Самое большое чульо


 

Фото 1[1]

Самое боль­шое чульо в мире (фото 1) было сде­лано в Перу к два­дца­той еже­год­ной встрече лиде­ров госу­дарств Азиатско-Тихоокеанского эко­но­ми­че­ского сотруд­ни­че­ства (АТЭС), про­хо­див­шей 22 – 23 ноября 2008 г. в сто­лице страны – Лиме, и выстав­лено в Музее нации. Его раз­меры: 6,5 м в высоту и 3,5 м в ширину, длина раз­но­цвет­ных кос 2,5 м[2].

К сожа­ле­нию, чульо было выпол­нено из ткани. Но поскольку оно пред­став­ляет собой обоб­щен­ный образ этого сим­вола Перу, его укра­шают типич­ные узоры, и этим оно инте­ресно. Я сде­лала «копию» орна­мен­таль­ной ком­по­зи­ции боль­шого чульо, и теперь каж­дый жела­ю­щий может свя­зать себе такое.

 

Рап­порты узо­ров чульо хорошо сопря­га­ются между собой по коли­че­ству петель. Рап­порт узора «Пасу­щи­еся ламы» имеет 24 п. Столько же петель в рас­по­ла­га­ю­щемся над ним узоре «Зиг­заги». Рап­порт сле­ду­ю­щего за ним узора «Крас­ные листья» – 6 п., а самого пер­вого узора «Зубцы» – 4 п. Число 24 делится на 4 и 6  без остатка. Правда, это чульо нужно вязать из тон­ких ниток, так как, если 24 п. умно­жить на 6 рап­пор­тов, полу­чится 144 п. Это очень мало. (Впро­чем, можно взять пряжу потолще.) А если 24 п. умно­жить на 7 рап­пор­тов, полу­чится 168 п., что многовато.

Уве­ли­чить коли­че­ство петель в рап­порте узора «Пасу­щи­еся ламы» не состав­ляет труда. Про­блема – в гео­мет­ри­че­ском узоре «Зиг­заги», эле­менты кото­рого вза­и­мо­за­ви­сят. Но его можно умень­шить, хотя это и потре­бует неко­то­рого вре­мени. Однако в таком слу­чае орна­мент не будет уже столь совер­ше­нен ком­по­зи­ци­онно. Ведь рап­порты узо­ров «Пасу­щи­еся ламы» и «Зиг­заги» имеют оди­на­ко­вое коли­че­ство петель и увя­заны между собой: один «домик» зиг­зага – одна лама.

Исходя из логики ком­по­зи­ции, сле­дует пред­по­ло­жить, что пер­вая убавка для фор­ми­ро­ва­ния донышка шапки может быть сде­лана лишь после завер­ше­ния узора «Зиг­заги». Но если вязать головку чульо с таким боль­шим набо­ром узо­ров, она полу­чится слиш­ком высо­кой. Даже при вер­ти­каль­ной плот­но­сти вяза­ния 4 р. ее высота соста­вит около 15 см. Поэтому перед узо­ром «Пасу­щи­еся ламы» сле­дует про­вя­зать гораздо меньше рядов и, может быть, даже пожерт­во­вать узо­ром «Зубцы».

Таким обра­зом, про­ект «Самое боль­шое чульо в мире» еще ждет своей деталь­ной про­ра­ботки и его пол­ное завер­ше­ние воз­можно лишь со спи­цами в руках.

Донышко самого боль­шого чульо обра­зо­вано с помо­щью резинки 1×1. Этот спо­соб также при­ме­нен в чульо, кото­рое было пода­рено пре­зи­денту Боли­вии Эво Мора­лесу (см. про­ект «Чульо для пре­зи­дента»). Харак­те­рен ли он для насто­я­щих чульо или изоб­ре­тен недавно? На фото кечу­а­нов и айма­ров я не видела чульо с такими доныш­ками. А в Интер­нете выло­жено несколько сним­ков подоб­ных чульо (фото 2 и 3), выпол­нен­ных совре­мен­ными город­скими вязаль­щи­цами и, воз­можно, не руками. Поэтому я думаю, что резинка на донышке чульо – это недав­нее ноу-хау. Честно говоря, чульо с резин­кой на донышке мне не сим­па­тично. Но рас­смот­реть его и узнать спо­соб фор­ми­ро­ва­ния донышка я бы хотела.

