Инти-Райми

 

Инти-Райми (Inti Raymi) в пере­воде с кечу­ан­ского озна­чает «вос­кре­се­ние Солнца», или «путь Солнца». Инти-Райми у инков – детей Солнца – был самой важ­ной и пыш­ной из четы­рех рели­ги­оз­ных цере­мо­ний. По сло­вам Гар­си­ласо де ла Веги, Инти-Райми «отме­чали после июнь­ского солн­це­сто­я­ния», кото­рое про­ис­хо­дит 21 июня.

Гар­си­ласо де ла Вега пишет:

«Они посвя­щали этот празд­ник Солнцу в знак при­зна­ния и пре­кло­не­ния как выс­шему, еди­ному и все­об­щему богу, кото­рый своим све­том и могу­ще­ством рас­тил и под­дер­жи­вал все, что име­лось на земле.
И в знак при­зна­ния того, что он являлся при­род­ным отцом пер­вого инки Манко Капака и койи Мама Окльо Васко, и всех коро­лей, и всех их сыно­вей и потом­ков, послан­ных на землю ради все­об­щего блага людей, – по этим при­чи­нам, как они гово­рили, этот празд­ник был наиторжественнейшим».

Празд­ник  в честь бога Инти   про­во­дился в Куско – сто­лице инк­ской импе­рии. В день зим­него солн­це­сто­я­ния,  один из самых корот­ких и холод­ных дней в южном полу­ша­рии, инки выпол­няли раз­лич­ные риту­алы, чтобы упро­сить Солнце не отка­зы­ваться от своих детей, не поки­дать их. Кроме того, инки бла­го­да­рили  за уро­жай клуб­ней и куку­рузы (цере­мо­ния про­хо­дила в конце его сбора) и про­сили хоро­шего уро­жая в сле­ду­ю­щем сезоне.

На празд­нике при­сут­ство­вали «все глав­ные капи­таны войны, уже не нахо­див­ши­еся на службе, и те, кто про­дол­жал слу­жить, и все кураки, гос­пода вас­са­лов, со всей империи»:

«Кураки при­хо­дили в своих самых парад­ных оде­я­ниях, кото­рые только могли при­ду­мать: на одних была одежда, покры­тая золо­том и сереб­ром, и гир­лянды из того же [металла] на голове поверх голов­ных убо­ров.
Дру­гие при­хо­дили точно такими, каким изоб­ра­жают Гер­ку­леса, оде­тыми в шкуру льва, а на голову индейцы наде­вали льви­ную голову, ибо они похва­ля­лись своим про­ис­хож­де­нием от льва.
Дру­гие при­хо­дили в том виде, в кото­ром рисуют анге­лов, с огром­ными кры­льями птицы, кото­рую назы­вают кун­тур. Их [перья] — белые и чер­ные, и они сами такие огром­ные, что мно­гие из них, уби­тые испан­цами, [имели] четыр­на­дцать и пят­на­дцать футов от конца до конца [кры­льев] в полете; [эти индейцы] похва­ля­лись тем, что брали свое начало и про­ис­хо­дили от кун­тура.
Дру­гие оде­вали на себя спе­ци­ально изго­тов­лен­ные маски самых отвра­ти­тель­ных, какие только можно пред­ста­вить, физио­но­мий, а этими были йунки. Они всту­пали в празд­нич­ное шествие с жестами и ужим­ками сума­сшед­ших, дура­ков и про­сто­филь. Для этого они дер­жали в своих руках совсем непод­хо­дя­щие к слу­чаю пред­меты, как-то: плохо настро­ен­ные флейты, бара­баны, клочки шкур, с помо­щью кото­рых они изоб­ра­жали свои глу­по­сти.
Дру­гие кураки несли дру­гие, при­сво­ен­ные им знаки своей гераль­дики. Каж­дый народ нес свое ору­жие, с кото­рым он сра­жался на войне: одни несли лук и стрелы, дру­гие пики, дро­тики, мета­тель­ные при­спо­соб­ле­ния, дубинки, пращи и топоры с корот­кой руко­я­тью, чтобы сра­жаться одной рукой, а дру­гие – с длин­ной руко­я­тью, чтобы биться двумя руками.
Они несли изоб­ра­же­ния (pintados) подви­гов, совер­шен­ных ими на службе Солнцу и инкам; они при­хо­дили с огром­ными бара­ба­нами, [по кото­рым бьют одной пал­кой], и тру­бами, при­водя с собой мно­же­ство испол­ни­те­лей, кото­рые на них играли; иными сло­вами, каж­дый народ при­хо­дил в самых луч­ших своих укра­ше­ниях (arreglado) и в воз­можно луч­шем сопро­вож­де­нии, стре­мясь каж­дый по сво­ему пре­взойти своих сосе­дей, а если удастся, то и всех остальных».

