Чальчальча

 ВОИН МОЧЕ

image001ЧАЛЬЧАЛЬЧА

 image001 image023Фото 1[i] и 2[ii]. Скульп­тур­ный сосуд стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щий коле­но­пре­кло­нен­ного воина. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001573. Раз­меры: 24,6×13,6×16,7 см. Вес: 794 г. Основ­ной мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье Перу. Музей Ларко, Лима, Перу[iii]

Корен­ное назы­ва­ние метал­ли­че­ской пла­стины, кото­рая кре­пи­лась сзади к поясу воина, – чаль­чальча (chalchalcha). Она частично закры­вала пояс­ницу и яго­дицы и поэтому име­ну­ется также кок­саль­ным щит­ком (исп. protector coxal – дословно «про­тек­тор коп­чика»). Чаль­чальча оце­ни­ва­ется в ката­логе Музея Ларко как укра­ше­ние и часть цере­мо­ни­аль­ного костюма.

Чаль­чальча пред­став­ляет собой тра­пе­ци­е­вид­ную пла­стину с пря­мыми или изо­гну­тыми сто­ро­нами. Она изго­тав­ли­ва­лась из меди, кото­рая могла быть позо­ло­чена или посе­реб­рена, а также из золота и серебра. Раз­ли­чают про­стые (ничем не укра­шен­ные) и деко­ри­ро­ван­ные чаль­чальчи.

 

1. Про­стые чаль­чальчи
1.1. Широ­кие чаль­чальчи

Ничем не укра­шен­ная чаль­чальча в форме широ­кой тра­пе­ции с пря­мыми (фото 2 – 5) или слегка изо­гну­тыми сто­ро­нами (фото 6), судя по ико­но­гра­фии Моче, имела самое широ­кое рас­про­стра­не­ние. Встре­ча­ется также чаль­чальча, напо­ми­на­ю­щая туми, кото­рым боги Моче сра­жа­ются между собой на скульп­тур­ных и живо­пис­ных изоб­ра­же­ниях. Такая чаль­чальча сильно сужа­ется в направ­ле­нии верха, обра­зуя нечто вроде корот­кой ручки. Ее боко­вые сто­роны заметно вогнуты, а низ выгнут (фото 7).

image005Фото 3. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко, изоб­ра­жа­ю­щая бегу­щих вои­нов. Инвен­тар­ный № 64.228.4. Раз­меры: 31,12×15,54 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­мент. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: III – V вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]

Как пра­вило, про­стые чаль­чальчи были моно­хром­ными – золо­того или сереб­ря­ного цвета. Однако суще­ство­вали также дву­цвет­ные, или биме­тал­ли­че­ские чаль­чальчи, одна поло­вина кото­рых дела­лась из золота, а – дру­гая из серебра (фото 3).

image037Фото 4 и 5. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая сидя­щего воина. Код ката­ло­ги­за­ции: ML040401. Раз­меры: 24,5×19,5×15,5 см. Вес: 750 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Наска. Место: Ние­ве­рия (Nievería). Музей Ларко[v]

У воина-стражника, пока­зан­ного на фото 1 и 2, чаль­чальча довольно плотно при­гнана к поясу, кото­рый имеет вид кожа­ного ремня. Она висит на двух корот­ких пет­лях замет­ной ширины, кото­рые тоже, ско­рее всего, сде­ланы из кожи. Верх­ний край чаль­чальчи нахо­дится впри­тык к ремню. Такая кон­струк­ция на основе жест­ких кожа­ных рем­ней, как можно пред­по­ло­жить, не поз­во­ляла чаль­чальче сво­бодно дви­гаться. У вто­рого воина, пока­зан­ного на фото 4 и 5, чаль­чальча при­со­еди­нена к ремню с помо­щью только одного креп­ле­ния. Однако оно шире креп­ле­ний чаль­чальчи пер­вого воина и, воз­можно, сде­лано из меди. При этом креп­ле­ние также надежно фик­си­рует чаль­чальчу почти вплот­ную к ремню.

image039Фото 6[vi]. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием риту­аль­ных боев. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001730. Раз­меры: 15,5×16,5×16,5 см. Вес: 804 г. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко[vii]

Но у сра­жа­ю­щихся или бегу­щих вои­нов на рос­пи­сях сосу­дов (фото 6 и 7) чаль­чальча под­ве­шена с помо­щью одной или двух петель, длина кото­рых явно больше, чем у петель чаль­чальч скульп­тур­ных вои­нов. Поэтому чаль­чальча далеко отстает от тела хозя­ина и даже нередко нахо­дится ниже коп­чика. А зна­чит, во время дви­же­ний воина она, грубо говоря, бол­та­лась и кру­ти­лась сзади, хло­пая его по яго­ди­цам и пута­ясь в ногах. В резуль­тате чаль­чальча, на мой взгляд, не только не защи­щала, но мешала в бою.

