Апостол Тиауанако
Главный исследователь Тиауанако Артур Познански (Arthur Posnansky) родился в 1873 г. в Вене (Австро-Венгрия), умер в 1946 г. в Ла-Пасе (Боливия). Он окончил Императорскую и королевскую академию в Пуле. В 1891 – 1896 гг. служил на австро-венгерском флоте морским инженером[2].
Лейтенант Артур Познански одет в официальную форму Императорской и королевской академии Пола[3]
В возрасте 23 лет, в 1896 г. А. Познански эмигрировал в Южную Америку, где занялся исследованиями боливийско-бразильской Амазонии. Во время боливийско-бразильской войны 1899 – 1903 гг. он воевал на стороне Боливии в качестве капитана флота, отличился в боях, попал в бразильский плен, но сумел бежать. После окончания боевых действий он был объявлен национальным героем и получил боливийское гражданство[4]. На рубеже XX в. А. Познански сделал свое состояние, занимаясь быстро развивавшейся торговлей каучуком в Боливии и бразильской Амазонии, работая на правительство Боливии[5]. В 1903 г. он возглавил Национальный музей Боливии, основал и возглавил Археологическое общество и Институт фольклора Боливии. Читал лекции в учебных заведениях Европы и США. Был членом многих научных обществ[6].
В 1903 г. А. Познански находился в окрестностях озера Титикака, когда команда французской научной миссии по главе с Ж. Креки де Монфором (G. Créqui de Montfort) раскапывала Тиауанако. Он посетил руины и сфотографировал их. Как писал археолог Карлос Понсе Санхинес (Carlos Ponce Sanjines), ставший во главе исследования Тиауанако в 1960-е гг., А. Познански был загипнотизирован архитектурой Тиауанако и провел остаток своей жизни в качестве апостола этой древней цивилизации, как он сам себя называл[7].
Исследованию Тиауанако А. Познански посвятил более трети века. К его изучению он приступил в 1904 г., начав с «работы по раскрытию тайн Каласасайи и Солнечной Двери»[8].
Как инженер А. Познански составил карту руин, а также сделал подробные фотографии памятников на больших пластинах. (Впоследствии он составил точные карты региона Тиауанако и всех памятников, особенно Каласасайи.) Такие действия были во многом вынуждены, так как к этому времени уже несколько лет происходило «систематическое разрушение величественных руин Тиуанаку, уничтожение, осуществляемое как строителями железной дороги Гуаки–Ла-Пас, так и индейским контингентом современной деревни Тиуанаку, который использовал руины в качестве карьера для коммерческой эксплуатации»[9].
«Чтобы избежать их невосполнимой потери для американистики и будущей цивилизации и культуры», А. Познански пытался сохранить то, что еще осталось от руин. Он боролся упорно, обращался к Мануэлю Висенте Балливиану (Manuel Vicente Ballivián), президенту Географического общества Ла-Паса, добился, чтобы в Конгрессе прошли законы по охране археологических памятников Боливии, но они не работали. «Эта программа защиты была отдана в руки государства, которое не выполняет законы, не обязывает кого-либо еще делать это, – с горечью отмечал А. Познански, – в результате чего вандальное разрушение продолжалось безнаказанно»[10].
А. Познански боролся за сохранение Тиауанако и на мировом уровне, пытаясь заинтересовать международную научную общественность. Он выступал на международных конференциях, используя сделанные им карты и слайды, публиковал свои исследования в различных изданиях, приглашал ученых в Тиауанако и сетовал на то, что борьба за Тиауанако отнимает много времени и сил, которые нужны для его собственных научных работ.
