Сандалии правителей Анд


Фото 1. Нога. Гли­ня­ный сосуд. Раз­меры: 11,3×9,8×12,5 см. Инк­ская куль­тура. Этно­гра­фи­че­ский музей Бер­лина[1]

Известно, что в Андах корен­ные жители все­гда ходили в сан­да­лиях (usuta – на кечу­ан­ском). Но на древ­них арте­фак­тах в основ­ном пока­заны боже­ства, и их ноги неиз­менно босы. Поэтому так уди­ви­те­лен сам по себе сосуд, кото­рый изоб­ра­жает не боже­ство, а ногу – ступню и лодыжку (фото 1). Тем более уди­ви­тельно, что нога обута в сан­да­лий. Но бла­го­даря тому, что она выпол­нена в доста­точно реа­ли­стич­ной манере, мы теперь знаем, какие сан­да­лии носили инки. Правда здесь непо­нятно, из чего сде­лан сан­да­лий – из кожи или из вере­вок. Я счи­таю, что это – кожа.

Обра­тимся к книге Энн Кен­делл «Инки. Быт, рели­гия, куль­тура». «Обувь была оди­на­кова для обоих полов, – пишет она. – Инки обычно носили сан­да­лии, подошвы кото­рых дела­лись из кожи с шеи ламы. Поскольку кожа была недуб­ле­ной, во влаж­ную погоду при­хо­ди­лось обхо­диться без сан­да­лий, так как подошвы раз­мя­кали»[2].

Фото 2[3]. Сан­да­лии инк­ского периода

Верх­няя часть сан­да­лий состо­яла из пле­те­ных шну­ров (фото 2). Для их изго­тов­ле­ния при­ме­ня­лись шерсть вер­блю­до­вых, волокна алоэ, а жители побе­ре­жья при­креп­ляли к подош­вам хлоп­ко­вую тесьму. По сло­вам Э. Кен­делл, сан­да­лии ино­гда укра­ша­лись малень­кими золо­тыми и сереб­ря­ными накладками.

Фото 3[4]. Пер­вый Инка Манко Капак

На рисунке, кото­рый при­ве­ден на фото 3, индей­ский исто­рик Фелипе Гуа­ман Пома де Айала изоб­ра­зил леген­дар­ного пер­вого Инку Манко Капака в очень похо­жих сан­да­лиях. Кстати, именно Инка Манко Капак, по сло­вам Гар­си­ласо де ла Веги, научил «своих вас­са­лов» «делать обувь, име­ну­е­мую усута, кото­рую носят сего­дня»[5]. В таких же сан­да­лиях в своей руко­писи «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» Гуа­ман Пома нари­со­вал и дру­гих инк­ских пра­ви­те­лей, а также их жен и слуг. Ноги под коле­нями Манко Капака пере­вя­заны бахро­мой. Если верить рисун­кам Гуа­мана Помы, то ее носили все инки муж­ского пола и не только под коле­ном, но и на лодыжке (фото 4).

Фото 4[6]. Инка и койя

Намного более изощ­рен­ный дизайн сан­да­лий, чем у Гуа­мана Помы, можно видеть на иллю­стра­циях к книге «Pérou et Bolivie. Récit de voyage suivi d’études archéologiques et ethnographiques et de notes sur l’écriture et les langues des populations indiennes» («Перу и Боли­вия. Рас­сказ о путе­ше­ствии, сопро­вож­дав­шемся архео­ло­ги­че­скими и этно­гра­фи­че­скими иссле­до­ва­ни­ями, замет­ками о пись­мен­но­сти и язы­ках индий­ского насе­ле­ния»), издан­ной в Париже в 1880 г. На фото 5 – 7[7] пока­заны рисунки обуви с автор­скими под­пи­сями из этой книги.

Фото 5. «Обувь, най­ден­ная в Каха­бамбе (Cajabamba)» (север­ное побережье)

Фото 5 и 6 пред­став­ляют сан­да­лии, обна­ру­жен­ные в гроб­ни­цах север­ного и цен­траль­ного побе­ре­жья Перу. Они сде­ланы уме­лыми ремес­лен­ни­ками, похоже, из рем­ней хорошо выде­лан­ной кожи (фото 5) и, воз­можно, лент гобе­лена (фото 6) и имеют слож­ную форму.

Фото 6. Слева: «обувь, най­ден­ная в Чан­кае (Chancay)» (цен­траль­ное побе­ре­жье Перу). Справа: «обувь, най­ден­ная в некро­поле Боль­шого Чиму (Gran Chimu)» (север­ное побережье)

Если на фото 5 и 6 пока­заны сан­да­лии знати доко­лум­бо­вого пери­ода побе­ре­жья, то на фото 7 пред­став­лена обувь, кото­рую носило корен­ное насе­ле­ние высо­ко­го­рья после кон­ки­сты. Кре­стьяне, ско­рее всего, шили ее сами. Можно дога­даться, что шле­панцы слева, в кото­рых, кстати, ходили индейцы еще в 80-х гг. XIX в., сде­ланы из куска кожи мехом наружу и под­метки они не имеют.

Фото 7. Слева: «обувь, най­ден­ная в Анконе (Ancon) и еще исполь­зу­е­мая индей­цами Серро-де-Паско (cerro de Pasco)». Справа: «Обувь, най­ден­ная в Пара­монге (Paramonga) у под­но­жия Серро-де-ла-Орка (cerro de la Horca)»

 Логично было бы пред­по­ло­жить, что такая обувь при­над­ле­жала бед­ным индей­цам и она не имеет отно­ше­ния к элите. Но, судя по двум рисун­кам Гуа­мана Помы, кото­рые при вни­ма­тель­ном изу­че­нии можно найти в его руко­писи, инки также ходили в туф­лях, сде­лан­ных из кожи мехом наружу. На рисун­ках изоб­ра­жены инки во время празд­ни­ков, спе­ци­фика кото­рых вполне могла обу­сло­вить ноше­ние подоб­ной обуви. На фото 8 – один из них.

Фото 8. Фие­ста Колья Суйос (Colla Suios)[8]

По сло­вам Энн Кен­делл, не все жители Инк­ской импе­рии носили сан­да­лии. Напри­мер, аймары ходили в обуви, напо­ми­на­ю­щей мока­сины[9]. В Наци­о­наль­ном музее аме­ри­кан­ских индей­цев (США) хра­нятся туфли напо­до­бие мока­си­нов (фото 9). Но в ката­логе они отне­сены к обуви кечу­а­нов и обо­зна­чены как муж­ские сан­да­лии. Эти сан­да­лии назы­ва­ются «p’olqo». Име­ю­щи­еся в музее p’olqo были при­об­ре­тены в 1924 или 1925 г. в реги­о­нах Аякучо (Ayacu­cho) и Хунин (Junín) Перу.

image011Фото. 9. Муж­ские сан­да­лии. Раз­меры: 23×10×6 см. Мате­риал: кожа, кожа­ные ремешки. Культура/народ: Ванка кечуа (Wanka Quechua). Дата изго­тов­ле­ния: около 1920 г. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[10]


[2] Кен­делл Э. Инки. Быт, рели­гия, куль­тура (http://lib.rus.ec/b/287217/read).

[4] http://www.kb.dk/permalink/2006/poma/86/en/text/?open=id2970453&imagesize=XL

[5] Вега, Гар­си­ласо де ла. Исто­рия госу­дар­ства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>