Ритуальная дубинка

ВОИН МОЧЕ

image001РИТУАЛЬНАЯ ДУБИНКА

image001 image003Фото 1[i] и 2[ii]. Укра­ше­ния, изоб­ра­жа­ю­щие вои­нов с копье­ме­тал­кой и дубин­кой. Инвен­тар­ные № 1987.394.86 и 1987.394.73. Раз­меры: 1) 19,1×16 см и 2) 24,5 см. Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, ракушка, бирюза. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США

Воины Моче были воору­жены, помимо дубинки и щита, копье­ме­тал­ками и копями, а также уара­кой (huaraca – праща). Об этом глав­ным обра­зом сви­де­тель­ствуют рос­писи сосу­дов в стиле тон­кой линии. На них вои­нов Моче от про­тив­ни­ков можно отли­чить по чаль­чальче, а также тем­ной рас­краске всего лица или его поло­вины и рас­краске ног. (Она на про­ри­сов­ках рос­пи­сей выгля­дит как чер­ные носки и круг­лые заплатки на коле­нях, а ино­гда – как чулки, дости­га­ю­щие сере­дины бедра.)

image005Фото 3[iii]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи, изоб­ра­жа­ю­щей сра­же­ние с ино­зем­ными вои­нами. Архив Моче К.Б. Дон­нана и Д. Мак-Клелланд

Однако сра­жа­ются воины Моче только дубин­ками, кото­рые они нередко дер­жат напе­ре­вес, направ­ляя на про­тив­ника ост­рый нако­неч­ник из меди. Как пока­зы­вает рос­пись сосуда, пред­став­лен­ная на фото 3, осталь­ное ору­жие воины могут зажи­мать в левой руке, на пред­пле­чье кото­рой надет щит.

image007Фото 4. Бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием баталь­ных сцен. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № V A 666. Раз­меры: 30,4×14,8×14,7 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[iv]

Но чаще воины исполь­зуют только дубинку и щит. А на рос­писи сосуда (фото 4), про­ри­совка кото­рой дана на фото 5, они сра­жа­ются и вовсе без щита, только одной дубин­кой. Воины дер­жат ее двумя руками и когда направ­ляют на про­тив­ника ост­рый конец дубинки, и когда бьют его по лицу голо­вой дубинки. Удар дубин­кой в челюсть про­тив­ника можно видеть на снимке сосуда (фото 4) в ниж­нем ряду росписи.

image007Фото 5. Бои между мочик­скими и ино­зем­ными вои­нами и захват плен­ных. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда № V A 666. Архив Моче К.Б. Дон­нана и Д. Мак-Клелланд[v]

В ниж­нем ряду про­ри­совки пер­вой изоб­ра­жена пара бой­цов, на при­мере кото­рой про­де­мон­стри­ро­ван еще одни прием дей­ствий воина Моче в схватке. Ост­рым кон­цом дубинки, зажа­той в пра­вой руке, он колет про­тив­ника выше локтя, а левой – уда­ряет его в лицо. При этом худож­ник рисует очень харак­тер­ный для вои­нов Моче жест, когда три пальца руки сжаты в кулак, а ука­за­тель­ный и боль­шой – выпрям­лены. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что кула­ком воин бьет про­тив­ника в лицо так, чтобы попасть ука­за­тель­ным паль­цем ему в нос и вызвать кровотечение.

В цен­тре ком­по­зи­ции верх­него ряда нари­со­ван, видимо, самый искус­ный воин Моче. Он схва­тил напав­шего на него про­тив­ника за волосы, стоя на одном колене, повер­нув­шись к нему впол­обо­рота и все свое ору­жие зажав в пра­вой руке.

Обра­щает на себя вни­ма­ние тот факт, что на метал­ли­че­ских укра­ше­ниях, рос­пи­сях сосу­дов и на скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях, дубинка обычно имеет кони­че­скую или бико­ни­че­скую голову. Такие дубинки часто дела­лись из дерева и явля­лись риту­аль­ными. Они харак­терны только для куль­туры Моче. Как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния архео­ло­ги­че­ских сви­де­тельств гроб­ниц Уаки Рахады, риту­аль­ная дубинка неиз­менно сопро­вож­дала на землю пред­ков чле­нов дина­стии пра­ви­те­лей Сипана, начи­ная с ее осно­ва­теля, захо­ро­не­ние кото­рого дати­ру­ется II в. н.э.

image005Фото 6. Бое­вые дубинки и их навер­шия. Север­ное побе­ре­жье Перу (1250 г. до н.э. – 800 г. н.э.). Музей Ларко, Лима, Перу[vi]

Между тем бое­вые дубинки Север­ного побе­ре­жья (1250 г. до н.э. – 800 г. н.э.), согласно ката­логу Музея Ларко, снаб­жа­лись голо­вой из камня или металла в форме дис­ков, розе­ток и звезд, а также как­туса и зооморф­ных голов[vii] и были довольно корот­кими (фото 6). Однако их изоб­ра­же­ния на рос­пи­сях встре­ча­ются довольно редко, да и то лишь у про­тив­ни­ков вои­нов Моче. Это может гово­рить о том, что худож­ники рисо­вали в основ­ном риту­аль­ные сра­же­ния. Зада­чей таких сра­же­ний было не убить про­тив­ника, а взять его в плен, чтобы в даль­ней­шем исполь­зо­вать для жерт­во­при­но­ше­ний. Впро­чем, как сви­де­тель­ствует рос­пись, пред­став­лен­ная на фото 7, и в смер­тель­ных схват­ках худож­ники пока­зы­вают вои­нов Моче сра­жа­ю­щи­мися дубин­кой с кони­че­ской головой.

image011Фото 7[viii]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи бутыли с изоб­ра­же­нием насто­я­щего боя

image062               image064



[iii] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_299-RAP 82−7−28, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/combat).

[v] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, Trustees for Harvard University, Washington D.C. (http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/el-museo-de-arte-de-lima-exhibe-el-soberbio-arte-mochica_10182/2).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>