Артур Познански

Апо­стол Тиауанако

[1]

Глав­ный иссле­до­ва­тель Тиа­у­а­нако Артур Познан­ски (Arthur Posnansky) родился в 1873 г. в Вене (Австро-Венгрия), умер в 1946 г. в Ла-Пасе (Боли­вия). Он окон­чил Импе­ра­тор­скую и коро­лев­скую ака­де­мию в Пуле. В 1891 – 1896 гг. слу­жил на австро-венгерском флоте мор­ским инже­не­ром[2].

Лей­те­нант Артур Познан­ски одет в офи­ци­аль­ную форму Импе­ра­тор­ской и коро­лев­ской ака­де­мии Пола[3]

В воз­расте 23 лет, в 1896 г. А. Познан­ски эми­гри­ро­вал в Южную Аме­рику, где занялся иссле­до­ва­ни­ями боливийско-бразильской Ама­зо­нии. Во время боливийско-бразильской войны 1899 – 1903 гг. он вое­вал на сто­роне Боли­вии в каче­стве капи­тана флота, отли­чился в боях, попал в бра­зиль­ский плен, но сумел бежать. После окон­ча­ния бое­вых дей­ствий он был объ­яв­лен наци­о­наль­ным героем и полу­чил боли­вий­ское граж­дан­ство[4]. На рубеже XX в. А. Познан­ски сде­лал свое состо­я­ние, зани­ма­ясь быстро раз­ви­вав­шейся тор­гов­лей кау­чу­ком в Боли­вии и бра­зиль­ской Ама­зо­нии, рабо­тая на пра­ви­тель­ство Боли­вии[5]. В 1903 г. он воз­гла­вил Наци­о­наль­ный музей Боли­вии, осно­вал и воз­гла­вил Архео­ло­ги­че­ское обще­ство и Инсти­тут фольк­лора Боли­вии. Читал лек­ции в учеб­ных заве­де­ниях Европы и США. Был чле­ном мно­гих науч­ных обществ[6].

В 1903 г. А. Познан­ски нахо­дился в окрест­но­стях озера Тити­кака, когда команда фран­цуз­ской науч­ной мис­сии по главе с Ж. Креки де Мон­фо­ром (G. Créqui de Montfort) рас­ка­пы­вала Тиа­у­а­нако. Он посе­тил руины и сфо­то­гра­фи­ро­вал их. Как писал архео­лог Кар­лос Понсе Сан­хи­нес (Carlos Ponce Sanjines), став­ший во главе иссле­до­ва­ния Тиа­у­а­нако в 1960-е гг., А. Познан­ски был загип­но­ти­зи­ро­ван архи­тек­ту­рой Тиа­у­а­нако и про­вел оста­ток своей жизни в каче­стве апо­стола этой древ­ней циви­ли­за­ции, как он сам себя назы­вал[7].

Иссле­до­ва­нию Тиа­у­а­нако А. Познан­ски посвя­тил более трети века. К его изу­че­нию он при­сту­пил в 1904 г., начав с «работы по рас­кры­тию тайн Кала­са­сайи и Сол­неч­ной Двери»[8].

Как инже­нер А. Познан­ски соста­вил карту руин, а также сде­лал подроб­ные фото­гра­фии памят­ни­ков на боль­ших пла­сти­нах. (Впо­след­ствии он соста­вил точ­ные карты реги­она Тиа­у­а­нако и всех памят­ни­ков, осо­бенно Кала­са­сайи.) Такие дей­ствия были во мно­гом вынуж­дены, так как к этому вре­мени уже несколько лет про­ис­хо­дило «систе­ма­ти­че­ское раз­ру­ше­ние вели­че­ствен­ных руин Тиуа­наку, уни­что­же­ние, осу­ществ­ля­е­мое как стро­и­те­лями желез­ной дороги Гуаки–Ла-Пас, так и индей­ским кон­тин­ген­том совре­мен­ной деревни Тиуа­наку, кото­рый исполь­зо­вал руины в каче­стве карьера для ком­мер­че­ской экс­плу­а­та­ции»[9].

