Кечуанское чульо от Федосьи Óлеговой

 

Фото 1[i] и 2[ii]. Пако про­во­дит паго земле

Для анд­цев чульо – это не про­сто шапка, защи­ща­ю­щая от холода и ветра. Чульо – часть наци­о­наль­ного костюма, по кото­рому много можно узнать о его вла­дельце (см. ста­тью «Тради­ци­он­ная одежда кечу­а­нов Перу»). С помо­щью чульо аймарки даже устра­и­вают про­верку пре­тен­денту в мужья. Ведь, как известно, тра­ди­ци­онно только муж­чины вяжут чульо. Чтобы испы­тать жениха, аймарка нали­вает в свя­зан­ное им чульо воду. Если вода момен­тально выте­кает из шапки, муж­чина никуда не годится. Его чульо свя­зано слиш­ком рыхло, что непри­ем­лемо. Если вода мед­ленно сочится из шапки, чульо свя­зано с нуж­ной плот­но­стью, а зна­чит, сде­лано на славу, испы­та­ние пройдено.

Фото 3

Чульо анд­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей – пако, я уве­рена, несут на себе узоры, кото­рые имеют маги­че­скую функ­цию. Так, чульо пако, пред­став­лен­ное на фото 1 – 3, все покрыто таин­ствен­ными сим­во­лами и фигур­ками свя­щен­ных живот­ных, в основ­ном вер­блю­до­вых. Есть даже дете­ныши, сто­я­щие на колен­ках перед­них ножек (см. верх­нюю часть трубы чульо, фото 2). В узор с кон­до­рами, похоже, вклю­чены буквы. Но самое инте­рес­ное – это узор с дино­зав­рами, укра­ша­ю­щий рос­кош­ное завер­ше­ние шапки, кото­рое имеет необычно боль­шую длину и спус­ка­ется ниже пояса. Узор виден на фото 3 (он вывя­зан жел­тыми нит­ками). (О шапке аймар­ских пер­во­свя­щен­ни­ков читайте в ста­тье «Чуку».)

Так слу­чи­лось, что наци­о­наль­ный голов­ной убор анд­цев стал объ­ек­том миро­вой моды. В тече­ние несколь­ких послед­них лет чульо было люби­мым фасо­ном вяза­ной шапки во мно­гих стра­нах. Его носили не только муж­чины, как это при­нято у анд­цев, но и жен­щины. В стра­нах, где зимой холодно, чульо было повсе­днев­ным голов­ным убо­ром, а повсе­местно – шап­кой для зим­него отдыха. И сей­час чульо весьма попу­лярно, если судить по поис­ко­вым запро­сам, кото­рые при­во­дят вязаль­щиц на мой сайт. Поэтому я решила напи­сать руко­вод­ство по вяза­нию чульо.

Пер­вым делом я отпра­ви­лась в интер­нет. Мне хоте­лось узнать, как вяжут чульо на его родине – в Андах. Я соста­вила поис­ко­вый запрос на испан­ском и англий­ском язы­ках. Однако мои поиски не увен­ча­лись успе­хом. Инструк­ции в основ­ном были в форме видео. Ком­мен­та­рии к ним были даны в уст­ной форме, и я не смогла их пере­ве­сти, учи­ты­вая спе­ци­фику тер­ми­но­ло­гии. В тек­сто­вом вари­анте я нашла всего одну более или менее при­ем­ле­мую инструк­цию. Но, глав­ное, все руко­вод­ства рас­ска­зы­вали о том, как свя­зать шапку, похо­жую на чульо, и не было ни одного, где гово­ри­лось бы о том, как свя­зать насто­я­щее чульо – такое, как вяжут кечу­аны Перу. Впро­чем, это неудивительно.