Инти-Райми гото­вился три дня. В это время запре­ща­лось зажи­гать огонь, необ­хо­димо было соблю­дать пост, в том числе и сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние. Длился Инти-Райми девять дней. Инти-Райми вклю­чал в себя боль­шую рели­ги­оз­ную цере­мо­нию с жерт­во­при­но­ше­нием живот­ных, а также кра­соч­ные шествия и танцы. Во время празд­ника упо­треб­ля­лось боль­шое коли­че­ство еды и напит­ков. Лишь после его окон­ча­ния гостям раз­ре­ша­лось воз­вра­щаться домой.

Гар­си­ласо де ла Вега так опи­сы­вает сам праздник:

«Под­го­то­вив все необ­хо­ди­мое, на сле­ду­ю­щий день, кото­рый был днем празд­ника, на рас­свете на глав­ную пло­щадь города, кото­рую назы­вали Хаукай-пата, выхо­дил инка в сопро­вож­де­нии всей своей родни, кото­рая шла в опре­де­лен­ном порядке, согла­со­ван­ном с воз­рас­том и досто­ин­ством каж­дого из них. Там они ждали, когда взой­дет Солнце, и все сто­яли босыми и в напря­жен­ном ожи­да­нии смот­рели на восток, а как только Солнце выгля­ды­вало, все сади­лись на кор­точки (что среди этих индей­цев счи­та­лось тем же, как если бы встать на колени), чтобы совер­шить цере­мо­нию покло­не­ния Солнцу, и с раз­ве­ден­ными в сто­роны руками, кисти кото­рых были под­няты и поло­жены прямо на лицо, целуя воз­дух (что озна­чало то же самое, как если бы в Испа­нии цело­вали соб­ствен­ную руку или одежду князя, когда ему отпус­ка­ется поклон), они покло­ня­лись ему с вели­чай­шей любо­вью и при­зна­тель­но­стью за то, что оно было их богом и при­род­ным отцом.
Кураки, поскольку они не при­над­ле­жали к коро­лев­ской крови, нахо­ди­лись на дру­гой пло­щади, при­мы­кав­шей к глав­ной, кото­рую назы­вали Куси-пата; они совер­шали такое же, как и инки, покло­не­ние Солнцу. После этого вста­вал король — осталь­ные же про­дол­жали сидеть на кор­точ­ках — и брал в руки два боль­ших золо­тых сосуда, кото­рые назы­ва­лись аки­лъа, напол­нен­ные напит­ком, кото­рый они [обычно] пили. Эту цере­мо­нию он совер­шал (как пер­во­рож­ден­ный) от имени Солнца, сво­его отца, и [дви­же­нием] пра­вой руки он пред­ла­гал себе (le conbidava) выпить, ибо это было то, что должно было сде­лать Солнце, пред­ла­гав­шее выпить инке и всей его родне, потому что у них это пред­ло­же­ние выпить, кото­рое они друг другу делали, счи­та­лось самым боль­шим и самым при­ят­ным про­яв­ле­нием быто­вав­шего среди них знака бла­го­склон­но­сти со сто­роны началь­ника к под­чи­нен­ному и знака дружбы одного друга к дру­гому.
После того как при­гла­ше­ние выпить было сде­лано, инка выли­вал [содер­жи­мое] сосуда в пра­вой руке, кото­рый посвя­щался Солнцу, в боль­шой золо­той кув­шин, как если бы Солнце испило напи­ток, а из кув­шина он бежал по необы­чайно кра­сиво высе­чен­ной из камня трубе, кото­рая шла от глав­ной пло­щади до дома Солнца. А из дру­гого сосуда в левой руке инка сам делал один гло­ток, после чего раз­ли­вал осталь­ное всем дру­гим инкам, нали­вая каж­дому поне­многу в малень­кие сосуды из золота или серебра, зара­нее при­го­тов­лен­ные каж­дым для этого, и мало-помалу осу­шался (rece/b/avan) глав­ный сосуд, кото­рый нахо­дился у инки, чтобы та пер­вая жид­кость, освя­щен­ная рукою Солнца или инки или обе­ими этими руками, пере­дала бы свою доб­ро­де­тель тому, кому ее нали­вали.
Этот напи­ток пили все люди коро­лев­ской крови, каж­дый по одному глотку. Всем же осталь­ным кура­кам, нахо­див­шимся на дру­гой пло­щади, давали испить тот же самый напи­ток, кото­рый при­го­то­вили жены Солнца, однако он не был освя­щен, ибо освя­щен­ный пили только инки.
