3. Зооморфное божество-корабль

Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара: «Биб­лио­тека» обра­зов Анд­ского мирапро­дол­же­ние

3. Зооморф­ное божество-корабль

Тра­ди­ция изоб­ра­жать божества-корабли в облике живот­ных в двух вари­ан­тах – корабля-кондора (гри­фона) и корабля-пумы, как выяс­ни­лось, также пошла именно из Чавина.

 

3.1. Гри­фон

 Фото 14[i]. Чавин­ский орна­мент. 1000 – 500 гг. до н.э. Лом­бард­ский музей. Фото 14а

Две малень­кие пар­ные рез­ные пла­стины из камня работы чавин­ских масте­ров могут слу­жить еще одним при­ме­ром хит­ро­ум­ного спле­те­ния в одном образе несколь­ких сущ­но­стей – боже­ства, кос­мо­навта, дра­кона, кон­дора и корабля. В поло­же­нии, пока­зан­ном на фото 14, пла­стина вос­при­ни­ма­ется как голова 1) боже­ства в слож­ном голов­ном уборе в ипо­стаси кондора-дракона и 2) чело­века в шлеме с дыха­тель­ным аппа­ра­том, зажа­тым в зубах, кото­рый сде­лан в виде клюва кон­дора. Но если повер­нуть изоб­ра­же­ние на 90о (фото 14а), ста­но­вится оче­вид­ным, что это – летя­щий дра­кон, но отнюдь не гри­фон, так как, судя по тому, что колени и локти у согну­тых конеч­но­стей направ­лены впе­ред и назад соот­вет­ственно, они при­над­ле­жат человеку.

Фото 15[ii]. Пума. Фото 16[iii]. Кера­ми­че­ский сосуд с изоб­ра­же­нием божества-корабля в образе гри­фона Пача­ка­мака. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, Нью-Йорк, США

Говоря о гри­фоне, я имела в виду гри­фона Пача­ка­мака – суще­ство с голо­вой кон­дора и туло­ви­щем пумы (реже – ягу­ара), как при­нято счи­тать. Вгля­дев­шись в име­ю­щи­еся у меня фото­гра­фии кера­мики с гри­фо­нами Пача­ка­мака, я убе­ди­лась в том, что у гри­фона конеч­но­сти и тело вовсе не пумы, а чело­века (фото 16 и 17). Сле­до­ва­тельно, тер­мин «гри­фон» не может быть кор­рект­ным. Но поскольку он стал упо­тре­би­тель­ным, навер­ное, лучше его не менять.

Фото 17[iv]

На одном из сосу­дов (фото 18) гри­фон изоб­ра­жен с ягу­а­рьими пят­нами на шкуре и с дра­ко­ньими ког­тями. Но, похоже, зна­ние того, что в основе дан­ной сущ­но­сти лежит дра­кон, мастера Пача­ка­мака утратили.

Фото 18[v]. Сосуд с гри­фо­ном Пача­ка­мака. Куль­тура Пачакамака–Уари пери­ода 800 – 1300 гг. н.э. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу

 

3.2. Ягуар (пума)

Вто­рой канон для божества-корабля – в образе коша­чьего пред­став­ляют сосуды на фото 19 и 20. На фото 19 – сосуд куль­туры Чавина, а на фото 20 – сосуд куль­туры Моче. Кошка мочик­ского сосуда явля­ется почти пол­ной копией чавин­ского. Правда, пят­нышки ягу­ара у нее нари­со­ваны только на лапах и она не имеет дра­ко­ньих ког­тей, зато есть зуб­ча­тый спин­ной гре­бень дра­кона и хвост в виде змеи-дракона. Змеи-драконы нари­со­ваны и на поста­менте. Кошка создана по той же схеме, что и боже­ство, пока­зан­ное на фото 9. Только у послед­него пре­об­ла­дают черты дра­кона, так как от кошки у него только тело. (В «Легенде о Най­лампе», кото­рая была напи­сана ранее дан­ного пара­графа, я вслед за неко­то­рыми иссле­до­ва­те­лями назы­ваю боже­ство, пока­зан­ное на фото 20, демо­ном Стромбо.)

