Божество-корабль

Посла­ние Врат Солнца, § 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари

Кон­чо­пата, Кера­мика Кон­чо­паты, окон­ча­ние

2. Божество-корабль

Фото 24[i]. Урна из Кон­чо­паты. Музей Аякучо

Среди рос­писи гон­чар­ных изде­лий, най­ден­ных в Кон­чо­пате, несо­мнен­ный инте­рес пред­став­ляет изоб­ра­же­ние божества-корабля, кото­рое суще­ствует под водой, но может летать по воз­духу (фото 24 и 25). В целом оно напо­ми­нает под­вод­ных божеств тка­ней Пара­каса, но объ­еди­няет в себе сим­во­лику Пача­ка­мака, Сикана и Уари и, воз­можно, дру­гих царств.

Фото 25. Веро­ятно, один из череп­ков, из кото­рых впо­след­ствии была состав­лена урна, пока­зан­ная на фото 24

Рос­пи­сью на тему божества-корабля орна­мен­ти­ро­вана также урна (фото 26), най­ден­ная во время рас­ко­пок 2001 г. на полу одного из зда­ний Кон­чо­паты, кото­рое было постро­ено после 800 г. н.э. Здесь пока­зан вари­ант этого боже­ства в виде голов ска­ля­щихся живот­ных с очень длин­ными клы­ками. Их голов­ные уборы состав­лены из сим­во­лов божества-корабля – лучей, закан­чи­ва­ю­щихся голо­вами кон­до­ров, пум, сим­во­лов пульта управ­ле­ния (цве­тов Инки) и др. Носы голов живот­ных имеют круг­лую форму с круг­лой дыр­кой(?), на щеках обо­зна­чен слез­ный эле­мент.

Фото 26[ii]

На сосу­дах, пока­зан­ных на фото 23 – 26, есть новый для меня сим­вол – глаз, одна поло­вина кото­рого закра­шена чер­ным цве­том, а дру­гая – белым. Самое про­стое тол­ко­ва­ние, кото­рое пер­вым при­хо­дит в голову: чер­ный – ночь, белый – день. Правда, неко­то­рые иссле­до­ва­тели (Knobloch, 1988) выска­зы­вают пред­по­ло­же­ние о том, что этот знак свя­зан с фазами луны[iii]. Но мне оно пред­став­ля­ется сомнительным.

 

3. Бог Врат Солнца

Фото 27[iv]. Бог Врат на сосуде из Кончопаты

Среди рос­писи кера­мики Кон­чо­паты не могло не быть изоб­ра­же­ний Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако. На фото 27 пред­став­лен один из самых уди­ви­тель­ных его вари­ан­тов, кото­рые я видела. На фото 31 пока­заны абрисы рос­писи дан­ного сосуда и вари­анта этой рос­писи на дру­гом сосуде. Они также отно­сятся к серии рос­пи­сей с гла­зами день–ночь.

На голове Бога Врат, изоб­ра­жен­ного, как и пола­га­ется анфас, мы видим шлем с меанд­ро­вым обрам­ле­нием маски, кото­рая, как и на скульп­туре фриза, имеет форму пря­мо­уголь­ника. Шлем укра­шен цве­тами Инки, двумя голо­вами кон­до­ров на длин­ных шеях и двумя голо­вами ска­ля­щихся живот­ных, кото­рых можно при­нять за пум, если бы у них были круг­лые ушки. Рот боже­ства огром­ный. Губы рас­тя­нуты мак­си­мально, так, чтобы пока­зать все зубы в оскале и среди них четыре длин­ных узких клыка.

Боже­ство одето в унку с двумя вер­ти­каль­ными поло­сами меанд­ро­вого орна­мента. Верх­нюю часть его груди закры­вает пек­то­раль. Кисти рук и ступни ног выпи­саны по канону божества-корабля. В руках боже­ство дер­жит жезлы, отлич­ные от тех, кото­рые даны ему на фризе Врат Солнца. Жезл в пра­вой руке имеет в своей основе нечто вроде изо­гну­той метал­ли­че­ской трубы малень­кого диа­метра. Сверху его вен­чает цве­ток Инки, а ниж­няя часть изоб­ра­жена в виде головы пумы (мощь, опас­ность) с крас­ным цвет­ком во рту (огонь). При этом пума имеет два луча в рай­оне затылка (кры­лья?) и кор­пус из двух пря­мо­уголь­ных частей. В целом кон­струк­ция с пумой пред­став­ляет собой лета­тель­ный корабль, вер­нее сим­вол лета­тель­ного корабля или, ско­рее, знак силы лета­тель­ного корабля.