Закон­чив эту цере­мо­нию, кото­рая явля­лась чем-то вроде сня­тия пробы того, что затем сле­до­вало выпить, все в долж­ном порядке шли к дому Солнца и за две­сти шагов до его две­рей они разу­ва­лись все, исклю­чая инку, кото­рый шел обу­тым до самых две­рей храма. Инка и люди его крови, как род­ные сыно­вья, вхо­дили внутрь и совер­шали свое покло­не­ние образу Солнца. Кураки, поскольку они были недо­стойны столь воз­вы­шен­ного места, так как не явля­лись сыно­вьями [Солнца], оста­ва­лись сна­ружи на боль­шой пло­щади, кото­рая и сего­дня нахо­дится перед две­рью храма.
Инка своею соб­ствен­ной рукой пре­под­но­сил золо­тые сосуды, кото­рыми он совер­шал цере­мо­нию; осталь­ные инки пере­да­вали свои сосуды инкам жре­цам, кото­рые изби­ра­лись и назна­ча­лись для службы Солнцу, потому что не жре­цам, хотя бы они были людьми крови Солнца (как [людям] свет­ским), было запре­щено выпол­нять службу жре­цов. Жрецы, закон­чив под­но­ше­ние сосу­дов инков, выхо­дили к две­рям [на пло­щадь], чтобы при­нять сосуды от кура­ков, кото­рые под­хо­дили по стар­шин­ству, в том порядке, как были поко­рены [их про­вин­ции] импе­рией, и они отда­вали свои сосуды и дру­гие пред­меты из золота и серебра, кото­рые при­несли из своих земель для под­но­ше­ния Солнцу, как-то: лам, ламят, яще­риц, жаб, змей, лис, тиг­ров, и львов, и мно­же­ство раз­но­об­раз­ных птиц; иными сло­вами, все то, чем изоби­ло­вали их про­вин­ции, все ими­ти­ро­ван­ное в нату­раль­ную вели­чину в серебре и золоте, хотя и в малом коли­че­стве каж­дая вещь.
После окон­ча­ния под­но­ше­ния они воз­вра­ща­лись на свои места в том же порядке; затем при­хо­дили жрецы-инки с огром­ным мно­же­ством лам, с бес­плод­ными сам­ками и ламами всех цве­тов, потому что скот той земли имеет вся­кую окраску, как лошади в Испа­нии. Весь этот скот при­над­ле­жал Солнцу. Они брали чер­ного ламенка, ибо этот цвет при жерт­во­при­но­ше­ниях поль­зо­вался пред­по­чте­нием <…>.
Это пер­вое жерт­во­при­но­ше­ние чер­ного ламенка совер­ша­лось для опре­де­ле­ния пред­ска­за­ний и про­гно­зов их празд­ника. Потому что все важ­ное, совер­шав­ше­еся ими, как в мире, так и на войне, почти все­гда [сопро­вож­да­лось] при­не­се­нием в жертву ламенка, чтобы посмот­реть и убе­диться по [виду] его сердца и лег­ких, было ли оно одоб­рено Солн­цем, т. е. будет ли счаст­ли­вым или нет тот воен­ный поход, будет ли полу­чен хоро­ший уро­жай пло­дов в тот год. Для одних дел пред­зна­ме­но­ва­ния опре­де­ля­лись по ламе, для дру­гих — по ламенку, для дру­гих — по бес­плод­ной самке (oveja), ибо, когда гово­рится самка, все­гда сле­дует пони­мать, что она бес­плод­ная, потому что они нико­гда не уби­вали пло­до­нос­ных, в том числе и для еды, а только лишь тогда, когда они уже не давали при­плод.
<…>
После жерт­во­при­но­ше­ния ламы они при­во­дили огром­ное коли­че­ство лам, ламят и самок для общего жерт­во­при­но­ше­ния <…>
Все мясо от тех жерт­во­при­но­ше­ний жари­лось пуб­лично на обеих пло­ща­дях, и его делили среди всех тех, кто при­сут­ство­вал на празд­нике, как среди инков, так и кура­ков и осталь­ных про­стых людей, [каж­дому] соот­вет­ственно его поло­же­нию. И тем и дру­гим его давали вме­сте с хле­бом, назы­вав­шимся санку; и это было пер­вое блюдо их вели­кого празд­ника и тор­же­ствен­ного пира. Затем при­но­сили дру­гие яства в вели­ком раз­но­об­ра­зии, кото­рые они ели, не упо­треб­ляя напитки между едой, ибо был все­об­щий обы­чай у индей­цев Перу ничего не пить во время еды.
<…>
После окон­ча­ния тра­пезы им при­но­сили напитки в огром­ней­шем изобилии…»