И еще одна важ­ная деталь – чело­ве­че­ская голова без тела с закры­тыми гла­зами, на кото­рую кошка поло­жила свои лапы. Я раньше думала, что это – тро­фей­ная голова, но теперь, узнав о ритуале пре­вра­ще­ния жреца в ягу­ара, вер­нее о сли­я­нии с боже­ством ягу­ара под вли­я­нием как­туса Сан-Педро, я счи­таю, что здесь как раз и изоб­ра­жен резуль­тат этого риту­ала. Боже­ство при­кос­ну­лось к жрецу.

Фото 19[vi]. Сосуд с ягу­а­ром и как­ту­сом. Куль­тура Чавина. 900 – 200 гг. до н.э. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Худо­же­ствен­ный музей Валь­терса (Walters Art Museum), Бал­ти­мор, США. Фото 20[vii]. Кера­ми­че­ский сосуд. Куль­тура Моче. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испания

Ягу­ары имеют атри­буты дра­кона: когти (чавин­ский), зуб­ча­тый спин­ной гре­бень (мочик­ский), хвост в виде дракона-змеи (оба), сле­до­ва­тельно, они явля­ются драконами-ягуарами. Такая ком­по­зи­ция стала про­то­ти­пом для вто­рого канона изоб­ра­же­ния божества-корабля в образе пумы (ягу­ара) на кера­мике в стиле Пачакамака–Уари. На рас­смат­ри­ва­е­мых сосу­дах боже­ства имеют, ско­рее всего, конеч­но­сти и тело живот­ного, хотя конеч­но­сти чавин­ского ягу­ара больше похожи на чело­ве­че­ские. Но на кера­мике Пача­ка­мака, как пра­вило, они изоб­ра­жа­ются с телом и конеч­но­стями чело­века (фото 21).

Фото 21[viii]. Блюдо куль­туры Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики

Аяпаэк, пока­зан­ный на фото 12, также, ско­рее всего, пред­став­ляет собой божество-корабль-пуму, поскольку на его голов­ном уборе вылеп­лена морда именно пумы.

image017Фото I. Сосуд стремя-горлышко. Раз­меры: 15,2×31,8 см. Мате­ри­алы: кера­мика, краски. Место изго­тов­ле­ния: Север­ное побе­ре­жье, Перу (пред­по­ла­га­е­мое). Куль­тура: Моче. 100 – 600 гг. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[i]

Сосуд, засня­тый на фото I, наво­дит на мысль о том, что жрецы-правители Моче вполне могли наде­вать костюмы, кото­рые выра­жали сим­во­лику божества-корабля. Трудно ска­зать, какой мифо­ло­ги­че­ский сюжет изоб­ра­жает скульп­тур­ная группа сосуда и кем явля­ются те двое, фигурки кото­рых рас­по­ла­га­ются на усту­пах горы. Оче­видно только, что на вер­шине горы стоит обо­жеств­лен­ный жрец-правитель с зубами Аяпа­эка, т.е. с клы­ками дра­кона, в голов­ном уборе в форме туми и, молит­венно сло­жив руки, обра­ща­ется к выс­шему боже­ству. На круп­ном плане (фото II) хорошо видно, что его ман­тия сде­лана в форме птицы с голо­вой и руками-лапами человека-пумы.

234865_000_001_20070104_psФото II

Кстати, на фото круп­ного плана можно посмот­реть, как был скон­стру­и­ро­ван голов­ной убор с туми на фрон­таль­ной части. Похоже, что он был все же не только частью погре­баль­ного при­да­ного, но его наде­вали и при жизни, в чем я сомневалась.

Кроме того, сосуд пока­зы­вает, что мочикцы, если и носили набед­рен­ную повязку, а не что-то сши­тое, напо­до­бие тру­сов, то очень искусно пря­тали ее концы, потому что не только на рисо­ван­ных, но и на скульп­тур­ных пер­со­на­жах она выгля­дит как плавки, в дан­ном слу­чае из гобе­лена. Впро­чем, вполне воз­можно, что набед­рен­ные повязки (трусы) знати дей­стви­тельно были и из гобе­ле­но­вых тка­ней в том числе, поскольку, по све­де­ниям из ката­лога Бри­тан­ского музея, набед­рен­ная повязка извест­ной фигурки воина Моче (белая с крас­ными кружочками-пятнами) в жизни могла быть сде­лана из шкуры ягуара.