Фото 28[v]

Жезл в левой руке снизу закан­чи­ва­ется фигур­кой бегу­щего ска­ля­ще­гося муж­чины с обыч­ными чело­ве­че­скими гла­зами в круг­лой узор­ча­той шапочке с двумя перьями (фото 28). Его одежда состоит из пек­то­рали, брас­ле­тов на руках и ногах, цвет­ного пояса и корот­ких шта­ни­шек (юбки). Чело­ве­чек очень малень­кого роста, сле­до­ва­тельно, явля­ется боже­ством низ­кого ранга. На меня он про­из­во­дит впе­чат­ле­ние джина. Пози­ция его тела, изоб­ра­жен­ного сбоку, ног и руки – такая же, как у спут­ни­ков Бога Врат на фризе. Рука чело­вечка отве­дена за спину. Ее пальцы с длин­ными пря­мо­уголь­ными ног­тями белого цвета сло­жены по канону хвата для жезла, но при этом мизи­нец выпрям­лен и самого жезла в руке нет. То есть у него нет власти.

Если кры­ла­тые спут­ники Бога Врат на фризе сим­во­ли­зи­руют подъ­ем­ную силу лета­тель­ного аппа­рата, о чем гово­рят, в част­но­сти их кры­лья, то в дан­ном вари­анте кры­лья у чело­вечка отсут­ствуют. Автор этой ком­по­зи­ции был уве­рен: для того чтобы этот чело­ве­чек читался как подъ­ем­ная сила лета­тель­ного аппа­рата (мини­а­тюр­ное, под­чи­нен­ное божество-корабль), доста­точно того, что он наде­лен кистями рук и ступ­нями ног, форма кото­рых гово­рит о том, что это сопла.

Оче­видно, что автор ком­по­зи­ции – пред­ста­ви­тель школы побе­ре­жья, где подъ­ем­ная сила изоб­ра­жа­ется не в виде кры­льев, а в виде кистей рук и ступ­ней ног, напи­сан­ных по спе­ци­аль­ному канону. Конечно, такая сим­во­лика более уни­вер­сальна. Сопла есть и у кос­ми­че­ского корабля, и у корабля вода–воздух и у инди­ви­ду­аль­ного лета­тель­ного аппа­рата на реак­тив­ной тяге (напри­мер, ран­це­вого типа). А кры­лья – лишь сим­вол полета по воз­духу. Дума­ется, на побе­ре­жье суще­ство­вало зна­ние того, что боже­ства не только летают по воз­духу, но и пла­вают под водой и у них кры­лья отсут­ствуют. Тогда как в гор­ной части, где нет боль­ших озер, таких, как Тити­кака, и кото­рые далеки от оке­ана, подоб­ного зна­ния не было, и полет ассо­ци­и­ро­вался только с крыльями.

Фото 29[vi] и 30[vii]. Абрисы изоб­ра­же­ний с лета­тель­ными аппа­ра­тами, выгра­ви­ро­ван­ных на кам­нях Ики