Своей неустанной борьбой А. Познански напоминает мне другого энтузиаста – Хавьера Кабреру, который свою жизнь посвятил камням Ики. Кстати, А. Познански также подвергался нападкам в прессе, как и Х. Кабрера. Но Х. Кабрера так и не смог добиться официального признания камней Ики историческими артефактами. Однако его деятельность нельзя назвать напрасной. Благодаря ему человечество узнала об этом феномене. Ему удалось создать коллекцию, под музей для которой он отдал свой особняк. Другими словами, он смог сохранить камни для дальнейшего изучения. А. Познански так сильно не унижали, как Х. Кабреру, и сейчас его считают серьезным ученым, главным исследователем Тиауанако, основателем «тиауанакологии», как, наверное, в шутку назвал его один из авторов статьи о Тиауанако в Интернете. Но я считаю, что А. Познански и Тиауанако повезло в меньше, чем Х. Кабрере и его камням Ики. Х. Кабрера сумел сохранить камин Ики и даже связную их коллекцию, а Познански сохранить Тиауанако в той мере, в какой хотел, не смог. Однако А. Познански сберег Тиауанако в фотографиях, картах и схемах и своих книгах, и это тоже немало. Но широкой общественности они недоступны, и цитирует их, пожалуй, только З. Ситчин.
Нельзя сказать, что пропагандистская деятельность А. Познански не возымела успеха. Феноменом Тиауанако заинтересовались многие ученые – археологи, историки, математики, астрономы. Лучшие умы решали проблему его возраста и даже исследовали эту тему на месте в течение длительного времени. Раскопками и изучением Тиауанако занимались известные иностранные археологи. Но, иногда думается, известными они стали лишь благодаря своей работе в Тиауанако. Нужно сказать, что Тиауанако привлекло к себе и немало людей околонаучных, интересы которых лежали, например, в сферах мистики, мистической археологии, как, например, Эдмунда Кисса. На исследования Тиауанако международные фонды и правительства выделяли деньги. Но складывается такое впечатление, что никого оно за душу, как А. Познански, не брало. Понароют ям и траншей, как команда Креки де Монфора, и уедут, прихватив с собой добытое, причем с разрешения, правда тайного, боливийского правительства.
Тиауанако по кусочкам, по фрагментам, по статуэткам разбросало себя по миру. В принципе на том месте, где оно стояло, мало что осталось от него истинного, один новодел.
Большое научное везение А. Познански я усматриваю в том, что он решил определить возраст Тиауанако астрономическими методами. Датировать Тиауанако уже во времена А. Познански археологическими методами было трудно, поскольку правильных археологических раскопок, которые предполагают постепенное снятие культурного слоя по горизонтали с соответствующей привязкой найденных предметов и строений, не проводилось. К тому же, Тиауанако представляло собой изуродованную стихийными бедствиями, взрывами, ямами кладоискателей, стрельбами военных территорию. Но было бы ошибкой думать, что свои выводы о возрасте Тиауанако А. Познански сделал только с помощью археоастрономии. Он провел геологическое, гидрологическое, антропологическое, археологическое и прочие исследования Тиауанако и окрестностей, которые подтвердили его выводы: возраст руин составляет намного более 10000 лет. Ведь 15000 г. до н.э. А. Познански определил только как дату закладки Каласасайи и отнес ее ко второму периоду. А был еще и первый – доисторический период, выразить возраст которого в цифрах А. Познански затруднялся.
Артур Познански в 1945 г.[11]
Результаты работ А. Познански по Тиауанако были впервые опубликованы в 1914 г. в объемном издании «Доисторическая метрополия в Южной Америке» («Una Metrópoli Prehistórica en la América del Sur»). В конце более чем 30 лет упорных исследований – в 1945 г. увидели свет первые два тома его труда «Тиуанаку – колыбель человека Америк» («Tiahuanacu – Cuna del Hombre de las Américas»), а последние два вышли в 1957 г.[12].
«Величайшим исследователем Тиауанаку в двадцатом столетии, несомненно, был Артур Познански, инженер из Европы, который переехал в Боливию и посвятил свою жизнь раскрытию тайн этих руин, – пишет З. Ситчин. – …Начиная с 30-х годов двадцатого века раскопки – краткие или продолжительные – в Тиауанаку вели многие археологи: Уэнделл С. Беннет, Тур Хейердал, Карлос Понс Сангинес и другие. Однако в большинстве своем ученые строили свои гипотезы на выводах (соглашаясь или споря с ними), которые сделал Артур Познански»[13].
[5] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[7] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[8] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[9] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[10] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[13] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).