Горцы, соблю­да­ю­щие обы­чаи, оде­ва­ю­щи­еся в тра­ди­ци­он­ную одежду и по буд­ням, и по празд­ни­кам, живут очень изо­ли­ро­вано. Поэтому-то они и сохра­нили свои тра­ди­ции. Но анд­ские вязаль­щики не знают вовсе или знают плохо испан­ский. Они могут быть вообще негра­мот­ными. Какой уж тут интер­нет! Да и по логике вещей андцы не делают сей­час, как не делали нико­гда, ника­ких запи­сей по вяза­нию, поскольку до при­хода испан­цев у них не было пись­мен­но­сти и все зна­ния они пере­да­вали из поко­ле­ния в поко­ле­ния изустно, а уме­ния и навыки – прак­ти­че­ски без слов. Так, напри­мер, и теперь дочки крестьянок-ткачих сыз­маль­ства смот­рят, как рабо­тают их матери, и посте­пенно начи­нают ткать сами. Дума­ется, что и у вязаль­щи­ков пове­лось точно также. Однако моло­дежь анд­ских кре­стьян­ских общин, а также общин­ники, кото­рые пере­ехали жить в города, пусть и неболь­шие, носят тра­ди­ци­он­ные костюмы лишь по празд­ни­кам, пред­по­чи­тая евро­пей­скую одежду, куп­лен­ную в мага­зине, домо­тка­ной и вяза­ной. Они, обре­тая плоды циви­ли­за­ции, в част­но­сти, гра­мот­ность, уме­ние поль­зо­ваться ком­пью­те­ром, все больше теряют связь со сво­ими кор­нями и посте­пенно утра­чи­вают не только обы­чай носить наци­о­наль­ную одежду, но и уме­ние ее изго­тав­ли­вать. А живу­щие в перу­ан­ских горо­дах обра­зо­ван­ные и при­об­щен­ные к интер­нету испа­но­языч­ные люби­тель­ницы вяза­ния, ско­рее всего, не знают кечу­ан­ский и вряд ли поедут в горы, чтобы научиться вязать чульо, если только в составе этно­гра­фи­че­ской экспедиции.

Потер­пев неудачу в поис­ках, я решила раз­ра­бо­тать руко­вод­ство по вяза­нию чульо, что назы­ва­ется с нуля. Вна­чале мне над­ле­жало разо­браться в том, что же такое чульо с точки зре­ния вяза­ния. И вот, какое пред­став­ле­ние о чульо я составила.

 

Чульо гла­зами вязальщицы

Чульо бывают очень раз­ными. Суще­ствуют такие вари­анты, глядя на кото­рые, даже начи­на­ешь сомне­ваться, чульо ли это. Так, напри­мер, в общине Амару (Amaru) дис­трикта Писак (Pisac) Перу в обы­чае неглу­бо­кие чульо, укра­шен­ные выши­тыми ром­бами и белыми пуго­ви­цами (фото 4). Я могу оши­баться, но, по-моему, эти чульо не свя­заны, а сшиты из ткани.

Фото 4[iii]. На кар­на­вале в Писаке (2007)

Чульо без науш­ни­ков, наде­тые не глу­боко и больше похо­жие на ноч­ной кол­пак, типичны для индей­цев, живу­щих на ост­рове Такиле (Taquile) озера Тити­кака (фото 5). Там даже есть жен­ское чульо. (Подроб­нее см.: «Чульо ост­рова Такиле».)

Фото 5[iv]. Жен­ское и муж­ское чульо ост­рова Такиле

Конечно, чульо с белыми пуго­ви­цами выгля­дели бы слиш­ком экс­тра­ва­гантно на мос­ков­ских, напри­мер, ули­цах, как и кол­паки с бере­гов Тити­каки, поэтому такие модели я сразу отмела. Меня инте­ре­со­вали типич­ные чульо.

В моем пони­ма­нии типич­ное кечу­ан­ское чульо – это три­ко­таж­ная шапка с науш­ни­ками. Все ее полотно покрыто гори­зон­таль­ными поло­сами раз­но­цвет­ных узо­ров, выпол­нен­ных жак­кар­до­вым спо­со­бом. Ком­по­зи­ция может быть состав­лена только из гео­мет­ри­че­ских узо­ров (фото 7, 9) или их соче­та­ния с узо­рами из фигу­рок живот­ных (фото 1 – 3, 10). Чульо укра­шены круп­ными кистями на завер­ше­нии шапки и на науш­ни­ках. Они при­креп­лены прямо к полотну или же поса­жены на шнур. Есть край­ние вари­анты, когда кистей очень много и они очень боль­шие (фото 6) и, наобо­рот, вообще отсут­ствуют, а к науш­ни­кам вме­сто них при­креп­лены только шнуры (фото 11 и 18). Ино­гда вме­сто кистей исполь­зо­ваны малень­кие пом­поны (фото 8).

Фото 6[v]. Тра­ди­ци­он­ный костюм городка и дис­трикта Писак в Свя­щен­ной долине Перу

Чульо обычно вяжут так, чтобы оно обле­гало голову и было доста­точно глу­бо­ким, поскольку оно при необ­хо­ди­мо­сти должно закры­вать заты­лок до шеи и лоб до бро­вей. Спра­вед­ли­во­сти ради нужно ска­зать, что бывают и неболь­шие чульо, кото­рые носят на макушке (фото 7).

