Летающий дракон

ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ

 ЛЕТАЮЩИЙ ДРАКОН

Куль­тура Кокле, Панама

image001Фото 1. Под­веска. Объ­ект № 40−13−27. Ико­но­гра­фия: ягуар. Раз­меры: высота 3 см, длина 11 см, ширина 4,5 см. Мате­ри­алы: золото, име­ральд (emerald). Куль­тура: Кокле. Про­ис­хож­де­ние: Панама, Ситио-Конте. Обна­ру­жена в Панаме, Кокле-экспедицией Дж. Олдена Мей­сона 1940 г. Музей Пен­силь­ван­ского уни­вер­си­тета, Фила­дель­фия, США[1]

Еще одно чудо, кото­рое нельзя обойти вни­ма­нием, – это золо­той дра­кон. Он был най­ден в некро­поле (450 – 900 гг. н.э.) на тер­ри­то­рии про­вин­ции Кокле в Панаме. Гео­гра­фи­че­ски эта страна отно­сится к Цен­траль­ной Аме­рике и нахо­дится на Панам­ском пере­шейке между Кариб­ским морем и Тихим оке­а­ном, гра­ни­чит с Коста-Рикой на севере и Колум­бией на юге.

image003Фото 2

Некро­поль рас­по­ло­жен на восточ­ном берегу Рио-Гранде-де-Кокле (Rio Grande de Coclé) и отно­сится уче­ными к архео­ло­ги­че­ской куль­туре Кокле. Архео­ло­ги­че­ский сайт носит назва­ние Ситио-Конте (Sitio Conte). Он полу­чил свое имя по фами­лии семьи Конте, кото­рой при­над­ле­жала эта земля и кото­рая начала здесь рас­копки в 1928 г. В 1930 – 1933 гг. в Ситио-Конте вели рас­копки экс­пе­ди­ции Музея архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди при Гар­вард­ском уни­вер­си­тете США, а в 1940 г. – экс­пе­ди­ция Музея Пен­силь­ван­ского уни­вер­си­тета (Пенн-музея, Penn Museum) США под руко­вод­ством Олдена Мей­сона (J. Alden Mason). С тех пор рас­ко­пок в Ситио-Конте про­фес­си­о­наль­ными архео­ло­гами больше не про­во­ди­лось[2].

image005Фото 3

В некро­поле было обна­ру­жено мно­же­ство арте­фак­тов, среди кото­рых – поли­хром­ная кера­мика и золо­тые пред­меты. Их можно посмот­реть в онлай­но­вых ката­ло­гах Музея Пибоди и Пенн-музея. Самая извест­ная находка архео­ло­гов – золо­той дра­кон – был най­ден Олде­ном Мей­со­ном в захо­ро­не­нии № 74. Он лежал поверх золо­тых бля­шек, кото­рые покры­вали две цен­траль­ные пер­соны. Дру­гих таких фигу­рок среди арте­фак­тов доко­лум­бо­вых куль­тур най­дено не было, поэтому на сего­дня она явля­ется уникальной.

image007Фото 4

Дра­кон хра­нится в Пенн-музее. В онлай­но­вом ката­логе он опи­сан как золо­тая под­веска дли­ной 11 см, кото­рая изоб­ра­жает ягу­ара. Зеле­ная вставка из име­ральда харак­те­ри­зу­ется ката­ло­гом как подушка, а завер­ше­ние хво­ста – как непо­движ­ные гре­бен­ча­тые «колеса» (fixed spiked «wheels») с подвиж­ной пла­сти­ной в виде листка (leaf) между ними. Отхо­дя­щие сзади от подушки изо­гну­тые ответв­ле­ния с тре­уголь­ными под­вес­ками назы­ва­ются в ката­логе деко­ра­тив­ными «кры­льями». Такая трак­товка этих ответв­ле­ний вызы­вает сомне­ния. На кры­лья они совсем не похожи. А, кроме того, кры­лья есть только у евро­пей­ских дра­ко­нов. Ази­ат­ским и аме­ри­кан­ским они не нужны для полета. Ско­рее, ответв­ле­ния сле­дует читать как вто­рую пару зад­них конеч­но­стей, а подвиж­ные тре­уголь­ные пла­стинки на них – как плав­ники. В этом слу­чае плав­ни­ком может быть и тре­уголь­ная под­веска на хво­сте. Сле­до­ва­тельно, дра­кон объ­еди­няет в себе живот­ное суши – пред­по­ло­жи­тельно ягу­ара, кото­рому при­над­ле­жат четыре лапы с ког­тями, и живот­ное моря. Ему при­над­ле­жат длин­ный тол­стый хвост с тре­уголь­ным плав­ни­ком и две тон­кие ноги также с плав­ни­ками. Такие харак­те­ри­стики мор­ского живот­ного более всего соот­вет­ствуют ихтиозавру.

