ПЕРЕХОД К УПРАВЛЕНИЮ ВИКУНЬЯМИ НА ВОЛЕ

Исто­рия охраны вику­ний в Перу, про­дол­же­ние

[1]

Про­вал попытки абсо­лют­ной защиты викуний

Чис­лен­ность вику­ний росла, но про­цесс вос­ста­нов­ле­ния попу­ля­ции шел весьма трудно. По-прежнему про­цве­тало бра­ко­ньер­ство. Заин­те­ре­со­ван­но­сти в сохра­не­нии и уве­ли­че­нии стад вику­ний у кре­стьян даже в общине Лука­наса не было.

Так, в соот­вет­ствии с согла­ше­нием 1966 г., под­пи­сан­ным между общи­ной Лука­наса и мини­стер­ством сель­ского хозяй­ства, община взяла на себя обя­за­тель­ство усту­пить 6500 га Пампа-Галераса и убрать оттуда весь домаш­ний скот. Пра­ви­тель­ство, в свою оче­редь, обе­щало предо­ста­вить работу, постро­ить школы, про­ве­сти лесо­вос­ста­нов­ле­ние и пога­сить долг мясом и шку­рами, полу­чен­ными от буду­щего исполь­зо­ва­ния вику­ний. Пра­ви­тель­ство так и не выпол­нило сво­его обе­ща­ния и, в свою оче­редь, община не забрала свой скот из запо­вед­ника[2]. Лишь после упо­мя­ну­того вывоза вику­ний в 1979 г. нача­лась выплата посо­бий общи­нам за каж­дое живот­ное, кото­рое пас­лось на их зем­лях[3]. Толч­ком к выплате посо­бий, дума­ется, послу­жил меж­ду­на­род­ный скан­дал с убий­ством вику­ний в запо­вед­нике Пампа-Галерас.

Виль­фредо Перес Руис в «Саге о вику­нье» писал: «…На прак­тике и как резуль­тат того, что вос­ста­нов­ле­ние попу­ля­ции было самой важ­ной целью для дости­же­ния, уча­стие кре­стьян­ства было  све­дено к пас­сив­ной роли и созер­ца­нию госу­дар­ства, кото­рое стре­ми­лось снова насе­лить пуну вику­ньями, спо­соб­ствуя созда­нию рабо­чих мест, кото­рое управ­ляло ука­зан­ным ресур­сом, про­водя пере­пись попу­ля­ции, отлав­ли­вая, остри­гая, про­из­водя шерсть и мясо, в конце кон­цов, платя деньги в каче­стве ком­пен­са­ции за паст­бища, исполь­зу­е­мые для вику­ньи»[4].

Ком­пен­са­ция, полу­ча­е­мая общи­нами, была несу­ще­ствен­ной. Насто­я­щей выгоды от вику­ний они не имели. Кроме того, вику­ньи были ничьими. Общины не вла­дели ими. А если при­нять во вни­ма­ние край­нюю нищету, в кото­рой жили и живут анд­ские кре­стьяне, их нега­тив­ное отно­ше­ние к вику­ньям, то ста­но­вится понят­ным, почему неко­то­рые из кре­стьян пред­по­чи­тали бра­ко­ньер­ство сохра­не­нию живот­ных. Ведь цена на шерсть вику­ний, оста­ва­лась очень высокой.

На пер­вых порах попытка обще­ствен­ной защиты вику­ний также тер­пела неудачу.

 

Согла­ше­ние по сохра­не­нию и управ­ле­нию вику­ньей 1979 г.
Успехи в вос­ста­нов­ле­нии вида

Исполь­зо­ва­ние вику­ний на благо кре­стьян­ских общин дела­ется гене­раль­ной идеей всех пла­нов каса­тельно вику­ньи с уве­ли­че­нием ее попу­ля­ции к концу 1970-х гг. Вику­ньи будут в луч­шей сохран­но­сти, и их чис­лен­ность будет уве­ли­чи­ваться быст­рее, если кре­стьяне будут в этом мате­ри­ально заин­те­ре­со­ваны. А уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти вику­ний поз­во­лит побе­дить нищету в Андах. Такова идео­ло­гия дей­ствий госу­дар­ствен­ных и обще­ствен­ных струк­тур и сей­час. И меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции в лице CITES и Согла­ше­ния по вику­нье вынуж­дены были одоб­рить дан­ное реше­ние проблемы.

