Культ грибов

image001КУЛЬТ ГРИБОВ

Содер­жа­ние
Пре­ди­сло­вие
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.1. Жерт­во­при­но­ше­ния майя
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
1.3. Жерт­во­при­но­ше­ния и игра в мяч
2. Культ гри­бов и его отра­же­ние в ико­но­гра­фии майя
3. Грибы на рос­пи­сях Тео­ти­уа­кана
4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миш­те­ков
5. Грибы на изоб­ра­же­ниях Моче
6. Тай­ный культ гри­бов Сикана

 

Пре­ди­сло­вие

image003Фото 1. Туми с фигу­рой. Инвен­тар­ный № 1987.394.568. Мате­риал: медь. Высота: 17,5 см. Куль­тура: Моче. Дата: IIVII вв. Гео­гра­фия: Перу. Метрополитен-музей искусств. Нью-Йорк, США[i]

Дол­гое время я не могла понять сим­во­лику формы туми – цере­мо­ни­аль­ного ножа, кото­рый был харак­те­рен для доис­пан­ских куль­тур Север­ного побе­ре­жья Перу – Моче, Ламбайеке–Сикана и Чиму и, по мне­нию уче­ных, исполь­зо­вался для чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Форма туми имеет две основ­ные кон­фи­гу­ра­ции, кото­рые делают его похо­жим: 1) на лопасть винта (фото 1) и 2) на ста­рин­ную сечку для травы или капу­сты с полу­круг­лым лез­вием (фото 2), кото­рое соот­вет­ство­вало полу­круг­лому кор­пусу неболь­ших дере­вян­ных корыт. Корытца выдалб­ли­вали из ствола дерева, поэтому их стенки были скруг­лен­ными. В них рос­сий­ские хозяйки когда-то измель­чали траву для сви­ней. В таких же корыт­цах секли капу­сту для ква­ше­ния. Подоб­ное при­спо­соб­ле­ние было очень удобно. В нем капу­ста, к при­меру, не рас­сы­па­лась по столу, а сечка не цеп­ля­лась за борта. Однако туми вто­рой кон­фи­гу­ра­ции, кото­рый для крат­ко­сти при­нято назы­вать Т-образным, с заго­тов­кой ква­ше­ной капу­сты, конечно, никак не связан.

image005Фото 2[ii]. Туми. Код ката­ло­ги­за­ции: ML100937. Раз­меры: 24,3×0,1×11,8 см. Вес: 149 г. Мате­риал: сплав меди и серебра (60 % Cu 40 % Ag). Культура/стиль: Лам­бай­еке. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха спада (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу[iii]

Обе кон­фи­гу­ра­ции туми весьма необычны для ножа. Поэтому было бы резонно пред­по­ло­жить, что именно форма делает туми свя­щен­ным пред­ме­том. В эпоху Моче туми­об­раз­ные обводы имели и дру­гие атри­буты обла­че­ния божеств, жрецов-правителей и знати. Осо­бенно похо­жими на Т-образный туми были пла­стины, укра­шав­шие голов­ной убор и, в част­но­сти, шлем (фото 3). Они поме­ща­лись на голове пер­со­нажа «лез­вием» вверх и в таком поло­же­нии напо­ми­нали срез гриба.

image068Фото 3[iv]. Бутыль стремя-горлышко со скульп­тур­ными изоб­ра­же­ни­ями совы-воина и жерт­во­при­но­ше­нием плен­ного, а также с живо­пис­ным пред­став­ле­нием риту­аль­ного боя. Мате­риал: кера­мика. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

Довольно быстро выяс­ни­лось, что туми­об­раз­ные очер­та­ния свой­ственны и неко­то­рым золо­тым арте­фак­там (или их частям), при­над­ле­жа­щим доис­пан­ским куль­ту­рам Колум­бии. Однако иссле­до­ва­ние пока­зало, что ножами они не явля­ются. (Подроб­нее см.: «В поис­ках золо­тых туми Колум­бии».)