Фигурка опре­де­лена ката­ло­гом музея как под­веска на осно­ва­нии того, что неболь­шой полый цилиндр, рас­по­ло­жен­ный между перед­ними ногами дра­кона (фото 5), рас­це­ни­ва­ется уче­ными как креп­ле­ние. В него, видимо, встав­лялся шнур (или про­во­лока), на кото­ром он и под­ве­ши­вался, правда, к чему – неизвестно.

image009Фото 5

Ком­мен­та­рии ката­лога сле­дует при­знать очень сдер­жан­ными и осто­рож­ными. В них уче­ные музея при­во­дят лишь опи­са­ние пред­мета, ста­ра­ясь по воз­мож­но­сти не выска­зы­вать ника­ких пред­по­ло­же­ний о том, что он изоб­ра­жает. Ведь трак­товка этого образа не может не вызы­вать споры. Учи­ты­вая сен­са­ци­он­ность дан­ной находки и боль­шой инте­рес к ней со сто­роны миро­вого науч­ного сооб­ще­ства, музей поме­стил в своем ката­логе целых 11 фото­гра­фий, где под­веска заснята со всех сто­рон. Восемь из них я при­вожу в этой публикации.

Я счи­таю, что сие мифо­ло­ги­че­ское чудо­вище явля­ется не про­сто ягу­а­ром, как его харак­те­ри­зуют аме­ри­кан­ские уче­ные, а дра­ко­ном, суще­ству­ю­щим в трех сти­хиях – на земле (в каче­стве ягу­ара), в воде (в каче­стве мор­ского живот­ного) и в воз­духе (в каче­стве дра­кона). Он выпол­нен в соот­вет­ствии с ази­ат­скими кано­нами, кото­рые легли в основу ико­но­гра­фии дра­ко­нов Чавин-де-Уантара. При этом изоб­ра­жает дан­ная фигура того дра­кона, кото­рый, согласно древ­не­ки­тай­ским пред­став­ле­ниям, пере­во­зил богов.

image011Фото 6

Вме­сте с тем поло­же­ние тела дра­кона и его атри­бу­тика свя­зы­вает этот образ с еще одной доко­лум­бо­вой куль­ту­рой – Пара­ка­сом (Перу), извест­ным сво­ими потря­са­ю­щими изоб­ра­же­ни­ями божеств на тка­нях. На эту мысль меня натолк­нуло изу­че­ние снимка круп­ного плана перед­ней части под­вески (фото 6). Оно при­во­дит к выводу о том, что фигурка дошла до нас не в пол­ной ком­плек­та­ции. Судя по поло­же­нию шести паль­цев дра­кона, между ними дол­жен был нахо­диться пред­мет в форме узкого и длин­ного цилин­дра. Поскольку пред­мет был съем­ным, можно пред­по­ло­жить, что он исполь­зо­вался во время рели­ги­оз­ных риту­а­лов, ска­жем, как тру­бочка для вды­ха­ния через нос спе­ци­аль­ных веществ. Рот дра­кона широко открыт и имеет полость, что тоже, я думаю, не слу­чайно. Вполне допус­каю, что внутри фигурки как раз и хра­ни­лось то сред­ство, кото­рое вды­хали жрецы во время цере­мо­ний. На фото 7, где дра­кон пока­зан сбоку, хорошо видно, что его тело имеет доста­точ­ный для этого объем. Впро­чем, све­де­ний о том, пред­при­ни­ма­лись ли попытки разо­брать кон­струк­цию, у меня нет. Однако подоб­ные фигур­ные кон­тей­неры для хра­не­ния порош­ков, отно­ся­щи­еся к доко­лум­бо­вым куль­ту­рам, известны.

