Первая индейская «инаугурация» Эво


[1] Эво Мора­лес – пер­вый пре­зи­дент Боли­вии корен­ного про­ис­хож­де­ния за более чем 400 лет со вре­мен испан­ской колонизации

Хуан Эво Мора­лес Айма (Juan Evo Morales Ayma), кото­рого народ зовет про­сто Эво, родился 26 октября 1959 г. в бед­ной аймар­ской семье[2]. Он был пас­ту­хом, камен­щи­ком, рабо­тал на план­та­ции коки. Как поли­ти­че­ский дея­тель необы­чайно быстро добился успеха. Начи­нал проф­со­юз­ным руко­во­ди­те­лем кре­стьян, выра­щи­ва­ю­щих коку (кока­ле­рос), активно участ­во­вал в созда­нии пер­вой обще­на­ци­о­наль­ной орга­ни­за­ции индей­цев – Ассам­блеи за неза­ви­си­мость наро­дов[3].

В 1995 г. Эво Мора­лес создал пар­тию «Дви­же­ние к соци­а­лизму». Она успешно участ­во­вала в выбо­рах в Наци­о­наль­ный кон­гресс. Эво обе­щал вер­нуть госу­дар­ству при­род­ные богат­ства, защи­щать права корен­ного населения.

Мора­лес воз­гла­вил дви­же­ние кока­ле­рос, кото­рые про­ти­во­стоят попыт­кам пра­ви­тель­ства США уни­что­жить план­та­ции коки в про­вин­ции Чапаре в юго-восточной Боли­вии, где он сам когда-то работал.

Эво Мора­лес счи­тает, что листья коки не явля­ются нар­ко­ти­ком. Аймары и кечу­аны жуют их тысячи лет. Это нико­гда не вызы­вало нар­ко­ти­че­ских про­блем в их обще­стве. Поэтому Эво счи­тает, что про­блему кока­ина сле­дует решать на сто­роне потреб­ле­ния, а не уни­что­же­нием план­та­ций коки[4]. Кроме того, листья коки исполь­зу­ются для риту­аль­ных целей, поскольку кока для индей­цев – свя­щен­ное рас­те­ние, кото­рое слу­жит посред­ни­ком между миром богов и миром людей.

На пре­зи­дент­ских выбо­рах 18 декабря 2005 г. за Эво про­го­ло­со­вало около 54 % изби­ра­те­лей при явке 84 %[5].

Тиа­у­а­нако 21 января 2006 г.[6]. На вто­рой линии – крас­ные пончо (ponchos rojos) Эво Мора­леса. Над морем людей воз­вы­ша­ются бан­неры с ука­за­нием места, откуда при­была деле­га­ция, а также реют радуж­ные wiphala (флаг, став­ший сей­час сим­во­лом айма­ров и боли­вий­ского госу­дар­ства по кон­сти­ту­ции 2009 г.) и сине-белые wiphala пар­тии «Дви­же­ние к социализму».

Нака­нуне офи­ци­аль­ной ина­у­гу­ра­ции в суб­боту 21 января 2006 г. в Тиа­у­а­нако была про­ве­дена «ина­у­гу­ра­ция» в соот­вет­ствии с древними тра­ди­ци­ями корен­ных жите­лей Боли­вии (айма­ров и кечу­а­нов), кото­рые при­были на празд­ник, оде­тые в празд­нич­ные тра­ди­ци­он­ные наряды (рис. 1).

Рис. 1[7]

Кстати говоря, гео­гра­фи­че­ски Боли­вия делится на три реги­она: 1) высо­ко­гор­ную часть – Аль­ти­плано, 2) восточ­ные склоны Анд – Юнгас и 3) покры­тую джун­глями низ­мен­ность на востоке страны – Ори­енте. Подав­ля­ю­щая часть насе­ле­ния живет на Аль­ти­плано, вокруг озера Тити­кака и в Юнгасе. Осталь­ная же, низ­мен­ная часть страны, ее центр и восток (три пятых тер­ри­то­рии) прак­ти­че­ски не заняты людьми. Кечу­аны насе­ляют цен­траль­ную и южную часть Аль­ти­плано, депар­та­менты Оруро, Потоси, Коча­бамба и север­ную часть Чуки­сака. Живут они только на высо­ко­го­рье и на низ­мен­но­сти не пере­ез­жают. Аймары рас­се­ли­лись в основ­ном по бере­гам озера Тити­кака (а также в высо­ко­гор­ных депар­та­мен­тах Оруро, Ла-Пас и Потоси, на скло­нах Кордильеры-Реаль)[8]. Поэтому индей­цам осо­бенно далеко и идти-то до Тиа­у­а­нако не пришлось.

[9]

Всего в Тиа­у­а­нако при­сут­ство­вали 50 тыс. чело­век – корен­ные народы Боли­вии, деле­га­ции индей­ских пле­мен Цен­траль­ной Аме­рики, бас­сейна Ама­зонки, Мек­сики, США, Чили и Арген­тины, офи­ци­аль­ные лица и гости, тури­сты и жур­на­ли­сты. В свя­щен­ном для анд­цев месте был про­ве­ден ритуал, кото­рый облек Эво выс­шей вла­стью[10]. По сло­вам агент­ства «Франс Пресс», «новый пре­зи­дент Боли­вии Эво Мора­лес был избран вер­хов­ным вождем всех индей­ских пле­мен Анд»[11].