image009Фото 4. Антро­по­морф­ное навер­шие жезла. Инвен­тар­ный № O26176. Мате­риал: золо­той сплав. Куль­тура: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Музей золота Колум­бии, Богота[v]

Но в ходе изу­че­ние юве­лир­ных изде­лий древ­ней Колум­бии я обра­тила вни­ма­ние на то, что на голов­ные уборы каси­ков куль­туры Тай­роны поме­щены фигур­ные пла­стины, схо­жие с туми–навер­ши­ями шле­мов Моче (фото 4). Судя по архео­ло­ги­че­ским наход­кам, такие пла­стины укра­шали голов­ные уборы неко­то­рых пред­ста­ви­те­лей элиты Тай­роны. На фото 5, пока­зы­ва­ю­щем ком­плект погре­баль­ного убран­ства одного из тай­ро­нов, хорошо видно, что пла­стины дей­стви­тельно выгля­дят как срезы гри­бов, с кото­рыми их и иден­ти­фи­ци­руют неко­то­рые ученые.

image011Фото 5[vi]. Укра­ше­ния, обна­ру­жен­ные в погре­бе­нии знат­ного тай­рона. Музей золота Тай­роны. Дом таможни, город Санта-Марта, депар­та­мент Маг­да­лена, Колумбия

Подоб­ной чести мог удо­сто­иться только гриб, став­ший свя­щен­ным бла­го­даря его исполь­зо­ва­нию в риту­аль­ных прак­ти­ках. Но поме­стить на голов­ной убор боже­ства выс­шего ранга даже свя­щен­ный гриб пока­за­лось мне еще более стран­ным реше­нием жре­цов, нежели поме­стить туда нож (туми). Ведь в резуль­тате ранг боже­ства сни­жа­ется до уровня духа гриба. Дан­ное умо­за­клю­че­ние я сде­лала на основе иссле­до­ва­ния ико­но­гра­фии Моче. У этой куль­туры части цере­мо­ни­аль­ного костюма, ору­жие и дру­гие пред­меты, исполь­зо­вав­ши­еся жрецом-правителем, когда он при­ни­мал образ боже­ства, от имени кото­рого пра­вил в мире сей­час, явля­лись свя­щен­ными. Такой же ста­тус при­да­вался рас­те­ниям, пре­па­раты из кото­рых при­ме­ня­лись в ходе риту­а­лов. На живо­пис­ных и скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях Моче пред­меты, состав­ля­ю­щие образ божества-прародителя, и свя­щен­ные рас­те­ния, поз­во­ля­ю­щие кон­так­ти­ро­вать с ним, ино­гда при­об­ре­тают черты чело­века, т.е. изоб­ра­жа­ются как боже­ство млад­шего уровня – дух вещи или растения.

Однако отме­сти, не про­ве­рив, вер­сию гриба как одного из воз­мож­ных вари­ан­тов сим­во­лики туми, конечно, было нельзя. Стрем­ле­ние рас­крыть тайну этого ножа побу­дило меня про­ве­сти неболь­шое иссле­до­ва­ние на тему места гри­бов в риту­аль­ных прак­ти­ках и искус­стве куль­тур Месо­аме­рики и Анд­ского мира.

В каче­стве крат­кого резюме, пред­ва­ря­ю­щего основ­ной текст ста­тьи, можно ска­зать сле­ду­ю­щее. Иссле­до­ва­ние пока­зало, что в Месо­аме­рике суще­ство­вал культ гри­бов, кото­рый был свя­зан с чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями и кро­во­пус­ка­ни­ями (без при­чи­не­ния смерти), кото­рые были вве­дены оль­ме­ками – пред­ста­ви­те­лями самой древ­ней циви­ли­за­ции этой историко-культурной зоны. В даль­ней­шем дан­ная прак­тика и соот­вет­ству­ю­щая ей рели­ги­оз­ная идео­ло­гия были вос­при­няты майя, а затем ацтеками.

