Символика Врат Солнца

Врата Солнца, про­дол­же­ние

Рис. 1[1]

Фриз Врат Солнца четко делится по гори­зон­тали на две части: верх­няя часть – Бог Врат и его кры­ла­тые спут­ники, ниж­няя часть – меанд­ро­вид­ный орна­мент с солнцами.

 

Верх­няя часть фриза

Ком­по­зи­ция верх­ней части фриза имеет отчет­ли­вое деле­ние по вер­ти­кали. Она рас­па­да­ется на цен­траль­ную часть – изоб­ра­же­ние Бога Врат и две боко­вые части – изоб­ра­же­ние кры­ла­тых спутников.

1. Бог Врат

Рис. 2[2]

Вер­хов­ное боже­ство стоит на воз­вы­ше­нии, кото­рое, на мой взгляд, пред­став­ляет собой усе­чен­ную сту­пен­ча­тую пира­миду, окру­жен­ную рвом. Внутри пира­миды изоб­ра­жено соору­же­ние с суще­ством в его сере­дине, кото­рое мне не известно. Может быть, это рыба?

От пря­мо­уголь­ного цен­тра внут­рен­него соору­же­ния в боко­вых и ниж­нем направ­ле­ниях отхо­дят шесть голов хищ­ных птиц на длин­ных шеях, – воз­можно, кон­до­ров без гре­бешка (самок кон­дора?), яст­ре­бов или соко­лов. Ско­рее соко­лов или яст­ре­бов, поскольку изоб­ра­же­ния жен­ских божеств для куль­туры Тиа­у­а­нако не харак­терны. Однако сокол и яст­реб в испан­ском языке часто обо­зна­ча­ются одним сло­вом «halcón». Поэтому я буду назы­вать этих птиц соко­лами. Кон­дор и сокол в анд­ской рели­гии счи­та­ются свя­щен­ными пти­цами, кото­рые в системе ее сим­во­лов явля­ются связ­ни­ками с верх­ним миром (ханан пача), где нахо­дятся цар­ство богов, а также земля предков.

В верх­нем направ­ле­нии от пря­мо­уголь­ного цен­тра исхо­дят четыре головы пум, кото­рые в анд­ской рели­гии отно­сятся к кай паче – миру сей­час.

Если птицы без­жиз­ненно лежат на земле и сим­во­ли­зи­руют смерть, то пумы яростно хотят вырваться наружу и сим­во­ли­зи­руют рож­де­ние. Шеи у птиц неесте­ственно изо­гнуты и, похоже, изоб­ра­жают трубы водо­во­дов, как и шеи пум.

По всей веро­ят­но­сти, сим­во­лика пира­миды Врат Солнца соот­вет­ствует сим­во­лике Ака­паны, а ком­по­зи­ция внутри пира­миды, как раз пред­став­ляет то, что мы сей­час назы­ваем «дре­наж­ной систе­мой» Акапаны.

Что за суще­ство поме­щено слева и справа от пира­миды на фризе, очень хоте­лось бы узнать. Ведь им закан­чи­ва­ется самая боль­шая «труба» пира­миды, при­чем нахо­дя­ща­яся сна­ружи. Я назвала дан­ную фигуру суще­ством не слу­чайно. На пер­вый взгляд она похожа на цве­ток. Но по логике вещей цветы здесь неуместны.

Я повер­нула рису­нок на 90о и уви­дела голову в сле­зо­то­чи­вой маске и короне. Корона состоит из неопо­знан­ного мной сим­вола («колбы» – см. далее), а также отхо­дя­щих от него влево и вправо двух кружочков-планет на изо­гну­тых нож­ках. Голова  при­над­ле­жит пуме. У нее такие же ушки, нос и рот, как и у всех дру­гих пум на фризе. Но хотя у изоб­ра­же­ния атри­буты пумы, все же хочется ска­зать, что это голова чело­века. Навер­ное, так оно и есть. Вспом­ните о человеке-пуме – Чача­пуме, скульп­тура кото­рого сто­яла у под­но­жия парад­ной лест­ницы на Ака­пану. В резуль­тате под­твер­жда­ется мое пред­по­ло­же­ние о том, что на фризе изоб­ра­жена Акапана.