Такая нить рас­суж­де­ний ведет меня к осо­зна­нию сле­ду­ю­щего факта. Божество-корабль, спо­соб­ность кото­рого пере­дви­гаться по воз­духу и в воде сим­во­ли­зи­руют ступни и кисти рук, напи­сан­ные по опре­де­лен­ному канону, а вовсе не кры­лья, кото­рых у него и нет, появи­лось раньше, чем Най­ламп и Бог Врат Солнца. Най­ламп – более позд­ний про­ект, может быть, также пре­тен­ду­ю­щий на место все­анд­ского боже­ства. Ведь кроме ног и рук-сопел ему были даны еще и кры­лья для того, чтобы было понятно всем Андам, а не только побе­ре­жью, что он – лета­ю­щее боже­ство. С дру­гой сто­роны, воз­можно, боже­ства во плоти новой волны, под­чи­нив­шие себе Анды вме­сте с импе­рией Уари, имели и аппа­раты для пере­дви­же­ния над поверх­но­стью. Об этом гово­рят гри­фоны Пача­ка­мака, кото­рые явля­ются цита­тами лета­тель­ных аппа­ра­тов с кам­ней Ики (или наобо­рот). А сюжеты кам­ней Ики сви­де­тель­ствуют о том, что у богов были само­леты в нашем пони­ма­нии или, ско­рее, откры­тые лета­ю­щие плат­формы, кото­рым для мас­ки­ровки при­да­вался вид пумы (фото 29) или гри­фона – пумы с голо­вой кон­дора (фото 30), у кото­рых были функ­ци­о­наль­ные или лож­ные кры­лья. (Факт заим­ство­ва­ния кано­нов изоб­ра­же­ния лета­ю­щей плат­формы застав­ляет заду­маться, кстати, о том, что камни Ики, воз­можно, были созданы после Рож­де­ства Хри­стова и, может быть, даже во вто­рой поло­вине пер­вого тыся­че­ле­тия как раз по воле богов во плоти, сто­яв­ших за импе­рией Уари. Но это не зна­чит, что инфор­ма­ция, отра­жен­ная на кам­нях, не может быть правдой.)

Фото 31[viii]. Абрисы пер­со­на­жей рос­писи сосуда из Кон­чо­паты с фото 27 (внизу) и похо­жей рос­писи дру­гого сосуда

Вто­рое боже­ство (фото 31) чита­ется как кры­ла­тый спут­ник Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако. Этому спо­соб­ствуют, прежде всего, его поза, изоб­ра­жа­ю­щая бег и повто­ря­ю­щая в общих чер­тах позу кры­ла­того гения, а также кры­лья и костюм. (Костюм! Я только сей­час обра­тила вни­ма­ние, срав­ни­вая рос­пись сосуда Кон­чо­паты с резь­бой Врат Солнца, на то, что кры­ла­тые спут­ники одеты не в унку, в ком­би­не­зоны.) Однако если на фризе врат спут­ни­ков 48, то здесь их только два и они имеют тот же рост, что и у Бога Врат, т.е., по сути дела, равны ему по ста­тусу. А один из спут­ни­ков даже посмел повер­нуться к Богу Врат спиной.

Фото 32[ix]

О равен­стве ста­ту­сов сви­де­тель­ствует и то, что спут­ники обла­дают жез­лами, ничем не усту­па­ю­щими жез­лам Бога Врат. Жезл левой руки спут­ника так же, как и у Бога Врат, сде­лан из пря­мо­уголь­ных метал­ли­че­ских(?) зве­ньев, кото­рые сочле­нены под углом, что при­дает ему форму зиг­зага. Закан­чи­ва­ется он отсе­чен­ной(?) голо­вой с обыч­ными гла­зами, схо­жей с голо­вой на сосуде из Ики (фото 33). (Кстати, глаза голов ска­ля­щихся живот­ных, укра­ша­ю­щих унку воина на этом сосуде, также состоят из двух поло­вин – чер­ной и белой. Голов на унку восемь. Может, и вправду такие глаза имеют отно­ше­ние к лун­ному кален­дарю?) На дру­гом сосуде (см. абрис в верх­ней части фото 31) жезл завер­ша­ется уже целым чело­веч­ком, таким же, как на жезле Бога Врат, но повер­ну­тым вверх ногами. Голова чело­вечка на жезле вто­рого кры­ла­того спут­ника того же сосуда покрыта дру­гим голов­ным убо­ром. Как и на сосуде из Ики, чело­вечки и их головы имеют осо­бен­но­сти в одежде и рас­краске лица, что, ско­рее всего, гово­рит об их при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ному народу или царству.

