ЛЕТАЮЩИЙ ДРАКОН
Культура Кокле, Панама
Фото 1. Подвеска. Объект № 40−13−27. Иконография: ягуар. Размеры: высота 3 см, длина 11 см, ширина 4,5 см. Материалы: золото, имеральд (emerald). Культура: Кокле. Происхождение: Панама, Ситио-Конте. Обнаружена в Панаме, Кокле-экспедицией Дж. Олдена Мейсона 1940 г. Музей Пенсильванского университета, Филадельфия, США[1]
Еще одно чудо, которое нельзя обойти вниманием, – это золотой дракон. Он был найден в некрополе (450 – 900 гг. н.э.) на территории провинции Кокле в Панаме. Географически эта страна относится к Центральной Америке и находится на Панамском перешейке между Карибским морем и Тихим океаном, граничит с Коста-Рикой на севере и Колумбией на юге.
Некрополь расположен на восточном берегу Рио-Гранде-де-Кокле (Rio Grande de Coclé) и относится учеными к археологической культуре Кокле. Археологический сайт носит название Ситио-Конте (Sitio Conte). Он получил свое имя по фамилии семьи Конте, которой принадлежала эта земля и которая начала здесь раскопки в 1928 г. В 1930 – 1933 гг. в Ситио-Конте вели раскопки экспедиции Музея археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете США, а в 1940 г. – экспедиция Музея Пенсильванского университета (Пенн-музея, Penn Museum) США под руководством Олдена Мейсона (J. Alden Mason). С тех пор раскопок в Ситио-Конте профессиональными археологами больше не проводилось[2].
В некрополе было обнаружено множество артефактов, среди которых – полихромная керамика и золотые предметы. Их можно посмотреть в онлайновых каталогах Музея Пибоди и Пенн-музея. Самая известная находка археологов – золотой дракон – был найден Олденом Мейсоном в захоронении № 74. Он лежал поверх золотых бляшек, которые покрывали две центральные персоны. Других таких фигурок среди артефактов доколумбовых культур найдено не было, поэтому на сегодня она является уникальной.
Дракон хранится в Пенн-музее. В онлайновом каталоге он описан как золотая подвеска длиной 11 см, которая изображает ягуара. Зеленая вставка из имеральда характеризуется каталогом как подушка, а завершение хвоста – как неподвижные гребенчатые «колеса» (fixed spiked «wheels») с подвижной пластиной в виде листка (leaf) между ними. Отходящие сзади от подушки изогнутые ответвления с треугольными подвесками называются в каталоге декоративными «крыльями». Такая трактовка этих ответвлений вызывает сомнения. На крылья они совсем не похожи. А, кроме того, крылья есть только у европейских драконов. Азиатским и американским они не нужны для полета. Скорее, ответвления следует читать как вторую пару задних конечностей, а подвижные треугольные пластинки на них – как плавники. В этом случае плавником может быть и треугольная подвеска на хвосте. Следовательно, дракон объединяет в себе животное суши – предположительно ягуара, которому принадлежат четыре лапы с когтями, и животное моря. Ему принадлежат длинный толстый хвост с треугольным плавником и две тонкие ноги также с плавниками. Такие характеристики морского животного более всего соответствуют ихтиозавру.
Фигурка определена каталогом музея как подвеска на основании того, что небольшой полый цилиндр, расположенный между передними ногами дракона (фото 5), расценивается учеными как крепление. В него, видимо, вставлялся шнур (или проволока), на котором он и подвешивался, правда, к чему – неизвестно.
Комментарии каталога следует признать очень сдержанными и осторожными. В них ученые музея приводят лишь описание предмета, стараясь по возможности не высказывать никаких предположений о том, что он изображает. Ведь трактовка этого образа не может не вызывать споры. Учитывая сенсационность данной находки и большой интерес к ней со стороны мирового научного сообщества, музей поместил в своем каталоге целых 11 фотографий, где подвеска заснята со всех сторон. Восемь из них я привожу в этой публикации.
Я считаю, что сие мифологическое чудовище является не просто ягуаром, как его характеризуют американские ученые, а драконом, существующим в трех стихиях – на земле (в качестве ягуара), в воде (в качестве морского животного) и в воздухе (в качестве дракона). Он выполнен в соответствии с азиатскими канонами, которые легли в основу иконографии драконов Чавин-де-Уантара. При этом изображает данная фигура того дракона, который, согласно древнекитайским представлениям, перевозил богов.
