через под­зем­ные каналы[x].

image012Фото 2. План инте­рье­ров Нового и Ста­рого хра­мов (2010)[xi]

Лаби­ринты гале­рей – это узкие кори­доры, кото­рые пово­ра­чи­вают под пря­мым углом и ведут к неболь­шим ком­на­там и тупи­ко­вым нишам. В гале­реях шаги на уплот­нен­ных зем­ля­ных полах едва слышны, и голоса резо­ни­руют с пере­ры­вами из-за их узких раз­ме­ров, камен­ных стен и огром­ных пото­лоч­ных балок. Внеш­ние звуки бло­ки­ру­ются мет­рами камня и пах­ну­щей пле­се­нью земли. В них чело­век легко теряет чув­ство направ­ле­ния и место­по­ло­же­ния, осо­бенно по отно­ше­нию к внеш­нему миру. Воз­дух, влаж­ный и пыль­ный, пере­ме­жа­ется с тягой сквоз­няка све­жего воз­духа из неболь­ших вен­ти­ля­ци­он­ных шахт, кото­рые ведут наружу. Архео­логи и сотруд­ники сайта, отве­ча­ю­щие за его сохра­не­ние, могут пере­ме­щаться в зонах, в кото­рые вход вос­пре­щен, про­би­ра­ясь через упав­шие камен­ные глыбы или полз­ком через под­зем­ные каналы[xii].

image014 image016Фото 3[xiii]. Цен­траль­ный кори­дор Гале­реи Лан­сона Ста­рого храма. Фото 4. Восточ­ный сег­мент Гале­реи двой­ной кон­соли (Doble Ménsula) Нового храма[xiv]

«Гале­реи устра­ша­юще пусты, за исклю­че­нием одной. Гале­рея Лан­сона ограж­дает гра­нит­ный моно­лит 4,5 метра (15 футов) в высоту, отдель­но­сто­я­щий блок, покры­тый резь­бой, кото­рая пока­зы­вает фигуру гума­но­ида с под­ня­тыми кверху гла­зами, клы­ками и зме­ями вме­сто волос. Этот Лан­сон – «подоб­ный копью» по-испански – счи­та­ется цен­траль­ным чавин­ским идо­лом и его про­ро­че­ским символом.

Рас­по­ло­жен­ный в тес­ной кре­сто­об­раз­ной ком­нате в конце длин­ного сужа­ю­ще­гося кори­дора, моно­лит скрыт от пуб­лики. Сна­ружи постро­ена при­мы­ка­ю­щая боль­шая лест­ница, кото­рая раз­вер­ты­ва­ется в утоп­лен­ную круг­лую пло­щадь шири­ной 21 метр (69 футов). Чавин­ская Круг­лая пло­щадь, быв­шая клю­че­вым цере­мо­ни­аль­ным местом, воз­можно, ожив­ля­лась зву­ком труб из рако­вин, как пока­зано на двух камен­ных релье­фах вдоль ее стен. Кро­шеч­ные квад­рат­ные отвер­стия на фраг­мен­ти­ро­ван­ных сте­нах выше пло­щади явля­ются един­ствен­ной путе­вод­ной нитью к обшир­ным внут­рен­ним недрам глу­бин, окру­жа­ю­щим моно­лит. Для тех, кто вхо­дит в это свя­ти­лище, мимо­лет­ный взгляд на Лан­сона вну­шает тре­пет, даже без зна­ния его древ­него рели­ги­оз­ного кон­тек­ста»[xiva].

Так пишет аме­ри­кан­ская спе­ци­а­листка по архео– и пси­хо­аку­стике Мириам Колар, кото­рая своей рабо­той в рам­ках Аре­хо­аку­сти­че­ского про­екта дока­зала, что Лан­сон «гово­рил» голо­сом путуто.

Сей­час в гале­реи ком­плекса про­ве­дено элек­три­че­ское осве­ще­ние. В древ­но­сти, по мне­нию Джона Рика, они осве­ща­лись с помо­щью системы отра­же­ния света, исполь­зо­вав­шей зер­кала из антра­цита, кото­рые во мно­же­стве были най­дены на сайте[xivb].

При­нято счи­тать, что в гале­реи могли вхо­дить только слу­жи­тели культа.