«Закон­ное осу­ществ­ле­ние вла­де­ния и исполь­зо­ва­ния вику­ньи в Перу явля­ется реша­ю­щим аспек­том защиты вида, потому что боль­шин­ство попу­ля­ций вику­ньи оби­тает на зем­лях кре­стьян­ских общин», – кон­ста­ти­рует позд­нее, в 1997 г., X сове­ща­ние сто­рон CITES[5].

На воору­же­ние был взят спо­соб бес­ко­ров­ного исполь­зо­ва­ния вику­ний, кото­рый при­ме­нялся инками. Вику­ньи оста­ва­лись в диком состо­я­нии, охота и тор­говля были запре­щены, а шерсть полу­чали при помощи чаку – кол­лек­тив­ной облавы, не пред­по­ла­га­ю­щей убий­ства вику­ний, а только поимку и стрижку живот­ных, после кото­рой их отпус­кают на волю.

5 декабря 1978 г. в Перу пре­зи­дент­ским ука­зом был утвер­жден Спе­ци­аль­ный про­ект по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи и ответ­ствен­но­сти по ее сохра­не­нию и управ­ле­нию[6], прин­ципы кото­рого через год были под­дер­жаны на меж­ду­на­род­ном уровне.

20 декабря 1979 г. по исте­че­нии срока дей­ствия пер­вого согла­ше­ния в Лиме (Перу) Боли­вией, Чили, Эква­до­ром и Перу был под­пи­сан вто­рой доку­мент – Согла­ше­ние по сохра­не­нию и управ­ле­нию вику­ньей (Арген­тина при­со­еди­ни­лась в 1988 г.). Это согла­ше­ние дей­ствует в насто­я­щее время[7].

Эква­дор стал новым чле­ном согла­ше­ния. Вику­ньи исчезли с его тер­ри­то­рии вскоре после испан­ского заво­е­ва­ния[8], и Эква­дор рас­счи­ты­вал, в част­но­сти, вос­ста­но­вить их попу­ля­цию с помо­щью стран – участ­ниц согла­ше­ния[9].

Вот текст пер­вых пяти статей:

«Ста­тья 1. Пра­ви­тель­ства, под­пи­сав­шие согла­ше­ние, при­знают, что сохра­не­ние вику­ньи явля­ется аль­тер­на­ти­вой про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти на благо анд­скому народу, и обя­зы­вают себя перейти к исполь­зо­ва­нию ее про­дук­тов посте­пенно и в неболь­ших объ­е­мах под стро­гим госу­дар­ствен­ным кон­тро­лем, при­ме­няя методы, пред­на­зна­чен­ные для управ­ле­ния дикой при­ро­дой, кото­рые опре­де­ляют соот­вет­ству­ю­щие офи­ци­аль­ные органы.

Ста­тья 2. Пра­ви­тель­ства, под­пи­сав­шие согла­ше­ние, запре­щают охоту и неза­кон­ную тор­говлю вику­ньей, ее про­дук­тами и про­из­вод­ными на тер­ри­то­рии своих стран.