Фото 33[x]. Сосуд куль­туры Уари. Экс­по­нат Реги­о­наль­ного музея Ики

Вто­рой жезл – в пра­вой руке кры­ла­того спут­ника похож на сильно изо­гну­тую метал­ли­че­скую трубу, кото­рая закан­чи­ва­ется двой­ным топо­ром, т.е. у топора рубя­щая часть опу­щена вниз. Воз­можно, такое поло­же­ние топора сооб­щает о том, что это не только сим­вол вла­сти, кото­рый все­гда изоб­ра­жа­ется рубя­щей частью вверх, а именно бое­вой топор, сле­до­ва­тельно, его хозяин – воин.

Топор в пра­вой руке и голова без тела в левой вызы­вают в памяти образ вер­хов­ного боже­ства Моче дека­пи­та­тора Аяпа­эка, кото­рый изоб­ра­жался с отсе­чен­ной голо­вой в одной руке и туми – в другой.

Как и Аяпаэк, кры­ла­тый спут­ник имеет длин­ные узкие клыки. Его повер­ну­тое в про­филь лицо – это лицо не чело­века, а дра­кона. Шлем пер­со­нажа увен­чан амару и неиз­вест­ным мне, но зна­ко­мым по фото­гра­фиям сим­во­лом в цен­тре. Крыло при­креп­лено к шлему и изоб­ра­жено в виде кисти руки с пятью паль­цами с харак­тер­ными ног­тями – сим­вола полета север­ного побе­ре­жья. Под кры­лом рас­по­ло­жены две головы кон­до­ров. Вся кон­струк­ция, несо­мненно, пред­став­ляет собой сим­вол лета­ю­щего корабля, а поскольку она допол­нена копьем, то – сим­вол бое­вого корабля. Изоб­ра­жать пер­со­на­жей с такой кон­струк­цией на голове было харак­терно для куль­туры Моче (фото 34).

Фото 34[xi]

Боже­ствен­ная сущ­ность спут­ника Бога Врат, явля­ю­ще­гося воен­ным божеством-кораблем, кон­кре­ти­зи­ро­вана на абрисе вто­рого сосуда, где у него изо рта исхо­дит изо­гну­тая под пря­мым углом дыха­тель­ная трубка, как у божеств Пара­каса, но с голо­вой кон­дора на конце, что озна­чает, что перед нами корабль класса вода–воздух. Кроме того, боже­ство пред­став­лено в образе дра­кона. А дра­кон – это как раз и есть самый оче­вид­ный сим­вол корабля класса глу­бины вод – воз­дух, поскольку дра­кон живет в воде и пере­дви­га­ется по воз­духу. (О дра­ко­нах в дан­ном аспекте читайте в сле­ду­ю­щем параграфе.)

 

На основе изу­че­ния кера­мики, най­ден­ной в Кон­чо­пате в XXI в., можно придти к сле­ду­ю­щим выводам.

Кера­мика Кон­чо­паты отра­жает воз­ник­но­ве­ние класса вои­нов и потреб­ность импе­рии в воз­ве­ли­чи­ва­нии воен­ного дела. Об этом сви­де­тель­ствует появ­ле­ние на сосу­дах обра­зов обо­жеств­лен­ных вои­нов высо­кого ранга, кото­рые могли быть одно­вре­менно пра­ви­те­лями и жре­цами. Кроме того, кера­мика пока­зы­вает боль­шое вли­я­ние на Уари куль­тур побе­ре­жья. Ее рос­писи демон­стри­руют при­сут­ствие обра­зов и кано­нов куль­тур Моче, Сикана, Пара­каса и Наски. Доми­ни­рует на них ико­но­гра­фия север­ного побережья.