image013Фото 7

В то же время утра­чен­ная тру­бочка, несо­мненно, явля­лась неотъ­ем­ле­мой дета­лью образа лета­ю­щего и пла­ва­ю­щего боже­ства. Ведь вме­сте с осталь­ным сна­ря­же­нием этот объ­ект, поз­во­лял ему, я думаю, летать (пла­вать), как и неко­то­рым боже­ствам Паракаса.

image015image016
Фото 8 и 9. Сохра­нив­шийся фраг­мент корич­не­вого покрова (в двух ракур­сах). Про­ис­хож­де­ние и дати­ровка: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период 1B-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[3]

Близ­кое поло­же­ние рук пер­со­нажа мы нахо­дим среди моти­вов с летя­щими (плы­ву­щими) боже­ствами, выши­тыми на тка­нях Пара­каса пери­ода Некро­поля (подроб­нее см.: «I.2.3.3.2.2. Вер­ти­каль­ная ком­по­зи­ция»). Один из них пока­зан на фото 8 и 9. Он отно­сится к довольно рас­про­стра­нен­ным среди выши­вок Пара­каса типам изоб­ра­же­ний – мотивам-перевертышам. Если посмот­реть на него с одной сто­роны (фото 8), то мы уви­дим чело­века, в дан­ном слу­чае человека-обезьяну. Летит или плы­вет пер­со­наж на моти­вах дан­ного канона, опре­де­лить ино­гда бывает трудно. Его поза соот­вет­ствует как полету, так и пла­ва­нию, кото­рые осу­ществ­ля­ются не путем мускуль­ных уси­лий, а с помо­щью какого-то дви­жи­теля. По всей веро­ят­но­сти, такого эффекта и доби­ва­лись худож­ники Пара­каса, опре­де­ляя изоб­ра­жа­е­мое ими боже­ство как могу­щее суще­ство­вать в обеих стихиях.

Замечу, что пер­со­наж вос­при­ни­ма­ется как кри­ча­щий от ужаса без­зу­бый ста­рик в очках, с рыжей боро­дой и усами. Но, конечно, на своих совре­мен­ни­ков такого впе­чат­ле­ния он не производил.

Как известно, у анд­цев борода и усы не рас­тут. А в доко­лум­бо­вые вре­мена о том, что на дру­гих кон­ти­нен­тах живут люди с рас­ти­тель­но­стью на лице, в Анд­ском мире вряд ли мно­гим было известно. Среди скульп­тур­ных кера­ми­че­ских сосу­дов куль­туры Моче (1 – 800 гг. н.э., Перу) суще­ствует неболь­шое, но вполне репре­зен­та­тив­ное число таких, кото­рые изоб­ра­жают муж­чин, нося­щих бороду и усы, реже – только усы. Однако все эти скульп­туры пред­став­ляют божеств или обо­жеств­лен­ных пред­ков, что по боль­шому счету в Андах одно и то же. Но в дан­ном слу­чае худож­ник, создав­ший рису­нок для мотива покрова, ско­рее всего, имел в виду не бороду и усы, а ком­плект из носо­вого и рото­вого укра­ше­ний, сде­лан­ных из золота (отсюда рыжий цвет). Этими укра­ше­ни­ями вме­сте с наклад­ками на глаза и голов­ным убо­ром скруг­лен­ной формы он, как и дру­гие мастера его вре­мени, пере­дал защит­ное сна­ря­же­ние богов во плоти (шлем, маску). Впро­чем, для нашего срав­ни­тель­ного ана­лиза эти моменты не столь важны. А важно то, что ста­рик, как и дра­кон Кокле, обе­ими руками (лапами) дер­жится за некий стер­жень. На вышивке стер­жень слегка изо­гнут и напо­ми­нает руль вело­си­педа ста­рой конструкции.