Ста­тья 3. Пра­ви­тель­ства, под­пи­сав­шие согла­ше­ние, запре­щают внут­рен­нюю и внеш­нюю тор­говлю вику­ньями, их про­дук­тами в нату­раль­ном виде и изде­ли­ями из них до 31 декабря 1989 года. Если любая из сто­рон достигла уровня попу­ля­ции вику­ний, управ­ле­ние кото­рой допус­кает про­из­вод­ство мяса, суб­про­дук­тов и костей, а также обра­ботку кожи и шер­сти, воз­можно посте­пен­ное извле­че­ние ком­мер­че­ской выгоды под стро­гим кон­тро­лем госу­дар­ства. Обра­ще­ние в товар обра­бо­тан­ных кож и тка­ней будет сде­лано с исполь­зо­ва­нием меж­ду­на­род­ных узна­ва­е­мых марок и фирм, заре­ги­стри­ро­ван­ных или запа­тен­то­ван­ных, после согла­со­ва­ния со сто­ро­нами через Тех­ни­че­скую адми­ни­стра­тив­ную комис­сию насто­я­щего согла­ше­ния и в коор­ди­на­ции с Кон­вен­цией о меж­ду­на­род­ной тор­говле видами диких живот­ных и рас­те­ний, нахо­дя­щи­мися под угро­зой исчез­но­ве­ния (Вашинг­тон, 1973).

Ста­тья 4. Пра­ви­тель­ства, под­пи­сав­шие согла­ше­ние, запре­щают экс­порт фер­тиль­ных вику­ний, спермы или дру­гого репро­дук­тив­ного мате­ри­ала, кроме как для про­ве­де­ния иссле­до­ва­ний и/или пере­се­ле­ния для любой из стран-участниц.

Ста­тья 5. Пра­ви­тель­ства, под­пи­сав­шие согла­ше­ние, обя­зу­ются под­дер­жи­вать и раз­ви­вать наци­о­наль­ные парки и запо­вед­ники и дру­гие охра­ня­е­мые тер­ри­то­рии с попу­ля­ци­ями вику­ньи и рас­ши­рять рай­оны для вос­ста­нов­ле­ния попу­ля­ции с низ­ким исполь­зо­ва­нием управ­ле­ния – пре­иму­ще­ственно в дикой форме – и все­гда под госу­дар­ствен­ным кон­тро­лем»[10].

Пра­ви­тель­ства обя­за­лись про­дол­жить науч­ные иссле­до­ва­ния по вику­нье, вклю­ча­ю­щие био­эко­ло­ги­че­ские и соци­ально эко­но­ми­че­ские аспекты, обме­ни­ваться инфор­ма­цией, предо­став­лять тех­ни­че­скую помощь для управ­ле­ния и пере­се­ле­ния вику­ньи, вклю­чая под­го­товку кад­ров[11].

В каче­стве рабо­чего органа согла­ше­ния была создана Технико-административная комис­сия, кото­рая должна была соби­раться еже­годно[12].

Пред­при­ня­тые уси­лия дали свои плоды. Вид уда­лось сохра­нить, и его чис­лен­ность стала расти. В 1980 г. вику­ний во всем Перу было уже 61 150 экзем­пля­ров. Это было одним из вели­чай­ших дости­же­ний в мире по вос­ста­нов­ле­нию вида, нахо­див­ше­гося под угро­зой исчез­но­ве­ния[13].

Чер­ная дыра «Сия­ю­щего пути»

Однако 17 мая 1980 г. «Сия­ю­щий путь», реор­га­ни­зо­вав­шийся в воору­жен­ную груп­пи­ровку, пере­шел к пар­ти­зан­ской войне в высо­ко­го­рьях Аякучо. Со вре­ме­нем все больше тер­ри­то­рий страны ока­зы­ва­лось под его кон­тро­лем, осо­бенно в рай­о­нах Анд. Пер­во­на­чально «Сия­ю­щий путь» полу­чал под­держку от мест­ных кре­стьян[14].