Как само­сто­я­тель­ный выгля­дит стиль урны с вои­нами на пло­тах. Он отли­ча­ется почти пол­ным отсут­ствием при­выч­ной рели­ги­оз­ной сим­во­лики в виде живот­ных и рас­те­ний. (Исклю­че­ние состав­ляют головы ска­ля­щихся живот­ных на неко­то­рых щитах.) Пер­со­нажи изоб­ра­жены в своем есте­ствен­ном чело­ве­че­ском обли­чье без слож­ных голов­ных убо­ров и масок. В то же время их унку, каски (шапки), щиты и лица укра­шены гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том. Отсут­ствие сим­во­лики весьма необычно для Анд, на арте­фак­тах кото­рых, как пра­вило, наблю­да­ется ее избы­ток. Из извест­ных мне сим­во­лов здесь при­сут­ствуют только ступни и кисти рук, изоб­ра­жен­ные в манере, харак­тер­ной для канона божества-корабля побе­ре­жья. Этот сим­вол как раз и поз­во­ляет заклю­чить, что воины на пло­тах были созданы под вли­я­нием побе­ре­жья, или даже худож­ни­ками побе­ре­жья, кото­рые стре­ми­лись раз­ра­бо­тать для импе­рии Уари ее соб­ствен­ный пан­теон с отлич­ной от дру­гих куль­тур иконографией.

Фото 35. Кув­шин, най­ден­ный при рас­коп­ках в городе Уари. Музей города Уари[xii]. Гор­лышко сосуда утра­чено. Фото 36[xiii]. Деталь кув­шина, пока­зы­ва­ю­щая руку с топором

image004Фото 37[xiv]. Этот же кув­шин в вит­рине музея рядом с уарий­ским сосу­дом лицо-на-горлышке, сде­лан­ным в тра­ди­циях Моче

Оза­да­чи­вает изоб­ра­же­ние трост­ни­ко­вого плота на цере­мо­ни­аль­ной кера­мике гор­ного края. Может быть, плот как сим­вол боль­ших вод­ных про­странств был добав­лен для фор­ми­ро­ва­ния образа божества-корабля, кото­рый не только летает по воз­духу, но и дви­жется под водой. На такую мысль наво­дит рос­пись типич­ного для Уари сосуда лицо-на-горлышке (фото 35 и 36). На нем изоб­ра­жен став­ший при­выч­ным образ груз­ного муж­чины в унку с харак­тер­ными ступ­нями и кистями рук, кото­рые сви­де­тель­ствуют о том, что он – божество-корабль. Это посла­ние уси­лено тем, что унку пра­ви­теля (боже­ства Уари) укра­шено уже не гео­мет­ри­че­скими узо­рами, как у вои­нов на пло­тах (фото 9 – 11) и соот­вет­ству­ю­щих сосу­дов лицо-на-горлышке (фото 12), а гри­фо­нами Пача­ка­мака, кото­рые в свою оче­редь также сим­во­ли­зи­руют божество-корабль, так ска­зать назем­ного бази­ро­ва­ния. При этом пра­ви­тель – лета­ю­щее боже­ство также стоит на плоту. В пра­вой руке он дер­жит топор рубя­щей частью вниз.

Вполне может статься, что перед нами пилот­ный про­ект образа боже­ства – бое­вого корабля, так ска­зать класса вода–воздух, раз­ра­бо­тан­ный как все­анд­ский импер­ский вари­ант. Но он не полу­чил рас­про­стра­не­ния и не пошел в серию как уни­вер­саль­ный для всей импе­рии, поскольку трост­ни­ко­вые плоты не могут быть сим­во­лом, кото­рый при­ем­лем для гор­цев. К тому же он не отра­жает того, что корабль бази­ру­ется под водой.

Кера­мика Кон­чо­паты сви­де­тель­ствует о том, что были пред­при­няты и дру­гие попытки создать все­анд­ский образ боже­ства, пред­став­ля­ю­щего уни­вер­саль­ный корабль. При этом исполь­зо­ва­лась сим­во­лика всех царств, вхо­дя­щих в импе­рию. А для того чтобы под­черк­нуть его под­вод­ные воз­мож­но­сти была взята сим­во­лика, типич­ная для тка­ней Пара­каса (фото 38), где боже­ство пока­зано в под­вод­ном сна­ря­же­нии (фото 24, 25).