Фото 7[vi]

Чульо может иметь 1) форму пра­виль­ного конуса, рав­но­мерно сужа­ю­ще­гося к вер­шине по всей высоте (фото 7 – 9), и 2) форму вытя­ну­той в боль­шей или меньше сте­пени полу­сферы с полым цилин­дром, или тру­бой (фото 1 – 3, 8 и 10). Как на самом деле назы­ва­ется узкая и длин­ная часть чульо, я, к сожа­ле­нию, не знаю. При­дется назы­вать ее тру­бой: ничего лучше не при­хо­дит в голову.

Фото 8[vii]. Кар­на­вал в Писаке 2007 г. На двух муж­чи­нах слева – чульо в форме конуса, на двух муж­чи­нах справа – чульо  в форме полу­сферы с тру­бой. Община неизвестна

Чульо неболь­шой высоты (и кони­че­ские, и сфе­ри­че­ские с тру­бой) андцы носят торч­ком, как те, что изоб­ра­жены на фото 8. Но ино­гда корот­кую трубу они сги­бают набок (фото 4, 6 и 7). Длин­ная труба, как пра­вило, пере­ги­ба­ется у осно­ва­ния и сви­сает сво­бодно сзади. Если вы решите укра­сить такую трубу узо­ром из фигу­рок живот­ных или птиц, не забудьте вязать их вверх ногами так, как это сде­лал мастер на шапке пако (фото 2). Не повто­рите ошибку вязаль­щика (вязаль­щицы) шапки, пока­зан­ной на фото 10. Если ее одеть, ламы у завер­ше­ния трубы пере­вер­нуться вверх ногами.

Фото 9[viii]. Чульо  в форме конуса. Фото 10[ix]. Чульо в форме полу­сферы с трубой

Трубы чульо чаще всего закан­чи­ва­ются мыском. Но у неко­то­рых фасо­нов края труб не сво­дятся на нет и даже не соеди­ня­ются. Они укра­ша­ются кистями (фото 2) или бахро­мой (фото 11). А у чин­чер­цев (фото 11) из труб их и так рос­кош­ных чульо исхо­дят еще и три­ко­таж­ные ленты с бахро­мой. Такие трубы все­гда вяжутся длинными.

Фото 11[x]. Рели­ги­оз­ная цере­мо­ния кечу­а­нов в Чин­черо (Chinchero), про­вин­ция Уру­бамба (Urubamba)

Близко по форме к шапке чин­чер­цев малень­кое круг­лое чульо общины Пата­канча (Patacancha), кото­рая вхо­дит в дис­трикт города Ольян­тай­тамбо (Ollantaytambo), нахо­дя­ще­гося на западе Свя­щен­ной долины инков и отно­ся­ще­гося к про­вин­ции Уру­бамба (Urubamba), регион Куско, высота 4250 м над уров­нем моря. Его головка имеет неболь­шие высоту и ширину, поэтому оно закры­вает лишь макушку, сильно ее обтя­ги­вая и не остав­ляя при­выч­ного зазора сверху. На фото 11a, где пока­зано типич­ное чульо общины, видно насколько искусно сокра­щены петли донышка шапки. В резуль­тате чего полу­сфера головки полу­чи­лась ров­ной, без сбо­рок в верх­ней части. В то же время чульо, засня­тое на фото 11b, свя­зано из более тол­стой шер­сти и при этом недо­ста­точно обле­гает голову. Поэтому оно выгля­дит уже не так идеально.

image001Фото 11a[xi]. Семья Гри­маль­дины Синчи (Grimaldina Sinchi) и Фор­ту­нато Киспе (Fortunato Quispe) гото­вится к паго Пача­маме перед стриж­кой альпак

Науш­ники у чульо Пата­канчи тре­уголь­ные неболь­ших раз­ме­ров. К ним кре­пится широ­кая лента из белого бисера. Труба шапки весьма узкая, корот­кая, оди­на­ко­вой ширины по всей длине. На ее конце дела­ется густая бахрома крас­ного цвета, длина кото­рой пре­вы­шает длину трубы (фото 11b). Орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция чульо состоит из ром­бов и тре­уголь­ни­ков на крас­ном фоне.

image109Фото 11b[xii]. Стрижка альпаки

Несо­мненно, труба чульо, как и само чульо, наде­лена сим­во­ли­че­ским зна­че­нием, но каким, я не знаю. Такой фасон шапки, по логике вещей, дол­жен иметь глу­бо­кие исто­ри­че­ские и рели­ги­оз­ные корни. У меня он вызы­вает ассо­ци­а­ции с выгра­ви­ро­ван­ным на кам­нях Ики голов­ным убо­ром древ­них перу­ан­цев, кото­рые счи­тали себя потом­ками дино­зав­ров (фото 12 – 13а).

