Гробница Дамы в маске

Посла­ние Врат Солнца, § 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари, про­дол­же­ние


Фото 1[1] и 2[2]

Гроб­ница Дамы в маске (Dama de la Máscara) была открыта 26 авгу­ста 2008 г. груп­пой перу­ан­ских архео­ло­гов под руко­вод­ством Иса­бель Фло­рес Эспи­носа (Isabel Flores Espinosa) в глав­ной пира­миде боль­шого церемониально-административного ком­плекса Уака Пук­льяна (Huaca Pucllana) куль­туры Лимы (200 – 700 гг. н.э.)[3]. Он нахо­дится на тер­ри­то­рии сто­лицы Перу города Лимы, в рай­оне Мирафло­рес (цен­траль­ное побережье).

Фото 3[4] Тол­стые стены Уаки Пук­льяна на фоне совре­мен­ных домов Лимы. Они сло­жены из сыр­цо­вого кир­пича в «биб­лио­теч­ном стиле», т.е. напо­ми­нают книж­ные полки. Фото 4[5]. Глав­ная пирамида

Гроб­ница полу­чила такое назва­ние от жур­на­ли­стов потому, что жен­ская мумия была похо­ро­нена с мас­кой. Маска кера­ми­че­ская и имеет боль­шие голу­бые глаза из мор­ских раку­шек (фото 2, 6 и 7). К ней при­креп­лены две косы (фото 7), что поз­во­ляет гово­рить о том, что в дан­ном фардо нахо­дится именно жен­ская мумия, так как образ муж­чины ассо­ци­и­ро­вался с воло­сами, запле­тен­ными во мно­же­ство мел­ких косиц.

Фото 5[6] и 6[7].

Нали­чие маски у дамы поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что она при­над­ле­жала цар­ской семье. В гроб­нице были най­дены несколько ткац­ких стан­ков и при­спо­соб­ле­ний для тка­че­ства, ткани а также рас­ко­ло­тая кера­мика. Захо­ро­не­ние дати­ру­ется при­бли­зи­тельно 700 г. н.э.[8].

Фото 7[9]. Кера­ми­че­ская маска из гроб­ницы Пукльяны

Кроме мумии Дамы в маске, в гроб­нице нахо­ди­лись останки еще двух взрос­лых и ребенка, кото­рый, веро­ятно, был при­не­сен в жертву. В общей слож­но­сти за три года работы было обна­ру­жено около 30 захо­ро­не­ний, кото­рые по типу погре­бе­ния, погре­баль­ным при­но­ше­ниям из тка­ней и кера­мики архео­логи отнесли к куль­туре Уари. Все они были уже вскрыты чер­ными копа­те­лями, и только гроб­ница Дамы в маске ока­за­лась нетро­ну­той[10].

Фото 8 и 9[11]. Захо­ро­не­ние куль­туры Уари в Уаке Пукльяна

Уарийцы запе­ле­ны­вали мумии так, что полу­ча­лось то, что на испан­ском назы­ва­ется фардо (fardo – тюк, узел).

Фото 10. Уарий­ская гроб­ница, обна­ру­жен­ная в Анконе (Ancón), отно­ся­щемся к куль­туре Лимы. Музей Анкона[12]

Сверху фардо могли быть закрыты тка­нями, или на них наде­вали унку (фото 10). Может быть, поэтому уарий­ские унку такие боль­шие (фото 11).

Фото 11. Типич­ное погре­баль­ное фардо куль­туры Уари (фото 2001 г.)[13]

По логике вещей, устрой­ство уарий­ской гроб­ницы, мате­ри­алы из кото­рых соору­жа­лось фардо, и его кон­струк­ция должны были иметь вари­анты, зави­ся­щие от исто­ри­че­ского пери­ода, мест­но­сти и ее тра­ди­ций. В общей слож­но­сти по внеш­нему виду можно выде­лить два типа фардо: в мешке и в корзине.

image016Фото 11а. Погре­баль­ное фардо. Раз­меры: высота 98 см, ширина 68 см. Период: Сред­ний гори­зонт, 650 – 1000 гг. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[13а]

