Золотые самолетики

ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ

ЗОЛОТЫЕ САМОЛЕТИКИ

Тему полета, кото­рая явля­ется глав­ной у арте­фак­тов из золота древ­ней Колум­бии, рас­кры­вают зна­ме­ни­тые золо­тые само­ле­тики. Мно­гими они счи­та­ются оли­це­тво­ре­нием лета­тель­ных аппа­ра­тов богов во плоти. Бόль­шая их часть хра­нится в Музее золота Колум­бии Боготы. Кол­лек­цией мень­ших раз­ме­ров вла­деет Метрополитен-музей искусств Нью-Йорка.

 

Метрополитен-музей искусств

image051Фото 1. Само­ле­тики из собра­ния Метрополитен-музея искусств[i]

В Метрополитен-музее само­ле­тики состав­ляют часть Мемо­ри­аль­ной кол­лек­ции Майкла Рок­фел­лера. Они были най­дены в реги­оне реки Маг­да­лены. В онлай­но­вом ката­логе музея эти юве­лир­ные изде­лия запи­саны как под­вески в форме лету­чей рыбы, отне­сены к куль­туре Толимы (Tolima) и дати­ру­ются X – XV вв. н.э.

image001Фото 2[ii]. Под­веска с инвен­тар­ным № 1991.419.26

Всего в ката­логе пред­став­лено три само­ле­тика (фото 1). При этом пер­вые два (фото 2 и 3) почти оди­на­ко­вые. Но само­ле­тик с фото 2 круп­нее. Его длина состав­ляет 5,7 см, тогда как раз­меры вто­рого само­ле­тика – 4,8×4,5 см.

image003Фото 3[iii]. Под­веска с инвен­тар­ным № 1991.419.25

Тре­тий само­ле­тик (фото 4 и 5) немного отли­ча­ется от пер­вых двух, и он при срав­ни­мых раз­ме­рах (4,1×2,5×5,4 см) кажется не таким массивным.

image009Фото 4[iv] Под­веска с инвен­тар­ным № 1979.206.782

На сним­ках «лету­чих рыбок» хорошо видны детали, кото­рые никак не могут быть свой­ственны живому орга­низму. Если пер­вые две рыбки похожи на кос­ми­че­ский чел­нок, то тре­тья кажется самолетом-амфибией.

image053Фото 5[v]. Под­веска с инвен­тар­ным № 1979.206.782

Худо­же­ствен­ный стиль фигу­рок с харак­тер­ными завит­ками и выпук­лыми гла­зами имеет много общего с тем, в кото­ром рабо­тали мастера Чавин-де-Уантара,  созда­вая своих дра­ко­нов. Поэтому сущ­ность, кото­рую пред­став­ляют золо­тые само­ле­тики Толимы, вос­при­ни­ма­ется мной как дра­кон. При­ме­ча­тельно, что у всех дра­ко­нов Метрополитен-музея на морде изоб­ра­жен знак туми  со скруг­лен­ным (в двух слу­чаях) и ост­рым завер­ше­нием (в третьем).

image035Фото 6. Лету­чая рыба[vi]

Конечно, хоте­лось бы оспо­рить тер­мин «лету­чая рыба», кото­рым ката­лог музея обо­зна­чает дан­ные арте­факты. Дума­ется, они не были опре­де­лены как птицы из-за своей зуба­стой пасти и вер­ти­каль­ного рас­по­ло­же­ния хво­ста. Но на лету­чих рыб под­вески также мало похожи. Хотя с рыб­кой, засня­той на фото 6, неко­то­рое сход­ство все же есть.

image029Фото 7. Под­веска в виде лету­чей рыбы. Инвен­тар­ный № 032924. Раз­меры: 9,7×3,1×8,8 см. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Куль­тура Сан-Агустин (San Agustin). 1 – 900 гг. н.э. Най­дена: Колум­бия, Уила, Сан-Агустин. Музей золота Колум­бии[vii]

Доста­точно реа­ли­стич­ное изоб­ра­же­ние лету­чей рыбы можно видеть на золо­той под­веске в Музее золота Колум­бии (фото 7 и 8). Она была най­дена в захо­ро­не­нии вождя в Сан-Агустине – высоко в Андах.

image015Фото 8. Круп­ный план головы рыбы

На пер­вый взгляд между этой рыб­кой и само­ле­ти­ками сход­ство прак­ти­че­ски отсут­ствует. Однако рыбка также демон­стри­рует свои зубы в оскале и обла­дает очень выпук­лыми гла­зами, кото­рые у рыб обычно явля­ются наи­ме­нее замет­ной частью.

