Монтера

 

Тра­ди­ци­он­ная одежда кечу­а­нов Перу, окон­ча­ние

OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 1[1]. Тка­чиха из Чин­черо (Chinchero), про­вин­ция Уру­бамба (Urubamba), регион Куско

Мон­тера (montera) в пере­воде с испан­ского озна­чает: 1) голов­ной убор из сукна, берет, 2) боль­шая шляпа индейца. Мон­теры носят и муж­чины, и жен­щины. Их можно раз­де­лить на две группы. Первую я бы условно назвала мон­теры–шляпы, а вто­рую – мон­теры–чепцы.

image0031. Мон­теры–шляпы

254496Amulti.tifФото 2. Кол­лек­ция мон­тер Карла Бер­мана, Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев (США)[2]

На снимке кол­лек­ции Карла Бер­мана (фото 2) можно видеть боль­шое раз­но­об­ра­зие фасо­нов мон­тер–шляп сере­дины 1950-х гг. За более чем пол­века их коли­че­ство суще­ственно сокра­ти­лось и, хотя мно­го­об­ра­зие в оформ­ле­нии шляп и сей­час велико, фак­ти­че­ски остался только один базо­вый фасон – дис­ко­об­раз­ная мон­тера, т.е. плос­кая шляпа, в кото­рой тулья прак­ти­че­ски не смо­де­ли­ро­вана, но полу­ча­ется при оде­ва­нии шляпы на голову. Дума­ется, умень­ше­ние коли­че­ства фасо­нов мон­тер свя­зано в основ­ном с нала­жи­ва­нием их ремес­лен­ного про­из­вод­ства, кото­рое в 1950-х гг. было неразвито.

Дис­ко­об­раз­ная мон­тера имеет два вари­анта: один – с широ­кими, а дру­гой – с более узкими полями. Все они теперь шьются из шер­стя­ной ткани с чер­ным вер­хом и крас­ной или розо­вой подкладкой.

image1131.1. Мон­теры с широ­кими полями

image009Фото 3. Мон­тера из кол­лек­ции Карла Бер­мана. Писак (Pisac), про­вин­ция Калка (Calca), регион Куско[3]

254510.tifФото 4. Мон­тера из кол­лек­ции Карла Бер­мана. Раз­меры: 39×36×2 см. Перу[4]

На мон­те­рах с широ­кими полями сверху рас­по­ло­жен крест. У двух самых рас­про­стра­нен­ных фасо­нов мон­тер (фото 3 и 4) крест состоит из тон­ких линий, выши­тых или нане­сен­ных крас­кой. Крест может 1) быть пере­се­чен корот­кими лини­ями, не иметь укра­ше­ний и ино­гда сосед­ство­вать с над­пи­сью, что харак­терно для муж­ских мон­тер (фото 3 и 5), или 2) быть допол­нен рас­ти­тель­ными моти­вами (фото 1, 4 и 6) на кон­цах и ино­гда в цен­тре. Вто­рой вари­ант узора выпол­ня­ется на жен­ских мон­те­рах.

image013Фото 5. Главы общин дис­трикта Писак[5]

Поля у жен­ских мон­тер такого типа рас­по­ло­жены гори­зон­тально (фото 1), а у муж­ских – при­под­няты (фото 5). Но из вся­кого пра­вила есть исклю­че­ние. И на фото 5а можно видеть пред­ста­ви­теля вла­сти одной из общин, о чем гово­рят его пере­вязь и посох, в чер­ной мон­тере без узо­ров и с плос­кими полями.

image069Фото 5а[6а]. Про­цес­сия на глав­ной пло­щади Куско во время Празд­ника Тела и Крови Хри­сто­вых в 2009 г.

Чер­ные мон­теры с боль­шими полями носят в основ­ном кечу­анки из Чин­черо (фото 1) и Ракчи (фото 6).

image015Фото 6[6]. Житель­ницы Ракчи (Raqchi), дис­трикт Сан-Педро, про­вин­ция Кан­чис (Canchis), регион Куско

Менее рас­про­стра­нен и встре­ча­ется только в Питу­марке вари­ант мон­теры с кре­стом из довольно широ­кой тесьмы (фото 7 и 8). Она не круг­лая, как пер­вые две, а немного вытя­нута с боков.