Орга­ни­за­ция «Сия­ю­щий путь», или ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия Перу заро­ди­лась в 60-е гг. XX в. в среде пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов Уни­вер­си­тета Хуа­манга Аякучо – одного из самых бед­ных перу­ан­ских депар­та­мен­тов. Она пози­ци­о­ни­ро­вала себя как «чет­вер­тая сту­пень ленин­ского уче­ния, после Маркса, Ленина, Ста­лина и Мао Цзэ­дуна». Под руко­вод­ством сво­его лидера Аби­ма­эля Гусмана (Abimael Guzmán), про­фес­сора фило­со­фии Уни­вер­си­тета Хуа­манга, «Сия­ю­щий путь» пре­вра­тился в одно из круп­ней­ших лево­ра­ди­каль­ных дви­же­ний в Латин­ской Аме­рике. Дви­же­ние Гусмана неод­но­кратно при­бе­гало к тер­ро­ри­сти­че­ским мето­дам про­тив непри­со­еди­нив­шихся кре­стьян и проф­со­юз­ных лиде­ров (впро­чем, такие же меры активно исполь­зо­ва­лись и перу­ан­ским пра­ви­тель­ством). В США, стра­нах Европы и Перу «Сия­ю­щий путь» счи­та­ется тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­цией. В резуль­тате войны, раз­вя­зан­ной им, погибли около 70 тыс. чело­век[15].

В марте 1983 г. «Сия­ю­щий путь» ата­ко­вал запо­вед­ник Пампа-Галерас. А два рейда, совер­шен­ных в 1989 г., при­вели к тому, что запо­вед­ник опу­стел. Запо­вед­ник был «ничей­ной зем­лей» до 1991 г.[16].

Начался раз­гул бра­ко­ньер­ства, кото­рым зани­ма­лись не только орга­ни­зо­ван­ные банды пре­ступ­ни­ков, но зача­стую и сами кре­стьяне. Если в 1981 г. попу­ля­ция вику­ний страны, согласно частич­ной пере­писи, насчи­ты­вала 69 063 особи, оби­тав­ших на  3 146 360 га, то в 1982 г. эти пока­за­тели соста­вили только 25 472 экзем­пляра и 279 915 га[17].

[18]

В 1991 г. «Сия­ю­щий путь» захва­тил кон­троль над мно­гими сель­скими рай­о­нами цен­траль­ной и южной частей Перу, его при­сут­ствие ощу­ща­лось и в пред­ме­стьях Лимы. Перу­ан­ское пра­ви­тель­ство напра­вило воен­ных для борьбы с повстан­цами в рай­оны пре­об­ла­да­ния «Сия­ю­щего пути» и в первую оче­редь в Аякучо, кото­рое было объ­яв­лено чрез­вы­чай­ной зоной, дей­ствие кон­сти­ту­ци­он­ных прав там было при­оста­нов­лено. Пра­ви­тель­ствен­ные вой­ска уни­что­жали деревни и уби­вали кре­стьян, подо­зре­ва­е­мых в под­держке «Сия­ю­щего пути»[19].

12 сен­тября 1992 г. группа спе­ци­аль­ной раз­ведки перу­ан­ской поли­ции пой­мала Гусмана и несколь­ких лиде­ров. В то же время «Сия­ю­щий путь» тер­пел воен­ные пора­же­ния от орга­ни­за­ций дере­вен­ской само­обо­роны кре­стьян, кото­рые больше не под­дер­жи­вали его. Гусман в обмен на замену смерт­ной казни пожиз­нен­ным заклю­че­нием высту­пил по теле­ви­де­нию с обра­ще­нием к своим сто­рон­ни­кам, в кото­ром при­звал пре­кра­тить сопро­тив­ле­ние. Роль лидера «Сия­ю­щего пути» пере­шла к Оскару Рами­ресу, кото­рый был захва­чен вла­стями Перу в 1999 г. После поимки Рами­реса орга­ни­за­ция рас­ко­ло­лась, пар­ти­зан­ская актив­ность ослабла[20].

После раз­грома в начале 1990-х гг. груп­пи­ровка, по сло­вам перу­ан­ских вла­стей, пере­шла на службу к мест­ным нар­ко­ба­ро­нам[21].