Между тем, если посмот­реть на мотив с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны, то можно уви­деть летя­щее (плы­ву­щее) чудо­вище с вытя­ну­тыми впе­ред обе­зья­ньими лапами и гигант­ской голо­вой (фото 9). На ней изоб­ра­жены боль­шие глаза, гля­дя­щие испод­ло­бья, и огром­ная зуба­стая пасть, обрам­лен­ная чем-то вроде оран­же­вых усов, кото­рые закру­чи­ва­ются на кон­цах, как и у дра­кона Кокле. Из пасти чудо­вище истор­гает четыре змее­по­доб­ные сущ­но­сти с двумя лицами-масками у каж­дой. На мотиве дру­гого покрова (фото 10) чудо­вище истор­гает из пасти обе­зьянку, летя­щую на явно руко­твор­ных кры­льях и слу­жа­щую, воз­можно, тем самым дви­жи­те­лем. Здесь именно обе­зьянка дер­жится лап­ками за подо­бие вело­си­пед­ного руля.

image017Фото 10. Мотив каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова. Раз­меры: 200×17 см. Про­ис­хож­де­ние и дати­ровка: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза 1В – 2 (100 г. до н.э.– 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[4]

Как и мно­гие дру­гие вышивки Пара­каса, мотивы с лета­ю­щими божествами-перевертышами напол­нены гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой. Она пред­став­лена в виде спе­ци­фи­че­ских цепо­чек, изоб­ра­жен­ных на змее­по­доб­ных сущ­но­стях (подроб­нее см.: «I.2.3.3.1.3. Змее­по­доб­ные сущ­но­сти, или цепи ДНК»). Инте­ресно, что на мотиве с рыже­бо­ро­дым ста­ри­ком четыре отростка, отхо­дя­щие под углом от головы ста­рика (два из них с гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой), скла­ды­ва­ются в косой крест и довольно отчет­ливо чита­ются как знак хро­мо­сомы (Х). Однако в плане срав­не­ния дан­ной вышивки Пара­каса с под­вес­кой Кокле важ­нее то, что рядом с этим зна­ком хро­мо­сомы вышиты головки «цве­тов», в кото­рые, несо­мненно, были пере­осмыс­лены некие части лета­тель­ного (пла­ва­тель­ного) аппа­рата, име­ю­щие форму зуб­ча­того колеса. Более похоже подоб­ные детали изоб­ра­жены на дру­гом покрове Пара­каса, фраг­мент мотива кото­рого с божеством-помощником в виде малень­кой обе­зьянки дан на фото 11. В то же время у дра­кона Кокле мы видим объ­ем­ное изоб­ра­же­ние зуб­ча­того колеса. А колесо, как известно, доко­лум­бо­выми циви­ли­за­ци­ями Аме­рики не было изобретено.

image018Фото 11[5]. Одна из обе­зья­нок мотива с божеством-чудовищем. Круп­ный план остат­ков покрова. Культура/период: Пара­кас. Даты: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Перу (побе­ре­жье). Бри­тан­ский музей[6]

Таким обра­зом, золо­тая под­веска Кокле под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что на моти­вах тка­ней Пара­каса вышиты не цветы, а колеса. Соот­вет­ственно изоб­ра­же­ние моти­вов допу­стимо трак­то­вать как пере­осмыс­лен­ный образ лета­тель­ного (пла­ва­тель­ного) аппа­рата богов во плоти. В свою оче­редь пара­кас­ские мотивы, кото­рые, в отли­чие от малень­кой объ­ем­ной под­вески Кокле, заклю­чают в себе очень боль­шое и мно­го­знач­ное посла­ние, поз­во­ляют вос­ста­но­вить облик дра­кона, быв­ший непол­ным из-за утра­чен­ной детали. Это дает воз­мож­ность пра­виль­нее понять рели­ги­оз­ную сим­во­лику образа, кото­рая харак­те­ри­зует его как дра­кона, спо­соб­ного дей­ство­вать в трех сти­хиях и, в част­но­сти, летать по воз­духу. Но если пара­кас­ские худож­ники пока­зы­вают на рисун­ках выши­вок антро­по­зо­оморф­ное боже­ство, кото­рое сов­местно с божествами-помощниками или без них само явля­ется кораб­лем, то дра­кона худож­ники Кокле подают как зооморф­ное боже­ство – повозку богов.

