Керамика Кончопаты

Кон­чо­пата, про­дол­же­ние

 

Осо­бый инте­рес для иссле­до­ва­те­лей пред­став­ляет кера­мика, най­ден­ная на сайте.

В Кон­чо­пате неза­ви­си­мое про­из­вод­ство быто­вой кера­мики суще­ство­вало с 400 г. н.э. Начи­ная при­мерно с 600 г. воз­ни­кает про­из­вод­ство повсе­днев­ной и цере­мо­ни­аль­ной кера­мики, кон­тро­ли­ру­е­мое госу­дар­ством. Это про­из­вод­ство не было рас­се­яно по посе­ле­ниям долины Аякучо, а было сосре­до­то­чено исклю­чи­тельно в Кон­чо­пате и, воз­можно, в Уари. Интен­си­фи­ка­ция кера­ми­че­ского про­из­вод­ства соче­та­лась с пла­но­вым стро­и­тель­ством архи­тек­тур­ных соору­же­ний и изме­не­ни­ями в цере­мо­ни­аль­ной прак­тике[i].

В основ­ном най­ден­ная кера­мика была раз­би­той. Необ­хо­димо пояс­нить, что кера­ми­че­ские изде­лия счи­та­лись у анд­цев боль­шой цен­но­стью, поэтому они исполь­зо­ва­лись в каче­стве жерт­во­при­но­ше­ний, т.е. раз­би­ва­лись. В период Сред­него гори­зонта такой ритуал был одним из часто исполь­зу­е­мых и рас­про­стра­нен­ных в раз­ных мест­но­стях Анд. На цен­траль­ном дворе умыш­ленно раз­би­ва­лись спе­ци­ально изго­тов­лен­ные для этого гигант­ские сосуды (урны и кув­шины лицо-на-горлышке). Затем черепки соби­ра­лись и захо­ра­ни­ва­лись в осо­бых ямах, выры­тых в земле. Основ­ными местами, где совер­ша­лись жерт­во­при­но­ше­ния дан­ного типа, были Кон­чо­пата, Пачеко (Ика), Каха­мар­ки­лья (Лима) и Айа­пата (Уан­ка­ве­лика)[ii].

Фото 5[iii]. Антро­по­морф­ный сосуд лицо-на-горлышке

В Кон­чо­пате склад раз­би­тых урн, покры­тых фигур­ной ико­но­гра­фией Уари, рас­ко­пал в 1942 г. Хулио С. Тельо. Затем в 1977 г. был обна­ру­жен вто­рой склад. В резуль­тате рекон­струк­ции из череп­ков было сфор­ми­ро­вано мно­же­ство огром­ных антро­по­морф­ных сосу­дов (фото 5, 6) с фигу­рами, оде­тыми в унку, несу­щими ико­но­гра­фию Уари, в том числе Врат Солнца Тиа­у­а­нако. Этот кера­ми­че­ский стиль стал назы­ваться «Кон­чо­пата», поскольку подоб­ные сосуды были впер­вые най­дены именно в Кончопате.

Фото 6. Рестав­ра­ция боль­ших сосу­дов лицо-на-горлышке[iv]

Находки экс­пе­ди­ции 2001 г. пока­зали, что кера­ми­че­ские арте­факты Кон­чо­паты имеют раз­лич­ную форму, раз­но­об­раз­ные стили и ико­но­гра­фию. Эти сви­де­тель­ства, по мне­нию А. Кук и У. Исбелла, поз­во­ляет по-новому взгля­нуть на нере­шен­ный и широко обсуж­да­е­мый вопрос, была фигур­ная ико­но­гра­фия, общая с Тиа­у­а­нако, основ­ной в дер­жаве Уари. Рас­копки в Кон­чо­пате обна­ру­жили новую ико­но­гра­фию урн, кото­рая не выте­кает из боль­шого пан­теона, общего с Тиа­у­а­нако, а ско­рее пред­став­ляет собой набор фигур Аякучо, свя­зан­ных с воз­ник­но­ве­нием поли­ти­че­ской элиты и вои­нов, изоб­ра­жен­ных на цере­мо­ни­аль­ных сосу­дах[v].

Погре­бе­ния, содер­жа­щие кера­мику, кото­рая отно­сится к позд­нему пери­оду Уарпы и ран­нему Сред­нему гори­зонту эпохи 1, нахо­ди­лись ниже на метр склада с боль­шими фраг­мен­тами урн богато укра­шен­ных чело­ве­че­скими голо­вами в новой ико­но­гра­фии. Так, урна, пред­став­лен­ная на фото 7, пока­зы­вает целых семь голов и соот­вет­ственно семь раз­лич­ных вари­ан­тов голов­ных убо­ров и рас­краски лица, отоб­ра­жен­ных на кайме ниже обода.

Фото 7[vi]. Экс­по­нат Музея Аякучо (2002)

На урне изоб­ра­жены головы без тела и с высу­ну­тым язы­ком. Нет ника­ких осно­ва­ний пола­гать, что они пред­став­ляют собой личины божеств. Поэтому, я думаю, что это, ско­рее всего, – головы уби­тых и/или под­чи­нен­ных вра­гов – пра­ви­те­лей поко­рен­ных пле­мен. Изоб­ра­жать поко­рен­ных демо­нов и божеств невы­со­кого ранга с высу­ну­тым язы­ком очень харак­терно для Моче и Сикана. Обра­щает на себя вни­ма­ние необыч­ная форма кры­льев носа и отсут­ствие нозд­рей у всех персонажей.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 9 | 10 | 11 | 12 |



[i] Wolff B.L. Potters, Power and Prestige: Early Intermediate Period and Middle Horizon Ceramic Production At Conchopata, Ayacucho, Peru (A.D. 400‑1000) (http://aladinrc.wrlc.org/handle/1961/10302?show=full).

[ii] http://www.palimpalem.com/7/YHONPOETA/

[iii] Cook A., Isbell W.H. Project Grant Report. Emergency Excavations at Conchapata:
Huari Temple Architecture and Iconography in Ayacucho, Peru (http://www.doaks.org/research/pre_columbian/doaks_pco_project_grant_report_2001.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>