Бойцы «Сия­ю­щего пути»[22]

За послед­ние 5 лет, по сло­вам мини­стра обо­роны Хайме Торне, бла­го­даря успеш­ным дей­ствиям перу­ан­ской армии зона дей­ствия «Сия­ю­щего пути» сокра­ти­лась с 34 тыс. до 5 тыс. км2». Опор­ной зоной тер­ро­ри­стов оста­ется долина рек Апу­ри­мак и Эне, кото­рая отли­ча­ется труд­но­про­хо­ди­мыми лесами и гор­ным ланд­шаф­том. По дан­ным перу­ан­ских экс­пер­тов по борьбе с тер­ро­риз­мом, на этой обшир­ной тер­ри­то­рии, охва­ты­ва­ю­щей депар­та­менты Аякучо, Куско и Хунин, дей­ствуют отряды «Сия­ю­щего пути», кото­рыми руко­во­дит семей­ный клан Киспе Пало­мино. В послед­ние годы клан пре­вра­тил свои повстан­че­ские под­раз­де­ле­ния в  пре­ступ­ную орга­ни­за­цию, кото­рая зани­ма­ется про­из­вод­ством, хра­не­нием и пере­воз­кой кока­ина. По оцен­кам спец­служб, ее чис­лен­ность дости­гает при­бли­зи­тельно 600 чело­век[23].

Воз­об­нов­ле­ние роста попу­ля­ции вику­ньи.
Раз­ре­ше­ние CITES на тор­говлю тканями

 Согласно офи­ци­аль­ным ста­ти­сти­че­ским дан­ным, в 1983 г. чис­лен­ность вику­ний снова стала расти и соста­вила 44 516 осо­бей с тер­ри­то­рией оби­та­ния 3 006 032 га. В 1986 г. в Перу было уже 61 224 вику­ньи[24].

Изме­не­ние чис­лен­но­сти вику­ний в Перу с 1980 по 1994 г.[25]

В 1986 г. был раз­ра­бо­тан план по сохра­не­нию вику­ний путем орга­ни­за­ции их ком­мер­ци­а­ли­за­ции, бази­ру­ю­щийся на инк­ской модели управ­ле­ния вику­ньями. По вер­сии М. Сафли, авто­ром этого плана была перу­ан­ская ком­па­ния «Grupo Inca», осно­ван­ная в городе Аре­кипе швей­цар­ской семьей Пат­тей (Patthey) и перу­ан­ской семьей Корсо (Corzo) в 1957 г. как ком­па­ния по экс­порту шер­сти аль­паки[26]. В 1980 – 1990-х гг. ею вла­дели Фран­суа Пат­тей (Francois Patthey) и Фер­нандо Корсо (Fernando Corzo).

[27]Пряжа из шер­сти вику­ньи. Пред­по­ло­жи­тельно ткац­кая фаб­рика ком­па­нии «Cóndor TIPS», конец 1980 – пер­вая поло­вина 1990-х гг.

 Суть фило­со­фии «Grupo Inca» по про­блеме сохра­не­ния вику­ньи была выра­жена в девизе «Стричь вику­нью, чтобы спа­сти вику­нью», поскольку «стри­же­ная вику­нья не пред­став­ляет ника­кой цен­но­сти для бра­ко­нье­ров», как гово­рил Фер­нандо Корсо[28].

[29]Ткань из шер­сти вику­ньи. Пред­по­ло­жи­тельно ткац­кая фаб­рика ком­па­нии «Cóndor TIPS», конец 1980 – пер­вая поло­вина 1990-х гг.