[i] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=250187&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=1

4. Бог с двумя жезлами

В Чавин-де-Уантаре на стеле Рай­монди был также впер­вые изоб­ра­жен Бог с двумя жез­лами, кото­рый стал про­то­ти­пом Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако. Конечно, вер­хов­ный бог Чавина мало похож на Бога Врат. У него совсем дру­гая атри­бу­тика и сти­ли­стика. Но нужно при­знать, что это именно он – бог-корабль в ипо­стаси чело­века, но без черт дра­кона. Един­ствен­ное, что у него оста­лось от дра­ко­но­че­ло­века стелы Рай­монди – это непол­ное коли­че­ство паль­цев на руке. У чавин­ского боже­ства их три, а у Бога Врат почему-то больше на один, и они не имеют не то, что длин­ных загну­тых ког­тей, но даже одного острого длин­ного ногтя на боль­шом пальце.

Черты дра­кона про­яв­ля­ются в изоб­ра­же­ниях Бога Врат на рос­писи кера­мики пери­ода импе­рии Уари, нахо­див­шейся под силь­ным вли­я­нием север­ного побе­ре­жья. При­ме­ром могут слу­жить сосуды, най­ден­ные в Кон­чо­пате (фото 22). Как теперь мне уже стало понятно, черно-белая рас­краска глаз их пер­со­на­жей свя­зана с сим­во­ли­кой черно-белого пор­тала (Пор­тала соко­ли­ных) Нового храма.

Фото 22[ix]. Абрисы пер­со­на­жей рос­писи сосу­дов из Кончопаты

На абри­сах мы видим «спут­ника» Бога Врат в образе дра­кона с амару–дра­ко­ном на голове и именно он одет в ком­би­не­зон, как и бог на стеле Рай­монди. Сам Бог Врат одет в унку с рука­вами, как и на фризе Врат Солнца. Бог Врат имеет клыки дра­кона и драконов-змей в лучах короны и жезле пра­вой руки. У драконов-змей на носу изоб­ра­жен шарик, вслед­ствие чего при­хо­дится при­знать, что шарик на носу головы с ушками не все­гда озна­чает пуму. Здесь он, дума­ется, озна­чает тот самый ват­ный там­пон, кото­рый встав­ляли себе в нос жрецы Чавин-де-Уантара, при­ни­мая пре­па­рат из аяуаски, кото­рый помо­гал им общаться с богами. Видимо, ват­ный шарик впо­след­ствии стал при­зна­ком боже­ствен­но­сти, так как круг­лые носы у пер­со­на­жей рос­писи кера­мики, вызы­вав­шие у меня недо­уме­ние своей фор­мой, – не что иное, как калька с носов камен­ных голов Касти­льо (фото 23).

Фото 23[x]. Камен­ная голова Кастильо

А шарики, встав­лен­ные в нос Бога Врат на керо из погре­баль­ного ком­плекса Сан-Хосе-де-Моро (фото 24), не остав­ляют в этом ника­ких сомнений.

Фото 24[xi]. Керо из погре­баль­ного ком­плекса Сан-Хосе-де-Моро

image080Фигура в носил­ках. Раз­меры: 26,30×21,60×24,80 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Уари (Пача­ка­мак). Сред­ний гори­зонт, эпоха-2. 500 – 900 гг.[i]

Однако про­ве­ден­ное впо­след­ствии иссле­до­ва­ние золо­тых арте­фак­тов Колум­бии и выяв­лен­ная при этом тес­ная связь между куль­ту­рами Север­ного побе­ре­жья Перу и Колум­бии заста­вили меня все же усо­мниться в том, что в каж­дом слу­чае в нос пер­соны встав­лены ват­ные шарики. Дума­ется, Бог Врат на керо изоб­ра­жен с цилин­дри­че­ским носо­вым укра­ше­нием, кото­рое было харак­тер­ной дета­лью образа касика. Такое пред­по­ло­же­ние под­твер­ждает и кера­ми­че­ская скульп­тура бога с двумя жез­лами, хра­ня­ща­яся в Клив­ленд­ском музее искусств (США), где носо­вое укра­ше­ние пока­зано более очевидно.