image017Фото 9[viii]. Рыбки в вит­рине Музея золота Колумбии

В Музее золота Колум­бии экс­по­ни­ру­ется мно­же­ство золо­тых под­ве­сок куль­туры Толимы в форме обыч­ной, не лету­чей, рыбы (фото 9 – 11). Фигурки состав­ляли когда-то оже­ре­лья пред­по­ло­жи­тельно жрецов-властителей. В зави­си­мо­сти от дизайна они в боль­шей или в мень­шей сте­пени напо­ми­нают золо­тые самолетики.

image019Фото 10[ix]. Рыбки круп­ным планом

К несвой­ствен­ным рыбе дета­лям у неко­то­рых из фигу­рок добав­ля­ется еще нечто, напо­ми­на­ю­щее вытя­ну­тую впе­ред руку пловца (фото 11). Такие боже­ства в образе рыбы с рукой харак­терны для доинк­ской куль­туры Наски (Перу). Судя по руке, скруг­лен­ной форме головы, ее гори­зон­таль­ному поло­же­нию и соот­вет­ствен­ному раз­ме­ще­нию глаз, можно допу­стить, что к чер­там рыб здесь добав­лены черты «ходя­чей рыбы», а именно, личинки сала­мандры, напри­мер, аксо­лотля. У него, как и у рыбки на фото 11, тоже есть зубы, правда руди­мен­тар­ные. Подоб­ные ров­ные, оди­на­ко­вые зубы без клы­ков при­сущи также голове дра­кона на само­ле­ти­ках Толимы (подроб­нее см. во второй части ста­тьи).

image021Фото 11. Под­веска в форме рыбы. Куль­тура Толимы. Музей золота Колум­бии[x]

Под­вески в форме рыбы были харак­терны также для куль­туры Чирики, кото­рая суще­ство­вала в XIXVI вв. н.э. на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Панамы. Две из них хра­нятся в Метрополитен-музее искусств (фото 12 и 13) и назы­ва­ются в его ката­логе под­вес­ками в форме акулы.

image055Фото 12. Под­веска в форме акулы. Инвен­тар­ный № 04.34.7. Раз­меры: 9,53 см. Мате­риал: золото. Куль­тура: Чирики (Chiriqui). Дата: XIXVI вв. н.э. Гео­гра­фия: Панама. Метрополитен-музей искусств[xi]

Однако оче­видно, что даже по коли­че­ству, форме и рас­по­ло­же­нию плав­ни­ков рыбки этих под­ве­сок не могут соот­вет­ство­вать акуле, не говоря уже о выпук­лых гла­зах, отсут­ствию зуба­стой пасти, а также о «зави­тых усах» рыбки на фото 12. Несо­мненно, под­вески пред­став­ляют боже­ство, образ кото­рого сло­жился под воз­дей­ствием наблю­де­ния кораб­лей богов во плоти, кото­рые могли не только пла­вать под водой, по поверх­но­сти воды, но, воз­можно, и летать. Более всего такому аппа­рату соот­вет­ствуют формы рыбки, дан­ной на фото 12.

image057Фото 13. Под­веска в форме акулы. Инвен­тар­ный № 1979.206.1054. Раз­меры: 7,9×3,2 см. Мате­риал: золото (литей­ный сплав). Куль­тура: Чирики. Дата: XIXVI вв. н.э. Гео­гра­фия: Коста-Рика или Панама, полу­ост­ров Бурика (Burica). Мемо­ри­аль­ная кол­лек­ция Майкла С. Рок­фел­лера. Метрополитен-музей искусств[xii]

Рыбка, пока­зан­ная на фото 13, инте­ресна тем, что она укра­шена рез­ным орна­мен­том в форме полосы, кото­рая тянется по ее бокам (так и хочется напи­сать «по бор­там») и носу. (Кстати, схо­жий узор есть и у рыбки Толимы, пред­став­лен­ной на фото 11.) В тре­уголь­ные окошки видно, что внутри рыбка пустая. Для обыч­ного укра­ше­ния фигурки доста­точно было начер­тить узор на ее поверх­но­сти. Однако мастер услож­нил работу. Он сде­лал рыбку полой, а узор выре­зал. Как известно, на риту­аль­ных пред­ме­тах ни одна из дета­лей не может быть слу­чай­ной. А зна­чит, худож­ник стре­мился под­черк­нуть то, что у рыбы есть внут­рен­нее про­стран­ство, кото­рое имеет свое пред­на­зна­че­ние. По ана­ло­гии с косат­ками кера­ми­че­ских рос­пи­сей Наски, кото­рые пере­во­зят «пас­са­жи­ров» в своем чреве, можно пред­по­ло­жить, что этот корабль пред­на­зна­чен для пере­возки усоп­ших через воды мира внизу.

image032 image034



[i] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Colombia,_tolima_(attr.),_pendenti_a_forma_di_pesce_volante,_X-XV_sec,_oro_a_fusione,_02.JPG

[xii] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/313247?sortBy=Relevance&where=Panama&ft=*&offset=120&rpp=20&pos=140

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>