254507.tifФото 7. Мон­тера из кол­лек­ции Карла Бер­мана. Раз­меры: 29,5×38,6×3 см. Питу­марка (Pitumarca), про­вин­ция Кан­чис[7]

В отли­чие от мон­теры, име­ю­щейся в кол­лек­ции Карла Бер­мана (фото 7), совре­мен­ные шляпы Питу­марки допол­ни­тельно отде­лы­ва­ются раз­но­цвет­ной тесь­мой, уло­жен­ной по краю склад­ками (фото 8).

image019Фото 8. Демон­стра­ция работы на древ­нем станке в «живом» музее тка­че­ства Авана-Канча (Awana Kancha), кото­рый нахо­дится неда­леко от Куско в Свя­щен­ной долине инков (рас­по­ло­жена между горо­дами Писак и Ольян­тай­тамбо, парал­лельно реке Виль­ка­ноте), регион Куско. Сни­мок 2009 г.[8]

image1131.2. Мон­теры с узкими полями

254506A.tifФото 9. Мон­тера из кол­лек­ции Карла Бер­мана. Писак[9]

Мон­теры с узкими полями деко­ри­ро­ваны сверху узо­ром из тесьмы, основу кото­рого также состав­ляет крест (фото 9). На фото 10, где заснята ста­рая мон­тера, видно, как она скон­стру­и­ро­вана. В резуль­тате ста­но­вится понятно, что крест из тесьмы в цен­тре у таких мон­тер еще и скреп­ляет кон­струк­цию. Для укра­ше­ния исполь­зу­ются также блестки, пуго­вицы, аппли­ка­ции и даже англий­ские булавки.

image024Фото 10[10]. Тка­чиха из общины Румира-Сондормайо (Rumira Sondormayo), дис­трикт Ольян­тай­тамбо (Ollantaytambo), про­вин­ция Уру­бамба, регион Куско, за нала­жи­ва­нием станка

По краю мон­теры с узкими полями нашита бахрома в виде зуб­чи­ков. Их носят обычно с вер­ти­кально сто­я­щими полями. Ино­гда сверху мон­теру укра­шают допол­ни­тельно, поме­щая в ее чашу ком­по­зи­ции из лент или цветов.

image026Фото 11[11]

Кстати, по сло­вам Артуро Химе­неса Борхи, «шляпа жен­щины или муж­чины, укра­шен­ная све­жими цве­тами, гово­рит, что жен­щина или муж­чина холо­сты, если они при­шли без цве­тов, – состоят в браке»[11а]. Но слова Борхи отно­сятся к тра­ди­циям про­шлого века. С тех пор в анд­ской одежде мно­гое изме­ни­лось. Строго ли соблю­да­ется этот обы­чай сейчас?

OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 12[12]

(На фото 12 – 14 и 23, кото­рые иллю­стри­руют рас­сказ о мон­тере с зуб­чи­ками, заснят визит в 2009 г. тка­чей из общин Чау­я­коча (Chaullacocha) и Чупани (Chupani), дис­трикт Ольян­тай­тамбо, в общину Чау­ай­тире (Chahuaytire), дис­трикт Писак, сла­вя­щу­юся своим тка­че­ством, для учебы.)

OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 13[13]

Малень­кая зуб­ча­тая мон­тера может удер­жи­ваться на голове с помо­щью узкой тка­ной ленты (фото 11). Но более рас­про­стра­нен вари­ант, когда на широ­кую тка­ную ленту при­креп­ля­ется пле­те­ние из белого бисера. Она при­ши­ва­ется к шляпке обо­ими концами.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 14[14]. Тка­чихи из общины Чупани

В общи­нах Чау­я­коча и Чупани к белому бисеру добав­ля­ется цвет­ной, из кото­рого состав­ля­ются фигурки и буквы, в част­но­сти, ини­ци­алы имени девушки – NAH (фото 14). В тех общи­нах, где к мон­те­рам при­ши­ва­ются ленты, покры­тые бисе­ром, две похо­жие ленты при­ши­вают и к науш­ни­кам чульо. Но ленты муж­ских голов­ных убо­ров более узкие и длин­ные. Они скреп­ля­ются под под­бо­род­ком, а их концы падают на грудь (фото 15).

image034Фото 15. Семей­ная пара кечу­а­нов из долины Ларес (Lares), регион Куско, перед своим домом[15]

Плос­кие мон­теры с широ­кими полями можно видеть на кечу­ан­ках гораздо реже, чем неболь­шие мон­теры с зубчиками.

image071Фото 16[15a]. Сни­мок сде­лан в Чин­черо в 2012 г.