Чавин­ские гале­реи уже стали леген­дар­ными. Джон Рик утвер­ждает, что они явля­ются уни­каль­ными в Южной Аме­рике и, воз­можно, во всем Новом Свете. Наряду с этими гале­ре­ями суще­ствует мно­же­ство под­зем­ных вод­ных кана­лов[xv]. Они, по всей види­мо­сти, соеди­няли две реки, обрам­ля­ю­щие ком­плекс, одну выше построек (бла­го­даря гор­ной тер­расе), а дру­гую в долине под ними.

image018Фото 5[xvi]. Джон Рик в одной из гале­рей Чавина

21 июня 2013 г. Джон Рик и его команда наткну­лись на еще один уча­сток под­зем­ной сети кана­лов (фото 6), кото­рый нахо­дится в несколь­ких мет­рах от Север­ной пира­миды Ста­рого храма (соору­же­ния С) и в 70 м по пря­мой от цен­тра Круг­лой площади.

image020Фото 6. Рас­копки канала, обна­ру­жен­ного 21 июня 2013 г.[xvii]

«Ника­ких рас­ко­пок без кана­лов, – гово­рит Рик. – Речь идет о кон­цен­тра­ции под­зем­ных кана­лов, кото­рые явля­ются не только дре­наж­ными, но и слу­жат для пере­носа воды; кана­лов, кото­рые несут воду, больше, чем кана­лов, кото­рые ее выво­дят. Каналы всех групп, кото­рые вво­дят и выво­дят воду, иден­ти­фи­ци­ро­ваны как две напор­ные системы, неиз­вест­ные до этого в Новом Свете»[xviii].

image022Фото 7. Верх­ний Камен­ный канал после пол­ной рас­копки и кон­сер­ва­ции (2010)[xix]

В рам­ках Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара про­во­дятся изу­че­ние и очистка дре­наж­ного Камен­ного канала (Canal del Rocas) – основ­ной под­зем­ной струк­туры сайта, кото­рая была частью изна­чаль­ной системы управ­ле­ния его вод­ными ресур­сами. Эти работы явля­ются при­о­ри­тет­ными для сохра­не­ния ком­плекса, поскольку Камен­ный канал про­хо­дит под всеми архи­тек­тур­ными струк­ту­рами и соби­рает воду, кото­рая с дождями попа­дает в них, а затем отво­дит ее в реку Мосну. Работы могут помочь умень­шить ущерб от задержки влаги в соору­же­ниях[xx].

image024Фото 8. Основ­ное русло Камен­ного канала на рекон­струк­ци­он­ном рисунке сайта (фраг­мент пла­ката «Работы и находки 2011 г.»)

Счи­та­ется, что гид­ро­тех­ни­че­ская система Чавин-де-Уантара исполь­зо­ва­лась также для зву­ко­вого сопро­вож­де­ния про­во­див­шихся там цере­мо­ний. Напри­мер, бла­го­даря серии неболь­ших камен­ных вен­ти­ля­ци­он­ных отвер­стий в Камен­ном канале на тер­расе Малой пря­мо­уголь­ной пло­щади перед Касти­льо (фото 9), созда­вался эффект «рева ягу­ара» для этого храма, когда вода лилась кас­ка­дом под ним.

image027Фото 9. Серия камен­ных вен­ти­ля­ци­он­ных отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных на тер­расе Малой пря­мо­уголь­ной пло­щади (2005)[xxi]

Система отвер­стий, пока­зан­ная на фото 9, нахо­дится на тер­расе Малой пря­мо­уголь­ной пло­щади, рядом с северо-восточным углом Касти­льо. Соот­вет­ству­ю­щий уча­сток на фото 9а обве­ден белой рамкой.

image035Фото 9а[xxia]. Вид на Касти­льо с высоты пти­чьего полета

Джон Рик утвер­ждает, что гид­рав­ли­че­ская система Чавина была создана и исполь­зо­ва­лась жре­цами для мани­пу­ли­ро­ва­ния водой в риту­аль­ных целях и что в Чавине суще­ство­вал культ воды. «El Comercio» в ста­тье от 24 марта 2013 г. при­во­дит сле­ду­ю­щие его высказывания:

«Мы были изум­лены, когда начали нахо­дить слож­ные дре­наж­ные каналы с 2011 г. После про­шлого сезона мы нашли 8 основ­ных систем кана­лов в неболь­шом про­стран­стве 40 на 80 м, а мы рас­ко­пали только 8 % этой зоны. Мы насчи­тали 50 систем кана­лов, демон­стри­ру­ю­щих управ­ле­ние интен­сив­но­стью воды, кото­рую при­но­сит Уачекса в ком­плекс­ную систему», – гово­рит Рик. Оче­видно, что такая изощ­рен­ная система не нужна для того, чтобы пить воду. «Эта напор­ная система управ­ляла ею, вела ее, под­ни­мала ее, опус­кала ее, чтобы заста­вить ее появ­ляться, исче­зать, зву­чать как крики живот­ных внизу, неся при­но­ше­ния и созда­вая обста­новку, кото­рая необъ­яс­нима в мате­ри­аль­ном мире. Тот, кто при­хо­дил сюда, чтобы уви­деть, имеет ли этот культ силу, наблю­дал за жре­цами, застав­ля­ю­щими тан­це­вать воду!»[xxib].