Вместе с тем положение тела дракона и его атрибутика связывает этот образ с еще одной доколумбовой культурой – Паракасом (Перу), известным своими потрясающими изображениями божеств на тканях. На эту мысль меня натолкнуло изучение снимка крупного плана передней части подвески (фото 6). Оно приводит к выводу о том, что фигурка дошла до нас не в полной комплектации. Судя по положению шести пальцев дракона, между ними должен был находиться предмет в форме узкого и длинного цилиндра. Поскольку предмет был съемным, можно предположить, что он использовался во время религиозных ритуалов, скажем, как трубочка для вдыхания через нос специальных веществ. Рот дракона широко открыт и имеет полость, что тоже, я думаю, не случайно. Вполне допускаю, что внутри фигурки как раз и хранилось то средство, которое вдыхали жрецы во время церемоний. На фото 7, где дракон показан сбоку, хорошо видно, что его тело имеет достаточный для этого объем. Впрочем, сведений о том, предпринимались ли попытки разобрать конструкцию, у меня нет. Однако подобные фигурные контейнеры для хранения порошков, относящиеся к доколумбовым культурам, известны.
В то же время утраченная трубочка, несомненно, являлась неотъемлемой деталью образа летающего и плавающего божества. Ведь вместе с остальным снаряжением этот объект, позволял ему, я думаю, летать (плавать), как и некоторым божествам Паракаса.
Фото 8 и 9. Сохранившийся фрагмент коричневого покрова (в двух ракурсах). Происхождение и датировка: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период 1B-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[3]
Близкое положение рук персонажа мы находим среди мотивов с летящими (плывущими) божествами, вышитыми на тканях Паракаса периода Некрополя (подробнее см.: «I.2.3.3.2.2. Вертикальная композиция»). Один из них показан на фото 8 и 9. Он относится к довольно распространенным среди вышивок Паракаса типам изображений – мотивам-перевертышам. Если посмотреть на него с одной стороны (фото 8), то мы увидим человека, в данном случае человека-обезьяну. Летит или плывет персонаж на мотивах данного канона, определить иногда бывает трудно. Его поза соответствует как полету, так и плаванию, которые осуществляются не путем мускульных усилий, а с помощью какого-то движителя. По всей вероятности, такого эффекта и добивались художники Паракаса, определяя изображаемое ими божество как могущее существовать в обеих стихиях.
Замечу, что персонаж воспринимается как кричащий от ужаса беззубый старик в очках, с рыжей бородой и усами. Но, конечно, на своих современников такого впечатления он не производил.
Как известно, у андцев борода и усы не растут. А в доколумбовые времена о том, что на других континентах живут люди с растительностью на лице, в Андском мире вряд ли многим было известно. Среди скульптурных керамических сосудов культуры Моче (1 – 800 гг. н.э., Перу) существует небольшое, но вполне репрезентативное число таких, которые изображают мужчин, носящих бороду и усы, реже – только усы. Однако все эти скульптуры представляют божеств или обожествленных предков, что по большому счету в Андах одно и то же. Но в данном случае художник, создавший рисунок для мотива покрова, скорее всего, имел в виду не бороду и усы, а комплект из носового и ротового украшений, сделанных из золота (отсюда рыжий цвет). Этими украшениями вместе с накладками на глаза и головным убором скругленной формы он, как и другие мастера его времени, передал защитное снаряжение богов во плоти (шлем, маску). Впрочем, для нашего сравнительного анализа эти моменты не столь важны. А важно то, что старик, как и дракон Кокле, обеими руками (лапами) держится за некий стержень. На вышивке стержень слегка изогнут и напоминает руль велосипеда старой конструкции.
Между тем, если посмотреть на мотив с противоположной стороны, то можно увидеть летящее (плывущее) чудовище с вытянутыми вперед обезьяньими лапами и гигантской головой (фото 9). На ней изображены большие глаза, глядящие исподлобья, и огромная зубастая пасть, обрамленная чем-то вроде оранжевых усов, которые закручиваются на концах, как и у дракона Кокле. Из пасти чудовище исторгает четыре змееподобные сущности с двумя лицами-масками у каждой. На мотиве другого покрова (фото 10) чудовище исторгает из пасти обезьянку, летящую на явно рукотворных крыльях и служащую, возможно, тем самым движителем. Здесь именно обезьянка держится лапками за подобие велосипедного руля.
Фото 10. Мотив каймы несохранившегося покрова. Размеры: 200×17 см. Происхождение и датировка: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза 1В – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[4]
Как и многие другие вышивки Паракаса, мотивы с летающими божествами-перевертышами наполнены генетической символикой. Она представлена в виде специфических цепочек, изображенных на змееподобных сущностях (подробнее см.: «I.2.3.3.1.3. Змееподобные сущности, или цепи ДНК»). Интересно, что на мотиве с рыжебородым стариком четыре отростка, отходящие под углом от головы старика (два из них с генетической символикой), складываются в косой крест и довольно отчетливо читаются как знак хромосомы (Х). Однако в плане сравнения данной вышивки Паракаса с подвеской Кокле важнее то, что рядом с этим знаком хромосомы вышиты головки «цветов», в которые, несомненно, были переосмыслены некие части летательного (плавательного) аппарата, имеющие форму зубчатого колеса. Более похоже подобные детали изображены на другом покрове Паракаса, фрагмент мотива которого с божеством-помощником в виде маленькой обезьянки дан на фото 11. В то же время у дракона Кокле мы видим объемное изображение зубчатого колеса. А колесо, как известно, доколумбовыми цивилизациями Америки не было изобретено.