В соот­вет­ствии с ком­плекс­ной стра­те­гией «Grupo Inca» было необ­хо­димо пере­ве­сти вику­ний в При­ло­же­ние II CITES, что поз­во­лило бы стричь живых вику­ний и из их шер­сти изго­тав­ли­вать ткани. В 1986 г. тек­стиль­ная ком­па­ния «Cóndor TIPS», создан­ная «Grupo Inca» в начале 1980-х гг. и имев­шая зна­ния и опыт в обра­ботке шер­сти вер­блю­до­вых, полу­чила раз­ре­ше­ние от пра­ви­тель­ства Перу и от CONACS, в част­но­сти, сде­лать ткань, исполь­зуя шерсть со шкур мерт­вых вику­ний, кон­фис­ко­ван­ных у бра­ко­нье­ров. Эта ткань была пред­став­лена на VI сове­ща­нии сто­рон CITES в Оттаве, Канада, в 1987 г.[30].

Устой­чи­вый рост числа вику­ний (в 1987 г. их стало уже 63 223[31]), план по ком­мер­че­скому исполь­зо­ва­нию шер­сти вику­ний для их сохра­не­ния, а также «образ­цо­вое упор­ство» Ф. Бена­ви­деса – главы деле­га­ции Перу на этом сове­ща­нии сыг­рали свою роль. Ф. Бена­ви­дес достиг еди­но­душ­ной под­держки всех стран-участниц[32]. В резуль­тате на VI сове­ща­нии сто­рон CITES 1987 г. было при­нято реше­ние пере­ме­стить вику­ний Аякучо, Хунина и Пуно (на карте эти депар­та­менты выде­лены оран­же­вым цве­том) в При­ло­же­ние II (огра­ни­чен­ное исполь­зо­ва­ние) и выдать (впер­вые) раз­ре­ше­ние «на тор­говлю тка­нями и одеж­дой из шер­сти, состри­жен­ной с живых живот­ных, поме­щен­ных в При­ло­же­ние II CITES, с мар­кой «VICUÑANDES» и мар­кой «CITES PREOTTAWA 1987″»[33].

[34]

«…Бена­ви­дес полу­чил согла­сие меж­ду­на­род­ного сооб­ще­ства на перу­ан­ское пред­ло­же­ние выра­ба­ты­вать ткань из шер­сти, состри­жен­ной с живых вику­ний, кото­рое заслу­жило еди­но­душ­ную под­держку миро­вого науч­ного сооб­ще­ства, – писал Виль­фредо Перес Руис. – Таким обра­зом, начался новый этап в раци­о­наль­ном исполь­зо­ва­нии ресурса дикой при­роды, нахо­дя­ще­гося под угро­зой исчез­но­ве­ния, пере­ра­ботка и ком­мер­ци­а­ли­за­ция тон­кой шер­сти кото­рого будут при­но­сить впо­след­ствии выгоды сель­скому насе­ле­нию»[35].

В 1988 г. при содей­ствии тогдаш­него пред­се­да­теля совета мини­стров Перу Армандо Виль­а­ну­эвы (Armando Villanueva) был создан Наци­о­наль­ный совет по вику­нье (Consejo Nacional de la Vicuña), пред­се­да­те­лем кото­рого стал Фелипе Бена­ви­дес Бар­реда[36]. Наци­о­наль­ный совет по вику­нье был обра­зо­ван при мини­стер­стве кан­це­ля­рии пре­зи­дента (Ministerio de la Presidencia). Он ста­вил перед собой цели как сохра­не­ния вику­ньи, так и вне­се­ния вклада в соци­аль­ное и эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие кре­стьян­ских общин, на чьих зем­лях они оби­тают[37].

Неудача опыта с изго­тов­ле­нием и про­да­жей тка­ней.
Бра­ко­ньер­ство при­ни­мает угро­жа­ю­щий характер

 В 1988 г. в Перу попу­ля­ция вику­ньи снова стала сокра­щаться, достиг­нув угро­жа­ю­щих зна­че­ний в 1990 г., когда в стране оста­лось всего 15 412 вику­ньи[38].

В период 1989 – 1993 гг., когда социально-политическая ситу­а­ция эпохи оста­вила без защиты вику­ний, было уни­что­жено в общей слож­но­сти 45000 живот­ных, что состав­ляет в сред­нем около 9000 уби­тых вику­ний в год[39].

