Ювелирные техники древней Колумбии

ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ

image003ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ ДРЕВНЕЙ КОЛУМБИИ

Метод поте­рян­ного воска

Метод поте­рян­ного воска (исп. técnica de la cera perdida) пред­став­ляет собой спо­соб изго­тов­ле­ния фигур из металла (как пра­вило, бронзы и золота) литьем при помощи модели, сде­лан­ной с исполь­зо­ва­нием пче­ли­ного воска, кото­рый при нагре­ва­нии выте­кает из литей­ной формы и заме­ща­ется металлом.

О метал­лур­гии доис­пан­ской Колум­бии подробно рас­ска­зы­ва­ется на стра­ни­цах Музея золота сайта Банка рес­пуб­лики, кото­рому музей при­над­ле­жит. Вот, что гово­рится там о методе поте­рян­ного воска[i].

Древ­ние юве­лиры при­ме­няли метод поте­рян­ного воска для созда­ния юве­лир­ных укра­ше­ний слож­ной формы. Они умели изго­тав­ли­вать даже сочле­нен­ные и раз­но­цвет­ные пред­меты. Для этого они брали сплавы с раз­ной тем­пе­ра­ту­рой плав­ле­ния и раз­би­вали про­цесс литья на несколько этапов.

image001                  image002

После­до­ва­тель­ный спо­соб литья исполь­зо­вался, напри­мер, чтобы сде­лать биме­тал­ли­че­ские деко­ра­тив­ные булавки из Валье-дель-Каука, кото­рые были уни­каль­ными в Аме­рике. Птица, кото­рая кивает голо­вой и машет хво­стом, состоит из отдель­ных частей, отли­тых из раз­лич­ных спла­вов. Голова и хвост сде­ланы из сплава с боль­шим содер­жа­нием золота, так как пред­став­ляют собой дви­жу­щу­юся ось. Они были отлиты в первую оче­редь. Тело было отлито позже из сплава золота с медью, кото­рый назы­ва­ется тум­ба­гой. Она имеет боль­шое содер­жа­ние меди (до 70 %) и пла­вится при более низ­ких тем­пе­ра­ту­рах, кото­рые не могли повре­дить деталь из сплава с боль­шим содер­жа­нием золота, изго­тов­лен­ную первой.

Колум­бий­ские мастера исполь­зо­вали два основ­ных вари­анта метода поте­рян­ного воска, кото­рые при­ме­ня­лись в зави­си­мо­сти от вели­чины и назна­че­ния пред­мета. В пер­вом вари­анте модель пред­мета дела­лась только из воска, а во вто­ром – вклю­чала в себя ядро из глины с углем.

 

Вари­ант I: модель из воска

image003Фото 1. Тунхо. Инвен­тар­ный № О04678. Раз­меры: 2,5×8,4 см. Мате­риал и тех­ника: тум­бага, метод поте­рян­ного воска. Куль­тура: Муиска. Дата: 600 – 1600 гг. Музей золота Колум­бии, Богота[ii]

Пер­вый вари­ант метода поте­рян­ного воска при­ме­нялся для изго­тов­ле­ния неболь­ших плос­ких фигу­рок людей и живот­ных (тунхо куль­туры Муиска), плос­ких пен­ди­енте и нари­гер. Кроме того, его исполь­зо­вали для отливки малень­ких объ­ем­ных фигу­рок, укра­шав­ших пред­меты, кото­рые неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты харак­те­ри­зуют как деко­ра­тив­ные булавки, а дру­гие – как палочки для риту­аль­ной изве­сти. Замечу, что эти мини­а­тюр­ные скульп­туры были кро­шеч­ными. Так, ширина фигурки у булавки, пока­зан­ной тре­тьей слева на фото 2, состав­ляет всего 1,2 см при длине булавки 37,5 см[iii]. У фигурки край­ней справа ширина равна 2,9 см при длине булавки 26,5 см и весе 129,7 г[iv].

image005Фото 2[v]. Навер­шия деко­ра­тив­ных була­вок или пало­чек для изве­сти. Мате­риал: золото. Куль­тура: Калима, 200 – 1300 гг. Музей золота Колумбии