Таким обра­зом, внут­рен­няя часть пира­миды пред­став­ляет собой изоб­ра­же­ние мира внутри земли, кото­рый явля­ется домом для смерти – тел умер­ших – и зарож­да­ю­щейся жизни – заро­ды­шей жизни. Сна­ружи пира­миды рас­по­ла­га­ются две головы цар­ствен­ных пум. Как я уже гово­рила, они сим­во­ли­зи­руют кай пачу – здеш­ний мир, или мир сей­час (мир людей, рас­те­ний, живот­ных, а также богов и духов). Над миром внутри земли и здеш­ним миром, или свя­щен­ной горой воз­вы­ша­ется в образе Бога Врат верх­ний мир, где оби­тают глав­ные боги.

Рис. 3[3]

Для того чтобы легче про­честь сим­волы плохо сохра­нив­ше­гося изоб­ра­же­ния голов­ного убора Бога Врат, я срав­нила его с очень похо­жим изоб­ра­же­нием на золо­том изде­лии (рис. 3), при­над­ле­жа­щем, веро­ят­нее всего, куль­туре Тиауанако–Уари. Ска­ля­щи­еся пумы на конце лучей, исхо­дя­щих из скруг­лен­ных углов пря­мо­уголь­ника обвязки шлема, здесь весьма узна­ва­емы. Рядом с пра­вым ухом боже­ства нахо­дится голова сокола, а рядом с левым – голова вер­блю­до­вого, по край­ней мере, очень похоже. Осталь­ные навер­шия лучей не ассо­ци­и­ру­ются ни с одним из извест­ных мне назем­ных существ.

В цен­тре верх­ней линии лучей надо лбом боже­ства рас­по­ло­жена фигура, напо­ми­на­ю­щая трезу­бец или мор­ской полип. Ей при­да­ется, похоже, боль­шое зна­че­ние в анд­ской рели­ги­оз­ной сим­во­лике. На мно­гих арте­фак­тах она поме­ща­ется в центр венца (короны) или сама явля­ется вен­цом на мел­ких изоб­ра­же­ниях. В дан­ном слу­чае фигура имеет вид круг­ло­дон­ной колбы с тремя парал­лель­ными гор­ло­ви­нами, заткну­тыми пробками-солнышками. «Колба» раз­ме­щена на под­ставке из рапорта меандра. Здесь «колба» про­зрачна и она напол­нена жид­ко­стью. Ну, конечно, может быть, это игра света и вооб­ра­же­ния. У Бога Врат «колба» пред­став­лена в виде пумы с вен­цом из трех лучей, кото­рые в свою оче­редь также сим­во­ли­зи­руют «колбу».

Лучи с навер­ши­ями из двух кон­цен­три­че­ских окруж­но­стей, кото­рые я вслед за А. Познан­ски назвала пла­не­тами, на золо­той мини­а­тюре (рис. 3) выгля­дят как что-то метал­ли­че­ское. В объ­ем­ном вари­анте эти кру­жочки совсем не кажутся сим­во­лами комет и пла­нет. Луч-ножка у них не пря­мая, как шеи у пум, а изо­гну­тая, но не слиш­ком плавно, а ско­рее под углом, как шеи-трубы соко­лов в пира­миде. Впро­чем, на венце боже­ства со зме­ями (рис. 4) лучи с кру­гами на конце очень похожи на сол­нышки. Жаль, что осталь­ные навер­шия не сохранились.

Рис. 4[4]

Я думаю, в тех эле­мен­тах, кото­рые не уда­ется иден­ти­фи­ци­ро­вать, а это не уда­ется именно потому, что они уни­кальны, и содер­жатся глав­ные ключи к пони­ма­нию посла­ния Врат Солнца. Но, увы, эти ключи мне не дались. Вер­нее дались, но не для всех дверей.

