Кантатальита


[1]

К востоку от храма Кала­са­сайя нахо­дятся раз­ва­лины полу­под­зем­ного храма Кан­та­та­льита (Kantatallita), или Luz del amanecer – Утрен­ний свет. Он, по мне­нию уче­ных, отно­сится к клас­си­че­скому пери­оду Тиа­у­а­нако (374 – 900 гг. н.э.).

Сни­мок ком­плекса Тиа­у­а­нако со спут­ника (2011)[2]:
1 – Храм камен­ных голов, 2 – Боро­да­тый моно­лит, 3 – храм Кан­та­та­льита, 4 – пира­мида Ака­пана, 5 – Кери­кала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – моно­лит Монах, 10 – моно­лит Понсе, 11 – храм Каласасайя

Храм был пол­но­стью раз­ру­шен и поэтому даже с его вир­ту­аль­ной рекон­струк­цией пока никто не торо­пится. От него оста­лись раз­би­тые и раз­бро­сан­ные на зна­чи­тель­ной пло­щади гра­нит­ные блоки весом в тонны и десятки тонн.

[3] Раз­ва­лины храма Кан­та­та­льита. На зад­нем плане слева – пира­мида Ака­пана, справа – храм Каласасайя

Кан­та­та­льита была пря­мо­уголь­ным в плане стро­е­нием и вклю­чала в себя арку из серого анде­зита с фризом.

[4]

Вполне веро­ятно, что фриз покры­вали золо­тые пла­стины, поскольку по его краю идет цепочка малень­ких отвер­стий, куда могли встав­ляться креп­ле­ния для пла­стин. Они, видимо, были сняты кон­ки­ста­до­рами[5]. Фриз сильно повре­жден, ско­рее всего, не вре­ме­нем, а людьми. Но все же оче­видно, что на нем выре­зан орна­мент со ска­ля­щимся человеком-пумой, у кото­рого на лице есть слез­ный эле­мент.

[6]

А. Элфорд назвал Кан­та­та­льиту «образ­цом высо­кого стро­и­тель­ного искус­ства». Он писал:

«Там нахо­дится несколько очень точно выре­зан­ных кам­ней, опять-таки с иде­ально выбран­ными внут­рен­ними кром­ками. Один из кам­ней (серый гра­нит) – явля­ется совер­шенно пора­зи­тель­ным образ­цом резьбы. Перед­няя плос­кость камня покрыта при­чуд­ли­вой резь­бой, и на ней видны отвер­стия для шты­рей. Что каса­ется зад­ней плос­ко­сти камня, то трудно найти под­хо­дя­щие опре­де­ле­ния, чтобы опи­сать необы­чайно совер­шен­ную сим­мет­рию ее рисунка. Иде­ально ров­ные грани камня, а на нем рельеф­ные узоры с выпук­ло­стями, высту­па­ю­щими одно­вре­менно вниз и внутрь. Попробуйте-ка изоб­ра­зить такое при помощи камен­ных ору­дий!»[7].

Не мень­шее удив­ле­ние и вос­хи­ще­ние вызы­вают и рез­ные анд­ские кре­сты на огром­ном камен­ном блоке, рас­ко­лов­шемся, видимо, когда взры­вали мас­сив­ные и неподъ­ем­ные плиты осно­ва­ний храмов.

[8]

К чуде­сам обра­ботки камня можно отне­сти и плиту из анде­зита, счи­та­ю­щу­юся маке­том Кала­са­сайи. Такое мне­ние впер­вые выска­зал Э. Ску­айер, кото­рый нашел ее в цен­тре Кан­та­та­льиты. В 60-х гг. XIX в., когда он рабо­тал в Тиа­у­а­нако, от Свя­ти­лища, как он ее назвал, видимо, оста­ва­лось гораздо больше, чем сей­час. Э. Ску­айер  опи­сал Кан­та­та­льиту сле­ду­ю­щим обра­зом[9]:

«Зда­ние, в кото­ром он (камень-макет – Ф.Ó.) стоял, на мас­сив­ных стол­бах, кото­рые все еще пре­бы­вают на преж­нем месте, было постро­ено из камен­ных бло­ков, неко­то­рые из них почти четыр­на­дцати футов (4,2 м) в длину и соот­вет­ству­ю­щей ширины и тол­щины, и не было настолько боль­шим, чтобы исклю­чить веро­ят­ность того, что у него была крыша».

