ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ ДРЕВНЕЙ КОЛУМБИИ
Метод потерянного воска
Метод потерянного воска (исп. técnica de la cera perdida) представляет собой способ изготовления фигур из металла (как правило, бронзы и золота) литьем при помощи модели, сделанной с использованием пчелиного воска, который при нагревании вытекает из литейной формы и замещается металлом.
О металлургии доиспанской Колумбии подробно рассказывается на страницах Музея золота сайта Банка республики, которому музей принадлежит. Вот, что говорится там о методе потерянного воска[i].
Древние ювелиры применяли метод потерянного воска для создания ювелирных украшений сложной формы. Они умели изготавливать даже сочлененные и разноцветные предметы. Для этого они брали сплавы с разной температурой плавления и разбивали процесс литья на несколько этапов.
Последовательный способ литья использовался, например, чтобы сделать биметаллические декоративные булавки из Валье-дель-Каука, которые были уникальными в Америке. Птица, которая кивает головой и машет хвостом, состоит из отдельных частей, отлитых из различных сплавов. Голова и хвост сделаны из сплава с большим содержанием золота, так как представляют собой движущуюся ось. Они были отлиты в первую очередь. Тело было отлито позже из сплава золота с медью, который называется тумбагой. Она имеет большое содержание меди (до 70 %) и плавится при более низких температурах, которые не могли повредить деталь из сплава с большим содержанием золота, изготовленную первой.
Колумбийские мастера использовали два основных варианта метода потерянного воска, которые применялись в зависимости от величины и назначения предмета. В первом варианте модель предмета делалась только из воска, а во втором – включала в себя ядро из глины с углем.
Вариант I: модель из воска
Фото 1. Тунхо. Инвентарный № О04678. Размеры: 2,5×8,4 см. Материал и техника: тумбага, метод потерянного воска. Культура: Муиска. Дата: 600 – 1600 гг. Музей золота Колумбии, Богота[ii]
Первый вариант метода потерянного воска применялся для изготовления небольших плоских фигурок людей и животных (тунхо культуры Муиска), плоских пендиенте и наригер. Кроме того, его использовали для отливки маленьких объемных фигурок, украшавших предметы, которые некоторые специалисты характеризуют как декоративные булавки, а другие – как палочки для ритуальной извести. Замечу, что эти миниатюрные скульптуры были крошечными. Так, ширина фигурки у булавки, показанной третьей слева на фото 2, составляет всего 1,2 см при длине булавки 37,5 см[iii]. У фигурки крайней справа ширина равна 2,9 см при длине булавки 26,5 см и весе 129,7 г[iv].
Фото 2[v]. Навершия декоративных булавок или палочек для извести. Материал: золото. Культура: Калима, 200 – 1300 гг. Музей золота Колумбии
Специалистами Музея золота Колумбии данный способ показан на примере изготовления булавки (или палочки для извести). Ее навершие изображает персонаж с медным цветом кожи, который носит золотые украшения.
1. Украшения для фигурки чеканили или отливали из золота, а модель фигурки изготавливали из очищенного воска.
2. Украшения размещали на восковой модели в том положении, в котором они должны были быть на готовом предмете.
3. Фигурку выплавляли в глиняной форме.
4. Когда форма нагревалась, воск плавился и вытекал, оставляя отпечаток фигурки на глиняной форме с золотыми частями в нужном месте.
5. Затем заливали сплав золота с медью (тумбагу), а поскольку он имеет более низкую температуру плавления, чем золото, крошечные украшения не расплавлялись.
6. Чтобы вынуть фигурку, остывшую форму разбивали. Потом фигурку полировали.
Фото 3[vi]. Литейная форма и полученные в ней отливки (реконструкция). Музей золота Колумбии
В одной из витрин Музея золота Колумбии показано, как выглядела литейная форма после завершения процесса. На фото 3 слева она представлена целой, а справа – в разрезе с отливкой внутри. Рядом экспонируются похожие отливки.
Вариант II: модель с ядром из глины и угля
Так называемый метод потерянного воска с ядром применялся, если мастера хотели сделать трехмерный или полый предмет, например, контейнер для хранения специально приготовляемой извести. (Известь обеспечивала выделение алкалоидов из листьев коки во время их жевания.) Они сначала моделировали фигуру или контейнер из смеси глины и древесного угля. Затем покрывали модель воском, который впоследствии замещался металлом. Потом модель заформовывали в глину.
Фото 4. Фитоморфный сосуд для извести (попоро). Инвентарный № О00015. Размеры: 11,4×23,5 см. Материл и техника: тумбага; метод потерянного воска с ядром. Культура: Кимбая. Ранний период. Дата: 500 – 700 гг. Происхождение: Колумбия, провинция Антиокия (Antioquia), муниципий Ангостура (Angostura). Музей золота Колумбии[vii]
Для изготовления сравнительно больших сосудов, таких, как попоро (poporos) культуры Кимбая (фото 4) или контейнеры культуры Каука, в глине устанавливали щепки или палочки. Они были необходимы для того, чтобы, когда воск начинал плавиться и вытекать, ядро и глиняная форма оставались в правильном положении относительно друг друга, разделенные пространством, в которое поступит расплавленный металл.
Во многих случаях, особенно при изготовлении контейнеров для извести, основу из глины и угля удаляли, чтобы получить полое изделие.
Ядро из глины и угля, оставленное внутри отливки, дает возможность археологам установить время, когда она была сделана, поскольку наличие угля позволяет применить радиоуглеродный метод.
[i] Pre-Hispanic metallurgy: Special Castings (http://www.banrepcultural.org/gold-museum/pre-hispanic-societies/pre-hispanic-metallurgy/special-castings).
[ii] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/figura-votiva-antropomorfa/kAHXD2VgMtHJQQ?hl=es
[iii] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/palillo-para-cal-con-remate-antropozoomorfo/xwEJ53gfmjYmgA?hl=es
[iv] Луис Дуке Гомес. Золото Колумбии: Ювелирное искусство индейцев / Предисловие Б.Б. Пиотровского. М.: Искусство, 1982 (http://www.indiansworld.org/kultura-kalima.html#.WG0G1H1fs-k).