Теперь о меандре[5], кото­рый при­сут­ствует на рельефе Бога Врат и двух золо­тых мини­а­тю­рах (рис. 3 и 4). У меня этот гео­мет­ри­че­ский орна­мент, кото­рый, несмотря на боль­шое раз­но­об­ра­зие вари­ан­тов, все­гда имеет вид линии, ломан­ной под пря­мым углом, свя­зы­ва­ется, прежде всего, с Древ­ней Гре­цией. У древ­них гре­ков он ассо­ци­и­ро­вался с реально суще­ству­ю­щей необык­но­венно изви­ли­стой рекой Меандр (ныне Боль­шой Мен­де­рес, Тур­ция) в Малой Азии (Эфес). Ее имя греки и дали орна­менту. Меандр в Древ­ней Гре­ции исполь­зо­вался широко. Поэтому-то мно­гие думают, что это исклю­чи­тельно гре­че­ский орна­мент. На самом деле он был изве­стен со вре­мен нео­лита и являлся рас­про­стра­нен­ным типом гео­мет­ри­че­ского орна­мента. Его часто изоб­ра­жали этруски, рим­ляне, визан­тийцы, индийцы.

В меанд­ро­вой ленте орна­мента люди видели глу­бо­кий сим­во­ли­че­ский смысл. Для них она отра­жала тече­ние чело­ве­че­ской жизни. В Древ­ней Гре­ции меандр сим­во­ли­зи­ро­вал веч­ность, дости­га­е­мую вос­про­из­вод­ством: ста­ре­ю­щее суще­ство, сме­ня­е­мое моло­дым, ста­но­вится тем самым бес­смерт­ным; ста­рая сущ­ность сжи­ма­ется, а новая разворачивается.

Сами ли индейцы изоб­рели меандр или он при­шел к ним из Ста­рого Света вме­сте с хито­нами и фибу­лами, мы нико­гда не узнаем. Но индейцы, как и греки, при­да­вали меандру сим­во­ли­че­ский смысл. Ведь, как известно, в изоб­ра­же­нии богов не может быть ничего слу­чай­ного. На рельефе Бога Врат меандр обра­зует кольцо вокруг его лица, таким обра­зом уси­ли­вая сим­во­лику веч­но­сти, поскольку кольцо также явля­ется сим­во­лом вечности.

Я бы ска­зала, что вся цен­траль­ная ком­по­зи­ция верх­ней части фриза врат пред­став­ляет собой кос­мос анд­ской рели­гии. Здесь пира­мида – это изоб­ра­же­ние мира внутри земли и здеш­него мира, а Бог Врат – верх­него мира. В то же время Бог Врат и сам являет собой отра­же­ние сферы из трех миров в кос­ми­че­ском про­стран­стве: 1) головы, при­креп­лен­ные к поясу (духи умер­ших) – цар­ство мерт­вых, 2) пумы на поясе – цар­ство живых, 3) грудь боже­ства с кру­жоч­ками пла­нет под под­бо­род­ком, таин­ствен­ный сим­вол на цен­трально груд­ной пла­стине (ско­рее всего что-то тех­но­ген­ное) и также неиз­вест­ные сим­волы на пла­сти­нах слева и справа, кото­рые сверху закан­чи­ва­ются голо­вами соко­лов и ими как стрел­ками ука­зы­вают на вер­хов­ное боже­ство, – цар­ство богов. Голова Бога Врат изоб­ра­жает вер­хов­ное боже­ство, кото­рое гос­под­ствует над всеми тремя мирами-царствами и являет собой бога-солнце – источ­ник жизни на земле и в небе.

Для непо­свя­щен­ных в тон­ко­сти анд­ского кос­мо­ви­де­ния жите­лей и гостей Тиа­у­а­нако Бог Врат – бог солнце-человек – тво­рец и гос­по­дин всего сущего. В его вла­сти нахо­дятся жизнь, смерть и рож­де­ние людей и живот­ных, Земли и дру­гих небес­ных тел, а также богов.

2. Кры­ла­тые спутники

Лица кры­ла­тых спут­ни­ков Бога Врат (рис. 5) также закрыты пла­чу­щими мас­ками: одни – чело­ве­че­скими, а дру­гие – пти­чьими. Поэтому послед­ние и кажутся нам кон­до­рами. Хотя у «кон­до­ров» ноги пти­чьи. Зна­чит это – человекокондоры.