Камен­ная плита, кото­рая так заин­те­ре­со­вала Э. Ску­ай­ера, нахо­ди­лась в цен­тре Свя­ти­лища. Он писал:

«Я не мог про­ти­виться впе­чат­ле­нию, что этот камень был заду­ман как мини­а­тюр­ное изоб­ра­же­ние или модель свя­щен­ного зда­ния, или какого-либо из зда­ний, воз­ве­ден­ных стро­и­те­лями памят­ни­ков Тиа­у­а­нако. Вход в утоп­лен­ную зону в камне, сту­пени, веду­щие к воз­вы­ше­нию, окру­жа­ю­щему ее, и наос (свя­ти­лище, где нахо­дится скульп­тура боже­ства – Ф.Ó) напро­тив входа, огра­ни­чи­вался, воз­можно, колон­нами из бронзы или камня, уста­нов­лен­ными в пазы и под­дер­жи­вав­шими сво­его рода крышу, состав­ляв­шими внут­рен­нюю часть храма, в кото­рой стоял идол или сим­вол покло­не­ния, все эти функ­ции, каза­лось бы, ука­зы­вают на сим­во­ли­че­ский дизайн этого монумента».

В первую оче­редь у Э. Ску­ай­ера монолит-модель ассо­ци­и­ро­вался с Кала­са­сайей, кото­рую он назы­вал Хра­мом, и соору­же­нием, полу­чив­шим имя Зал правосудия:

«Глядя на план Храма и очер­та­ния зоны, одна сто­рона кото­рой была занята зда­нием, назван­ным Залом пра­во­су­дия, – отме­чает Э. Ску­айер, – мы не можем не заме­тить осо­бен­но­стей, вызы­ва­ю­щих мысли о плане, выре­зан­ном в боль­шом камне, кото­рый я назвал символическим».

[10] Схема-реконструкция соору­же­ний ком­плекса Тиа­у­а­нако:
1 – Храм камен­ных голов, 2 – Боро­да­тый моно­лит, 3 – храм Кан­та­та­льита, 4 – пира­мида Ака­пана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Кери­кала, 7 – храм Путуни, 8 – моно­лит Понсе, 9 – храм Кала­са­сайя, 10 – Лака­ко­лью

Какое соору­же­ние носило в то время имя Зал пра­во­су­дия, я так и не смогла понять из тек­ста книги Э. Ску­ай­ера. Оно нахо­ди­лось в 250 шагах к юго-востоку от Кре­по­сти (Ака­паны), сто­яло на плат­форме, скреп­лен­ной мед­ными зажи­мами, и имело стены из гигант­ских моно­ли­тов. Раз­ме­рам сла­га­ю­щих его кам­ней, по сло­вам Э. Ску­ай­ера, удив­лялся Педро Сьеса де Леон. В 1833 г. (еще до при­езда Э. Ску­ай­ера) оно было взо­рвано, а его камни были отве­зены в Ла-Пас и пошли на стро­и­тель­ство собора. Оста­лось только опи­са­ние Зала пра­во­су­дия и тех архи­тек­тур­ных и стро­и­тель­ных чудес, кото­рые там были, сде­лан­ное неза­долго до их уни­что­же­ния Аль­си­дом д’Орбиньи (d’Orbigny). (Э. Ску­айер его часто цити­рует.) Воз­можно, Э. Ску­айер ошибся с опре­де­ле­нием направ­ле­ния и Зал пра­во­су­дия – это Храм камен­ных голов. Или дру­гой вари­ант: поскольку Э. Ску­айер посто­янно свя­зы­вает Зал пра­во­су­дия с Кала­са­сайей (Хра­мом), то, может быть, это еще один храм, кото­рый стоял в ограде Кала­са­сайи. Но Зал пра­во­су­дия – явно не та полая пира­мида, обо­зна­чен­ная теперь тремя сте­нами в Кала­са­сайе. Э. Ску­айер раз­де­ляет эти два здания.

«Сим­во­ли­че­ский камень» Э. Ску­ай­ера на совре­мен­ной фото­гра­фии выгля­дит не таким боль­шим, как на гра­вюре из его книги. Вряд ли эта плита могла быть когда-то маке­том. Искус­ным стро­и­те­лям он был не нужен, а в храме уж, навер­ное, был бы уста­нов­лен более изыс­кан­ный макет из дра­го­цен­ных материалов.

Блок-«макет»[11]

На фото­гра­фии, сде­лан­ной с дру­гого ракурса, этот блок уже не выгля­дит как макет храма.



[7] Элфорд А.Ф. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465).

[8] http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=886390&page=2

[9] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>