Спе­ци­а­ли­стами Музея золота Колум­бии дан­ный спо­соб пока­зан на при­мере изго­тов­ле­ния булавки (или палочки для изве­сти). Ее навер­шие изоб­ра­жает пер­со­наж с мед­ным цве­том кожи, кото­рый носит золо­тые украшения.

image0011. Укра­ше­ния для фигурки чека­нили или отли­вали из золота, а модель фигурки изго­тав­ли­вали из очи­щен­ного воска.

image0032. Укра­ше­ния раз­ме­щали на вос­ко­вой модели в том поло­же­нии, в кото­ром они должны были быть на гото­вом предмете.

image0053. Фигурку выплав­ляли в гли­ня­ной форме.

image0074. Когда форма нагре­ва­лась, воск пла­вился и выте­кал, остав­ляя отпе­ча­ток фигурки на гли­ня­ной форме с золо­тыми частями в нуж­ном месте.

image0095. Затем зали­вали сплав золота с медью (тум­багу), а поскольку он имеет более низ­кую тем­пе­ра­туру плав­ле­ния, чем золото, кро­шеч­ные укра­ше­ния не расплавлялись.

image0116. Чтобы вынуть фигурку, остыв­шую форму раз­би­вали. Потом фигурку полировали.

image015Фото 3[vi]. Литей­ная форма и полу­чен­ные в ней отливки (рекон­струк­ция). Музей золота Колумбии

В одной из вит­рин Музея золота Колум­бии пока­зано, как выгля­дела литей­ная форма после завер­ше­ния про­цесса. На фото 3 слева она пред­став­лена целой, а справа – в раз­резе с отлив­кой внутри. Рядом экс­по­ни­ру­ются похо­жие отливки.

 

Вари­ант II: модель с ядром из глины и угля

Так назы­ва­е­мый метод поте­рян­ного воска с ядром при­ме­нялся, если мастера хотели сде­лать трех­мер­ный или полый пред­мет, напри­мер, кон­тей­нер для хра­не­ния спе­ци­ально при­го­тов­ля­е­мой изве­сти. (Известь обес­пе­чи­вала выде­ле­ние алка­ло­и­дов из листьев коки во время их жева­ния.) Они сна­чала моде­ли­ро­вали фигуру или кон­тей­нер из смеси глины и дре­вес­ного угля. Затем покры­вали модель вос­ком, кото­рый впо­след­ствии заме­щался метал­лом. Потом модель зафор­мо­вы­вали в глину.

image021Фото 4. Фито­морф­ный сосуд для изве­сти (попоро). Инвен­тар­ный № О00015. Раз­меры: 11,4×23,5 см. Мате­рил и тех­ника: тум­бага; метод поте­рян­ного воска с ядром. Куль­тура: Ким­бая. Ран­ний период. Дата: 500 – 700 гг. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, про­вин­ция Анти­окия (Antioquia), муни­ци­пий Анго­стура (Angostura). Музей золота Колум­бии[vii]

Для изго­тов­ле­ния срав­ни­тельно боль­ших сосу­дов, таких, как попоро (poporos) куль­туры Ким­бая (фото 4) или кон­тей­неры куль­туры Каука, в глине уста­нав­ли­вали щепки или палочки. Они были необ­хо­димы для того, чтобы, когда воск начи­нал пла­виться и выте­кать, ядро и гли­ня­ная форма оста­ва­лись в пра­виль­ном поло­же­нии отно­си­тельно друг друга, раз­де­лен­ные про­стран­ством, в кото­рое посту­пит рас­плав­лен­ный металл.

Во мно­гих слу­чаях, осо­бенно при изго­тов­ле­нии кон­тей­не­ров для изве­сти, основу из глины и угля уда­ляли, чтобы полу­чить полое изделие.

Ядро из глины и угля, остав­лен­ное внутри отливки, дает воз­мож­ность архео­ло­гам уста­но­вить время, когда она была сде­лана, поскольку нали­чие угля поз­во­ляет при­ме­нить радио­угле­род­ный метод.

image034

 


[iv] Луис Дуке Гомес. Золото Колум­бии: Юве­лир­ное искус­ство индей­цев / Пре­ди­сло­вие Б.Б. Пио­тров­ского. М.: Искус­ство, 1982 (http://www.indiansworld.org/kultura-kalima.html#.WG0G1H1fs-k).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>