БОГИ И ДУХИ АНД

Инк­ский пантеон

Вира­коча i

У инков было очень много богов, пан­теон кото­рых посто­янно рас­ши­рялся по мере заво­е­ва­ния все новых наро­дов, чьих язы­че­ских идо­лов офи­ци­аль­ная инк­ская рели­гия не отвер­гала. Вер­хов­ным богом, богом-творцом миро­зда­ния был Вира­коча. Однако со вре­ме­нем Вира­коча пере­дает свои повсе­днев­ные пол­но­мо­чия дру­гим богам – своим детям, и глав­ным богом ста­но­вится Инти (на кечу­ан­ском inti – «солнце») – бог Солнца, покро­ви­тель Тау­ан­т­ин­суйу. От Инти по пре­да­нию вели свое про­ис­хож­де­ние инки. Культ Инти ста­но­вится глав­ным в импе­рии. Ему покло­ня­лась инк­ская ари­сто­кра­тия и рели­ги­оз­ная элита. Сапа Инка – импе­ра­тор инков счи­тался зем­ным вопло­ще­нием Инти и его пред­ста­ви­те­лем на земле.

В одной из легенд гово­рится, что Вира­коча вме­сте со своей женой Мама-Кочей (Мать-Море) родил сына Инти (Солнце) и дочь Мама-Кильу (Луну). В этой легенде Вира­коча уби­вает почти всех людей, живу­щих вокруг озера Тити­кака, огром­ным пото­пом под назва­нием Уну-Пачакути (вод­ная пере­мена эпох). Выжить он поз­во­ляет только двум людям, кото­рым суж­дено при­не­сти миру циви­ли­за­цию. Согласно дру­гой легенде, Вира­коча создал восемь пер­вых циви­ли­зо­ван­ных людей[ii].

Инти – золо­тое изоб­ра­же­ние сол­неч­ного бога iii

Мы прак­ти­че­ски не знаем, как выгля­дели изоб­ра­же­ния инк­ских богов. Их ста­туи испанцы раз­би­вали моло­тами. К тому же инки вообще делали свои наи­бо­лее важ­ные куль­то­вые изоб­ра­же­ния не из камня, а из дра­го­цен­ных метал­лов, кото­рых у них было в избытке. Есте­ственно, что все это было пущено кон­ки­ста­до­рами в пере­плавку. Вира­коча, по всей види­мо­сти, изоб­ра­жали с мол­ни­ями в руках. Из глаз его лились слезы-дожди, а вокруг лица сияла корона-солнце[iv]. При­нято счи­тать что, Инти изоб­ра­жали в виде золо­того сол­неч­ного диска с лицом чело­века. Огром­ный сол­неч­ный диск – идол Инти из Кори­канчи был захва­чен в 1571 г. испан­цами. Его пла­ни­ро­вали послать в пода­рок папе рим­скому, но затем пере­ду­мали. Что стало с ним дальше – неиз­вестно[v]. Однако, по дру­гим дан­ным, сол­неч­ный идол из Кори­канчи вовсе не был похож на лучи­стый диск. Он имел чело­ве­ко­по­доб­ный облик, а лучи лишь обрам­ляли голову и плечи боже­ства. По обеим сто­ро­нам от него рас­по­ла­га­лись две змеи либо, воз­можно, одна дву­гла­вая змея изги­ба­лась сверху дугой. Справа и слева сто­яли золо­тые пумы или ягу­ары[vi]. Этот образ очень похож на опи­са­ние Виракочи.

Неко­то­рые уче­ные пола­гают, что инки почи­тали, в сущ­но­сти, лишь одно-единственное муж­ское боже­ство, свя­зан­ное с небом, солн­цем, гро­зой, дождем. Оно имело отдель­ные ипо­стаси и про­яв­ле­ния (вос­хо­дя­щее и захо­дя­щее, лет­нее и зим­нее солнце; види­мое све­тило и пред­веч­ный тво­рец; гром, град, рас­свет и т.п.)[vii].

Жен­ские боже­ства в импер­ской инк­ской рели­гии суще­ство­вали на всех уров­нях, кроме самого выс­шего. Тво­рец мыс­лился еди­ным, а раз­де­ле­ние на муж­скую и жен­скую линии начи­на­лось с уровня види­мых боже­ствен­ных про­яв­ле­ний – Солнца и Луны. Только Луна – Килья вхо­дила в офи­ци­аль­ный пан­теон инков. Глав­ная супруга (и сестра) Сапы Инки сопо­став­ля­лась с ней так же, как он сам – с Солнцем.

Инти покло­ня­лись на госу­дар­ствен­ном уровне. В его честь про­во­дили одну из самых тор­же­ствен­ных рели­ги­оз­ных цере­мо­ний в году, кото­рая назы­ва­лась Инти-Райми, стро­или самые вели­че­ствен­ные храмы, в кото­рые могли ходить лишь ари­сто­краты. Про­стой народ туда не пускали.

Кре­стьяне же моли­лись Пача­маме. Она была боги­ней Земли и пло­до­ро­дия и при­хо­ди­лась доче­рью Вира­коче и сест­рой Инти.

Культ Инти остался в дале­ком про­шлом. Но вера в Пача­маму, богов и духов гор и в свя­щен­ные места и пред­меты, обла­да­ю­щие сверхъ­есте­ствен­ной силой и вли­я­ю­щие на все сто­роны жизни, до сих пор крепка у анд­ских кре­стьян, хотя офи­ци­ально они явля­ются като­ли­ками. По сви­де­тель­ству Педро Сьесы де Леона, культ гор у анд­цев суще­ство­вал задолго до появ­ле­ния инков[viii].

Про­дол­же­ние: «Рели­гия анд­ского мира»


[i]http://en.wikipedia.org/wiki/Viracocha

[ii] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/625850

[iii] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1079630

[iv] http://en.wikipedia.org/wiki/Viracocha

[v] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641472

[vi] Берёз­кин Ю.Е. Инки: исто­ри­че­ский опыт импе­рии. Л.: Наука, 1991 (http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/incber4.html).

[vii] Берёз­кин Ю.Е. Инки: исто­ри­че­ский опыт импе­рии. Л.: Наука, 1991 (http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/incber4.html).

[viii] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>