image023Фото 7[viii]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда, изоб­ра­жа­ю­щей шествие вои­нов и их плен­ни­ков. Архив Моче К.Б. Дон­нана и Д. Мак-Клелланд

Между тем, чаль­чальча явля­лась отли­чи­тель­ным зна­ком вои­нов Моче в сра­же­нии с ино­зем­цами, а также пока­за­те­лем высо­кого ранга погре­бен­ной пер­соны. Сле­до­ва­тельно, она была наде­лена боль­шим сим­во­ли­че­ским зна­че­нием, кото­рое до конца не ясно. Важно отме­тить также, что чаль­чальча суще­ство­вала только у куль­туры Моче.

 

1.2. Узкие чаль­чальчи

image001Фото 8[ix]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда № 64.228.4

Есть осно­ва­ния пола­гать, что помимо широ­кой суще­ство­вала также узкая чаль­чальча. Об этом сви­де­тель­ствуют рос­писи сосу­дов в стиле тон­кой линии. При­ме­ром может слу­жить бутыль из Метрополитен-музея искусств, на кото­рой изоб­ра­жены четыре бегу­щих воина (фото 8). Из них двое носят обыч­ные чаль­чальчи, а двое – намного более узкие чаль­чальчи (фото 9 и 10), срав­ни­мые по раз­меру с туми вытя­ну­той тра­пе­ци­е­вид­ной формы. При этом у одного воина их две, а у дру­гого – три, и все они при­креп­лены ремеш­ком или шнур­ками к поясу.

image011 image009Фото 9 и 10. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко, изоб­ра­жа­ю­щая бегу­щих вои­нов. Инвен­тар­ный № 64.228.4. Раз­меры: 31,12×15,54 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­мент. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: III – V вв. Метрополитен-музей искусств[x]

На рос­писи дру­гого сосуда (фото 11) также пред­став­лено два вида чаль­чальч: широ­кая и узкая. Узкие чаль­чальчи носят два про­иг­рав­ших воина, лишив­ши­еся своих шле­мов. Рисуя чаль­чальчу про­иг­рав­шего воина, вто­рого справа, худож­ник отчет­ливо пока­зал, что она имеет форму удли­нен­ного тра­пе­ци­е­вид­ного туми.

image015Фото 11[xi]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда с изоб­ра­же­нием риту­аль­ного боя в пустыне

На фото 12 пред­став­лены пред­меты, обна­ру­жен­ные при рас­коп­ках одного из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных цере­мо­ни­аль­ных цен­тров Моче – Уаки Луны. Среди них – эле­мент цере­мо­ни­аль­ного оде­я­ния в виде шкуры дра­кона (справа), о кото­ром гово­рится в ста­тье «Защит­ник спины», а также части голов­ного убора (слева вверху). А рядом с гри­бом нахо­дится нож с узким лез­вием, кото­рый обычно можно видеть в составе жезлов-ножей с фигур­ными сона­хе­рами в каче­стве навер­шия. В част­но­сти, такие жезлы содер­жа­лись в фардо ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана (фото 13).

image017 image019Фото 12. Пред­меты, най­ден­ные коман­дой перу­ан­ских архео­ло­гов под руко­вод­ством Сантьяго Уседы при рас­коп­ках Уаки Луны[xii]. Музей уак Моче, про­вин­ция Тру­хи­льо, регион Ла-Либертад, Перу. Фото 13[xiii]. Жезлы моло­дого пра­ви­теля Сипана. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Но у этого ножа навер­шие отсут­ствует, а в верх­ней части руко­яти про­де­лано отвер­стие. Оно поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что дан­ный нож исполь­зо­вался как чаль­чальча. Однако узкие чаль­чальчи, видимо, не попали в поле зре­ния уче­ных, и какие-либо све­де­ния о них отсут­ствуют. Поэтому сосре­до­то­чим наше вни­ма­ние на обыч­ных чаль­чаль­чах.

image062               image064



[viii] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_299-RAP 82−7−28, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/victory-parade).

[ix] Sawyer A.R. Ancient Peruvian ceramics: the Nathan Cummings collection (http://libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/35107).

[xi] Hocquenghem A.M. Sacrifice et calendrier cérémoniel dans les sociétés des Andes centrales // Catalogue de l’exposition L’or des Incas origines et mystères: Livre VIII 289–303. Pinacothèque de Paris  (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/20101204/a_rajouter_dans_mochica/126_sacrifice_et_calendier_ceremoniel28429.pdf).

[xii] Hocquenghem A.M. Opus cit.

[xiii] http://www.delange.org/LordSipanGold/LordSipanGold.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>