Заключение ученых

 

Посла­ние Врат Солнца, § 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари: Гроб­ница Вла­сти­теля Уари


Иссле­до­вав находки, архео­логи при­шли к сле­ду­ю­щим выво­дам[i]:

  • Най­ден­ные метал­ли­че­ские и кера­ми­че­ские мате­ри­алы по типу ико­но­гра­фии, мор­фо­ло­гии и тех­но­ло­гии изго­тов­ле­ния отно­сятся к куль­туре Уари Сред­него гори­зонта (600 – 1000 гг. н.э.).
  • Про­стран­ствен­ное рас­пре­де­ле­ние ого­ро­жен­ных про­странств в виде буквы «D» согла­су­ется с моде­лью стро­и­тель­ства Уари Сред­него горизонта.
  • В основ­ной гроб­нице похо­ро­нен уарий­ский пра­ви­тель коло­нии импе­рии Уари в Эспириту-Пампе. Рядом нахо­дятся могилы пред­ста­ви­те­лей его окружения.
  • Кре­пость Эспириту-Пампа изна­чально была окку­пи­ро­вана куль­ту­рой Уари, а затем ее заняли инки, но без изме­не­ния посе­ле­ния Уари.

Фото 16[ii]. Архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Эспириту-Пампа

Зна­че­ние открытия

Перу­анцы очень гор­дятся откры­тием гроб­ницы Вла­сти­теля Уари и срав­ни­вают его с обна­ру­же­нием зате­рян­ного города инков Мачу-Пикчу и гроб­ницы Вла­сти­теля Сипана куль­туры Моче (1987). Важ­ные находки, сде­лан­ные в кре­по­сти, кото­рая нахо­дится в сельве (джун­глях), заста­вили всех снова гово­рить о Пай­тити (Paititi). Согласно легенде, этот поте­рян­ный город, бога­тый золо­том, нахо­дится где-то в джун­глях. Его искали мно­гие в сельве Перу, Боли­вии и Бра­зи­лии, но без­успешно[iii].

Перу­ан­ские уче­ные рас­це­ни­вают откры­тие как очень важ­ное, настолько, что оно их «обя­зы­вает пере­пи­сать исто­рию Перу»[iv].

До обна­ру­же­ния гроб­ниц счи­та­лось, что импе­рия Уари не рас­про­стра­ня­лась в сельву на восток за пре­делы тер­ри­то­рии нынеш­него депар­та­мента Аякучо, а про­никла только в гор­ную мест­ность тер­ри­то­рии совре­мен­ного депар­та­мента Куско. Это сви­де­тель­ствует о том, что вли­я­ние импе­рии было гораздо больше, чем пола­гали ранее[v].

«Теперь стало известно, – пишут в своем пред­ва­ри­тель­ном заклю­че­нии иссле­до­ва­тели, – что импе­рия Уари рас­про­стра­ни­лась и на высо­кую сельву, создав коло­нию в Эспириту-Пампе со своей политико-религиозной систе­мой и, конечно, дина­стией или после­до­ва­тель­но­стью губер­на­то­ров или реги­о­наль­ных владык.

Кроме того, мы теперь знаем, что Эспириту-Пампа была не только послед­ним басти­о­ном инков в сопро­тив­ле­нии испан­скому втор­же­нию, но и достигла про­цве­та­ния раньше как посе­ле­ние Уари, что, несо­мненно, было известно инкам.

Также было уста­нов­лено, что Эспириту-Пампа была свя­щен­ным местом для обеих куль­тур (напом­ним, что «Vilca» на языке кечу­а­нов озна­чает «священный»).

<…>

Однако мы можем утвер­ждать сей­час на основе пере­кры­тия эле­мен­тов одной и дру­гой куль­тур в общей гео­гра­фи­че­ской среде, един­ствен­ной пере­мен­ной кото­рого явля­ется время, что дина­стия инков была про­дол­же­нием во вре­мени сле­ду­ю­щих друг за дру­гом дина­стий Уари (как отме­чает Юха Хил­ту­нен на основе пере­осмыс­ле­ния хро­ники Фер­нандо де Мон­те­си­носа)»[vi].

Гипо­теза о том, что инки при­шли вовсе не от озера Тити­кака, как рас­ска­зы­ва­ется в их мифах, а из Аякучо и гово­рили не на аймар­ском языке, а на кечу­ан­ском, выдви­нута давно. С откры­тием гроб­ницы Вла­сти­теля Уари она укрепилась.

 

*     * *

Несо­мненно, рас­копки должны про­дол­житься и най­ден­ные мате­ри­алы тре­буют изу­че­ния и осмыс­ле­ния. А на это нужно время. Сей­час в наход­ках меня пора­жает соче­та­ние при­ми­тив­но­сти кера­ми­че­ских пред­ме­тов и высо­кого худо­же­ствен­ного и тех­ни­че­ского уровня изде­лий из металла.

Кера­мика, най­ден­ная в гроб­ни­цах Эспириту-Пампы в целом доста­точно невы­ра­зи­тельна. Она содер­жит типич­ные для Уари сосуды дизайна лицо-на-горлышке. Луч­шим из них явля­ется бутыль со сфе­ри­че­ским туло­вом (фото 17). На ней довольно посред­ственно изоб­ра­жен, как при­нято счи­тать, пра­ви­тель Уари, или, на мой взгляд, уарий­ское импер­ское боже­ство, кисти рук и ступни кото­рого напи­саны в соот­вет­ствии с кано­ном божества-корабля.