[i] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas

На сосуде из Бруклин­ского музея (фото 25) ват­ный шарик у лица на гор­лышке был заме­нен рас­пла­став­шейся на носу фигур­кой ягу­ара. Конечно, такое реше­ние сле­дует назвать более изыс­кан­ным. На лице пер­соны, изоб­ра­жен­ной на тулове сосуда, нос про­сто имеет круг­лый кон­чик с нозд­рей в виде завитка. Све­ду­щий чело­век пой­мет, о чем идет речь, а чув­ство пре­крас­ного у несве­ду­щего не оскор­бит ват­ный шарик в носу.

 Фото 25. Сосуд лицо-горлышко. Куль­тура Уари. Сде­лано на Цен­траль­ной сьерре Перу. 650 – 1000 гг. н.э. Бруклин­ский музей[xii]

Конечно, при­зна­ние ват­ного там­пона в носу зна­ком боже­ствен­но­сти обес­ку­ра­жи­вает. Но в это при­хо­дится пове­рить. Веро­ятно, жрецы в Чавин-де-Уантаре также почи­та­лись как боже­ства. Не зря же были высе­чены камен­ные головы с их изоб­ра­же­ни­ями, кото­рые были при­креп­лены на самое вид­ное место храма. А поскольку рас­тя­ну­тые носы с ват­ными шари­ками были их неотъ­ем­ле­мой частью и отли­чи­тель­ным при­зна­ком, они и стали счи­таться атри­бу­тами божественности.

 

5. Орна­мент одной ракушки

Фото 26[xiii] и 27[xiv]. Рез­ная рако­вина и ее абрис. Наци­о­наль­ный музей Чавин-де-Уантара

Пора­зи­тельно, но узоры, кото­рые стали впо­след­ствии так попу­лярны, содер­жит орна­мент всего одной ракушки. Если посмот­реть на ее резьбу (фото 26 и 27), то мы уви­дим здесь и маски Ики, и навер­шия в виде шляпки поганки ору­жия и голов­ных убо­ров Моче, и даже меандр, а также лест­нич­ный узор и узор с зуб­цами, и кружки с закра­шен­ной сере­дин­кой. И если нам оче­видно, что на эту ракушку нане­сен чер­теж какого-то тех­ни­че­ского устрой­ства или даже про­из­вод­ства, а оска­лив­ши­еся маски озна­чают, что оно опасно для жизни, древ­ние худож­ники вос­при­няли его как свя­щен­ный орна­мент и вос­про­из­во­дили его фигуры на про­тя­же­нии мно­гих веков веков.

Фото 28[xv]. Сосуд куль­туры Моче. Музей Каси­нелли (Cassinelli), Тру­хи­льо, Перу

Так, на уборе муж­ской головы (фото 28), искус­ством лепки кото­рых про­сла­вило себя Моче, выпи­сан лест­нич­ный узор, став­ший таким попу­ляр­ным в период импе­рии Уари.

Лест­нич­ным узо­ром укра­шена и боль­шая амару на копии рос­писи кера­мики (фото 29). Ниже его рас­по­ло­жен ряд кру­жоч­ков с чер­точ­кой вверху, кото­рые, видимо, сим­во­ли­зи­руют чешую дра­кона. Эта амару, кото­рая делит мир кар­тины на две части, даже имеет перед­ние лапы, что еще раз под­твер­ждает: амару – это дей­стви­тельно дву­гла­вая змея-дракон. В лапах она дер­жит по крас­ному пред­мету, кото­рый очер­та­ни­ями сво­ими похож на тот, кото­рый нахо­дится в левой руке божества-обезьяны (ягу­ара), изоб­ра­жен­ной на стеле Чавин-де-Уантара (фото 1). Амару тоже под­несла его к своим зуба­стым пастям, как бы желая проглотить.