Как пра­вило, в жен­ский костюм общины вхо­дит только один вид мон­теры, чего нельзя ска­зать о костюме общины Чин­черо. Ее жен­щин можно встре­тить и в чер­ной плос­кой мон­тере (фото 1), и мон­тере с зуб­чи­ками, кото­рая в Чин­черо больше и мас­сив­ней, чем в дру­гих мест­но­стях (фото 16).

Woman weaving in Chinchero.Фото 16а[15b] и 16b[16]. Снимки сде­ланы в 2010 г. на рынке в Чинчеро

Есть в общине Чин­черо и тре­тий вид мон­тер. Их носят и жен­щины, и муж­чины (фото 16а и 16b). Они крас­ные с белой «тульей». Но если при­гля­деться к фото­гра­фиям, то ста­но­вится понятно, что девушка надела наизнанку мон­теру с зуб­чи­ками (на фото 16а видно место креп­ле­ния шнурка с внут­рен­ней сто­роны шляпы и сам шну­рок, удер­жи­ва­ю­щий ее на голове), а муж­чина – боль­шую чер­ную мон­теру (часть ее типич­ного узора заметна по краю). Здесь можно вспом­нить о той береж­ли­во­сти, с кото­рой андцы отно­сятся к своей одежде, и часто на каж­дый день наде­вают вещи из тра­ди­ци­он­ного костюма, кото­рыми доро­жат, наизнанку. Веро­ятно, и чин­черцы так посту­пают со сво­ими шля­пами из береж­ли­во­сти, но в резуль­тате полу­ча­ется еще один фасон мон­теры, что конечно, раз­но­об­ра­зит их гардероб.

image035Фото 17. Кечу­анка перед своим домом. Пата­бамба (Patabamba), Свя­щен­ная долина инков (2006)[17]

На зуб­ча­тую мон­теру, кото­рую вывер­нули наизнанку, опу­стив поля, похожа шляпа в форме шлема (фото 17 – 19). Она встре­ча­ется гораздо реже, чем дру­гие мон­теры. Ее дизайн более при­ми­ти­вен и отли­ча­ется мини­му­мом укра­ше­ний. Поля у этой мон­теры обычно крас­ные, а тулья чер­ная или белая. Ино­гда на тулью наши­вают узор­ные полосы (фото 19).

image037Фото 18[18]. Кар­на­вал в Куйо-Гранде (Cuyo Grande), дис­трикт Писак (2007)

На фото­гра­фиях с кар­на­вала в Куйо-Гранде в черно-красной мон­тере–шлеме отпля­сы­вают несколько деву­шек (фото 18). Сле­до­ва­тельно, она явля­ется частью тра­ди­ци­он­ного костюма какой-то общины, при­ни­мав­шей уча­стие в кар­на­вале, но какой именно, мне уста­но­вить пока не уда­лось. Мне известно только, что такую мон­теру можно видеть на кечу­ан­ках из Свя­щен­ной долины инков.

image039Фото 19[19]

 

image0032. Мон­теры–чепцы

Мон­теры–чепцы имеют один фасон и раз­ли­ча­ются цве­том оборки с бахро­мой. Счи­та­ется, что цвет оборки жен­ской мон­теры сви­де­тель­ствует о семей­ном поло­же­нии ее хозяйки[20].