«Чтобы избе­жать их невос­пол­ни­мой потери для аме­ри­ка­ни­стики и буду­щей циви­ли­за­ции и куль­туры», А. Познан­ски пытался сохра­нить то, что еще оста­лось от руин. Он боролся упорно, обра­щался к Ману­элю Висенте Бал­ли­ви­ану (Manuel Vicente Ballivián), пре­зи­денту Гео­гра­фи­че­ского обще­ства Ла-Паса, добился, чтобы в Кон­грессе про­шли законы по охране архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков Боли­вии, но они не рабо­тали. «Эта про­грамма защиты была отдана в руки госу­дар­ства, кото­рое не выпол­няет законы, не обя­зы­вает кого-либо еще делать это, – с горе­чью отме­чал А. Познан­ски, – в резуль­тате чего ван­даль­ное раз­ру­ше­ние про­дол­жа­лось без­на­ка­занно»[10].

А. Познан­ски боролся за сохра­не­ние Тиа­у­а­нако и на миро­вом уровне, пыта­ясь заин­те­ре­со­вать меж­ду­на­род­ную науч­ную обще­ствен­ность. Он высту­пал на меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­циях, исполь­зуя сде­лан­ные им карты и слайды, пуб­ли­ко­вал свои иссле­до­ва­ния в раз­лич­ных изда­ниях, при­гла­шал уче­ных в Тиа­у­а­нако и сето­вал на то, что борьба за Тиа­у­а­нако отни­мает много вре­мени и сил, кото­рые нужны для его соб­ствен­ных науч­ных работ.

Своей неустан­ной борь­бой А. Познан­ски напо­ми­нает мне дру­гого энту­зи­а­ста – Хавьера Кабреру, кото­рый свою жизнь посвя­тил кам­ням Ики. Кстати, А. Познан­ски также под­вер­гался напад­кам в прессе, как и Х. Кабрера. Но Х. Кабрера так и не смог добиться офи­ци­аль­ного при­зна­ния кам­ней Ики исто­ри­че­скими арте­фак­тами. Однако его дея­тель­ность нельзя назвать напрас­ной. Бла­го­даря ему чело­ве­че­ство узнала об этом фено­мене. Ему уда­лось создать кол­лек­цию, под музей для кото­рой он отдал свой особ­няк. Дру­гими сло­вами, он смог сохра­нить камни для даль­ней­шего изу­че­ния. А. Познан­ски так сильно не уни­жали, как Х. Кабреру, и сей­час его счи­тают серьез­ным уче­ным, глав­ным иссле­до­ва­те­лем Тиа­у­а­нако, осно­ва­те­лем «тиа­у­а­на­ко­ло­гии», как, навер­ное, в шутку назвал его один из авто­ров ста­тьи о Тиа­у­а­нако в Интер­нете. Но я счи­таю, что А. Познан­ски и Тиа­у­а­нако повезло в меньше, чем Х. Кабрере и его кам­ням Ики. Х. Кабрера сумел сохра­нить камин Ики и даже связ­ную их кол­лек­цию, а Познан­ски сохра­нить Тиа­у­а­нако в той мере, в какой хотел, не смог. Однако А. Познан­ски сбе­рег Тиа­у­а­нако в фото­гра­фиях, кар­тах и схе­мах и своих кни­гах, и это тоже немало. Но широ­кой обще­ствен­но­сти они недо­ступны, и цити­рует их, пожа­луй, только З. Сит­чин.

Нельзя ска­зать, что про­па­ган­дист­ская дея­тель­ность А. Познан­ски не возы­мела успеха. Фено­ме­ном Тиа­у­а­нако заин­те­ре­со­ва­лись мно­гие уче­ные – архео­логи, исто­рики, мате­ма­тики, аст­ро­номы. Луч­шие умы решали про­блему его воз­раста и даже иссле­до­вали эту тему на месте в тече­ние дли­тель­ного вре­мени. Рас­коп­ками и изу­че­нием Тиа­у­а­нако зани­ма­лись извест­ные ино­стран­ные архео­логи. Но, ино­гда дума­ется, извест­ными они стали лишь бла­го­даря своей работе в Тиа­у­а­нако. Нужно ска­зать, что Тиа­у­а­нако при­влекло к себе и немало людей око­ло­на­уч­ных, инте­ресы кото­рых лежали, напри­мер, в сфе­рах мистики, мисти­че­ской архео­ло­гии, как, напри­мер, Эдмунда Кисса. На иссле­до­ва­ния Тиа­у­а­нако меж­ду­на­род­ные фонды и пра­ви­тель­ства выде­ляли деньги. Но скла­ды­ва­ется такое впе­чат­ле­ние, что никого оно за душу, как А. Познан­ски, не брало. Пона­роют ям и тран­шей, как команда Креки де Мон­фора, и уедут, при­хва­тив с собой добы­тое, при­чем с раз­ре­ше­ния, правда тай­ного, боли­вий­ского правительства.