Рис. 5[6]

И снова в каж­дой короне кры­ла­тых гениев мы видим изоб­ра­же­ние колбы с тремя парал­лель­ными гор­ло­ви­нами (или мор­ского полипа?). Сей­час это хочется назвать мор­ской царев­ной. А рапорт меандра, на кото­ром уста­нов­лена «колба» на рис. 3, теперь нахо­дится на туло­вище спут­ни­ков в чело­ве­че­ских мас­ках и похож на нагруд­ный знак. У людей-кондоров «нагруд­ным зна­ком» слу­жит сим­вол соору­же­ния внутри пира­миды, повто­ря­ю­щийся на цен­траль­ной пла­стине и «под­тяж­ках» доспеха Бога Врат.

Через одежду и тела спут­ни­ков «про­све­чи­вают» кости ске­лета. Это впе­чат­ле­ние уси­ли­ва­ется, когда смот­ришь на голову чело­ве­ко­кон­дора, где осо­бенно четко виден кур­но­сый чело­ве­че­ский череп. Кон­доры, как я уже гово­рила, сим­во­ли­зи­руют цар­ство мерт­вых, озна­чают вест­ни­ков, послан­ни­ков – связ­ни­ков с миром наверху, где есть и земля богов, и земля пред­ков. И дей­стви­тельно, вся сим­во­лика кры­ла­тых гениев отно­сится к цар­ству смерти: хищ­ные птицы, рыбы, ракушки. Если у мно­гих сим­во­лов анд­ской рели­гии может быть дво­я­кое тол­ко­ва­ние, то ракушки все­гда озна­чают цар­ство смерти. Впро­чем, у существ в чело­ве­че­ских мас­ках (ниж­ний ряд на рис. 5) есть одно изоб­ра­же­ние пумы. Ее голова с длин­ной шеей при­кры­вает затылок.

Рис. 6[7]

Если ком­по­зи­ция цен­траль­ной части фриза пред­став­ляет собой изоб­ра­же­ние всех трех миров анд­ской рели­гии с вер­хов­ным богом над ними, то боко­вые части фриза с кры­ла­тыми спут­ники не что иное, как изоб­ра­же­ние цар­ства смерти. И сам Бог Врат, хотя его голова-солнце воз­вы­ша­ется над всеми фигу­рами, вхо­дит в ком­по­зи­цию с кры­ла­тыми спут­ни­ками как ее цен­траль­ная часть. Гроз­ный Бог Врат крепко сжи­мает свое страш­ное оружие-жезлы с голо­вами хищ­ных птиц – сим­во­лами смерти – на кон­цах и как будто потря­сает ими, при­зы­вая к себе кры­ла­тых спут­ни­ков. И они спе­шат на его зов в своем стре­ми­тель­ном беге.

 

Ниж­няя часть фриза

 

Рис. 7[8]

Ниж­няя часть фриза пред­став­ляет собой меанд­ро­вид­ный орна­мент из усе­чен­ных сту­пен­ча­тых пира­мид с вклю­чен­ными в них изоб­ра­же­ни­ями солнца (рис. 7). Если при­нять, что пира­мида озна­чает мир внутри земли, кото­рый в анд­ской рели­гии явля­ется хра­ни­ли­щем тел умер­ших и заро­ды­шей, а хищ­ные птицы, вхо­дя­щие в орна­мент, сим­во­ли­зи­руют цар­ство мерт­вых, то полу­ча­ется, что меанд­ро­вид­ный орна­мент сим­во­ли­зи­рует декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, когда солнце всту­пает в цар­ство мерт­вых и откры­вает им дорогу в цар­ство живых. Об этом гово­рит и место орна­мента: он явля­ется зем­лей – осно­ва­нием, низом для всей ком­по­зи­ции фриза.

Однако ком­по­зи­ция ниж­ней части фриза завя­зана на меандре, кото­рый сим­во­ли­зи­рует веч­ность через посто­ян­ное обнов­ле­ние, и солнце нахо­дится то внутри пира­миды, то сна­ружи (внутри пере­вер­ну­той пира­миды). Это может озна­чать бес­ко­неч­ную смену декабрь­ского солн­це­сто­я­ния июнь­ским. В таком слу­чае можно было бы трак­то­вать всею ком­по­зи­цию фриза дей­стви­тельно как камен­ный кален­дарь, пред­на­зна­чен­ный, прежде всего, для опре­де­ле­ния двух солн­це­сто­я­ний. Но, как я уже гово­рила, все объ­екты Тиа­у­а­нако как цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса – это куль­то­вые объ­екты. Их куль­то­вое зна­че­ние пре­ва­ли­рует над аст­ро­но­ми­че­ским и аст­ро­ло­ги­че­ским. Поэтому свя­щен­ные врата не могут быть про­сто кален­да­рем. Врата – это вход в храм, сиречь вход в опре­де­лен­ную часть общей рели­ги­оз­ной кон­цеп­ции. Дру­гими сло­вами, храм все­гда посвя­щен кому-то или чему-то. И врата тем более.