Фото 29[xvi]. Копия рос­писи кера­мики Сипана на стене музея «Цар­ские гроб­ницы Сипана», город Лам­бай­еке, Перу

На копии рос­писи кера­мики можно видеть божеств Моче, их костюмы и ору­жие и даже бое­вую машину, похо­жую на рим­скую колес­ницу, кото­рая при­во­дится в дви­же­ние амару. Видимо, эта колес­ница без колес лета­ю­щая, так как ее сопро­вож­дают кры­ла­тые млад­шие боже­ства, кото­рые сим­во­ли­зи­руют полет. На рос­писи даже изоб­ра­жено божество-обезьяна (в цен­тре ниж­ней ком­по­зи­ции), правда, у него вме­сто ступ­ней дра­ко­ньи лапы, зато есть хвост, хотя и с пят­ныш­ками, как у ягу­ара, но морда, как у Хану­мана в испол­не­нии индий­ских художников.

Фото 30. Корона с фигу­рами божеств. Золото. Чавин­ская куль­тура. Высота 26 см, окруж­ность 54 см. Дал­лас­ский музе искус­ства. Дал­лас, Техас, США[xvii]

Из Чавина пошла и тра­ди­ция увен­чи­вать главу боже­ства амару. Об этом сви­де­тель­ствует изоб­ра­же­ние Бога с жез­лами, пока­зан­ное на фото 30.

Фото 31[xviii]. Экс­по­нат Музея цар­ских гроб­ниц Сипана

Теперь мне стало понятно, почему амару, рас­по­ла­га­ю­ща­яся на голове у золо­той ста­ту­этки боже­ства (фото 31), най­ден­ной в гроб­ни­цах Сипана, имеет лапы, похо­жие на руки. Это же ведь дву­гла­вый дра­кон! Когда я писала о божествах-кораблях в «Легенде о Най­лампе» – еще до зна­ком­ства с чавин­ской куль­ту­рой, – мне и в голову не могло придти, что это боже­ство с амару на голове – дра­кон, о чем гово­рят, в част­но­сти, харак­тер­ные когти. Но уже тогда я обра­тила вни­ма­ние на его потря­са­ю­щие рас­ко­сые глаза. Теперь я отчет­ливо вижу в лице  боже­ства мон­го­ло­ид­ные черты, кото­рые пред­став­лены не только раз­ре­зом глаз, но и высо­кими ску­лами, и неболь­шим носом с круг­лым кон­чи­ком. Что-то япон­ское есть даже в выра­же­нии его лица.

Фото 32 и 33. Золо­тые керо. Зал Сикана в Музее золота Перу, Лима[xix]

Изоб­ра­же­ния божеств с ярко выра­жен­ным мон­го­ло­ид­ным раз­ре­зом глаз появ­ля­ются на север­ном побе­ре­жье в период цар­ства Сипана (пόзд­нее Моче). В куль­туре Сикана боже­ство с подоб­ными гла­зами ста­но­вится глав­ным. Это Най­ламп (фото 32 – 34). Кстати, у прин­цев, кото­рые изоб­ра­жены на стене храма Най­лампа, также рас­ко­сые глаза.

Навер­ное, не слу­чайно жрецы Сипана, и в осо­бен­но­сти Сикана, выбрали для сво­его боже­ства такое лицо. Фигурки Най­лампа на туми и дру­гих арте­фак­тах сде­ланы по стро­гому канону. Порт­рет­ное сход­ство на них, как пра­вило, оста­ется неиз­мен­ным, как и пре­клон­ный воз­раст Най­лампа и его малень­кий рост. Легенда, архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния храма Най­лампа, и его порт­рет на изде­лиях ремес­лен­ни­ков Сикана поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что Най­ламп был исто­ри­че­ской личностью.