Тиа­у­а­нако по кусоч­кам, по фраг­мен­там, по ста­ту­эт­кам раз­бро­сало себя по миру. В прин­ципе на том месте, где оно сто­яло, мало что оста­лось от него истин­ного, один новодел.

Боль­шое науч­ное везе­ние А. Познан­ски я усмат­ри­ваю в том, что он решил опре­де­лить воз­раст Тиа­у­а­нако аст­ро­но­ми­че­скими мето­дами. Дати­ро­вать Тиа­у­а­нако уже во вре­мена А. Познан­ски архео­ло­ги­че­скими мето­дами было трудно, поскольку пра­виль­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, кото­рые пред­по­ла­гают посте­пен­ное сня­тие куль­тур­ного слоя по гори­зон­тали с соот­вет­ству­ю­щей при­вяз­кой най­ден­ных пред­ме­тов и стро­е­ний, не про­во­ди­лось. К тому же, Тиа­у­а­нако пред­став­ляло собой изуро­до­ван­ную сти­хий­ными бед­стви­ями, взры­вами, ямами кла­до­ис­ка­те­лей, стрель­бами воен­ных тер­ри­то­рию. Но было бы ошиб­кой думать, что свои выводы о воз­расте Тиа­у­а­нако А. Познан­ски сде­лал только с помо­щью архео­астро­но­мии. Он про­вел гео­ло­ги­че­ское, гид­ро­ло­ги­че­ское, антро­по­ло­ги­че­ское, архео­ло­ги­че­ское и про­чие иссле­до­ва­ния Тиа­у­а­нако и окрест­но­стей, кото­рые под­твер­дили его выводы: воз­раст руин состав­ляет намного более 10000 лет. Ведь 15000 г. до н.э. А. Познан­ски опре­де­лил только как дату закладки Кала­са­сайи и отнес ее ко вто­рому пери­оду. А был еще и пер­вый – дои­сто­ри­че­ский период, выра­зить воз­раст кото­рого в циф­рах А. Познан­ски затруднялся.

Артур Познан­ски в 1945 г.[11]

Резуль­таты работ А. Познан­ски по Тиа­у­а­нако были впер­вые опуб­ли­ко­ваны в 1914 г. в объ­ем­ном изда­нии «Дои­сто­ри­че­ская мет­ро­по­лия в Южной Аме­рике» («Una Metrópoli Prehistórica en la América del Sur»). В конце более чем 30 лет упор­ных иссле­до­ва­ний – в 1945 г. уви­дели свет пер­вые два тома его труда «Тиуа­наку – колы­бель чело­века Аме­рик» («Tiahuanacu – Cuna del Hombre de las Américas»), а послед­ние два вышли в 1957 г.[12].

«Вели­чай­шим иссле­до­ва­те­лем Тиа­у­а­наку в два­дца­том сто­ле­тии, несо­мненно, был Артур Познан­ски, инже­нер из Европы, кото­рый пере­ехал в Боли­вию и посвя­тил свою жизнь рас­кры­тию тайн этих руин, – пишет З. Сит­чин. – …Начи­ная с 30-х годов два­дца­того века рас­копки – крат­кие или про­дол­жи­тель­ные – в Тиа­у­а­наку вели мно­гие архео­логи: Уэн­делл С. Бен­нет, Тур Хей­ер­дал, Кар­лос Понс Сан­ги­нес и дру­гие. Однако в боль­шин­стве своем уче­ные стро­или свои гипо­тезы на выво­дах (согла­ша­ясь или споря с ними), кото­рые сде­лал Артур Познан­ски»[13].


[5] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).

[8] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).

[13] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>