Рели­ги­оз­ную цере­мо­нию воз­гла­вил Вален­тин Мехи­льо­нес Ака­рапи (Valentín Mejillones Acarapi) – духов­ный лидер айма­ров, кото­рый в свое время был избран сек­ре­та­рем по куль­туре Феде­ра­ции Рай­он­ных Хунт Эль-Альто – орга­ни­за­ции, сто­яв­шей у исто­ков поли­ти­че­ской карьеры Эво Мора­леса[12].

Вален­тина Мехи­льо­неса Ака­рапи (на рис. 2 справа), кото­рого дале­кие от анд­ской рели­гии жур­на­ли­сты назвали в своих ста­тьях шама­ном, видимо, сле­дует име­но­вать вер­хов­ным свя­щен­ни­ком – kallaguaya, что озна­чает «муд­рец» на языке айма­ров так же, как и амаута (amauta) на языке кечу­а­нов. Он руко­во­дил риту­а­лом huajta, в кото­ром ему асси­сти­ро­вали 24 mallkus (пред­ста­ви­теля выс­шего духо­вен­ства). В ходе этого риту­ала «лидер айма­ров» – Эво Мора­лес – «заклю­чил тел­лу­ри­че­ский дого­вор с Пача­ма­мой (матерью-землей) и Тата–Инти (отцом-солнцем)»[13].

Вна­чале был про­ве­ден обряд очи­ще­ния Эво Мора­леса. Вслед за этим он был обла­чен в цере­мо­ни­аль­ные одежды, в част­но­сти, в крас­ное унку из шер­сти ламы, и на его главу вер­хов­ный свя­щен­ник воз­ло­жил ch’uku – шапку с четырьмя углами, пред­став­ля­ю­щими четыре сто­роны света[14] (рис. 2). Ch’uku Эво было укра­шено чака­нами (chakana) – анд­скими крестами.

Рис. 2[15]

Затем kallaguaya вру­чил Эво жезл из сплава золота и серебра[16], увен­чан­ный изоб­ра­же­нием головы пумы (рис. 3).

Рис. 3[17]

Я думаю, что в резуль­тате этой цере­мо­нии Эво Мора­лес полу­чил выс­ший духов­ный сан и стал kallaguaya, или по более при­выч­ной для нас тер­ми­но­ло­гии – вер­хов­ным жре­цом, а в Тиа­у­а­нако вер­хов­ный жрец обла­дал и выс­шей свет­ской вла­стью. Уже в каче­стве kallaguaya Эво при­нял уча­стие в паго Инти и Пача­маме, кото­рое аймары про­во­дят, сжи­гая дес­пачо (рис. 4). Цере­мо­ния про­хо­дила на вер­шине пира­миды Акапана.

Рис. 4[18]

После рели­ги­оз­ной цере­мо­нии на сту­пе­нях Кала­са­сайи Эво Мора­лес высту­пил с речью, кото­рой была открыта свет­ская часть собы­тия (рис. 5).

Рис. 5[19]

На сле­ду­ю­щий день 22 января – в вос­кре­се­нье состо­я­лась офи­ци­аль­ная ина­у­гу­ра­ция Эво Мора­леса в кон­грессе, на кото­рой при­сут­ство­вали 12 пре­зи­ден­тов и 60 деле­га­ций из раз­ных стран мира[20]. Однако основу своих даль­ней­ших свер­ше­ний Эво Мора­лес зало­жил 21 января 2006 г. в Тиа­у­а­нако, зару­чив­шись под­держ­кой корен­ных наро­дов – 55 % жите­лей страны[21].

Рис. 6[22]. Народ Тиа­у­а­нако XXI в.

29 января 2009 г. Цен­траль­ная изби­ра­тель­ная комис­сия Боли­вии сооб­щила, что за кон­сти­ту­цию, пред­ло­жен­ную Эво Мора­ле­сом, на рефе­рен­думе про­го­ло­со­вали 61,67 % граж­дан. Согласно новой кон­сти­ту­ции, госу­дар­ство закреп­ляет за собой кон­троль над клю­че­выми сек­то­рами эко­но­мики. При­род­ные ресурсы про­воз­гла­ша­ются наци­о­наль­ным досто­я­нием. Зна­чи­тельно рас­ши­ря­ются права корен­ных жите­лей. Помимо испан­ского, ста­тус госу­дар­ствен­ного полу­чают языки индей­ских наро­дов страны. Вво­дится их обя­за­тель­ное изу­че­ние. Отме­ня­ется ста­тус като­ли­цизма как офи­ци­аль­ной рели­гии и под­дер­жи­ва­ется почи­та­ние на госу­дар­ствен­ном уровне Пача­мамы[23].

Оли­це­тво­ре­нием собы­тия 21 января 2006 г. как начала новой эпохи для корен­ных наро­дов Боли­вии явля­ется фото­гра­фия, сде­лан­ная тогда в Тиа­у­а­нако (рис. 7).

Рис. 7. «Досто­ин­ство»[24]

На фото­гра­фии мы видим на фоне воен­ных типич­ное в нашем пред­став­ле­нии лицо индейца, лицо – сим­вол наро­дов Анд. Автор назвал ее «Досто­ин­ство». Но на лице этого чело­века чита­ется не только досто­ин­ство, а еще и гор­дость с при­ме­сью веко­вой горечи. Оно гово­рит нам: «Эти воен­ные при­шли на свя­тую землю Тиа­у­а­нако не пора­бо­щать, а охра­нять, слу­жить моему пре­зи­денту и моему народу».




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>