Подроб­нее о  кана­лах и гале­реях читайте далее, в мате­ри­але: «Тех­ника и тех­но­ло­гии богов».

image028Пира­мида Тельо

image003 image033Фото 1[xxii]. Вид на южный фасад Пира­миды Тельо. Слева – Новый храм. Фото 2. Южный фасад Пира­миды Тельо[xxiii]

О кон­струк­ции Пира­миды Тельо (соору­же­ния D) мало что известно, поскольку зда­ние полу­раз­ру­шено и от наруж­ных стен оста­лось немного. Известно только, что в нем раз­ме­щены две гале­реи. Оно не выров­нено по Черно-белой оси, обра­зо­ван­ной Черно-белым пор­та­лом (Пор­та­лом соко­ли­ных) Нового храма, по кото­рой выров­нено боль­шин­ство пло­ща­дей и зда­ний Чавин-де-Уантара. Это гово­рит о том, что Пира­мида Тельо была, воз­можно, постро­ена позд­нее или, что более веро­ятно, раньше[xxiv].

image034Ста­рый храм

image024Фото 1[xxv]. Вид на Ста­рый храм со сто­роны Боль­шой пря­мо­уголь­ной пло­щади Нового храма (2011). На сред­нем плане справа налево: холм Пира­миды Тельо, холм Север­ной пира­миды, голу­бое пятно – Цен­траль­ная пира­мида, Новый храм

Ста­рый храм (Templo Viejo) с внут­рен­ним дво­ри­ком – Атри­умом – состав­ляли три пира­миды – Север­ная, Цен­траль­ная и Южная. На месте Южной пира­миды теперь нахо­дится Новый храм. Счи­та­ется, что исто­рия стро­и­тель­ства чавин­ского ком­плекса насчи­ты­вает три этапа. На рекон­струк­ци­он­ном рисунке (фото 2) можно видеть, как менялся внеш­ний вид свя­тыни и с ним облик Ста­рого храма.

image038Фото 2[xxvi]. Видо­из­ме­не­ния хра­мо­вого ком­плекса Чавин-де-Уантара по фазам его развития

image006Фото 3[xxvii]. Моно­лит Лан­сон (2006)

image152Цен­траль­ная пира­мида (соору­же­ние B) нахо­дится между зда­нием Нового храма и Север­ной пира­ми­дой. Она имеет стены из теса­ных кам­ней, соеди­нен­ных гли­ной. Она запол­нена зем­лей и необ­ра­бо­тан­ными кам­нями. Внутри пира­миды постро­ено пять узких гале­рей, в том числе Гале­рея Лан­сона – Улы­ба­ю­ще­гося бога, глав­ного ора­кула эпохи – и соеди­ни­тель­ная Гале­рея VIII.

Камен­ный ора­кул нахо­дится в Гале­рее Лан­сона на пере­се­че­нии двух кори­до­ров – в так назы­ва­е­мой ком­нате Лан­сона (фото 3). Соору­же­ние В часто име­нуют также Пира­ми­дой Лансона.

image013Фото 4[xxviii]. Вид на запад­ную часть Круг­лой пло­щади и Пира­миду Лансона

В 1945 г. верх­няя часть пира­миды наряду с Гале­реей VIII и верх­ней частью лест­ницы Круг­лой пло­щади была раз­ру­шена навод­не­нием. Руины пира­миды можно видеть на сред­нем плане фото 4. Узкая лест­ница закан­чи­ва­ется наверху пира­миды. Там, под наве­сом, рас­по­ла­га­ется вход в Гале­рею Лан­сона для тури­стов (фото 5).

image044Фото 5[xxix]. Вход в Гале­рею Лан­сона (2008)

У каж­дой из частей, фор­ми­ро­вав­ших Ста­рый храм, была своя функ­ция в цере­мо­ниях, кото­рые там проводились.

image086Перу­ан­ский спе­ци­а­лист Кшиштоф Маков­ски (Krzysztof Makowski), глав­ный про­фес­сор Пап­ского като­ли­че­ского уни­вер­си­тета Перу, в своей работе «Боги храма Чавина: раз­мыш­ле­ния о рели­ги­оз­ной ико­но­гра­фии» («Dioses del templo de Chavín: reflexiones sobre la iconografía religiosa», 1977) пред­по­ла­гает, что Ста­рый храм пред­став­ляет собой сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние все­лен­ной в пред­став­ле­нии чавин­цев. При этом Лан­сон сим­во­ли­зи­рует ось, вокруг кото­рой вра­ща­ется все­лен­ная[xxx].

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |151617 | 17a | 18 | 18a | 18b | 18с | 18e | 19 | 20 |

 


[ii] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).

[iv] Элфорд А. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[vii] Burger R.L. Chavín de Huántar and Its Sphere of Influence. 2008 (http://ru.scribd.com/doc/149589501/Burger-2008).

[x] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).

[xii] Kolar M. Opus cit.

[xv] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).

[xvii] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013

[xviii] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013

[xix] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).

[xx] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report

[xxx] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>