Раз­ре­ше­ние CITES на выра­ботку и вывоз тка­ней (не шер­сти), кото­рое полу­чило Перу, а вскоре и дру­гие страны вику­ньи, не при­несло жела­е­мого резуль­тата ни в одной из них. Внут­рен­ние тек­стиль­ные ком­па­нии пред­ла­гали цену за шерсть зна­чи­тельно ниже, чем ино­стран­ные, да и про­из­вод­ствен­ных усло­вий для изго­тов­ле­ния высо­ко­ка­че­ствен­ных тка­ней из тон­чай­шей шер­сти вику­ний и в нуж­ном объ­еме внутри стран не было. Прак­тика чаку начала воз­рож­даться в Перу в 1987 г.[40]. Однако кре­стья­нам ничего не оста­ва­лось, как в луч­шем слу­чае стричь вику­ний и накап­ли­вать шерсть, а в худ­шем – зани­маться бра­ко­ньер­ством и неле­галь­ной тор­гов­лей. Регу­ляр­ными чаку стали лишь с 1995 г.

[41]

Вику­ньи не при­над­ле­жали кре­стья­нам. Стричь и исполь­зо­вать их шерсть было в прин­ципе неза­конно. Отсут­ство­вала зако­но­да­тель­ная база для ком­мер­ци­а­ли­за­ции шер­сти. Не было госу­дар­ствен­ной системы управ­ле­ния вику­ньями. Рабо­та­ю­щий еди­ный меха­низм по управ­ле­нию вику­ньями, осно­ван­ный на соот­вет­ству­ю­щем зако­но­да­тель­стве, был создан в период прав­ле­ния Аль­берто Фухи­мори на посту пре­зи­дента Перу и Аль­фонсо Мар­ти­неса Вар­гаса на посту пред­се­да­теля CONACS. Кроме того, в этот период Перу сумело добиться раз­ре­ше­ния на про­дажу шер­сти за рубеж и создать систему ее коммерциализации.

 |1 | 2 | 3 |


[2] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú. PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[3] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).

[5] La X Conferencia de las Partes de la CITES. Harare (Zimbabwe), 9 – 20 de junio de 1997. Examen de las propuestas de enmienda a los Apéndices I y II. Prop. 10.30 (http://www.cites.org/esp/cop/10/prop/S10-30.pdf).

[6] Letts A.B., Rodríguez E.P. Privaticemos las vicuñas: Cómo eliminar el peligro de extinción y aprovechar su potencial económico (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf).

[7] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).

[8] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).

[13] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).

[16] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf ).

[17] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMAPERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/­Libro.pdf).

[24] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMAPERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/­Libro.pdf).

[25] Диа­грамма состав­лена авто­ром по дан­ным Инсти­тута ста­ти­стики и инфор­ма­тики Перу (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/­Libro.pdf).

[31] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMAPERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/­Libro.pdf).

[32] Meier M. Felipe : Hizo camino al andar… (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/g91_felipe.htm).

[33] La X Conferencia de las Partes de la CITES. Harare (Zimbabwe), 9 – 20 de junio de 1997. Examen de las propuestas de enmienda a los Apéndices I y II. Prop. 10.30 (http://www.cites.org/­esp/cop/10/prop/­S10-30.pdf).

[35] Pérez Ruiz W. Felipe Benavides: Un peruano ejemplar (http://wperezruiz.lamula.pe/2009/11/18/34/).

[36] Pérez Ruiz W. Felipe Benavides Barreda. Un amigo del partido del pueblo (http://www.generaccion.com/magazine/1025/felipe-benavides-barreda).

[38] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMAPERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/­Libro.pdf).

[39] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[40] Renaudeau d’Arc N. Manejo comunitario de la vicuña. Informe para las comunidades. Marzo 2003 (http://www.macaulay.ac.uk/macs/Publications/renaudeaudgb.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>