Фото 11[5]. Одна из обезьянок мотива с божеством-чудовищем. Крупный план остатков покрова. Культура/период: Паракас. Даты: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Перу (побережье). Британский музей[6]
Таким образом, золотая подвеска Кокле подтверждает предположение о том, что на мотивах тканей Паракаса вышиты не цветы, а колеса. Соответственно изображение мотивов допустимо трактовать как переосмысленный образ летательного (плавательного) аппарата богов во плоти. В свою очередь паракасские мотивы, которые, в отличие от маленькой объемной подвески Кокле, заключают в себе очень большое и многозначное послание, позволяют восстановить облик дракона, бывший неполным из-за утраченной детали. Это дает возможность правильнее понять религиозную символику образа, которая характеризует его как дракона, способного действовать в трех стихиях и, в частности, летать по воздуху. Но если паракасские художники показывают на рисунках вышивок антропозооморфное божество, которое совместно с божествами-помощниками или без них само является кораблем, то дракона художники Кокле подают как зооморфное божество – повозку богов.
Благодаря проведенному сравнительному анализу изображения дракона культуры Кокле с образами божеств-чудовищ Паракаса можно заключить, что фигурка дракона (тоже по сути чудовища) представляет не машину для рытья тоннелей, как утверждают некоторые авторы, а летательный и/или плавательный аппарат.
Фото 13. Фрагмент почтовой открытки 1912 г. Российская империя[7]
Любопытно сравнить золотого дракона Кокле с фанерным аэропланом первого десятилетия XX в., нарисованным на российской почтовой карточке 1912 г. (фото 13). У них схожая форма хвоста. Кроме того, у хвоста аэроплана на конце тоже есть маленькие колесики и треугольная пластина (руль направления?).
Фото 14. Пектораль в форме птицы с подвесками. Инвентарный № 033064. Размеры: 9,6×11,3 см. Культура: Муиска, Восточные Кордильеры. Дата: 600 – 1600 гг. н.э. Материал и техника: золото, метод потерянного воска. Музей золота Колумбии, Богота[8]
В Музее золота Колумбии хранятся золотые пекторали культур Муиски (фото 14) и предположительно Тайроны (фото 15), в композиции которых также входят круглые или полукруглые объекты, похожие на цветы. Однако здесь они передают не колеса, а вращающиеся воздушные винты – пропеллеры. Ведь основная часть пекторалей – их плоская пластина – вырезана в виде летящей птицы. А на ней расположены объемные фигурки птиц. Поэтому можно предположить, что в основе изображенного на пекторалях – визуальные впечатления от винтокрылых летательных аппаратов богов во плоти.
Фото 15[9]. Пектораль. Материал: золото. Культура: Тайрона(?). Музей золота Колумбии
Сходство пекторали культуры Муиски (фото 14) с самолетом не столь очевидно. Но на пекторали Тайроны (фото 15) абрис самолета легко читается при взгляде на фигуру сидящей, как человек, птицы. Он складывается из большой круглой головы с выпуклыми глазами и растущих из нее крыльев. На голове-кабине сидит пилот самолета в круглом шлеме. Однако сами пропеллеры помещены в верхней части второй – летящей птицы (плоской пластины пекторали). А значит, пектораль Тайроны, возможно, показывает нам два летательных аппарата.
Однако вернемся к сокровищам Панамы.
Фото 16. Пара пьедестальных тарелок с изображением мифических птиц или ящерных зооморфов (Saurian zoomorphs). Инвентарный №: 1993.307.1, .2. Материал: керамика. Высота: 15,2 см. Дата: V – VIII вв. н.э. География: Панама. Культура: Конте или Макаракас. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[10]
Не менее сенсационной, на мой взгляд, является еще одна панамская находка. Речь идет о паре так называемых пьедестальных тарелок (фото 16 и 17). Они также происходят из Ситио-Конте, но хранятся ныне в Метрополитен-музее искусств. На дне тарелок нарисованы динозавры с головами, как у пеликанов. А значит, мы имеем еще одно подтверждение подлинности изображений камней Ики, а в конечном итоге – подтверждение того, что динозавров видели не только жители Южной Америки и, в частности Анд, но и жители Центральной Америки. Поэтому предположение о том, что у золотого дракона Кокле хвост ихтиозавра, вполне имеет право на существование.
Фото 17[11]. Роспись дна одной из тарелок
[5] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=298240&objectid=653335
[6] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=298235&objectid=653335
[8] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/pectoral-en-forma-de-ave-con-colgantes/_AEjPnTXaw7waQ?hl=es
[9] http://www.flickr.com/photos/rarispe/6449723077/in/pool-museodeloro