Тупу мапуче

Тупу, про­дол­же­ние

image027Фото 1. Гра­вюра из книги Клода Гэя (Claude Gay) «Атлас физи­че­ской и поли­ти­че­ской исто­рии Чили» (1854), изоб­ра­жа­ю­щая семью мапуче[i]

Однако в Андах все же есть народ, жен­щины кото­рого, наде­вая тра­ди­ци­он­ный костюм, укра­шают его булав­ками, кото­рые они также обо­зна­чают аймар­ским сло­вом «тупу». Этот народ зовется мапуче (mapuche), или арауканы.

image029Фото 2. Одна из вит­рин с юве­лир­ными изде­ли­ями мапуче в Муни­ци­паль­ном музее города Вилья­рики[ii] (область Ара­у­ка­ния, Чили)

Живут мапуче в Чили и Арген­тине. Их тра­ди­ци­он­ная куль­тура близка к куль­туре индей­цев Цен­траль­ных Анд[iii]. Мапуче вла­дели тех­ни­кой изго­тов­ле­ния укра­ше­ний из дра­го­цен­ных метал­лов задолго до инк­ской эпохи, раз­ви­вали это ремесло и во вре­мена инков, по неко­то­рым дан­ным, даже с их помо­щью. С XVIII в. мапуче стали активно рас­ши­рять про­из­вод­ство укра­ше­ний. Для этого они начали обме­ни­вать свой скот и ткани на сереб­ря­ные дол­лары, кото­рые и слу­жили мате­ри­а­лом для юве­лир­ных изде­лий[iv].

image030Фото 3. Черно-белая фото­гра­фия. Снято в Трай­гене (Traiguen), Южная Аме­рика, Чили, Ара­у­ка­ния (Araucania). Около 1890 г. Бри­тан­ский музей[v]. Фото 4. Тупу и серьги. Раз­меры тупу: 28,4×14×1,6 см. Мате­риал: серебро. Куль­тура: мапуче. Место изго­тов­ле­ния: Чили. XVIIIXIX вв. Бруклин­ский музей искусств, США[vi]

Судя по ста­рин­ным фото­гра­фиям, жен­щины мапуче наде­вали много круп­ных укра­ше­ний из серебра. (Эта тра­ди­ция сохра­ни­лась и сего­дня.) На фото 3 пока­зан сту­дий­ный порт­рет моло­дой жен­щины мапуче, кото­рый сде­лан около 1890 г. в Ара­у­ка­нии. Она «носит medella (голов­ной убор из монет на цепочке), quipan (квад­рат ткани, обер­ну­тый вокруг тела), ikulla (шаль) или manta (оде­яло), chaway (серьги), tupu (булавку для ткани), trapelakucha (нагруд­ную под­веску) и кольцо»[vii]. На фото 4 у осно­ва­ния иглы тупу виден шну­рок, с помо­щью кото­рого оно закреп­ля­лось на одежде. Так фик­си­ро­ва­лись тупу, не имев­шие отверстия.

image032Фото 5. Булавка. Раз­мер: 27,94 см. Мате­ри­алы: серебро, зеле­ное стекло. Тех­ника: чеканка. Изго­тов­лена: мапуче. При­об­ре­тена в Арген­тине или Чили. Реги­стра­ция 1965 г. Бри­тан­ский музей[viii]. Фото 6. Булавка для плаща. Раз­мер: 36,83 см. Мате­ри­алы: серебро, камень. Тех­ника: чеканка. Изго­тов­лена: мапуче. При­об­ре­тена в Чили. Реги­стра­ция: 1948 г. Бри­тан­ский музей[ix]

Тупу мапуче были длин­ными, часто с глад­ким дис­ко­об­раз­ным навер­шием боль­шого диа­метра, как у моло­дой жен­щины на фото 3. Так, напри­мер, тупу из Бруклин­ского музея (фото 4), отно­ся­ще­еся к XVIIIXIX вв., имеет длину 28,4 см, а тупу из Бри­тан­ского музея (фото 5 и 6), изго­тов­лен­ные, веро­ятно, в начале XX в., – 27,94 и даже 36,83 см. Навер­шия тупу не обя­за­тельно дела­лись дис­ко­об­раз­ными и глад­кими. Часто они покры­ва­лись чекан­кой в виде рас­ти­тель­ных узо­ров со стек­лян­ной встав­кой посе­ре­дине, кото­рая ими­ти­ро­вала дра­го­цен­ный камень (фото 5 и 6). Тупу укра­ша­лись также стек­лян­ными буси­нами и бисе­рин­ками (фото 7).

image034Фото 7[x]. Булавки для шали. Мате­ри­алы: серебро, стекло, стек­лян­ная бусина/бисер. Дата созда­ния: около 1900 г. Место: Буэнос-Айрес, Арген­тина. Бри­тан­ский музей

Пар­ные тупу, пока­зан­ные на фото 7, имеют свою исто­рию. Крат­кая запись в ката­лож­ной кар­точке Бри­тан­ского музея гово­рит о том, что они каким-то обра­зом были свя­заны с пре­зи­дент­ским двор­цом в Буэнос-Айресе. Воз­можно, их носила одна из слу­жа­щих. Укра­ше­ние было куп­лено в период между 1892 и 1910 г. архео­ло­гом Адоль­фом Ф. Бан­де­лье­ром (Adolph F. Bandelier) у кечу­ан­ского шамана на северо-востоке Боли­вии, кото­рый в 1917 г. при­об­рел их в Буэнос-Айресе.

В наше время искус­ство изго­тов­ле­ния сереб­ря­ных укра­ше­ний не угасло, и среди мапуче есть умельцы, кото­рые про­дол­жают тра­ди­ции древ­них масте­ров (фото 8).

image036Фото 8[xi]. Сереб­ря­ные тупу мапуче, выпол­нен­ные по доко­лум­бо­вым образ­цам в Арген­тине и Чили (вверху справа)

image106Мне не уда­лось разыс­кать совре­мен­ной фото­гра­фии жен­щины мапуче в опле­чье и с тупу, воз­можно, потому, что обы­чай носить народ­ный костюм у них не так кре­пок, как у кечу­а­нов Перу. На най­ден­ном мной снимке[i], кото­рый сде­лан в Трай­гене (2007), пред­ста­ви­тель­ница этого народа в дру­гом костюме. Но на ее укра­ше­ния все равно стоит посмотреть.

[i] http://www.flickr.com/photos/tribuducoin/3343605679/in/set-72157615069418782/

 *

Однако исто­рия тупу, гово­рит о том, что обще­при­ня­тое пред­став­ле­ние об этом пред­мете как о тра­ди­ци­он­ной булавке для жен­ских наки­док слиш­ком узко.

| 1 | 2 | 34 |



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>