Чуку


Фото 1[1]. Пре­зи­дент Боли­вии Эво Мора­лес в цере­мо­ни­аль­ном обла­че­нии во время вто­рой индей­ской «ина­у­гу­ра­ции» в январе 2010 г.

Не менее чульо в Андах известна шапка с четырьмя зуб­цами (gorro de cuatro puntas), или чуку (ch’uku). Однако она не явля­ется частью тра­ди­ци­он­ного костюма корен­ных жите­лей Перу и Боли­вии, поскольку ее могут носить только аймар­ские свя­щен­ники Боли­вии высо­кого ранга (фото 1 и 2). При­ме­ча­тельно, что на фото 2 чуку пер­во­свя­щен­ника надето поверх чульо.

Фото 2[2]. Вер­хов­ный свя­щен­ник (kallaguaya) и Эво Мора­лес в ходе рели­ги­оз­ной цере­мо­нии празд­но­ва­ния Willkakuti в Тиа­у­а­нако. 21 июня 2010 г.

В Боли­вии аймар­ский новый год (Machaq Mara) при­хо­дит в ночь на 21 июня – день зим­него солн­це­сто­я­ния в южном полу­ша­рии. В этот день отме­ча­ется Willkakuti – празд­ник воз­вра­ще­ния солнца. После того как во главе Боли­вии встал Эво Мора­лес, Willkakuti празд­ну­ется с боль­шим раз­ма­хом в Тиа­у­а­нако в при­сут­ствии самого пре­зи­дента (в 2012 г. – вице-президента) страны. И если в Перу ана­ло­гич­ное тор­же­ство, назы­ва­е­мое Инти-Райми, пред­став­ляет собой теат­раль­ное дей­ствие, то в Боли­вии это – насто­я­щая рели­ги­оз­ная цере­мо­ния, в кото­рой сам Эво при­ни­мал уча­стие, поскольку во время пер­вой индей­ской «ина­у­гу­ра­ции» (в 2006 г.) он полу­чил свя­щен­ный сан анд­ской рели­гии (см. «Пер­вая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво»).

Фото 3[3]. Санов­ник. Кера­ми­че­ский сосуд. Куль­тура Уари. Долина Ман­таро (Mantaro). VII – X вв. н.э. Музей Рит­берг (Rietberg), Цюрих, Швейцария

Когда появи­лось пер­вое чуку неиз­вестно, но попу­лярны они стали в период пер­вой анд­ской импе­рии (600 – 850 или 1000 гг. н.э.), кото­рая носила имя Уари. Именно с уарий­цами – наро­дом, кото­рый жил в долине Аякучо и заво­е­вал Анды, свя­зы­вают чуку. Счи­та­ется, что оно было частью цере­мо­ни­аль­ного обла­че­ния жреца-правителя Уари (фото 3), а также Тиауанако.

Фото 4. Чуку. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Бруклин­ский музей[4]

Форма чуку имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, в част­но­сти, четыре его зубца озна­чают четыре сто­роны света. Совре­мен­ные чуку чаще всего деко­ри­ро­ваны анд­скими кре­стами – чака­нами (фото 1 и 2). В период импе­рии Уари чуку также несли на себе чаканы, лест­нич­ный орна­мент, образы божеств с жез­лами, дра­ко­нов, гри­фо­нов и др. На неко­то­рых чуку можно видеть фигуру дино­завра, как на чульо пако (см. «Кечу­ан­ское чульо от Федо­сьи Óле­го­вой», фото 3), но кры­ла­того (фото 4, внизу).

Фото 5 Чуку куль­туры Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики[5]. Общий план.
Фото 6. Вид сверху

Чуку были матер­ча­тыми. Их ткали из шер­сти вер­блю­до­вых, ско­рее всего аль­паки, ино­гда добав­ляли хлоп­ко­вые нитки. Вна­чале дела­лась полоса обода, а затем к ней при­ши­ва­лось пря­мо­уголь­ное дно (фото 6). Для того чтобы закре­пить форму четы­рех­уголь­ника, сверху в пред­по­ла­га­е­мых углах ткачи остав­ляли неболь­шие полоски ткани (фото 4) или нитки, кото­рые впо­след­ствии обма­ты­ва­лись дру­гими нит­ками у осно­ва­ния, а остав­шейся необ­мо­тан­ной части при­да­вался вид шари­ков (фото 5) или кисто­чек (фото 7).

Фото 7[6]. Чуку. Высота 12 см. Шерсть вер­блю­до­вого, хло­пок. Уари или про­вин­ци­аль­ное Уари. 750 – 850 гг. н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакс (Dumbarton Oaks)», Вашингтон

В дру­гом фасоне чуку зубцы, как и сама шапка, выпол­ня­лись с помо­щью тех­ники узел­ко­вого плетения.

