Чуспа


Чуспа (chuspa) – неболь­шая сумка-мешочек для листьев коки.

Фото 1[1]. Совре­мен­ные чуспы Перу. Чуспа слева укра­шена лен­тами орна­мента с фигу­рами птиц и дино­зав­ров (драконов)

В Перу и Боли­вии листья коки исполь­зу­ются для риту­аль­ных целей. Кока – свя­щен­ное рас­те­ние, кото­рое слу­жит посред­ни­ком между миром богов и миром людей. Листья коки свя­щен­ники жуют во время риту­а­лов. Они обя­за­тельно вклю­ча­ются в дес­пачо.

Фото 2[2]. Цере­мо­ния Willkakuti – празд­ника воз­вра­ще­ния солнца в Кала­са­сайе. Тиа­у­а­нако (Боли­вия), 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймар­скому лето­ис­чис­ле­нию. На перед­нем плане – аймар­ский пер­во­свя­щен­ник Боли­вии с чус­пой на груди. Перед ним – ворох листьев коки

Чуспа явля­ется при­над­леж­но­стью цере­мо­ни­аль­ного обла­че­ния аймар­ского свя­щен­ника, в том числе и самого высо­кого ранга (фото 2). Она орна­мен­ти­ро­вана свя­щен­ными сим­во­лами. Ее обычно вешают на шею и рас­по­ла­гают на груди посередине.

Фото 3. [3]Крас­ные пончо Эво. Вто­рая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво Мора­леса. Тиа­у­а­нако, Боли­вия, 2010 г. На груди у коман­дира мы видим две чуспы, а на его левой щеке – типич­ный выступ от комка листьев коки (мас­кахо – mascajo) во рту

Хотя мно­гие из корен­ных жите­лей Перу и Боли­вии жуют листья коки посто­янно, как и их дале­кие предки, чуспа вхо­дит в состав тра­ди­ци­он­ного муж­ского костюма только корен­ных наро­дов Боли­вии (фото 3), в основ­ном айма­ров. В Перу даже у пако я не видела чуспы. В то же время в Перу чуспы про­дол­жают изго­тав­ли­вать и про­да­вать. Мате­риал для сумок ткут на ста­рин­ных стан­ках и исполь­зуют для их укра­ше­ния древ­ние образцы орна­мен­тов, порой даже с сакраль­ными моти­вами, как на чуспе с фото 1 слева.

Фото 4[4]. Пано­рам­ный сни­мок участ­ни­ков кол­лек­тив­ного бра­ко­со­че­та­ния аймаров

Аймарки не носят чуспы. Так на снимке, сде­лан­ном во время цере­мо­нии кол­лек­тив­ного бра­ко­со­че­та­ния айма­ров, про­шед­шей в сто­лице Боли­вии Ла-Пасе в 2011 г. с уча­стием пре­зи­дента страны Эво Мора­леса (фото 4), можно видеть тра­ди­ци­он­ные костюмы раз­ных общин. Но лишь у одной жен­щины (в цен­тре) есть чуспа. По всей види­мо­сти, она – жрица и поэтому имеет право носить чуспу. На фото 5, где пока­зано, как неве­сты уго­ща­ются листьями коки, ни на одной из них нет такой сумочки. Они лишь дер­жат чуспы в руках, чтобы доста­вать из них листья. В то же время у каж­дого муж­чины из отряда крас­ных пончо, кото­рые стоят за их спи­ной, на груди висит чуспа.

Фото 5[5]. Неве­сты

На рисун­ках (фото 6 и 7) индей­ского исто­рика Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы из его руко­писи «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615) Сапа Инка и его закон­ная супруга койя, кото­рые вели свое про­ис­хож­де­ние от Инти, нередко изоб­ра­жены с чус­пой в руках.

image012Фото 6[6]. Пер­вый Инка Манко Капак. Фото 7. Девя­тая койя Мама Ана Уарке (Mama Ana Uarque)[7]

Чуспа инк­ского пери­ода (фото 8) хра­нится в Бри­тан­ском музее. Цвет­ная ее часть выпол­нена в тех­нике гобе­лена. Осно­вой ткани явля­ются хлоп­ко­вые нити, а утком – шер­стя­ные. Орна­мент состав­лен из анд­ских кре­стов и фигу­рок лам, неко­то­рые из кото­рых покрыты соче­та­нием чер­ных и белых прямоугольников.

image014Фото 8. Тка­ная сумка. Длина 25 см, ширина 21,5 см. Мате­ри­алы: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Место рас­ко­пок: Перу. Культура/период: инк­ский. Позд­ний гори­зонт. 1430 – 1660 гг. Бри­тан­ский музей[8]

Инк­ская чуспа гораздо луч­шей сохран­но­сти пока­зана на фото 9. Она имеет состав­ную кон­струк­цию, укра­шена бахро­мой, а также двумя слож­ными кистями. Ее верх­няя часть явля­ется непол­ной копией чуспы, засня­той на фото 8, и орна­мен­ти­ро­вана схо­жей узор­ной композицией.

image010Фото 9. Тка­ная инк­ская чуспа из шер­сти ламы и хлопка. Реги­о­наль­ный музей Ики, Перу[9]

Чуспы для импе­ра­тора, как и всю одежду и голов­ные уборы для него и койи, а также «тон­чай­шую одежду» для жерт­во­при­но­ше­ний, изго­тав­ли­вали дев­ствен­ницы, пред­на­зна­чен­ные в жены Инти, кото­рых Инка Гар­си­ласо де ла Вега назы­вает мона­хи­нями. По его сло­вам, «они должны были иметь под­лин­ную коро­лев­скую кровь, кото­рая была той же, что и у Солнца». Гар­си­ласо де ла Вега пишет:

«Эти монашки также изго­тов­ляли сумки, кото­рые были квад­рат­ными, [раз­ме­ром] с квад­рат­ную пядь; их носили через плечо, при­вя­зы­вая пре­красно выде­лан­ной тесь­мой, шири­ною в два пальца, сви­сав­шей, как пор­ту­пея, с левого плеча на пра­вый бок. Эти сумки они назы­вали чуспа; они исполь­зо­ва­лись только для того, чтобы носить в них траву, назы­вав­шу­юся кука (кока – Ф.Ó.), кото­рую индейцы едят [и] кото­рая тогда не была столь обще­до­ступна, как сей­час, ибо ее ел только инка, и его родичи, и неко­то­рые кураки, кото­рым король в знак вели­кой мило­сти и бла­го­склон­но­сти направ­лял в год несколько кор­зин с кукой»[10].




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>