Имперский мавзолей

Посла­ние Врат Солнца, § 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари, Город Уари, продолжение

В сто­лице Уари и на сай­тах дру­гих памят­ни­ков най­дены захо­ро­не­ния, хотя и раз­граб­лен­ные, тем не менее, бога­тые пре­стиж­ными вещами, в том числе и золо­тыми. Захо­ро­не­ния состо­яли из двух-трех яру­сов под­зем­ных камер, выло­жен­ных из теса­ных плит, и при­над­ле­жали, видимо, пред­ста­ви­те­лям выс­ших слоев уарий­ского обще­ства[i]. Таков Мон­ка­чайок (Monqachayoq), кото­рый опи­сы­ва­ется спе­ци­а­ли­стами музея города Уари как «цере­мо­ни­аль­ный сек­тор», харак­те­ри­зу­ю­щийся «нали­чием под­зем­ных гале­рей, свя­зан­ных с мега­ли­ти­че­ской кон­струк­цией из несколь­ких эта­жей»[ii] (фото 13 и 14). Тури­сты назы­вают его «Импер­ский мав­зо­лей» (Mausoléu Imperial).

Фото 13[iii]. Мон­ка­чайок, общий план

Фото 14[iv]. Импер­ский мав­зо­лей, погре­баль­ная камера правителя

В Мон­ка­чай­оке погре­баль­ная камера, име­ю­щая форму полого цилин­дра (перед­ний план фото 14), содер­жала мумию пра­ви­теля. В пря­мо­уголь­ных поме­ще­ниях также нахо­ди­лись мумии.

image002Фото 14а[ivа]. Вит­рина с мумией и ее погре­баль­ным при­да­ным. Музей города Уари, Аякучо

Судя по мумии, кото­рая выстав­лена в Музее города Уари, усоп­ших во вре­мена импе­рии Уари было при­нято хоро­нить точно в той же позе, что и в период куль­туры Пара­каса (800 г. до н.э. – 150 г. н.э.).

Среди погре­баль­ных при­но­ше­ний были зерно, ткани,  гон­чар­ные изде­лия, а также мини­а­тюр­ные кера­ми­че­ские пред­меты[v], пока­зан­ные на фото 15.

Фото 15[vi]. При­но­ше­ния из Монкачайок-Моко

Фото 16 и 17, к сожа­ле­нию, не под­пи­саны, но на них, дума­ется, также сняты камеры захоронений.

Фото 16[vii]

Фото 17[viii]

На фото 18 пока­зана под­зем­ная часть Импер­ского мав­зо­лея. Здесь нахо­дится гроб­ница пра­ви­теля в форме ламы. Каж­дая ком­ната пред­став­ляет собой одну из частей живот­ного – голову, уши, живот, ноги. Уильям Исбелл пола­гает, что «уарийцы вырыли эту могилу в форме ламы, а затем обло­жили ее кам­нями»[ix].

Фото 18[x]. У. Исбелл в гроб­нице в форме ламы

На сайте сто­лицы Уари были най­дены скульп­тур­ные моно­литы, кото­рые, как при­нято счи­тать, напо­ми­нают стелы Тиа­у­а­нако (фото 19 – 21). Теперь они хра­нятся в Аякучо[xi].

Фото 19[xii]. Отко­лов­ша­яся голова моно­лита, сайт сто­лицы Уари

Но сход­ство моно­ли­тов Уари с тиа­у­а­нак­скими, на мой взгляд, весьма отда­лен­ное. Они гораздо меньше в раз­ме­рах, уро­вень испол­не­ния, как худо­же­ствен­ный, так и тех­ни­че­ский, весьма низ­кий, нет жез­лов или ору­жия, а также орна­мен­тов – рели­ги­оз­ной символики.

Фото 20[xiii]. Моно­лит Уари. Фото. 21[xiv]. Камен­ная скульп­тура из Музея Аякучо. Форма голов­ного убора – такая же, как у скульп­тур­ных голов на уарий­ских сосу­дах лицо-на-горлышке

Фото 22[xv]. Экс­по­нат Архео­ло­ги­че­ского музея Аякучо

В музее Аякучо, кроме того, выстав­лен череп вытя­ну­той формы (фото 22). Счи­та­ется, что таких резуль­та­тов индейцы доби­ва­лись с помо­щью осо­бых спо­со­бов стя­ги­ва­ния головы, чтобы быть похо­жими на богов. Но судя по огром­ным глаз­ни­цам и очень боль­шому отвер­стию там, где был нос, дан­ный череп при­над­ле­жал гиганту. Может, этот чело­век был одним из тех самых леген­дар­ных уари, белых боро­да­тых гиган­тов, кото­рые учили анд­цев цивилизации?

Архео­ло­ги­че­ский ком­плекс сто­лицы импе­рии Уари сви­де­тель­ствует о том, что боги и/или их детища при­сут­ство­вали здесь и вели стро­и­тель­ство, воз­можно, одно­вре­менно со стро­и­тель­ством Пума-Пунку в Тиа­у­а­нако. В то же время ни одно соору­же­ние не состоит пол­но­стью из иде­ально обра­бо­тан­ных плит и/или более мел­ких теса­ных камен­ных бло­ков. Из них сде­ланы лишь под­зем­ные части куль­то­вых стро­е­ний пря­мо­ли­ней­ной кон­струк­ции. Назем­ная часть стро­е­ний выпол­нена из битого камня. Это каса­ется, прежде всего, Импер­ского мав­зо­лея. Глав­ные хра­мо­вые соору­же­ния – D-образные струк­туры пол­но­стью соору­жены из битого камня. Лишь одна круг­лая струк­тура – Мора­до­чайок (фото 9), содер­жит внутри своих стен при­ми­тив­ной камен­ной кладки кон­струк­ции из теса­ных плит с иде­ально ров­ной поверх­но­стью. Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что уарийцы про­сто исполь­зо­вали бро­шен­ные богами под­зем­ные соору­же­ния, при­спо­со­бив их для риту­аль­ных целей. Моно­литы  также выре­заны без при­ме­не­ния инстру­мен­тов богов. Таким обра­зом, пре­бы­ва­ние богов на тер­ри­то­рии сто­лицы Уари, похоже, было коротким.

Дол­гое время никто и не подо­зре­вал, что у ран­него Уари была не одна сто­лица, а две – ста­рая и новая и какое-то время эти два цен­тра суще­ство­вали в долине Аякучо одно­вре­менно. Речь идет о посе­ле­нии, кото­рое назы­ва­ется Кон­чо­пата.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 || 8 | 9 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>