Фото 2[3] и 3[4]

Как и у чульо сеньора Мора­леса, орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция боль­шого чульо иде­альна и с худо­же­ствен­ной точки зре­ния, и с точки зре­ния соот­но­ше­ния рап­пор­тов узо­ров. Но обо­рот­ной сто­ро­ной такого совер­шен­ства, как я уже гово­рила, ста­но­вится узость его при­ме­не­ния. Ком­по­зи­ция пред­по­ла­гает лишь два воз­мож­ных вари­анта коли­че­ства петель для ширины головки шапки – 144 или 168.

Дру­гая про­блема боль­шого чульо – его цве­то­вое реше­ние. Поскольку я делала копию чульо, я ста­ра­лась повто­рить в точ­но­сти и цвета его узо­ров, хотя кис­лот­ный зеле­ный и кара­мель­ный розо­вый мне абсо­лютно не нра­вятся. Но это уже иная тема. Сей­час я хочу ска­зать о дру­гом. При созда­нии макета чульо было исполь­зо­вано 30 цве­тов[5]. Я, конечно, не исполь­зо­вала и поло­вины. Но эта про­блема неболь­шая. При жела­нии число цве­тов можно сокра­тить и на много. Или же сле­дует под­на­прячься и найти соот­вет­ству­ю­щее коли­че­ство цве­тов в нит­ках «из сун­дука». Ведь при подоб­ном мно­же­стве цве­тов и оттен­ков и малень­кой пло­щади, кото­рую зани­мает каж­дый из них (т.е. при мел­ких узо­рах), соче­та­ются самые несо­че­та­е­мые и при этом яркие цвета. К тому же, анд­ский стиль как раз и пред­по­ла­гает такой прием. Более серьез­ная про­блема заклю­ча­ется в труд­но­сти тех­ни­че­ского харак­тера, кото­рая воз­ни­кает при вывя­зы­ва­нии узора «Зиг­заги» в пред­ла­га­е­мом цве­то­вом решении.

Узор «Зиг­заги» вяжется тремя нит­ками раз­ных цве­тов в одном ряду, а в сред­ней части – четырьмя. Для евро­пей­ских вязаль­щиц это слиш­ком. Если выпол­нять узор жак­кар­до­вой тех­ни­кой, полу­чится очень тол­сто (насло­ятся на полотно и друг на друга про­тяжки четы­рех ниток), а если вязать тех­ни­кой интар­сии – довольно хло­потно. Но все же интар­сия – более при­ем­ле­мый вари­ант. Правда, не сле­дует забы­вать о том, что перед нами – макет чульо из ткани и сде­лан он не профессионалами-вязальщиками. В реаль­ной жизни, может быть, чульо с таким мно­го­цвет­ным «Зиг­за­гом» где-то и суще­ствует (а надо ска­зать, что этот узор довольно рас­про­стра­нен), но обычно цве­тов в нем меньше, и поэтому вязать его легче. При­мер тому – чульо кре­стьян­ской общины Пата­бамба (Patabamba), кото­рые, как и поло­жено, почти оди­на­ковы и раз­нятся лишь в мело­чах. В них при вывя­зы­ва­нии подоб­ного узора исполь­зо­вано всего два цвета – крас­ный и белый (фото 4). Резуль­тат, на мой вкус, – прекрасный.

Фото 4. Порт­рет кечу­ана из Пата­бамбы (2006)[6]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>