Бла­го­даря про­ве­ден­ному срав­ни­тель­ному ана­лизу изоб­ра­же­ния дра­кона куль­туры Кокле с обра­зами божеств-чудовищ Пара­каса можно заклю­чить, что фигурка дра­кона (тоже по сути чудо­вища) пред­став­ляет не машину для рытья тон­не­лей, как утвер­ждают неко­то­рые авторы, а лета­тель­ный и/или пла­ва­тель­ный аппарат.

image020Фото 12

image022Фото 13. Фраг­мент поч­то­вой открытки 1912 г. Рос­сий­ская импе­рия[7]

Любо­пытно срав­нить золо­того дра­кона Кокле с фанер­ным аэро­пла­ном пер­вого деся­ти­ле­тия XX в., нари­со­ван­ным на рос­сий­ской поч­то­вой кар­точке 1912 г. (фото 13). У них схо­жая форма хво­ста. Кроме того, у хво­ста аэро­плана на конце тоже есть малень­кие коле­сики и тре­уголь­ная пла­стина (руль направления?).

image024Фото 14. Пек­то­раль в форме птицы с под­вес­ками. Инвен­тар­ный № 033064. Раз­меры: 9,6×11,3 см. Куль­тура: Муиска, Восточ­ные Кор­ди­льеры. Дата: 600 – 1600 гг. н.э. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Музей золота Колум­бии, Богота[8]

В Музее золота Колум­бии хра­нятся золо­тые пек­то­рали куль­тур Муиски (фото 14) и пред­по­ло­жи­тельно Тай­роны (фото 15), в ком­по­зи­ции кото­рых также вхо­дят круг­лые или полу­круг­лые объ­екты, похо­жие на цветы. Однако здесь они пере­дают не колеса, а вра­ща­ю­щи­еся воз­душ­ные винты – про­пел­леры. Ведь основ­ная часть пек­то­ра­лей – их плос­кая пла­стина – выре­зана в виде летя­щей птицы. А на ней рас­по­ло­жены объ­ем­ные фигурки птиц. Поэтому можно пред­по­ло­жить, что в основе изоб­ра­жен­ного на пек­то­ра­лях – визу­аль­ные впе­чат­ле­ния от вин­то­кры­лых лета­тель­ных аппа­ра­тов богов во плоти.

image026Фото 15[9]. Пек­то­раль. Мате­риал: золото. Куль­тура: Тай­рона(?). Музей золота Колумбии

Сход­ство пек­то­рали куль­туры Муиски (фото 14) с само­ле­том не столь оче­видно. Но на пек­то­рали Тай­роны (фото 15) абрис само­лета легко чита­ется при взгляде на фигуру сидя­щей, как чело­век, птицы. Он скла­ды­ва­ется из боль­шой круг­лой головы с выпук­лыми гла­зами и рас­ту­щих из нее кры­льев. На голове-кабине сидит пилот само­лета в круг­лом шлеме. Однако сами про­пел­леры поме­щены в верх­ней части вто­рой – летя­щей птицы (плос­кой пла­стины пек­то­рали). А зна­чит, пек­то­раль Тай­роны, воз­можно, пока­зы­вает нам два лета­тель­ных аппарата.

Однако вер­немся к сокро­ви­щам Панамы.

image020Фото 16. Пара пье­де­сталь­ных таре­лок с изоб­ра­же­нием мифи­че­ских птиц или ящер­ных зоомор­фов (Saurian zoomorphs). Инвен­тар­ный №: 1993.307.1, .2. Мате­риал: кера­мика. Высота: 15,2 см. Дата: V – VIII вв. н.э. Гео­гра­фия: Панама. Куль­тура: Конте или Мака­ра­кас. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[10]

Не менее сен­са­ци­он­ной, на мой взгляд, явля­ется еще одна панам­ская находка. Речь идет о паре так назы­ва­е­мых пье­де­сталь­ных таре­лок (фото 16 и 17). Они также про­ис­хо­дят из Ситио-Конте, но хра­нятся ныне в Метрополитен-музее искусств. На дне таре­лок нари­со­ваны дино­завры с голо­вами, как у пели­ка­нов. А зна­чит, мы имеем еще одно под­твер­жде­ние под­лин­но­сти изоб­ра­же­ний кам­ней Ики, а в конеч­ном итоге – под­твер­жде­ние того, что дино­зав­ров видели не только жители Южной Аме­рики и, в част­но­сти Анд, но и жители Цен­траль­ной Аме­рики. Поэтому пред­по­ло­же­ние о том, что у золо­того дра­кона Кокле хвост ихтио­завра, вполне имеет право на существование.

image022Фото 17[11]. Рос­пись дна одной из тарелок

 image032 image034


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>