Верх мон­теры–чепца обычно выпол­ня­ется из чер­ного мате­ри­ала, напри­мер, из бар­хата (фото 20), и, веро­ятно, он явля­ется ими­та­цией верха мон­теры–шляпы. Он также состав­лен из четы­рех сек­то­ров. А в цен­тре его выре­зано круг­лое отвер­стие вокруг выпук­ло­сти, сши­той тоже из четы­рех частей, кото­рая, видимо, изоб­ра­жает вер­хушку тульи. Центр мон­теры ино­гда бывает обве­ден тон­кой розо­вой рам­кой из тесьмы. Созда­ется ощу­ще­ние, что ткань с отвер­стием посе­ре­дине наки­нута на мон­теру–шляпу. Швы на мон­тере–чепце рас­по­ло­жены так, что они состав­ляют крест.

image043Фото 20. Тка­чиха их общины Чау­ай­тире (Chahuaytire), дис­трикт Писак (2011)[21]

Но чаще верх чепца богато укра­шают вышив­кой, блест­ками, пуго­ви­цами. Обя­за­тель­ным эле­мен­том декора явля­ется тесьма, кото­рая у нас назы­ва­ется «вьюн­чик» (фото 21, 22). При этом узор­ная ком­по­зи­ция может раз­ли­чаться. Но крест тесь­мой обя­за­тельно выкла­ды­ва­ется, а центр нико­гда не рас­ши­ва­ется и все­гда оста­ется чер­ным. Оборка обычно не украшается.

image045Фото 21. Кечу­анка Сан­туса Ханко (Santusa Jancco) ткет в своем засне­жен­ном загоне для аль­пак. У под­но­жия горы Аусан­гате (Ausangate), регион Куско (2006)[22]

К монте­рам при­креп­ля­ются тон­кие витые шнуры, на кото­рые при­шит белый бисер, назы­ва­е­мые «сан­капа» (sanq’apa). Сан­капы завя­зы­ва­ются под под­бо­род­ком[23] (фото 21).

image047Фото 22[24]. Сан­туса Ханко (в мон­тере с оран­же­вой обор­кой) пока­зы­вает плоды сво­его труда

На фото 23, где мон­теры с зуб­чи­ками сосед­ствуют с мон­те­рами–чеп­цами, можно видеть все тен­ден­ции кечу­ан­ской моды Ольян­тай­тамбо 2009 г., каса­ю­щи­еся этих голов­ных уборов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 23[25]. Кол­лек­тив­ный сни­мок гостей и хозяев на встрече тка­чей в деревне Чауайтире

Мон­теры не пред­на­зна­чены для защиты головы от солнца или непо­годы. Для этого больше под­хо­дят соло­мен­ные и вой­лоч­ные шляпы, а также чульо. Мон­теры – это сво­его рода визит­ная кар­точка хозя­ина и хозяйки, а также деко­ра­тив­ный эле­мент костюма, и наде­ва­ются они по осо­бым случаям.

Мон­теры в целом, несо­мненно, имеют некий сим­во­ли­че­ский смысл, также как и их части и узоры. Но эта самая инте­рес­ная часть зна­ния о мон­тере для меня пока скрыта.

image0033. Муж­чины в мон­тере

image051Фото 24. Кечу­аны общины Амару (Amaru), дис­трикт Писак (2006)[26]. Фото 25. Кечуан общины Тира­канчи (Tiracanchi), про­вин­ция Калка, с мон­те­рой в руках (2007)[27]

В наши дни муж­чины, как пра­вило, пред­по­чи­тают боль­шую мон­теру–шляпу с кре­сто­об­раз­ным узо­ром из тон­ких линий (фото 3, 5 и 25), но нередко их можно встре­тить и в мон­тере–чепце (фото 24). Но фото 26 (пред­по­ло­жи­тельно про­шлого века) гово­рит о том, что и малень­кая мон­тера с зуб­чи­ками тоже может вхо­дить в состав муж­ского костюма. На нем заснят кечуан из общины Пата­канча (Patacancha), дис­трикт Ольян­тай­тамбо. Сего­дня такой костюм с длин­ными белыми рукавами-крыльями и зуб­ча­той мон­те­рой с боль­шим коли­че­ством нис­па­да­ю­щих на плечи крас­ных лент оде­ва­ется чле­нами этой общины только для тан­це­валь­ных пред­став­ле­ний на фиестах.

image052Фото 26. Кечуан про­вин­ции Уру­бамба[28]

