ВВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВИКУНИЙ В ПОЛУНЕВОЛЕ

Исто­рия охраны вику­ний в Перупро­дол­же­ние

[1]

Про­грамма моду­лей устой­чи­вого использования

Между 1994 и 1998 г., по дан­ным CONACS, было заре­ги­стри­ро­вано 2919 уби­тых вику­ний – в сред­нем 583 живот­ных в год[2]. Эти цифры гово­рят о зна­чи­тель­ном сокра­ще­нии числа слу­чаев бра­ко­ньер­ства по срав­не­нию с пери­о­дом 1983 – 1994 гг., когда в сред­нем уби­вали около 9000 вику­ний в год[3]. Умень­ше­ние мас­шта­бов бра­ко­ньер­ства было свя­зано не только с посте­пен­ным вос­ста­нов­ле­нием граж­дан­ского мира в стране, но и с тем, что кре­стьян­ские общины стали играть более актив­ную роль в защите вику­ний после того, как им дали право на их исполь­зо­ва­ние. Огром­ное зна­че­ние имело то, что уда­лось нала­дить про­цесс ком­мер­ци­а­ли­за­ции шер­сти, и теперь кре­стьян­ские общины полу­чали деньги за работу с викуньями.

В резуль­тате при­ня­тия Закона о вику­нье и заклю­че­ния кон­тракта между Наци­о­наль­ным обще­ством вику­ньи и IVC в 1995 г. резко выросло коли­че­ство общин, при­ни­мав­ших уча­стие в про­из­вод­стве шер­сти. Так, если в 1994 г. их было 12, то в 1995 г. это число воз­росло до 90. Коли­че­ство настри­жен­ной шер­сти также уве­ли­чи­лось с 832 кг в 1994 г. до 2223 кг в 1995 г. Однако уже в 1996 г. число общин, при­ни­мав­ших уча­стие в управ­ле­нии вику­ньей, сни­зи­лось до 77[4], что сви­де­тель­ство­вало о неко­то­ром разо­ча­ро­ва­нии кре­стьян в затее правительства.

Выгоды пока полу­чали только те общины, кото­рые имели наи­боль­шую кон­цен­тра­цию вику­ний на своих зем­лях и кото­рым помо­гало нала­дить дело госу­дар­ство. В основ­ном это были общины Лука­наса и Сан-Кристобаля в депар­та­менте Аякучо, кото­рые были про­фи­нан­си­ро­ваны Наци­о­наль­ным фон­дом ком­пен­са­ции для соци­аль­ного раз­ви­тия (Fondo Nacional de Compensación para el Desarrollo Social – FONCODES)авто­ном­ным учре­жде­нием при пре­зи­денте рес­пуб­лики. Согла­ше­ния № 5464–93-Foncodes и 1259–94-Foncodes были заклю­чены между кре­стьян­скими общи­нами, мини­стер­ством сель­ского хозяй­ства, FONCODES и CONACS и под­пи­саны 12 октября 1993 г. и 13 июля 1994 г. соот­вет­ственно. По этим согла­ше­ниям FONCODES выде­лил в общей слож­но­сти 369740,95 дол. На CONACS воз­ла­га­лись обя­зан­но­сти по руко­вод­ству, кон­тролю за рас­хо­дами, сбору, пере­ра­ботке и сбыту шер­сти вику­ньи[5]. В 1997 и 1998 гг. общины вер­нули фонду деньги по займу. Сумма пла­тежа вме­сте с про­цен­тами, преду­смот­рен­ными согла­ше­ни­ями (около 140000 дол.), соста­вила 511621,44 дол.[6].

