Пригвожденные головы

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

image001

image001Фото 1[1]. В Наци­о­наль­ном музее Чавина

При­гвож­ден­ные головы

image003Фото 2[2]. Камен­ные головы в экс­по­зи­ции Наци­о­наль­ного музея Чавина

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью Чавин-де-Уантара явля­ются камен­ные головы, неко­гда укра­шав­шие стены Нового храма сна­ружи. Они рас­по­ла­га­лись на высоте около 12 м от земли. Сего­дня только одна камен­ная голова нахо­дится на своем преж­нем месте.

image005Фото 3. Работы у запад­ного фасада Нового храма, 1940 г.[3]

Пер­вые 42 головы были обна­ру­жены в 1920-х гг. архео­ло­гами под руко­вод­ством Хулио Тельо. Головы и дру­гие моно­литы Хулио Тельо собрал на пло­щадке перед одним из домов деревни Чавина (фото 3а).

image066Фото 3а. Находки Хулио Тельо в создан­ном им музее на откры­том воз­духе. Сни­мок из архива Пала­сиоса (Palacios)[3a]

17 января 1945 г. раз­ли­лось озеро Рурек (Rúrec). Оно зато­пило деревню и архео­ло­ги­че­ский ком­плекс и нанесло ущерб струк­ту­рам свя­тыни. Местами вода под­ни­ма­лась до 4 м. В резуль­тате головы были снова утра­чены – смыты пото­ками воды и грязи.  Затем в ходе очистки ком­плекса от аллю­ви­аль­ных слоев и даль­ней­ших рас­ко­пок было най­дено около 100 целых или почти целых голов. Сей­час они хра­нятся в Наци­о­наль­ном музее Чавина[4].

image007Фото 4. Камен­ные головы, выстав­лен­ные в Наци­о­наль­ном музее Чавина[5]

По све­де­ниям А. Элфорда, «камен­ных голов устра­ша­ю­щего вида – частично голов живот­ных, но глав­ным обра­зом чело­ве­че­ских» было более двухсот.

image049Фото 4а[5а]. Зал с камен­ными голо­вами Наци­о­наль­ного музея Чавина (2011)

image053Фото 4b[5b]. Вид голов в профиль

«Ныне из этих ужас­ных голов на своем месте оста­лась всего лишь одна,– пишет А. Элфорд. – У всех этих голов из Чавина тор­ча­щие клыки и типич­ные боль­шие носы, а также стран­ный шиш­ко­об­раз­ный нарост на макушке. Смысл этих изоб­ра­же­ний непо­ня­тен. Осо­бенно странно, что эти непри­вет­ли­вые камен­ные лики должны были встре­чать стран­ни­ков, совер­ша­ю­щих изну­ри­тель­ное палом­ни­че­ство в Чавин»[6].

image003Фото 5[7]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея Чавина (2008). (На фото 6а пока­зан анфас)

image005«При­гвож­ден­ные головы» (Cabezas Clavas) – так их при­нято назы­вать – кре­пи­лись к стене верх­ней части ниж­ней сту­пени пира­миды Касти­льо посред­ством спе­ци­аль­ного выступа, кото­рый у них име­ется на зад­ней части (фото 5). Этот выступ встав­лялся в кладку «как гвоздь в стену»[8]. Отсюда такое назва­ние. Раз­меры камен­ных голов неоди­на­ковы, как и уро­вень их худо­же­ствен­ного исполнения.

image007 image051Фото 6[9] и 6а[9а]. Экс­по­наты Наци­о­наль­ного музея Чавина (2011)

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели утвер­ждают, что головы слу­жили сви­ре­пыми хра­ни­те­лями хра­мов. Поскольку, по обще­при­ня­тому мне­нию, храмы Чавина были посвя­щены культу ягу­ара, то и камен­ные головы счи­та­ются изоб­ра­же­ни­ями бога ягу­ара и жре­цов, кото­рые пре­вра­ти­лись в него в резуль­тате соот­вет­ству­ю­щего риту­ала[10].