При­бы­тие койи – закон­ной супруги и сестры импе­ра­тора. Инти-Райми 2008 г.

Послед­ний Инти-Райми в при­сут­ствии импе­ра­тора инков был про­ве­ден в 1535 г. В 1572 г. испан­ские заво­е­ва­тели и като­ли­че­ская цер­ковь его запре­тили. В резуль­тате часть обря­дов Инти-Райми в Перу была пере­не­сена на день памяти Иоанна Кре­сти­теля (Сан-Хуана), кото­рый отме­ча­ется 24 июня.

Инти-Райми 2008 г.

В 1944 г. Фау­стино Эспи­ноза Наварро осу­ще­ствил  исто­ри­че­скую рекон­струк­цию Инти-Райми с индей­цами в каче­стве акте­ров. Эта рекон­струк­ция во мно­гом осно­вы­ва­лась на лето­писи Гар­си­ласо де ла Веги. С 1944 г. теат­раль­ное пред­став­ле­ние Инти-Райми стало еже­год­ным. Оно при­вле­кает тысячи тури­стов. Инти-Райми про­во­дится 24 июня на руи­нах Саксайуамана.

Сак­сай­уа­ман (в пере­воде с кечу­ан­ского сытый яст­реб) – кре­пость, кото­рая была частью ком­плекса Куско, воз­ве­ден­ного на высоте 3701 м над уров­нем моря. Куско было постро­ено так, чтобы его вид сверху напо­ми­нал голову пумы. При этом Сак­сай­уа­ман являлся ее зубами.

_______________

Источ­ники:

1) Вега, Гар­си­ласо де ла. Исто­рия госу­дар­ства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).

2) http://www.dosmanosperu.com/dosmanos/spanish/latin-culture/fiestas/inti-raymi.php

3) http://en.wikipedia.org/wiki/Inti_Raymi

4) http://ru.wikipedia.org/wiki/Инти

5) http://www.qosqo.com/qosqoes/festividades.shtml

6) http://ru.wikipedia.org/wiki/Саксайуаман

Фото:

1) http://www.flickr.com/photos/maryjohum/3700972279/sizes/z/in/photostream/

2) http://www.flickr.com/photos/ojjo/639913463/sizes/z/in/photostream/

3) http://www.flickr.com/photos/esenrique/855518083/sizes/l/in/photostream/

4) http://www.flickr.com/photos/ojjo/639645241/sizes/z/in/photostream/

5) http://www.flickr.com/photos/28604774@N08/2661655461/sizes/l/in/photostream/

6) http://www.flickr.com/photos/28604774@N08/2662478912/sizes/l/in/photostream/

7) http://fotki.yandex.ru/users/tecnolux/view/232590/?page=5


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>