Серро-Патапо

Посла­ние Врат Солнца, § 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари


Фото 1[1]

В сере­дине декабря 2008 г. агент­ство «Андина» (Andina) сооб­щило о новом сен­са­ци­он­ном откры­тии перу­ан­ских архео­ло­гов и опуб­ли­ко­вало пер­вые две фото­гра­фии рас­ко­пок (фото 1 и 2). На горе Патапо, рас­по­ло­жен­ной на север­ном побе­ре­жье Перу в 22,5 км от города Чиклайо (регион Лам­бай­еке), было най­дено боль­шое посе­ле­ние, кото­рое чаще всего назы­вают кре­по­стью. Этот архео­ло­ги­че­ский ком­плекс стал изве­стен миру как Серро-Патапо (Cerro Pátapo, cerro – гора, холм).

Фото 2[2]

Похоже, что сайт Серро-Патапо, как и архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Кон­чо­паты, также нахо­дился под угро­зой уни­что­же­ния. Работы по его воз­рож­де­нию и спа­се­нию, про­во­див­ши­еся под руко­вод­ством архео­лога Сесара Сори­ано Риоса (César Soriano Ríos), нача­лись 27 ноября 2008 г. Для их осу­ществ­ле­ния были наняты 45 мест­ных рабо­чих[3].

Фото 3[4]

После уда­ле­нии облом­ков были открыты остатки пря­мо­ли­ней­ных камен­ных стро­е­ний из битого камня или валу­нов, без исполь­зо­ва­ния теса­ных камен­ных бло­ков (фото 3 – 5, 10 и 11 с сайта пра­ви­тель­ства Перу[5]). Высота неко­то­рых стен дости­гала 7 м[6].

Фото 4 и 5

По сооб­ще­нию «Андины», за очень корот­кое время были очи­щены «руины впе­чат­ля­ю­щей кре­по­сти, домов, школы, сол­неч­ных обсер­ва­то­рий и даже мона­стыря и зала суда». В 2 км от цен­тра цита­дели в камен­ном зда­нии с двух­мет­ро­выми сте­нами был обна­ру­жен огром­ный кера­ми­че­ский гор­шок, содер­жа­щий при­да­ное моло­дой жен­щины воз­рас­том от 17 до 21 лет: одежда из хлопка, вклю­чая блузки и корот­кие пла­тья, а также боль­шое коли­че­ство дру­гих лич­ных вещей[7].

Фото 6[8]

Я нашла только одну фото­гра­фию кера­мики из Серро-Патапо (фото 6). Бутыль пред­став­ляет собой голову уарий­ского импер­ского боже­ства, кото­рая обычно поме­ща­ется на гор­лышке (фото 7). Однако здесь голова рас­по­ла­га­ется на тулове сосуда. У меня это скульп­тура вызы­вает ассо­ци­а­ции с тро­фей­ной (отруб­лен­ной) головой.

Фото 9[9]. Сосуды лицо-на-горлышке куль­туры Уари. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

В число нахо­док вхо­дят также два гео­глифа. Один из них – мифи­че­ская птица, похо­жая на пели­кана, а дру­гой – оке­ан­ская волна. Однако наи­боль­шее вни­ма­ние архео­ло­гов из Тру­хи­льо при­влекли жилые зоны вла­сти­те­лей, кото­рые пра­вили с 750 до 1470 г. н.э., а также зоны, где «судили узни­ков», вклю­ча­ю­щие в себя «тюрем­ные камеры и глав­ный зал суда». По сло­вам «Андины», при­го­во­рен­ные к смерт­ной казни сбра­сы­ва­лись с вер­шины горы, на кото­рой рас­по­ло­жена кре­пость. Кости были обна­ру­жены у ее под­но­жия[10].