Фото 12[xiii] и 13[xiv]

Оче­видно, что трубы чульо чин­чер­цев и пако имеют боль­шое сход­ство с длин­ным завер­ше­нием древ­него голов­ного убора. Неспро­ста на чульо пако изоб­ра­жен динозавр.

Фото 13а[xv]. Зубцы на голов­ном уборе всад­ника сим­во­ли­зи­руют гре­бень динозавра

Вполне воз­можно, что в трубу андцы вкла­ды­вали свои длин­ные волосы.

Фото 14[xvi]

На кам­нях Ики встре­ча­ются изоб­ра­же­ния лысых людей, людей в голов­ных убо­рах, кото­рые не поз­во­ляют судить о том, есть ли у их вла­дель­цев волосы вообще (фото 14), и в голов­ных убо­рах, даю­щих воз­мож­ность пред­по­ло­жить, что у их хозяев длин­ные волосы (фото 12 – 13а). В то же время в захо­ро­не­ниях Ики и Наски най­дено мно­же­ство жен­ских мумий с необык­но­венно длин­ными воло­сами. Так, в Реги­о­наль­ном музее Ики хра­нится жен­ский череп с косами, длина кото­рых состав­ляет около 3 м (фото 15)[xvii]. Можно допу­стить, что дети богов были вна­чале лысыми, а затем в резуль­тате воз­дей­ствий на гене­ти­че­ском уровне у них начали расти чрез­мерно длин­ные волосы. Со вре­ме­нем про­цесс роста волос был опти­ми­зи­ро­ван, и они стали такой длины, кото­рая счи­та­ется нор­мой сей­час. Однако обы­чай носить шапку, схо­жую с голов­ным убо­ром обо­жеств­лен­ных пред­ков, сформировался.

Фото 15[xviii]

Но все это, конечно, только пред­по­ло­же­ния. Как и когда было создано пер­вое чульо и когда оно при­об­рело совре­мен­ный вид? На эти вопросы я пыта­юсь отве­тить в мате­ри­але «О про­ис­хож­де­нии чульо».

Науш­ники чульо бывают малень­кие, как у шапки чин­черца на фото 11, где они лишь закры­вают ухо. Но, как пра­вило, их конец (без шнура и кисти) дости­гает уровня впа­динки между ниж­ней губой и под­бо­род­ком или кон­чика под­бо­родка. По форме науш­ники напо­ми­нают рыцар­ский щит, встре­ча­ются также тре­уголь­ные и округлые.

Чульо вяжут по кругу на пяти спи­цах лице­вой гла­дью. Начи­нают работу с низа шапки, сразу при­сту­пая к выпол­не­нию узо­ров. Науш­ники обычно вывя­зы­вают в послед­нюю оче­редь. При этом петли для них наби­рают по краю головки шапки.

(Я бы вна­чале свя­зала ушки и затем набрала между ними петли для основ­ной части шапки. Но для при­ме­не­ния такого спо­соба нужно иметь опыт вяза­ния чульо. Тре­бу­ется свя­зать не одну шапку с одними и теми же узо­рами из шер­сти одной и той же тол­щины. Иначе можно легко оши­биться. Ведь мне пока даже неиз­вестно, как сле­дует рас­по­ло­жить ушки – на линии диа­метра или же их пола­га­ется сдви­гать к затылку. А, может, к лицу?)

Если вяза­ние начато сразу лице­вой гла­дью, края головки и ушек гото­вой шапки обвя­зы­вают крюч­ком одно­вре­менно – по кругу. Это может быть всего один ряд кон­траст­ной нитью стол­би­ками без накида (фото 18) или слож­ный мно­го­цвет­ный узор в несколько рядов. На фото 10 шапка отде­лана двух­цвет­ной резин­кой 3×1. При этом в цен­тре жел­тых пря­мо­уголь­ни­ков из трех лице­вых про­вя­зана зеле­ная петля. Очень инте­рес­ный узор. Нужно взять на заметку.

Фото 16[xix]. Чульо с харак­тер­ным для Чин­черо орна­мен­том вяжутся теперь и жен­скими руками (2010)

На фото 16 у шапки в руках вязаль­щицы из коопе­ра­тива Чин­черо обвязка крюч­ком уже сде­лана. Она, конечно, могла выпол­нить ее спе­ци­ально для фото­сес­сии. Однако на фото рели­ги­оз­ной цере­мо­нии (фото 11 и 17) видно, что кру­жев­ная кайма закры­вает начало ушек, сле­до­ва­тельно, петли набраны из пер­вого ряда лице­вого вяза­ния – под уже свя­зан­ной кай­мой. Зна­чит, дей­стви­тельно в Чин­черо при­нято начи­нать вяза­ние чульо с кру­жев­ной каймы, выпол­нен­ной крючком.