Фото 38. Круп­ный план участка выши­того покрова. Некро­поль Пара­каса, южное побе­ре­жье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Инсти­тут искусств Чикаго, США[xv]

Для людей XXI в. сим­во­лика Пара­каса легко чита­ется на его тка­нях, поскольку вид аква­лан­ги­ста или ныряль­щика в маске с труб­кой нам при­вы­чен. Но у анд­цев, конечно, не было воз­мож­но­сти видеть под­вод­ные съемки по теле­ви­зору. Поэтому эта сим­во­лика, может быть, понят­ная в какой-то мере жите­лям побе­ре­жья, также не могла стать уни­вер­саль­ной, импер­ской. И, тем не менее, на роль вер­хов­ного бога Анд глав­ным пре­тен­ден­том оста­ется божество-корабль, кото­рый изоб­ра­жа­ется в соот­вет­ствии с ком­по­зи­ци­он­ной схе­мой побережья.

Самый про­стой и, видимо, самый ран­ний его вари­ант это – чело­век с кистями рук и сто­пами опре­де­лен­ной кон­фи­гу­ра­ции, кото­рые сим­во­ли­зи­руют дви­жу­щую силу корабля, ассо­ци­и­ру­е­мую с соп­лами, и по форме также их напо­ми­на­ю­щие. Этот вари­ант в связи с созда­нием импе­рии, вклю­ча­ю­щей в себя не только побе­ре­жье, но и горы, был допол­нен атри­бу­тами птицы, носил, воз­можно, раз­ные имена, но у меня он ассо­ци­и­ру­ется с име­нем мифи­че­ского царя Сикана Найлампа.

Но, похоже, божество-корабль не смогло стать объ­еди­ня­ю­щим цар­ства вер­хов­ным боже­ством. В каче­стве импер­ского бога на какой-то период был выбран бог Уари, но не Бог с жез­лами, а тот, лицо кото­рого поме­ща­лось на гор­лышке – в выс­шей точке ком­по­зи­ции. Так он доми­ни­ро­вал над осталь­ной ее частью, орна­мен­ти­ро­ван­ной сим­во­лами всех царств, кото­рые вхо­дили в импе­рию, и неиз­менно содер­жа­щей изоб­ра­же­ния божеств-кораблей в раз­ных вари­ан­тах (см. ста­тью «Уарий­ская кера­мика лицо-на-горлышке»).

Среди наи­бо­лее попу­ляр­ных оста­ва­лись фигуры Врат Солнца Тиа­у­а­нако, тер­ри­то­рия кото­рого также вхо­дила в состав импе­рии и авто­ри­те­том кото­рого в анд­ском мире нельзя было пре­не­бре­гать. Но образы Тиа­у­а­нако, вер­нее Врат Солнца, хотя и были созданы по схеме север­ного побе­ре­жья, все равно счи­та­лись обра­зами Тиа­у­а­нако. А поскольку Тиа­у­а­нако фак­ти­че­ски утра­тило свое былое могу­ще­ство и его славы доби­ва­лись для себя дру­гие дер­жавы, пред­при­ни­ма­лись попытки при­ни­зить глав­ное боже­ство Тиа­у­а­нако – Боже­ство Врат. Так это было сде­лано на рос­писи сосу­дов, пока­зан­ных на фото 27 и 31, где Бог Врат изоб­ра­жен рав­ным боже­ству с отли­чи­тель­ными осо­бен­но­стями куль­туры Моче. Образ Бога Врат Солнца и его идей­ное напол­не­ние иска­жа­ются. Он теряет свое пер­вен­ство, отхо­дит на вто­рой план.

Но и дру­гие антро­по­морф­ные боже­ства не смогли стать все­об­щими, потому что были накрепко свя­заны с тем или иным цар­ством. И если это нра­ви­лось одним, то дру­гих не могло не раз­дра­жать. Наи­луч­шим вари­ан­том, кото­рый устроил всех на дол­гое время, стал гри­фон Пача­ка­мака, имев­ший много вари­ан­тов. Он мог быть выпол­нен в стиле любого цар­ства, в том числе и в стиле фриза Врат Солнца Тиа­у­а­нако, а также со сме­ше­нием сти­лей. (О гри­фоне Пача­ка­мака читайте в § 5 и 6.)