Врата декабрь­ского солнца

Резю­ми­руя, можно ска­зать сле­ду­ю­щее. Солнце, по анд­ской рели­гии, не может уме­реть. Поэтому на ниж­ней части фриза и пока­зано его посто­ян­ное воз­рож­де­ние. Однако солнце изоб­ра­жено в окру­же­нии хищ­ных птиц – сим­во­лов цар­ства мерт­вых. И вся эта ком­по­зи­ция раз­ме­щена внизу кос­мо­граммы – в цар­стве мерт­вых, кото­рое есть и на Земле и в небе – в кос­мосе. Сле­до­ва­тельно, здесь солнце нахо­дится в земле мерт­вых и озна­чает декабрь­ское солн­це­сто­я­ние. Только так можно объ­яс­нить поло­же­ние солнца – глав­ного боже­ства – в ниж­ней части всего фриза. Исходя из того, что и верх­няя часть фриза про­ни­зана сим­во­ли­кой смерти, можно заклю­чить, что Врата Солнца явля­лись вхо­дом в храм поми­но­ве­ния усоп­ших. Точ­нее будет назвать его хра­мом почи­та­ния пред­ков. Андцы верили в бес­смер­тие души и вос­кре­се­ние тела, кото­рое воз­вра­щало их сущ­но­сти в телес­ной обо­лочке в мир сей­час. Но а пока духи пред­ков нахо­ди­лись в цар­стве мерт­вых, они могли воз­вра­щаться в мир сей­час только в опре­де­лен­ное время – в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, во время кото­рого живые обща­лись со сво­ими пред­ками, ока­зы­вали им поче­сти и про­сили совета и помощи. Это собы­тие отме­ча­лось как боль­шой празд­ник. У инков он назы­вался Капак-Райми.

Но даже то, что, по моим пред­по­ло­же­ниям, Врата Солнца вели в храм поми­но­ве­ния усоп­ших, не объ­яс­няет слезы на лице гроз­ного бога. Вряд ли на помин­ках в Андах пла­кали. Но, тем не менее, мне уда­лось найти золо­тую маску – почти пол­ную копию головы Бога Врат (рис. 8). Если учесть, что, ско­рее всего, Врата Солнца были покрыты золо­тыми листами и инкру­сти­ро­ваны бирю­зой, то голова Бога Врат выгля­дела именно так.

Рис. 8[9]. Золо­тая маска, Тиауанако

Сохра­ни­лись и дру­гие золо­тые пред­меты с изоб­ра­же­ни­ями пла­чу­щей маски (рис. 9 – 12), кото­рые отно­сят к куль­туре Тиауанако.

Рис. 9[10]. Под­вес­ной диск (disc pendant). Рис. 10[11]. Голов­ное украшение

Рис. 11[12]. Маска. Рис. 12[13]. Голов­ное украшение

На рис. 13 и 14 пред­став­лены золо­тые маски куль­туры Наски. На навер­шиях их лучей – один и тот же пер­со­наж, но какой, я не знаю. На маске справа (раз­меры 18,4×21,8 см, Клив­ленд­ский музей искусств) также изоб­ра­жены слезы, но уже в виде спи­ра­лей. Ее пла­чу­щее лицо имеет бороду и густые брови.

Рис. 13[14] и 14[15]

О том, что на самом деле изоб­ра­жено на Вра­тах Солнца, читайте в иссле­до­ва­нии  «Посла­ние Врат Солнца».


[2] http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/pic/000155.jpg

[6] Торп Н., Джеймс П. Тайны древ­них циви­ли­за­ций (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>