В поисках золотых туми Колумбии
Фото 1[i]. Каменная фигура у входа в залы Музея золота Колумбии, Богота
У входа в залы Музея золота в Боготе посетителей встречает каменная фигура, при взгляде на которую в голову приходит мысль о том, что культ туми существовал когда-то не только в Перу и Боливии, но и в Колумбии. Ведь в правой руке божество сжимает туми, и даже внешне оно напоминает Найлампа. У божества такая же огромная голова без шеи и широкое лицо. Оно тоже носит круглые орехеры и держит священные предметы, прижимая их к груди. Основная символика каменного идола, говорящая о его силах, – та же, что и у золотой статуэтки Найлампа. И это птица – символ полета. Правда, здесь скульптор применил его весьма оригинальным образом. Он взял так называемую двойную птицу и использовал ее для образования лица персонажа. Головы птицы составляют его глаза, а шеи – нос. (Замечу, что двойная птица является одним из важнейших символов андской религии и особенно хорошо известна по мотивам, вышитым и вытканным на текстиле Паракаса.) Между тем нижняя часть лица статуи высечена в форме оскаленной пасти с хищными клыками, что нехарактерно для Найлампа. Колумбийское божество представляется кровожадным, а туми в его руке – ножом для жертвоприношений. А значит, оно сродни божеству-обезглавливателю царства Моче – Аяпаэку, но никак не Найлампу Сикана.
Скажу сразу, что статуя у входа в музей создает о его коллекции превратное впечатление. Во-первых, монолит относится к культуре Сан-Агустина (San Agustín), носители которой выражали свои религиозные представления в каменной скульптуре внушительных размеров. В музее статуи Сан-Агустина увидеть нельзя, поскольку они остались там, где были найдены. Это место в Сан-Агустине теперь имеет статус археологического парка. А другие доиспанские культуры Колумбии использовали в качестве предметов культа изделия более мелких форм, которые изготавливались из керамики, а также из драгоценных металлов и сплавов. Именно ювелирные изделия и составляют основу коллекции Музея золота, принадлежащего Банку республики.
Во-вторых, вызванные обликом и атрибутикой монолита ожидания того, что в музее найдется множество золотых туми, не оправдались. В витринах музея церемониальных ножей не оказалось вообще. Тем не менее, выяснилось, что знак туми в том или ином виде присутствует на многих золотых предметах Колумбии. С одной стороны, этот факт говорит о его широком географическом распространении, а следовательно – о большом значении для андской религии в целом. С другой стороны, использование знака туми вне контекста жертвоприношений на различных культовых предметах позволяет сделать еще несколько предположений касательно его символики в надежде на то, что происхождение и суть этого знака будут когда-нибудь определены.
В целом обзор музейной экспозиции оказался весьма полезным. А начала я его с беглого знакомства с доиспанскими культурами Колумбии.
Фото 2[ii]. Физическая карта современной Колумбии
Колумбия находится на северо-западе Южной Америки. Она граничит с Бразилией и Венесуэлой на востоке, на юге – с Эквадором и Перу, на западе – с Панамой, омывается Карибским морем на севере и Тихим океаном на западе. На западе страны с севера на юг протянулись Анды, расчлененные реками Магдалена, Каука (Cauca) и другими более мелкими. На востоке расположено плоскогорье, пересекаемое притоками Амазонки. Вдоль побережий раскинулись низменности[iii].
Земли, ставшие территорией современной Колумбии и некоторых сопредельных стран, называют промежуточной областью между Месоамерикой и Андским регионом. Данные археологических исследований показывают, что колумбийские культуры имеют много общего как с Месоамерикой, так и с Андским миром. Существует гипотеза, в соответствии с которой, некоторые народы, переселившиеся в Америку, осели сначала на территории современной Колумбии, создали там свою культуру, и она со временем распространилась на север и юг. Таким образом, Колумбия претендует на право считаться «колыбелью т.н. высоких цивилизаций Нового Света»[iv].
В истории Колумбии отмечены две крупные археологические культуры – культура Тайроны (Tairona) и культура Муиски (Muisca). На картах[v] их территории окрашены коричневым цветом.
Цивилизация Тайроны существовала на землях современного региона Сьерра-Невада-де-Санта-Марта (Sierra Nevada de Santa Marta) и прилегающих районов Карибского побережья. Культуру Тайроны также называют культурой Сьерра-Невада-де-Санта-Марта и выделяют в ее истории два периода: 1) период Науанге (Nahuangue), который продолжался с 200 по 900 г. н.э., и 2) период собственно Тайроны, который датируется 900 – 1550 гг. Расцвет культуры приходится на XI в.[vi].
