Храмы в форме буквы «U»

Тра­ди­ция воз­во­дить хра­мо­вые ком­плексы с рас­по­ло­же­нием стро­е­ний в форме буквы «U» суще­ство­вала в период между 1500 г. до н.э. и 500 г. н.э. Такие ком­плексы харак­терны, в част­но­сти, для Цен­траль­ного побе­ре­жья Перу[1].

U-храмы – это круп­ные соору­же­ния, глав­ной осо­бен­но­стью кото­рых явля­ется то, что они состоят из трех пира­мид – глав­ной и двух боко­вых. В плане пира­миды обра­зуют фигуру, схо­жую с бук­вой «U» или бук­вой «П» кирил­лицы. Между ними нахо­дится внут­рен­ний двор.

image001Фото 1[2]. Видо­из­ме­не­ния хра­мо­вого ком­плекса Чавин-де-Уантара по фазам раз­ви­тия чавин­ской культуры

Судя по видо­из­ме­не­нию хра­мо­вого ком­плекса Чавин-де-Уантара в раз­лич­ные пери­оды его исто­рии, можно выде­лить два основ­ных вари­анта модели U-образных рели­ги­оз­ных цен­тров:  ком­пакт­ную  – фазы Ура­бар­риу (Urabarriu) и Чаки­нани (Chakinani), кото­рым соот­вет­ствует Ста­рый храм, и раз­вер­ну­тую – фаза Хана­бар­риу (Janabarriu), кото­рой соот­вет­ствует Новый храм (по Ричарду Л. Бур­геру[3]).

image002Фото 2[4]. Храм U-образной модели

В раз­вер­ну­той модели основ­ное зда­ние состоит из трех пира­мид – самой высо­кой глав­ной пира­миды в цен­тре и двух дру­гих более низ­ких – по бокам. Это осно­ва­ние буквы «U». Ее боко­вые линии пред­став­лены двумя вытя­ну­тыми плат­фор­мами по обеим сто­ро­нам основ­ного зда­ния. Их при­нято назы­вать пра­вой и левой рукой. Между ними нахо­дится пло­щадь. Основ­ное зда­ние имеет сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти (по Лисардо Тавере[5]):

  • кры­лья – две пира­миды, соеди­нен­ные с боко­выми сто­ро­нами глав­ной пирамиды;
  • атриум – четы­рех­уголь­ная ого­ро­жен­ная пло­щадка, постро­ен­ная в цен­тре самой высо­кой части глав­ной пира­миды. Та сто­рона, кото­рая смот­рит в сто­рону пло­щади, – открыта;
  • основ­ная лест­ница – архи­тек­тур­ный эле­мент, кото­рый соеди­няет пло­щадь с атриумом;
  • вести­бюль – неболь­шое ого­ро­жен­ное про­стран­ство на пло­щади возле лест­ницы глав­ной пира­миды. Явля­ется эле­мен­том, огра­ни­чи­ва­ю­щим сво­бод­ное пере­дви­же­ние между пло­ща­дью (сво­бод­ным про­стран­ством) и основ­ной лест­ни­цей, кото­рая, в свою оче­редь, пред­став­ляет собой эле­мент, вза­и­мо­дей­ству­ю­щий с атри­умом (огра­ни­чен­ным пространством);
  • утоп­лен­ный круг­лый коло­дец – круг­лое соору­же­ние, выры­тое в земле. Имеет укра­шен­ный инте­рьер и пол. Его рас­по­ло­же­ние зави­сит от осо­бен­но­стей архео­ло­ги­че­ского сайта.

image004Фото 3[6]. Цере­мо­ни­аль­ные цен­тры Гара­гай, Пампа-де-Куэва и Ла-Флорида на совре­мен­ной карте Перу

Пла­ни­ровка хра­мо­вых ком­плек­сов U-образной модели может суще­ственно раз­ли­чаться. Однако нали­чие боль­шин­ства ее осо­бен­но­стей поз­во­ляет опре­де­лить архео­ло­ги­че­ский сайт как постро­ен­ный в тра­ди­ции U-храмов. При­ме­ром могут слу­жить три ком­плекса Фор­ма­ци­он­ного пери­ода, рас­по­ло­жен­ные между реками Римак и Чильон (фото 3): Гара­гай (Garagay), Пампа-де-Куэва (Pampa de Cueva) и Ла-Флорида (La Florida) – фото 4 – 6.

 image006 image008 image010Фото 4 – 6[7]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок ком­плек­сов Гара­гай, Пампа-де-Куэва и Ла-Флорида

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>