Фото 34[xx]. Най­ламп в образе бога с жез­лами, сто­я­щий на амару. Музей Аме­рики, Мадрид

Если при­нять во вни­ма­ние китай­ские (япон­ские) мотивы на арте­фак­тах Чавин-де-Уантара эпохи Нового храма, то можно пред­по­ло­жить, что также не слу­чайно ико­но­гра­фия и пан­теон этого цар­ства были исполь­зо­ваны для созда­ния ком­по­зи­ци­он­ного прин­ципа божества-корабля жре­цами Сикана. Дума­ется, чавин­ская куль­тура была выбрана не только потому, что имела глу­бо­кие корни на побе­ре­жье, но и потому, что была близка богам во плоти, кото­рые уста­но­вили свое вли­я­ние вна­чале на север­ном побе­ре­жье, а затем – во всем Анд­ском мире.

Напомню в этой связи резуль­таты работы япон­ского антро­по­лога Кениши Шиноды (дума­ется, все же Кениси Синоды), о кото­рых я писала в «Кам­нях Ики». Синода при иссле­до­ва­нии ДНК остан­ков древ­них перу­ан­цев, най­ден­ных в восточ­ной и запад­ной гроб­ни­цах исто­ри­че­ского запо­вед­ника Боско-де-Помак в Перу, обна­ру­жил гене­ти­че­ское сход­ство между ними и наро­дом айну, кото­рый живет на севере Япо­нии. Синоде уда­лось также выяс­нить, что перу­анцы, жив­шие 1000 лет назад в рай­оне Лам­бай­еке, гене­ти­че­ски свя­заны с наро­дами, насе­ля­ю­щими Эква­дор, Колум­бию, Тай­вань, Сибирь[xxi].

Фото 35[xxii]. Камень Ики

Глаза неко­то­рых пер­со­на­жей кам­ней Ики также имеют ярко выра­жен­ный мон­го­ло­ид­ный рису­нок. Рас­ко­сые глаза можно видеть, напри­мер, у боже­ства, веро­ят­нее всего, пред­став­ля­ю­щего собой обо­жеств­лен­ного предка (фото 35). Ред­кое, кстати ска­зать, изоб­ра­же­ние для кам­ней Ики, поскольку чело­век здесь пока­зан анфас, а не в про­филь, одет в унку, а не про­сто в набед­рен­ную повязку, и имеет атри­буты боже­ствен­ной вла­сти: дро­тик(?) с фигур­кой птицы и щит-маску. При этом черты лица и маски пол­но­стью сов­па­дают. Колибри, изоб­ра­жен­ная справа от головы пер­соны, сви­де­тель­ствует о том, что перед нами не пред­ста­ви­тель край­него севера, как это может пока­заться с пер­вого взгляда, а житель побе­ре­жья Древ­него Перу. Хотя на нем унку без рука­вов, а жители побе­ре­жья носили унку с рука­вами. Род­нят боже­ство, выгра­ви­ро­ван­ное на камне Ики, с сипан­ским боже­ством, пока­зан­ным на фото 31, и Най­лам­пом также неиз­мен­ные носо­губ­ные складки. А с Най­лам­пом его свя­зы­вает еще и тема маски.

Схо­жие черты лица в купе со сход­ством кано­нов изоб­ра­же­ния лета­тель­ных аппа­ра­тов, выгра­ви­ро­ван­ных на кам­нях Ики, и корабля-грифона и корабля-пумы на кера­мике Пача­ка­мака, застав­ляют пред­по­ло­жить, что неко­то­рые серии кам­ней Ики, если не все, вполне могли появиться в начале вто­рой поло­вины пер­вого тыся­че­ле­тия нашей эры и были выгра­ви­ро­ваны по при­казу жре­цов Сикана. Что же каса­ется тех сюже­тов, где люди вза­и­мо­дей­ствуют с дино­зав­рами и, в част­но­сти, сюже­тов о про­ис­хож­де­нии чело­века на Земле, то, вполне воз­можно, что они были сде­ланы на основе исто­ри­че­ских доку­мен­тов (запи­сей, видео– и фото­ма­те­ри­а­лов), кото­рые име­лись в хра­ни­лище зна­ний богов во плоти.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>