*     * *

Гон­чар­ные изде­лия Кон­чо­паты, кото­рая была цен­тром кера­ми­че­ского про­из­вод­ства, кон­тро­ли­ру­е­мого госу­дар­ством, опро­вер­гают тезис об отно­си­тельно «низ­ком идео­ло­ги­че­ском содер­жа­нии» кера­мики Уари, о кото­ром пишет У. Сал­ли­ван. В Кон­чо­пате бόль­шая ее часть «идео­ло­ги­че­ским содер­жа­нием» про­сто пере­на­сы­щена. Но иссле­до­ва­ние при­над­леж­но­сти идео­ло­гии и спо­со­бов ее изоб­ра­зи­тель­ного вопло­ще­ния гово­рит о том, что она была при­вне­сена извне.

В началь­ный период фор­ми­ро­ва­ния дер­жавы кера­мика была гру­бой. Ее рос­писи содер­жали в основ­ном только неслож­ные гео­мет­ри­че­ские узоры. Изоб­ра­же­ний божеств, выпол­нен­ных с помо­щью сфор­ми­ро­ван­ного языка сим­во­лов и на высо­ком худо­же­ствен­ном уровне, не было. При­ми­тив­ность кера­мики гово­рит о нераз­ви­то­сти циви­ли­за­ции в долине Аякучо в ран­ний период куль­туры Уари. Кера­мика оста­ва­лась тако­вой дол­гое время. При этом нет убе­ди­тель­ных сви­де­тельств того, что мастер­ство ремес­лен­ни­ков росло посте­пенно и также посте­пенно кера­ми­че­ские рос­писи напол­ня­лись рели­ги­оз­ной сим­во­ли­кой по мере раз­ви­тия культа и его обслу­жи­ва­ния, что в свою оче­редь озна­чало бы посту­па­тель­ное раз­ви­тие и обще­ства, и его куль­туры, кото­рые нераз­рывно были свя­заны с религией.

Каче­ствен­ные изме­не­ния уарий­ской кера­мики про­изо­шли скач­ко­об­разно. Были сохра­нены лишь неко­то­рые ее отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти, а «идео­ло­ги­че­ское содер­жа­ние» и его образы были взяты на побе­ре­жье. Рос­писи кера­мики искусны, очень раз­но­об­разны и раз­но­родны и носят отчет­ли­вые следы неко­его экс­пе­ри­мента по созда­нию новой ико­но­гра­фии для обнов­лен­ного культа пред­ков, сиречь божества-корабля, и для созда­ния культа вои­нов с целью под­дер­жа­ния импер­ских амби­ций и воен­ной агрес­сии Уари. При этом кера­мика гор­ной части импе­рии Уари и даже бога­тых гроб­ниц Эспириту-Пампы про­дол­жает оста­ваться весьма при­ми­тив­ной. Исклю­че­ние состав­ляют лишь гон­чар­ные изде­лия Кон­чо­паты и города Уари.

Точно также отсут­ствие выре­зан­ных из камня изоб­ра­же­ний или фре­сок на архи­тек­тур­ных струк­ту­рах Уари нельзя истол­ко­вы­вать «как некую форму запрета». Поскольку ремесла в Уари были в зача­точ­ном состо­я­нии, такого декора про­сто не могло быть. Кроме того, небес­ные покро­ви­тели не сочли нуж­ным пере­дать уарий­цам свои тех­но­ло­гии резьбы по камню. Вни­ма­ние богов к долине Аякучо было недол­гим по исто­ри­че­ским мер­кам, а вклад в ее раз­ви­тие зна­ний и тех­но­ло­гий и вообще мизер­ным. Отсюда соче­та­ние в сто­лице Уари гру­бых скульп­тур­ных моно­ли­тов и про­стой кладки стен из битого камня с немно­гими архи­тек­тур­ными струк­ту­рами из круп­ных моно­лит­ных плит и малень­ких бло­ков, кото­рые были обра­бо­таны с помо­щью высо­ких тех­но­ло­гий. В осталь­ных посе­ле­ниях Уари и в том числе в Кон­чо­пате при­знаки стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий богов отсутствуют.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 11 | 12| 12a | 13 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>