В отли­чие от жен­щин муж­чины гораздо реже наде­вают мон­теру. Их излюб­лен­ными шля­пами явля­ются сомбреро из свет­лого вой­лока и фаб­рич­ная федора. Муж­чина носит мон­теру только по празд­ни­кам, или когда он высту­пает как офи­ци­аль­ное лицо своей общины (сво­его народа) и пред­став­ляет ее на встрече с вла­стями, съезде и пр. Наде­вают ее поверх чульо.

image054Фото 27[29]. Про­да­вец народ­ных музы­каль­ных инстру­мен­тов. Куско (2003). Судя по его пончо и чульо, он родом из Чинчеро

Пред­став­ляют свой народ кечу­аны и перед ино­стран­ными тури­стами. Поэтому на ста­ци­о­нар­ных или импро­ви­зи­ро­ван­ных рын­ках, кото­рые посе­щают зару­беж­ные гости, они также наде­вают тра­ди­ци­он­ные костюмы. Но мон­теру на голове мужчины-торговца (фото 27) все же можно уви­деть редко.

 image113

image057Фото 28[30]. Земли общины Сику­ани (Sicuani), про­вин­ция Кан­чис (Canchis), регион Куско. Все снимки 2006 г.

Однако непра­вильно было бы счи­тать, что мон­тера явля­ется неотъ­ем­ле­мой частью и жен­ского, и муж­ского костюма каж­дой общины, в кото­рой не утра­чен обы­чай ноше­ния тра­ди­ци­он­ной одежды, хотя бы по празд­ни­кам или осо­бым слу­чаям. В этом отно­ше­нии инте­ре­сен при­мер общины Сикуани.

image059Фото 29[31]. У загона с вику­ньями, пой­ман­ными во время чаку

Община раз­во­дит вику­ний, и чаку ее члены, как водится, отме­чают как фие­сту. Боль­шая часть общин­ни­ков муж­ского пола даже на празд­нике чаку одета по-городскому при этом довольно бедно. Но тра­ди­ци­он­ная одежда в Сику­ани все же сохра­ни­лась. Вся жен­ская поло­вина не пре­ми­нула в нее нарядиться.

image061Фото 30[32]. Очистка остри­жен­ной шер­сти викуньи

Воз­можно, в общине Сику­ани живет много айма­ров, и поэтому ее жен­щины здесь завер­шают свой наряд, в кото­рый вхо­дят пыш­ные в основ­ном чер­ные пой­еры с цве­точ­ным орна­мен­том и льик­льи, близ­кие им по дизайну, фаб­рич­ными котел­ками из тон­кого вой­лока, а также анд­скими котелки из серого и оран­же­вого вой­лока, укра­шен­ными тесь­мой вьюн­чик, пуго­ви­цами, блест­ками и пр. (фото 30).

В народ­ный костюм для празд­ника обла­чи­лись только те муж­чины, кото­рые при­ни­мали уча­стие в тан­це­валь­ном пред­став­ле­нии (фото 31).

image063Фото 31[33]. Муж­чины Сику­ани в тра­ди­ци­он­ном костюме

Муж­ская тра­ди­ци­он­ная одежда Сику­ани отли­ча­ется от той, кото­рая харак­терна, напри­мер, для долины Ларес или дис­трикта Ольянтайтамбо.

image065Фото 32[34]. Муж­ской голов­ной убор общины Сикуани

Жен­щины Сику­ани не носят мон­тер. Однако эти шляпы, тем не менее, вхо­дят в состав муж­ского празд­нич­ного костюма. Они пред­став­ляют собой зуб­ча­тую мон­теру, но их внут­рен­няя часть не крас­ная, а состоит из раз­но­цвет­ных полос (фото 31 – 33). Вме­сте с чульо, кото­рые имеют науш­ник ред­кой мно­го­уголь­ной формы (фото 33), мон­теры про­из­во­дят неза­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние и, похоже, что такой голов­ной убор при­сущ только муж­чи­нам общины Сикуани.

image067Фото 33[35]. Общин­ник из Сику­ани на Инти-Райми в Саксайуамане


[11] http://blogs.privet.ru/community/gernov51/45476234/

[11а] Jiménez Borja A. Vestidos populares peruanos // Lima: EDUBANCO, Fundación del Banco Continental para el fomento de la Educación y la Cultura, 1998 (http://www.biblioteca.fundacionbbva.pe/libros/libro_000047.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>