Фото 10 и 11

 

Зна­че­ние открытия

Откры­тие сайта Серро-Патапо имеет боль­шое исто­ри­че­ское зна­че­ние. Сесар Сори­ано счи­тает, что в Серро-Патапо было най­дено посе­ле­ние импе­рии Уари (500 – 1200 гг. н.э.), т.е. пер­вое неоспо­ри­мое сви­де­тель­ство при­сут­ствия Уари в Лам­бай­еке. Ранее обще­при­ня­тым явля­лось мне­ние, что Уари рас­про­стра­няло свое вли­я­ние, кроме высо­ко­гор­ной части Древ­него Перу, только на юг побе­ре­жья, и лишь неко­то­рые уче­ные выска­зы­вали пред­по­ло­же­ние о том, что север побе­ре­жья также вхо­дил в состав империи.

На север­ном побе­ре­жье в реги­оне Лам­бай­еке, по мне­нию архео­ло­гов и антро­по­ло­гов, суще­ство­вали циви­ли­за­ции Моче и Лам­бай­еке (Сикан). При этом о сто­лет­нем пери­оде между паде­нием цар­ства Моче и воз­ник­но­ве­нием цар­ства Сикана име­лось мало дан­ных. На их основе нельзя было с досто­вер­но­стью судить о том, что же про­ис­хо­дило тогда на тер­ри­то­рии Лам­бай­еке. И лишь отдель­ные перу­ан­ские и зару­беж­ные архео­логи гово­рили о дли­тель­ном пре­бы­ва­нии в Лам­бай­еке импе­рии Уари в конце эпохи Моче и начале эпохи Лам­бай­еке. В связи с этим отме­ча­лось вли­я­ние стиля Уари (Пача­ка­мака) на ико­но­гра­фию кера­мики Сикана и сме­ше­ние сти­лей Моче и Уари в рос­писи одной из уак (Huaca La Mallanga). Еще в 70-х гг. про­шлого века авто­ри­тет­ными уче­ными, спе­ци­а­ли­стами по исто­рии Лам­бай­еке, было выска­зано мне­ние о бла­го­при­ят­ном воз­дей­ствии на куль­туру Лам­бай­еке при­сут­ствия Уари. Отме­ча­лось, что при­сут­ствие Уари было клю­че­вым момен­том сти­му­ля­ции нового рас­цвета на север­ном побе­ре­жье в тече­ние гос­под­ства Уари. Гово­ри­лось даже о том, что экс­пан­сия Тиа­у­а­нако, выра­жен­ная в при­сут­ствии Уари на побе­ре­жье, стала при­чи­ной «вели­кой куль­тур­ной рево­лю­ции» в Лам­бай­еке. Эухе­нио Аларко (Eugenio Alarco) на XXXIX Меж­ду­на­род­ном кон­грессе аме­ри­ка­ни­стов в авгу­сте 1970 г. выдви­нул даже гипо­тезу о том, что Най­ламп и его дина­стия, пра­вив­шая в Лам­бай­еке, про­ис­хо­дили из Тиа­у­а­нако. И теперь после мно­гих лет упо­ми­на­ния о при­зна­ках при­сут­ствия Уари или Тиа­у­а­нако на тер­ри­то­рии Лам­бай­еке откры­тие Сесара Сори­ано уста­но­вило суще­ство­ва­ние архи­тек­туры куль­туры Уари в этом реги­оне[11].

Согласно гипо­тезе С. Сори­ано, импе­рия Уари стала нара­щи­вать свое при­сут­ствие на тер­ри­то­риях, ранее под­власт­ных дер­жаве Моче (100 – 600 гг. н.э.), сразу после ее паде­ния около 600 г., под­твер­жде­нием чего и явля­ется стро­и­тель­ство кре­по­сти Серро-Патапо. Начало гос­под­ства импе­рии в этом реги­оне он отно­сит к 700 г.[12]. Период между куль­ту­рами Моче и Лам­бай­еке на север­ном побе­ре­жье был в исто­рии Древ­него Перу белым пят­ном. Теперь, по сло­вам С. Сори­ано, бла­го­даря откры­тию уарий­ского посе­ле­ния в Патапо, недо­ста­ю­щее звено най­дено[13].