Фото 8[7]. Чуку. Раз­мер: 120×227 мм. Мате­риал: ткань. Период 100 – 700 гг. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искусства

image021image014Фото 9. Шапка с четырьмя зуб­цами. Высота 112 мм. Период: 550 – 950 гг. н.э. Уари. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[8]. Фото 9а. Шапка с четырьмя зуб­цами. Высота 95 мм. Пле­те­ние узлами с вор­сом. Период: 550 – 950 гг. н.э. Уари. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[8a]

 image023image025 Фото 10. Шапка с четырьмя зуб­цами. Высота 140 мм. Период: 800 – 1000 гг. н.э. Тиа­у­а­нако. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[9]. Фото 11. Шапка с четырьмя зуб­цами. Высота 140 мм. Пле­те­ние узлами. Период: 800 – 1000 гг. н.э. Куль­тура: Тиа­у­а­нако. Место находки: Арика (Arica), Чили. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[10]

Фото 12[11]. Чуку. Куль­тура Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики

image028Чуку, сде­лан­ные в тех­нике узел­ко­вого пле­те­ния, кажутся свя­зан­ными на спи­цах изна­ноч­ной гла­дью (фото 12 и 23). Эта тех­ника в Перу и Чили назы­ва­ется узло­вя­за­нием (исп. anudado, англ. knotting). В ней петли рядов полу­ча­ются посред­ством завя­зы­ва­ния узлов на пет­лях преды­ду­щего ряда (фото слева[12]) с помо­щью иглы. Ряды рас­по­ла­га­ются друг над дру­гом[13] (фото 13). Работа выпол­ня­ется одной нитью, кото­рая отре­за­ется только после того, как деталь закончена.

image030Фото 13

Постро­е­ние чуку того фасона, кото­рый был харак­те­рен для Тиа­у­а­нако, в тех­нике узло­вя­за­ния пока­зано с помо­щью 3D-анимации на сайте Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства[14]. Там я и сде­лала несколько скрин­шо­тов, чтобы про­ил­лю­стри­ро­вать свои пояснения.

image032 image034Фото 14 и 15

Работа над шап­кой начи­на­ется с донышка, кото­рое, правда, при­нято назы­вать крыш­кой (cubierta). Она пле­тется из цен­тра. Из нити обра­зу­ется кольцо, на кото­ром и выпол­ня­ется пер­вый ряд узлов (фото 14). Работа ведется по спи­рали. Крышка (фото 15) дела­ется квад­рат­ной путем при­бав­ле­ния петель в диа­го­на­лях[15].

image036 image038Фото 16 и 17

Для фор­ми­ро­ва­ния зубца из угла крышки на необ­хо­ди­мую высоту пле­тется узкая полоска. Вокруг нее и выстра­и­ва­ется сам зубец (фото 16). Этот этап работы пока­зан на фото 17 светло-желтым цветом.

 image040 image042Фото 18 и 19

Когда работа над всеми четырьмя зуб­цами закан­чи­ва­ется, при­сту­пают к выпол­не­нию обода чуку. На 3D-модели обла­сти раз­ных цве­тов имеют пря­мо­уголь­ную форму и выпол­ня­ются по оче­реди (фото 18). Однако исполь­зо­ва­ние больше одной иглы (фото 20) поз­во­ляло делать более слож­ные узоры, состав­лен­ные из несколь­ких цве­тов, число кото­рых могло дохо­дить до девяти[16].

image044Фото 20[17]

Так, у чуку, засня­того на фото 21, я насчи­тала  восемь цве­тов, а на фото 22 – семь. Шапки совер­шенно не похожи на пер­вый взгляд. Между тем, на них выпол­нен один и тот же орна­мент, но с раз­ной цве­то­вой палит­рой. Кра­сота чуку не может оста­вить рав­но­душ­ным, а искус­ство древ­них масте­ров не может не изум­лять. Достойно вос­хи­ще­ние и мастер­ство кра­силь­щи­ков шер­сти, умев­ших с помо­щью нату­раль­ных кра­си­те­лей добиться таких ярких и соч­ных цве­тов, кото­рые не поблекли с тече­нием времени.

 image048 image050Фото 21. Четы­рех­уголь­ная шапка (Four-Cornered Hat). Раз­меры: 12,7×47,6 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Период: VIIIX вв. Гео­гра­фия: Боли­вия(?). Куль­тура: Тиа­у­а­нако. Метрополитен-музей искусств, США[18]. Фото 22. Четы­рех­уголь­ная шапка. Высота: 12,7 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Период: VIIIX вв. Гео­гра­фия: Боли­вия(?). Куль­тура: Тиа­у­а­нако. Метрополитен-музей искусств[19]

Есть и дру­гая кон­струк­ция чуку, выпол­нен­ного в тех­нике узло­вя­за­ния, где для фор­ми­ро­ва­ния углов полотно обода сши­ва­лось в четы­рех местах (фото 23).

Фото 23. Чуку. Раз­меры: 12×14,0 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: При­бреж­ное Уари. 600 – 1000 гг. Бруклин­ский музей[20]

 

 



[11] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/05–02-cultura-Wari-Huari-tejidos.html

[16] Gorro cuatro puntas de Tiwanaku (http://www.precolombino.cl/archivo-audiovisual/gorro-cuatro-puntas-de-tiwanaku/).

Один комментарий: Чуку

  1. yureg говорит:

    Спа­сибо за ста­тью.
    3D-анимация впечатляет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>