image015Фото 7. Сосуд горлышко-стремя с ягу­а­ром и как­ту­сом. Куль­тура: Чавин. Стиль: Тембла­дера. 900 – 200 гг. до н.э. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса (Walters Art Museum), Бал­ти­мор, США[11]

О том, что такой ритуал мог суще­ство­вать на самом деле, гово­рит сосуд с ягу­а­ром и как­ту­сом (фото 7), где как­тус пока­зан в виде чело­вечка, т.е. в виде млад­шего боже­ства, кото­рое, по всей веро­ят­но­сти, помо­гает жрецу пре­вра­щаться в боже­ствен­ного ягу­ара. Но дей­стви­тельно ли все камен­ные головы Касти­льо изоб­ра­жают жрецов-ягуаров, – это боль­шой вопрос.

 image017 image019Фото 8[12]. Как­тус Сан-Педро, рас­ту­щий в Чавин-де-Уантаре. Фото 9[13]. Цве­ток как­туса Сан-Педро, сня­тый в Чавин-де-Уантаре

Чтобы перейти в состо­я­ние мисти­че­ского транса, кото­рое было необ­хо­димо для обще­ния с богами, жрецы при­ни­мали пре­па­раты, сде­лан­ные из как­туса Сан-Педро (лат. Echinopsis pachanoi), – фото 8 и 9, кото­рый содер­жит пси­хо­де­лик мес­ка­лин. Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность как­туса – нали­чие семи ребер. Его гори­зон­таль­ный срез имеет вид семи­ко­неч­ной звезды.

Исполь­зо­ва­ние гал­лю­ци­но­ге­нов для рели­ги­оз­ных целей и, в част­но­сти, как­туса Сан-Педро было рас­про­стра­нен­ным явле­нием и под­твер­жда­ется архео­ло­ги­че­скими наход­ками. Он счи­тался боже­ствен­ным рас­те­нием и на кера­мике мно­гих куль­тур изоб­ра­жался как само­сто­я­тельно, так и в каче­стве атри­бута боже­ства, напри­мер, жезла или звезды с семью лучами.

 image021 image023Фото 10[14] и 11[15]. Камен­ная стела, изоб­ра­жа­ю­щая боже­ство Чавина

Вер­хов­ное боже­ство Чавина с кактусом-жезлом выре­зано на стеле, пред­став­лен­ной на фото 10 и 11. Она явля­ется частью обли­цовки Круг­лой площади.

image025 image027Фото 12[16] и 13[17]. Экс­по­наты Наци­о­наль­ного музея Чавина

По сло­вам гида музея Чавина Луиса Минаи (Luis Minay), жрецы встав­ляли в носы ват­ные шарики, чтобы оста­но­вить кро­во­те­че­ние, вызван­ное нар­ко­ти­ками[18]. И этот факт отра­жают неко­то­рые скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния (фото 12). По дру­гим дан­ным, побоч­ным эффек­том было исте­че­ние слизи из носа (фото 13).

image057Фото 14[19]. Фраг­мент пла­ката «Работы и находки 2011 г.»

Инте­ресно, что на про­яв­ле­ниях послед­ствий при­ема нар­ко­ти­ков, отоб­ра­жен­ных на неко­то­рых при­гвож­ден­ных голо­вах (фото 14), было заост­рено вни­ма­ние на отчет­ном пла­кате «Работы и находки 2011 г.»  Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара. Он был опуб­ли­ко­ван в изда­нии «El Comercio». В каче­стве источ­ника све­де­ний на пла­кате ука­заны руко­во­ди­тели про­екта – ста­рей­ший перу­ан­ский спе­ци­а­лист Луис Гильермо Лум­бре­рас (Luis Guillermo Lumbreras) и аме­ри­кан­ский архео­лог Джон Рик (John Rick). Послед­ний, кстати ска­зать, все­рьез заин­те­ре­со­вался про­бле­мой шама­низма. Резуль­таты его иссле­до­ва­ний отра­жены в ста­тье «Чавин-де-Уантар: Дан­ные по раз­ви­тию шама­низма» (Rick J.W. Chavín de Huántar: Evidence for an evolved shamanism. San Diego Museum Papers 44: Mesas and Cosmologies in the Central Andes. 2006).