Если культура Тайроны существовала главным образом на карибском побережье, то культура Муиски сложилась на Боготском плато, распростершемся на высоте от 1800 до 2700 м над уровнем моря. Возникла она во II в. н.э. Носители культуры Муиски – чибчи, или муиски обосновались в этих краях с довольно суровым климатом после долгих странствий, начавшихся для одних в Центральной Америке, для других – в восточных льянос (равнинах). Позднее они заняли также часть современных Панамы и Эквадора. Площадь империи муисков превышала 30 тыс. кв. км. Их численность, по разным данным, составляла от ста тысяч до миллиона человек[vii]. Империя муисков считается самой высокоразвитой цивилизацией Южной Америки в XII – XVI вв. Чибчи стоят в одном ряду с майя, ацтеками, сапотеками и инками[viii].
Культура Толимы (Tolima) располагалась в долине реки Магдалены на территории современного департамента Колумбии с этим же названием и существовала с 1 по 1000 г. н.э. На территории Колумбии развивались и другие культуры, такие, как Каука, Сан-Агустин и др.
Древние колумбийцы были непревзойденными ювелирами. Об этом свидетельствуют собрания региональных музеев золота, а главное – столичного Музея золота Колумбии, которой в большей степени, чем Перу и Боливии, удалось сохранить золото коренных культур. В музее собрано множество предметов разных форм и размеров, которые были найдены в захоронениях элиты древних обществ. Они входили в состав погребального приданого и облачения персон и все имеют церемониальное значение.
Многие из золотых предметов в коллекции музея своими очертаниями или обводами размещенных на них фигур напоминают утилитарный туми с серповидным лезвием. А некоторые из них даже походят на сиканский туми с фигуркой Найлампа на рукояти. Однако бόльшая часть таких экспонатов характеризуется как пекторали (нагрудные украшения) и фронтальные навершия головных уборов – диадемы, согласно терминологии, принятой в Колумбии.
Для создания одного из самых распространенных типов пекторалей (фото 3, 4, 10) ювелиры использовали плоскую пластину, к которой прикрепляли небольшие скульптурки. Пластине они придавали очертания, которые отчасти напоминают туми. Однако специалисты музея определяют их как силуэт птицы с распростертыми крыльями и раздвоенным хвостом. По всей вероятности, он соответствует птице в полете. На месте головы птицы ювелиры обычно размещали скульптурки птиц и/или людей.
Фото 3. Пектораль в форме птицы. Инвентарный № 016791. Размеры: 13,6×11,7 см. Материалы и техника: тумбага с позолотой; метод потерянного воска, ковка, чеканка. Культура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Науанге, 200 – 900 гг. н.э. Происхождение: Колумбия, Магдалена, Сьенага (Ciénaga)[ix]
Пластина-птица посередине – в месте сужения – часто украшалась узорной горизонтальной полоской, которую принято называть поясом. Слева и справа от него помещались птицы с большими клювами и выпуклыми глазами. На пекторали, показанной на фото 3, изображены только головы этих птиц с длинными шеями. В результате пластиной пекторали создается образ не только птицы в полете, но и приземистого человека в широкой юбке (фалдельине). Его руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Колумбийские ученые считают, что пектораль изображает летящего шамана. На месте головы летящей птицы сидит божество с грудью и головой хищной птицы. Оно имеет человеческие ноги, ступни которых превращены в когти. Головной убор божества состоит из двух пар птиц. Птицы верхней пары похожи на тех, что одновременно являются руками шамана. А вторая пара птиц выглядит по-другому. У них на клювах изображены зубы. Пектораль относится к культуре Тайроны периода Науанге.
Фото 4[x]. Пектораль в форме птицы с несколькими головами. Инвентарный № 012943. Размеры: 20,5×18,2 см. Материалы и техника: тумбага с позолотой; метод потерянного воска, ковка, чеканка. Культура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тайрона, 900 – 1600 гг. Происхождение: Колумбия, Магдалена, Сьенага[xi]
На фото 4 представлена одна из самых известных пекторалей Музея золота Колумбии. Она также относится к культуре Тайроны, но более позднего периода, который называется периодом собственно Тайроны. Пектораль сделана по тому же канону, что и пектораль периода Науанге, показанная на фото 3, и также происходит из муниципалитета Сьенаги в департаменте Магдалены. Но она больше по размеру и поэтому напоминает коксальные щитки в форме туми царства Моче (1 – 800 гг. н.э., Перу). Здесь мы видим уже четырех объемных птиц, сидящих в области головы плоской летящей птиц. На голове каждой из них сидит человек, обхватив колени кистями рук. По одному человеку в такой же позе сидит на крыльях летящей птицы. Руки у всех персонажей представляют собой тонкие птичьи лапки. Ноги у них вполне человеческие, но заканчиваются когтями (или птичьими пальцами).