Фото 17[vii]. Кера­ми­че­ская бутыль модели лицо-на-горлышке в стиле Чаки­пампа (Chaquipampa)

Осталь­ные кера­ми­че­ские пред­меты трудно иден­ти­фи­ци­ро­вать, но, по край­ней мере, сосуды, пока­зан­ные на фото 18 и 19, рас­пи­саны, ско­рее всего, в стиле Наски.

Фото[viii] 18 и 19

Однако метал­ли­че­ские пред­меты, отно­ся­щи­еся к оде­я­нию вла­сти­теля, весьма необычны для куль­туры Уари. Костюм, кото­рый был состав­лен из этих пред­ме­тов, не отоб­ра­жен ни на одном уарий­ском арте­факте и, более того, он, на мой взгляд, не имеет ана­ло­гов в Древ­нем Перу. Пола­гаю, что это и есть глав­ная сен­са­ция дан­ного архео­ло­ги­че­ского открытия.

Фото 20[ix]

Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что в музей­ной вит­рине (фото 20) и на мане­кене (фото 21) сереб­ря­ные пред­меты в форме перьев, кото­рые, по моему мне­нию, явля­ются аст­ро­но­ми­че­скими инстру­мен­тами – topos, были интер­пре­ти­ро­ваны как голов­ное укра­ше­ние и поме­щены по цен­тру лба вла­сти­теля, как это было при­нято у инков. Правда, они дей­стви­тельно похожи на пти­чьи перья. Но, может быть, это не ошибка и инки носили на голове именно topos, а не перья как сим­вол власти?

Фото 21[x]

Мало­ве­ро­ятно, что сереб­ря­ная маска явля­ется посмерт­ной мас­кой Вла­сти­теля Уари, т.е. слеп­ком с его лица. Однако изго­то­вив­ший ее мастер, дума­ется,  поста­рался сде­лать лицо похо­жим. В связи с этим мне не дает покоя, может быть, только кажу­ще­еся сход­ство маски Вла­сти­теля Уари с лицом скульп­тур­ной головы Вира­кочи из храма Ракчи (депар­та­мент Куско) – уни­каль­ным явле­нием в искус­стве Древ­него Перу, где не было (исклю­чая цар­ство Моче) порт­рет­ных изоб­ра­же­ний ни в скульп­туре, ни в живо­писи. При этом голова Вира­кочи, без­условно, пред­став­ляет собой порт­рет, ско­рее всего, некоей исто­ри­че­ской лич­но­сти высо­чай­шего уровня, мастер­ски выпол­нен­ный в реа­ли­стич­ной манере. Но поскольку ста­туя Вира­кочи была сде­лана в инк­ские вре­мена, чело­век, образ кото­рого она несет, навер­няка, был инкой. Дру­гими сло­вами, инту­и­ция меня тоже под­тал­ки­вает к мысли об уарий­ских кор­нях инков.

По сути дела скульп­тура Вира­кочи – это един­ствен­ный дошед­ший до нас реа­ли­стич­ный порт­рет чело­века, кото­рого мы можем назвать инкой. Но почему тогда он так не похож на корен­ных жите­лей Перу и Боли­вии? И какой непо­нят­ный у него голов­ной убор!

Фото 22[xi]. Голова пред­по­ло­жи­тельно Вира­кочи, отко­ло­тая кон­ки­ста­до­рами от туло­вища скульп­туры (нахо­дится в Куско). Музей Аме­рики, Мад­рид, Испания

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 |


4 комментария: Заключение ученых

  1. Надежда говорит:

    Cосуд на трёх нож­ках в форме вымени — это ремейк древ­не­ки­тай­ского или южно­си­бир­ского. Они появи­лись в эпоху Лунь­шань вме­сте с рога­тым ско­том. Такие же были и в Забай­ка­лье. Голова, видимо, тоже оттуда. И маска.

    • fedosya.o говорит:

      Доро­гая Надежда!
      Спа­сибо за инте­рес­ный ком­мен­та­рий. Но Анд­ский мир до при­бы­тия испан­цев знал только вер­блю­до­вых. Поэтому вряд ли образ дой­ного вымени мог исполь­зо­ваться для созда­ния пред­ме­тов культа. Счи­та­ется, что такие сосуды изоб­ра­жают маниоку (см. http://vicuna.ru/index.php/diccionario/mandioca/). Впро­чем, исклю­чать того, что пра­ви­тели были родом из Восточ­ной Азии, конечно, нельзя, поскольку в ико­но­гра­фии Анд­ского мира, напри­мер Чавин-де-Уантара (http://vicuna.ru/index.php/piedras/chavin-de-huantar/), есть доста­точно ассо­ци­а­ций с китай­ским изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством. Вполне воз­можно, что вымя со вре­ме­нем могло быть пере­осмыс­лено в маниоку.
      Федосья

  2. Надежда Марневская говорит:

    Cосуд на трёх нож­ках в форме вымени — это ремейк древ­не­ки­тай­ского или южно­си­бир­ского. Они появи­лись в эпоху Лунь­шань, в III тыся­че­ле­тии до н.э., вме­сте с рога­тым ско­том, и вошли в тра­ди­цию. Такие же были и в Забай­ка­лье. Голова, видимо, тоже оттуда. И маска. Зна­чит, пра­ви­тели при­были из Восточ­ной Азии.

  3. Надежда Марневская говорит:

    Cосуд на трёх нож­ках в форме вымени — это ремейк древ­не­ки­тай­ского или южно­си­бир­ского. Они появи­лись в эпоху Лунь­шань, в 3 тыся­че­ле­тии до н.э. вме­сте с рога­тым ско­том, и вошли в тра­ди­цию. Такие же были и в Забай­ка­лье. Голова, видимо, тоже оттуда. И маска. Зна­чит, пра­ви­тели были китай­ского или тюрк­ского происхождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>