image058Фото 15[20]. Рисунки, сде­лан­ные с при­гвож­ден­ных голов Чавин-де-Уантара

Опи­ра­ясь на текст пла­ката и неко­то­рые выска­зы­ва­ния в прессе Джона Рика – носи­теля совре­мен­ной точки зре­ния на куль­туру Чавина, можно заклю­чить, что глу­бо­кие мор­щины голов он рас­це­ни­вает как сокра­ще­ние лице­вых мышц в резуль­тате при­ема мес­ка­лина. А ведь мор­щины на неко­то­рых голо­вах изоб­ра­жа­ются в виде замыс­ло­ва­тых чавин­ских узо­ров, а на дру­гих – как риту­аль­ное шра­ми­ро­ва­ние по абрису сокра­ще­ния лице­вых мышц (фото 15). Сами же при­гвож­ден­ные головы совре­мен­ные уче­ные во главе с Джо­ном Риком харак­те­ри­зуют в тек­сте пла­ката как «хра­ни­те­лей храма» и пред­по­ла­гают, что они «явля­ются порт­ре­тами богов или высо­ко­по­став­лен­ных жре­цов». Какой же маги­че­ской силой должны были обла­дать жрецы Чавин-де-Уантара, чтобы ват­ные шарики, выде­ле­ния из носа и маска боли от сокра­ще­ния мышц – все эти мало эсте­тич­ные про­яв­ле­ния при­ема мес­ка­лина – стали при­зна­ками божественности!

Теперь мне стало понятно, почему на щеках жре­цов Тиа­у­а­нако пока­заны выпук­ло­сти от комка листьев коки (mascajo). Ведь кока так же, как и как­тус Сан-Педро, обла­дает пси­хо­де­ли­че­скими свой­ствами. Видимо, в Тиа­у­а­нако как­тус Сан-Педро не рос, и для обще­ния с богами жрецы исполь­зо­вали листья коки. Выпук­лость на щеке, как и ват­ные шарики в носу жре­цов Чавин-де-Уантара, стала зна­ком божественности.

image001 Блок с чело­ве­че­скими лицами в высо­ком рельефе, обна­ру­жен­ный на участке свя­ти­лища Кала­са­сайи. Отно­сится, по мне­нию Артура Познан­ски, к тре­тьему периоду

image011Фото 16[21]. Камен­ные головы Полу­под­зем­ного храма в Тиауанако

Кроме Чавин-де-Уантара, камен­ные головы на сте­нах есть и в Тиа­у­а­нако, и Тео­ти­уа­кане (Мек­сика). На этом осно­ва­нии неко­то­рые иссле­до­ва­тели пыта­ются уста­но­вить связь между этими тремя свя­ты­нями. Так, А. Скля­ров пишет:

«Внеш­ний облик голов, конечно, раз­ный. Но спо­соб их креп­ле­ния в сте­нах абсо­лютно оди­на­ко­вый во всех трех реги­о­нах!.. Голова пред­став­ляет из себя лишь окон­ча­ние блока, основ­ная часть кото­рого ухо­дит в камен­ную кладку. А ведь это – далеко не един­ствен­ный стро­и­тель­ный спо­соб, кото­рый можно было бы исполь­зо­вать для созда­ния подоб­ных «укра­ше­ний». И все-таки в трех весьма уда­лен­ных друг от друга древ­них цен­трах мы наблю­даем один и тот же тех­но­ло­ги­че­ский прием!..»[22].