Гораздо раци­о­наль­нее обвя­зы­вать крюч­ком край гото­вой шапки. Ведь обвяз­кой можно под­кор­рек­ти­ро­вать цве­то­вое реше­ние вещи, а также стя­нуть край, застав­ляя его лучше при­ле­гать к голове. Но это важно лишь для тех, кто вяжет каж­дый раз дру­гие, новые для себя фасоны и узоры из ниток раз­ной фак­туры и тол­щины. Андец же по логике вещей вяжет для сво­его сына или для своих одно­сель­чан раз и навсе­гда выбран­ную кон­струк­цию чульо с опре­де­лен­ной ком­по­зи­цией узо­ров, кото­рых суще­ствует, всего несколько вари­ан­тов. Неда­ром же вязаль­щики рабо­тают по памяти, не имея перед собой бумажки со схе­мами узо­ров (см. фото 5 и 21). Это гово­рит о том, что они вяжут все время одно и то же и заучили все узоры и их последовательность.

Более целе­со­об­раз­ным мне кажется тре­тий спо­соб начала вяза­ния чульо – с низ­кой (ряда четыре) резинки, обычно двух­цвет­ной 2×2 (фото 1 – 3). Свя­зан­ный резин­кой край шапки хорошо при­ле­гает к голове. В резуль­тате шапка лучше на ней дер­жится и не про­пус­кает холод. Да и не нужно наби­рать петли из стол­би­ков, что все­гда свя­зано с про­бле­мой раз­ницы в плот­но­сти вяза­ния крюч­ком и спи­цами и, как след­ствие, с пере­рас­че­том петель и воз­мож­ными ошиб­ками и пере­дел­кой. После того как науш­ники закон­чены, их обвя­зы­вают крюч­ком, а вме­сте с ними и весь край головки по кругу, чтобы оформ­ле­ние было единым.

Фото 17[xx]. На рели­ги­оз­ной цере­мо­нии чин­че­рец тру­бит в свя­щен­ную рако­вину путуто

На науш­нике, как пра­вило, также вывя­зы­ва­ется узор, кото­рый в иде­але дол­жен зани­мать все его поле, а, сле­до­ва­тельно, впи­сы­ваться в форму тре­уголь­ника или щита, кото­рую имеет науш­ник (фото 10). Однако есть вари­анты с малень­ким рисун­ком, как на чульо чин­чер­цев (фото 11 и 17). Здесь кро­шеч­ная белая лама поме­щена в центр науш­ника, а осталь­ная часть поля оста­лась неза­пол­нен­ной. Вполне веро­ятно, что фигурка живот­ного, укра­ша­ю­щая науш­ник, вышита.

Есть и облег­чен­ные вари­анты науш­ни­ков, как у общины, кре­стьяне из кото­рой сняты во время кар­на­вала в Писаке (фото 8). У их чульо науш­ники свя­заны узкими гори­зон­таль­ными цвет­ными поло­сами, что, на мой взгляд, совсем не укра­шает шапки. При срав­не­нии этих чульо с чульо чин­чер­цев видна огром­ная раз­ница в каче­стве пряжи и ее окраски, а глав­ное – в уровне замысла и испол­не­ния. От изыс­кан­ных чульо чин­чер­цев и их костю­мов про­сто глаз не ото­рвать – так хороши, а чульо с фото кар­на­вала гораздо проще. И это понятно. Ведь мы срав­ни­ваем чульо рядо­вой кре­стьян­ской общины с чульо из города Чин­черо, кото­рый явля­ется одним из цен­тров тра­ди­ци­он­ных реме­сел. И все же дере­вен­ские чульо тоже неплохи. Но, разу­ме­ется, хоте­лось бы для своей шапки выбрать луч­ший обра­зец. Однако повто­рить чульо чин­чер­цев не пред­став­ля­ется воз­мож­ным, поскольку на фото чита­ется только один, самый круп­ный узор из кре­стов, да и палитра узо­ров слиш­ком бога­тая и слож­ная. Более при­ем­ле­мым для испол­не­ния мне пред­став­ля­ется чульо пако (фото 1 – 3). Им я тоже восхищаюсь.

Про­дол­же­ние: с. 2


[xvii] Скля­ров А. Перу и Боли­вия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov1.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>