Тео­рия С. Сори­ано была под­твер­ждена иссле­до­ва­нием Фран­сиско Кабреры (Francisco Cabrera), кото­рый опре­де­лил и дру­гие круп­ные сайты окку­па­ции Уари в дан­ном реги­оне. Гипо­теза в даль­ней­шем укре­пи­лась бла­го­даря поле­вым рабо­там в Лам­бай­еке архео­ло­гов и антро­по­ло­гов из Аякучо – Адана Касит­льи Риверы (Adán Castilla Rivera), Мак­симо Лопеса Киспе (Máximo López Quispe), Бен­ха­мина Фло­реса (Benjamín Flores). Они сооб­щают: «Было про­ве­дено обсле­до­ва­ние около 15 посе­ле­ний, где был обна­ру­жен пря­мо­уголь­ный шаб­лон стро­е­ний, харак­тер­ный для импе­рии Уари, кото­рый раз­ра­ба­ты­вался в Аякучо между 500 и 1200 гг. после Рож­де­ства Хри­стова. Суще­ствует много сов­па­де­ний в кон­струк­тив­ном шаб­лоне куль­туры Уари с обсле­до­ван­ными в поле­вых усло­виях посе­ле­ни­ями в Лам­бай­еке. Тип стро­и­тель­ства похож на 99 про­цен­тов на стро­и­тель­ство Уари»[14].

О при­сут­ствии Уари на север­ном побе­ре­жье Перу сви­де­тель­ствуют и иссле­до­ва­ния архео­ло­ги­че­ского сайта цере­мо­ни­аль­ного и погре­баль­ного ком­плекса Сан-Хосе-де-Моро (San Jose de Moro), где нахо­дятся элит­ные захо­ро­не­ния куль­туры Моче 1000 лет непре­рыв­ной окку­па­ции. Сан-Хосе-де-Моро – это назва­ние кре­стьян­ской общины, кото­рая рас­по­ло­жена на берегу реки Чаман (Chamán) долины Хеке­те­пеке (Jequetepeque), к северу от города Чепен (Chepén) в депар­та­менте Ла-Либертад (La Libertad). Рас­копки здесь ведутся с 1991 г.[15]. В гроб­ни­цах Сан-Хосе-де-Моро архео­логи обна­ру­жили кера­ми­че­ские изде­лия куль­туры Уари. Среди них при­вле­кает вни­ма­ние керо, пока­зан­ное на фото 12.

Фото 12[16]

Это керо, пожа­луй, един­ствен­ный арте­факт, из тех, что я видела, где Бог Врат Солнца изоб­ра­жен в образе дека­пи­та­тора в духе Моче – с отсе­чен­ной голо­вой, кото­рую бог дер­жит за волосы. Правда, в пра­вой руке у него не туми, а топор с лез­вием, опу­щен­ным вниз. Знак туми зато поме­щен в цен­тре груди боже­ства. В целом его атри­буты выпи­саны по канону божества-корабля Сикана–Наски. И здесь снова можно видеть стран­ный шай­бо­об­раз­ный нос или с дыр­ками, или с затыч­ками в боль­ших ноздрях.

Таким обра­зом, вклю­че­ние в состав импе­рии Уари север­ного побе­ре­жья Древ­него Перу, кото­рое было частью угас­шей к этому вре­мени, по мне­нию боль­шин­ства уче­ных, куль­туры Моче, теперь уже не вызы­вает сомнений.

Так, А. Касти­лья Ривера счи­тает (2009), что Уари рас­ши­ря­лось в два этапа. В резуль­тате пер­вого тер­ри­то­ри­аль­ного рас­ши­ре­ния оно стало доми­ни­ро­вать в реги­о­нах: Аякучо, побе­ре­жье Ики, Лимы, в сьерре Анкаш, Уануко, Паско до сьерры Ла-Либертад, сфор­ми­ро­вав­шись как тео­кра­ти­че­ское и мили­та­рист­ское госу­дар­ство. Вто­рая экс­пан­сия (с 700 до 800 г. н.э.) дала воз­мож­ность Уари занять новые реги­оны на север­ном побе­ре­жье – Пиуру, Лам­бай­еке, Каха­марку, Ла-Либертад, где были созданы обне­сен­ные сте­нами адми­ни­стра­тив­ные и цере­мо­ни­аль­ные цен­тры, «посе­ле­ния с адек­ват­ными базо­выми услу­гами», по выра­же­нию А. Касти­льи. Импе­рия охва­ты­вала север до Пиуры и юг до Такны, в том числе Аре­кипу и Куско[17].