По срав­не­нию с дру­гими куль­ту­рами Месо­аме­рики и Анд­ского мира ико­но­гра­фия майя содер­жит наи­боль­шее коли­че­ство изоб­ра­же­ний гри­бов. Однако они доста­точно редки. Исклю­че­ние состав­ляют мно­го­чис­лен­ные камен­ные скульп­турки гри­бов из Ками­нальхуйу (Гва­те­мала) – одного из круп­ней­ших цен­тров гор­ных майя в доклас­си­че­ский период. Скульп­турки очень реа­ли­стичны и не допус­кают сомне­ния в том, что они пока­зы­вают именно гриб. Дру­гие изоб­ра­же­ния, пред­став­лен­ные на рос­писи сосу­дов, релье­фах, укра­ша­ю­щих стены и скульп­туры божеств, часто не столь одно­значны. Кто-то уви­дит в них гриб, а кто-то вос­при­мет их как нечто иное. Среди дру­гих куль­тур Месо­аме­рики изоб­ра­же­ния гри­бов встре­ча­ются в основ­ном у оль­ме­ков и миш­те­ков, у ацте­ков их зна­чи­тельно меньше.

Тек­сты и иллю­стра­ции кодек­сов сви­де­тель­ствуют о боль­шом зна­че­нии гри­бов и гриб­ных риту­а­лов в рели­гии майя и миш­те­ков. А камен­ные грибы, исполь­зо­вав­ши­еся в ходе обря­дов кро­во­пус­ка­ния гор­ных майя (Гва­те­мала), рас­це­ни­ва­ются как жезлы вла­сти. Рису­нок из Вен­ского кодекса миш­те­ков пока­зы­вает, что грибы дей­стви­тельно могли поме­щаться на голове боже­ства, при­чем не цели­ком, а в раз­ре­зан­ном виде, сре­зом вперед.

В Анд­ском мире следы рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний и соот­вет­ству­ю­щих им риту­а­лов, кото­рые были свой­ственны куль­ту­рам Месо­аме­рики, наи­бо­лее отчет­ливо чита­ются в рели­ги­оз­ной идео­ло­гии и прак­тике куль­туры Моче. При­ме­ча­тельно, что туми, появив­шись впер­вые, по всей види­мо­сти, у куль­туры Викус, укре­пился в ста­тусе атри­бута божеств именно в период суще­ство­ва­ния циви­ли­за­ции Моче вме­сте с дру­гими туми­об­раз­ными пред­ме­тами. Однако форма туми и ему подоб­ных эле­мен­тов обла­че­ния божеств, жрецов-правителей и вои­нов Моче никак не свя­зана с гри­бами. (Подроб­нее см.: «Сим­во­лика и про­ис­хож­де­ние чаль­чальчи».) Воз­мож­ное исклю­че­ние состав­ляют туми­об­раз­ные фигуры на голов­ных убо­рах. Реа­ли­сти­че­ские изоб­ра­же­ния гри­бов не встре­ча­ются в ико­но­гра­фии Моче, что гово­рит об отсут­ствии культа гри­бов. Но с дан­ным утвер­жде­нием всту­пают в про­ти­во­ре­чие мухо­мо­ро­вая рас­краска голов­ных убо­ров и одежды пер­со­на­жей рас­пис­ных и скульп­тур­ных сосу­дов и, в осо­бен­но­сти, объ­ем­ные гри­бо­по­доб­ные эле­менты голов­ных убо­ров пер­со­на­жей кера­ми­че­ских скульп­тур. Все это можно вос­при­ни­мать как зашиф­ро­ван­ное посла­ние о суще­ство­ва­нии тай­ного культа гри­бов, кото­рый имел рас­про­стра­не­ние только среди элиты Моче. Более отчет­ли­вые сви­де­тель­ства тай­ного покло­не­ния свя­щен­ным гри­бам обна­ру­жи­ва­ются у куль­туры Ламбайеке–Сикана. Их можно найти в изоб­ра­зи­тель­ных кано­нах фигуры Сикан­ского боже­ства, поме­щен­ного на руко­ять туми, а также в спе­ци­фике исполь­зо­ва­ния туми.

image015image017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>