Так, одно из типич­ных погре­баль­ных фардо в мешке куль­туры Уари, кото­рое хра­нится в Музее Аме­рики, имеет форму пря­мо­уголь­ного блока, увен­чан­ного лож­ной голо­вой в парике из чело­ве­че­ских волос (фото 11а). По све­де­ниям ката­лога музея, радио­ло­ги­че­ский ана­лиз пока­зал, что внутри фардо нахо­дится тело (мумия) в согну­том поло­же­нии и дере­вян­ный объ­ект, высту­па­ю­щий снизу, кото­рый, пред­по­ло­жи­тельно, вхо­дит в погре­баль­ное при­да­ное инди­вида. Фардо состоит из воло­кон хлопка-сырца и десяти тка­ней из шер­сти вер­блю­до­вых, рас­по­ло­жен­ных в раз­ных слоях. При­сут­ствует тол­стая веревка из хлопка, кото­рая пере­се­кает внеш­нюю ткань в цен­тре тюка. Несо­мненно, она слу­жила для пере­дви­же­ния фардо и раз­ме­ще­ния его в гробнице.

Гроб­ницы в Пук­льяне счи­та­ются типич­ными для захо­ро­не­ний Уари и содер­жат фардо вто­рого вида. Оно в Пук­льяне, насколько я пони­маю, дела­лось сле­ду­ю­щим обра­зом. Мумию в одеж­дах и с укра­ше­ни­ями в сидя­щей позе (по неко­то­рым све­де­ниям, в позе эмбри­она) запе­ле­ны­вали в боль­шое коли­че­ство тка­ней. Затем поверх тка­ней ее обма­ты­вали кана­том из рас­ти­тель­ного волокна, фор­ми­руя нечто вроде корзины.

Фото 12[14]. Вари­ант канат­ного пере­пле­те­ния из уарий­ской гроб­ницы Пукльяны

Канат мог накла­ды­ваться по спи­рали (фото 8 и 9) или более слож­ным спо­со­бом (фото 12). Голова мумии в резуль­тате оста­ва­лась внутри фардо, и то, что мы видим на фото­гра­фиях, – это не голова мумии, а ее ими­та­ция[15] из ткани, наби­той ватой, и дере­вян­ной маски (фото 13), кото­рая часто обтя­ги­ва­лись тка­нью, – так назы­ва­е­мая лож­ная голова. При этом маски были при­над­леж­но­стью мумий элиты.

Фото 13[16]. Дере­вян­ная погре­баль­ная маска из уарий­ского захо­ро­не­ния Пукльяны

Захо­ро­не­ния куль­туры Лимы отли­ча­ются от захо­ро­не­ний куль­туры Уари, прежде всего, тем, что тела в них поме­щали не в согну­тыми, а выпрям­лен­ными в поло­же­нии лежа[17].

По мне­нию уче­ных, откры­тие уарий­ских гроб­ниц в Пук­льяне сви­де­тель­ствует о том, что посе­ле­ние, нахо­див­ше­еся на месте совре­мен­ной сто­лицы Перу, так же вхо­дило в состав импе­рии Уари, как и все цен­траль­ное побе­ре­жье, заво­е­ван­ное около 700 г. н.э. Импе­рия уста­но­вила кон­троль в доли­нах Лимы над двумя боль­шими горо­дами: Пача­ка­ма­ком (долина Лурин) и Каха­мар­ки­льей (долина Римак). В этих и дру­гих местах, кото­рые при­над­ле­жали к куль­туре Лимы (Уака Пук­льяна, Маранга и Анкон), аяку­чан­ские заво­е­ва­тели соору­дили десятки гроб­ниц пра­ви­те­лей высо­кого ранга и чинов­ни­ков[18].

Фото 14[19] Уарий­ская гроб­ница, соору­жен­ная на цере­мо­ни­аль­ной пло­щади Пук­льяны (музей­ная реконструкция)

Захва­тив Пук­льяну, уарийцы при­ка­зали засы­пать ее зем­лей. Верх­нюю часть глав­ной пира­миды они исполь­зо­вали как клад­бище для своих санов­ни­ков. При этом чтобы сде­лать глу­бо­кие отвер­стия для гроб­ниц, они раз­ру­шали стены и полы зда­ний, взла­мы­вали моще­ния пло­ща­дей[20] (фото 14). Если при­нять во вни­ма­ние культ почи­та­ния пред­ков, то в таком акте можно уви­деть глу­бо­кий сим­во­ли­че­ский смысл. Так уарийцы, по всей веро­ят­но­сти, утвер­ждали свое право на заво­е­ван­ные ими земли в насто­я­щем и будущем.

Музеем архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Пук­льяны уарий­ские захо­ро­не­ния на цере­мо­ни­аль­ной пло­щади дати­ру­ются при­бли­зи­тельно 850 г.[21].

 | 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 11 | 12| 12а | 13 |



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>