image013Фото 17[23]. Камен­ная голова пира­миды Кецаль­ко­атля в Теотиуакане

Мало кто знает, что мно­гие из камен­ных голов были пере­ме­щены внутрь храма (фото 18 – 20[23а]). Когда это про­изо­шло, неясно.

image060 image062Фото 18 и 19. При­гвож­ден­ные головы в гале­реях Касти­льо (2013)

Но на фото 20 видно, что одна из голов вде­лана в стену гале­реи. Сле­до­ва­тельно, они могли быть пере­не­сены во внут­рен­ние кори­доры еще в древности.

image064Фото 20. Камен­ная голова, встав­лен­ная в стену гале­реи (2013)

 

image001Находки 2013 г.[24]

image055Фото 1[25]. Обна­ру­же­ние одной из голов

5 июля 2013 г. в Чавин-де-Уантаре во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок вокруг Нового храма были обна­ру­жены две камен­ные головы в хоро­шей сохран­но­сти, что счи­та­ется боль­шой уда­чей. Чаще головы нахо­дят раз­би­тыми. Арте­факты дати­ру­ются 1200 – 500 гг. до н.э.

image035Фото 2[26]. Пре­зен­та­ция находки в раскопе

Откры­тие было сде­лано в рам­ках Про­екта по архео­ло­ги­че­скому иссле­до­ва­нию и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара, воз­глав­ля­е­мого Джо­ном Риком с момента его запуска почти 20 лет назад.

image037Фото 3[27]. Головы в Наци­о­наль­ном музее Чавина (пока поло­жены на картонки)

Головы имеют около 103 см в длину, 39 см в ширину и 43 см в высоту и весят каж­дая при­бли­зи­тельно 250 кг. У обеих голов, покры­тых фигу­рами змей, круг­лые очень боль­шие и широко откры­тые глаза и выра­жен­ные ноздри.

image039 image041Фото 4[28] и 5[29]. Одна из голов. Вид анфас и в три четверти

Рас­коп, в кото­ром были най­дены головы, рас­по­ла­га­ется между двумя зда­ни­ями храма Чавин-де-Уантара. По сло­вам Джона Рика, это, пожа­луй, един­ствен­ные головы, кото­рые были най­дены в том месте, где они упали со стены. Пред­по­ла­га­ется, что упасть со стены их заста­вило зем­ле­тря­се­ние в 500 г. до н.э. Позд­нее, около 200 г. н.э., обру­ши­лась стена, на кото­рой они были. Архео­логи обна­ру­жили головы в двух шагах друг от друга.

image043Фото 6[30]. Вто­рая голова. Вид в три четверти

Находки отно­сятся к кате­го­рии голов, изоб­ра­жа­ю­щих пер­со­на­жей, в кото­рых больше от чело­века, чем от зверя. На мой взгляд, они отли­ча­ются по манере испол­не­ния и смыс­ло­вой нагрузке от боль­шин­ства голов из этой же кате­го­рии, кото­рые были най­дены ранее (см., напри­мер, фото 7). Осо­бенно это заметно по рисунку губ. Они не сжаты в тон­кую линию, а вытя­нуты в тру­бочку, как для поце­луя. Вид у голов не мрач­ный и устра­ша­ю­щий, а, напро­тив, весе­лый и приветливый.

image045Фото 7[31]. Ред­кая голова, кото­рая пока­зы­вает чело­века прак­ти­че­ски без зве­ри­ных сим­во­лов. Наци­о­наль­ный музей Чавина (2007)

Такие же «весе­лые» головы уже есть в кол­лек­ции музея (фото 8). Видимо, они отно­сятся к тому же вре­мени, что и най­ден­ные в 2013 г. Однако эти головы изоб­ра­жают сущ­ность, в кото­рой больше от зверя, нежели от человека.

image047Фото 8[32]. Экс­по­наты Наци­о­наль­ного музея Чавина (2013)

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a | 21 | 22 |


[6] Элфорд А. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[21] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html#!prettyPhoto/1/

[22] Скля­ров А. Перу и Боли­вия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov2.htm).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>