Фото 5[xii] и 6[xiii]. Фигура человека – летучей мыши (в двух ракурсах). Культура: Тайрона, период 200 – 1600 гг. н.э. Музей золота Тайроны, Дом таможни, Санта-Марта, Колумбия
В литературе эти фигуры часто характеризуются как шаманы в масках. Трактовка образа персонажей как шаманов представляется мне весьма сомнительной, а использование термина «шаман» применительно к андской религии доколумбовой эпохи неправомерным. По всей вероятности, колумбийские ученые отождествляют религию современных коренных жителей страны, которую они называют шаманизмом, с андской религией. А это не одно и то же. Я думаю, что подобные фигуры могут представлять божеств. Однако, если этих персонажей рассматривать как священнослужителей, то их следует называть устоявшимся в литературе термином – «жрец», а не «шаман». Применительно к скульптурным подвескам, которые выполнены в виде стоящей фигуры (фото 5 и 6), имеющей такой же облик, принято употреблять термин «человек – летучая мышь» или «касик» (исп. cacique – вождь). Я считаю термин «касик» предпочтительным, поскольку далеко не все такие фигурки имеют атрибутику летучей мыши. Полагаю, что его правильно было бы распространить и на сидящие фигуры пекторалей.
Фото 7. Антропоморфное навершие жезла. Инвентарный № O26176. Материал: золотой сплав. Культура: Тайрона, 900 – 1600 гг.[xiv]
Касики, сидящие на крыльях птицы-пекторали, показанной на фото 4, носят плоские каски с козырьком, украшенные двумя вертикальными пластинами в форме туми. В такой же каске изображен касик, сидящий на голове птицы, который представлен на фото 7. Эта скульптурная композиция предположительно является навершием жезла. На ней фигура касика имеет бόльшие размеры и хорошо проработана, поэтому позволяет составить более полное представление о персонаже, его костюме, лицевых украшениях и головном уборе и, в частности, о пластинках в форме туми. Однако при ближайшем рассмотрении мы видим, что туми здесь очень напоминают гриб в разрезе.
Вполне возможно, что жрецы Тайроны в своих ритуалах использовали грибы в качестве средства общения с божествами. В таком случае грибы должны были считаться священными, а и их изображение стать атрибутом жреца. Подобная практика существовала и в отношении кактуса Сан-Педро (Чавин-де-Уантар), плода уллючо (Моче), цветка Инки (Тиауанако, Инкская империя) в древних Перу и Боливии. Но ритуальные растения никогда, насколько мне известно, не располагались на головном уборе персонажа. Поэтому трактовка навершия головного убора в форме туми как гриба вызывает большие сомнения.
Фото 8[xv] и 9[xvi]. Головные и лицевые украшения, обнаруженные в двух погребениях, из Музея золота Колумбии (Богота) и Музея золота Тайроны (Дом таможни, город Санта-Марта, департамент Магдалена)
Как показывают фото 8 и 9, головные уборы с навершиями в форме туми существовали в реальности. Они составляли часть погребального облачения некоторых представителей элиты Тайроны. Это может говорить о том, что такие короны вожди носили и при жизни.
Фото 10[xvii]. Пектораль в форме птицы. Инвентарный № O01253. Размеры: 22,5×21,0 см. Материалы и техника: тумбага; метод потерянного воска, ковка, чеканка. Культура: Восточные Кордильеры, период Муиски, 600 – 1600 гг. Происхождение: Колумбия, департамент Кундинамарка (Cundinamarca), муниципалитет Гуатавита (Guatavita)[xviii]
Пектораль, заснятая на фото 10, относится к культуре Муиски. В своей основе она имеет тот же изобразительный канон, что и пектораль с шестью касиками культуры Тайроны. На ней размещено восемь фигурок касиков. Уровень их исполнения гораздо ниже, чем у фигурок, изготовленных ювелирами Тайроны. Касики Муиски плоские и почти лишены деталей. Поэтому об их костюме и лицевых украшениях судить трудно. Однако можно заметить, что у головного убора касиков Муиски по сравнению с касиками Тайроны значительно увеличена в размерах его вертикальная составляющая, которая прикреплена сзади и сделана в форме полукруга. Кроме того, их руки согнуты в локтях и обнимают колени, а ступни более походят на перепончатые ноги водоплавающей птицы.
Фото 11[xix]. Касики, сидящие в области головы летящей птицы пекторали Муиски
[iv] Паласио М. «Золотые культуры» Колумбии (http://www.tiwy.com/pais/colombia/articulos/culturas_del_oro/).
[v] http://www.musarq.org.co/culturas/tairona.php; http://www.musarq.org.co/culturas/muisca.php; http://www.musarq.org.co/culturas/tolima.php
[vii] Паласио М. Указ. соч. (http://www.tiwy.com/pais/colombia/articulos/culturas_del_oro/).
[ix] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/pectoral-en-forma-de-ave/rgHzzfTE882hig?hl=es