Бес­спорно, импе­рия, объ­еди­нив­шая Анды, суще­ство­вала. Но насколько она была цен­тра­ли­зо­ван­ной, и дей­стви­тельно ли в ней доми­ни­ро­вало Уари и тем более Тиа­у­а­нако? Дей­стви­тельно ли Уари сто­яло у ее исто­ков и было дви­жу­щей силой всех про­цес­сов? Можно ли это обра­зо­ва­ние назы­вать импе­рией Уари? Мои иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что нет. Дума­ется, что спа­са­ясь от при­род­ных ката­клиз­мов – тоталь­ного навод­не­ния, а затем ката­стро­фи­че­ской засухи, боги Моче со своим наро­дом пере­бра­лись в горы и, обос­но­вав­шись там, ини­ци­и­ро­вали те про­цессы, кото­рые при­вели к окон­ча­тель­ному паде­нию Тиа­у­а­нако, утрате его вли­я­ния на анд­ский мир и объ­еди­не­нию Анд под их кон­тро­лем. Роль Уари для меня пока неясна. Веро­ятно, его исполь­зо­вали как воен­ную силу и сво­его рода ширму. Но оче­видно, что пра­ви­тели из Аякучо не были глав­ными в боль­шой игре.

Конечно, трудно спо­рить с аяку­чан­скими архео­ло­гами, кото­рые срав­нили архи­тек­туру долины Аякучо и Лам­бай­еке и нашли сов­па­де­ния на 99 %. Но эта архи­тек­тура настолько при­ми­тивна, что в ней сложно отыс­кать какие-либо бес­спор­ные отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти, как, напри­мер, резьба по камню или обра­ботка камня вообще. Обра­ботка камня в струк­ту­рах Серро-Патапо и долины Аякучо (кроме города Уари) отсут­ствует пол­но­стью. Кроме того, для куль­туры гор­ного Уари, как известно, харак­терны D-образные струк­туры. Но в отчете аяку­чан­ских архео­ло­гов гово­рится только о пря­мо­ли­ней­ных кон­струк­циях. И в Серро-Патапо, судя по довольно подроб­ному фото­ма­те­ри­алу, D-образных струк­тур нет. Нет их и в тех посе­ле­ниях Уари, кото­рые стали стро­иться дер­жа­вой, уже когда она гото­ви­лась к экс­пан­сии и осу­ществ­ляла ее. Я говорю о горо­дах типа Пики­льякты. Воз­можно, с этими горо­дами нашли сход­ство у построек Лам­бай­еке архео­логи? Вот подоб­ные города как раз и могли быть постро­ены под­няв­ши­мися в горы мочик­цами или под их руководством.

С дру­гой сто­роны, вполне допу­стимо, что в Лам­бай­еке дей­стви­тельно были посе­ле­ния Уари, т.е. те, кото­рые соот­вет­ство­вали архео­ло­ги­че­ской куль­туре долины Аякучо. Ведь пока неясно, как раз­ви­ва­лись собы­тия, и, может быть, аяку­чан­ское вой­ско на самом деле сто­яло в кре­по­стях Ламбайеке.

Тем не менее, все гово­рит о том, что Най­ламп при­шел не из Тиа­у­а­нако в Лам­бай­еке, а, наобо­рот – из Лам­бай­еке в Тиа­у­а­нако и Уари. Ярче всего об этом сви­де­тель­ствует про­ве­ден­ный мной ана­лиз кера­мики. И мне уже известно, что под­кре­пить эту тео­рию я могу с помо­щью дра­ко­нов цар­ства Чавин-де-Уантар.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 16а | 17 |



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>