До дру­гих депар­та­мен­тов у госу­дар­ства не дохо­дили руки, средств на всех не хва­тало, а бед­ность и, мягко выра­жа­ясь, не зна­ние вопроса, неосве­дом­лен­ность, а проще говоря, негра­мот­ность кре­стьян, зача­стую непри­яз­нен­ное отно­ше­ние к вику­ньям тор­мо­зили про­цесс исполь­зо­ва­ния вику­ньи для ее сохра­не­ния. Исполь­зо­вать вику­нью про­дол­жали по-старинке – охо­тясь на нее и про­да­вая шерсть неле­гально. Система неза­кон­ного исполь­зо­ва­ния вику­ний суще­ство­вала намного дольше и была отла­жена не в при­мер лучше. Суще­ство­вали хорошо воору­жен­ные и осна­щен­ные банды бра­ко­нье­ров, кото­рые были свя­заны с поку­па­те­лями шер­сти, а те – с тене­вым тра­фи­ком про­дажи шер­сти за рубеж. Дума­ется, что неле­галь­ная тор­говля при­об­рела еще бόль­шие мас­штабы и стала еще более выгод­ной, так как неза­конно куп­лен­ную шерсть теперь можно было легче лега­ли­зо­вать, потому что ее про­дажа за гра­ницу для Перу и Чили с 1994 г. была раз­ре­шена CITES.

В 1998 г. Марта Мейер в ста­тье «Вику­нья. Хро­ника объ­яв­лен­ной смерти…» писала о всплеске бра­ко­ньер­ства в Перу, бла­го­даря кото­рому «кро­ва­вая тема стала ново­стью пер­вого плана». Винов­ни­ками убийств вику­ний герои ее ста­тьи – извест­ный пред­при­ни­ма­тель и защит­ник при­роды Мау­ри­сио де Рома­нья (Mauricio de Romaña), пре­зи­дент «Prodena-Arequipa», и член кре­стьян­ской общины Хусто Киспе Чапарро (Justo Quispe Chaparro) назы­вали «орга­ни­зо­ван­ные банды охот­ни­ков, кото­рые при­ез­жают из сосед­них стран», состо­я­щие в основ­ном из «боли­вий­ских и арген­тин­ских граж­дан с совре­мен­ными видами ору­жия и даже вер­то­ле­тами»[7]. Киспе Чапарро уже в тече­ние несколь­ких лет пытался при­влечь вни­ма­ние обще­ствен­но­сти к «таким зару­беж­ным бан­дам бра­ко­нье­ров, дей­ству­ю­щим в коор­ди­на­ции с мест­ными вла­стями и при попу­сти­тель­стве вла­стей аграр­ного сек­тора»[8]. Киспе Чапарро сооб­щил жур­на­листке, что даже «пару лет суще­ство­вала связь между этими груп­пами охот­ни­ков и пло­хими пред­ста­ви­те­лями воору­жен­ных сил»[9]. Его борьба про­тив кор­руп­ции вла­сти при­вела к ано­ним­ным угро­зам, а также аре­сту и суду.

Конечно, стоит отме­тить, что если вла­сти все­гда склонны замол­чать про­блему, то защит­ники прав людей и живот­ных обычно ее пре­уве­ли­чи­вают, чтобы быть услы­шан­ными. Тем не менее, неоспо­рим тот факт, что бра­ко­ньер­ство имело боль­шие мас­штабы и угро­жало не только вику­ньям и биз­несу, но иной раз и жизни людей.

В сло­жив­шейся ситу­а­ции без госу­дар­ствен­ной финан­со­вой, тех­ни­че­ской и орга­ни­за­ци­он­ной под­держки общин, на зем­лях кото­рых рас­пло­ди­лись вику­ньи, обой­тись было нельзя. Шагом к реше­нию про­блемы стала Про­грамма моду­лей устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния, кото­рую раз­ра­бо­тал Наци­о­наль­ный совет по южно­аме­ри­кан­ским вер­блю­до­вым (CONACS) и с 1996 г. стал активно про­дви­гать. Про­грамма преду­смат­ри­вала вве­де­ние, помимо управ­ле­ния вику­ньями на воле, управ­ле­ния ими в полу­не­воле, т.е. содер­жа­ние живот­ных на боль­ших ого­ро­жен­ных тер­ри­то­риях. (Подроб­нее см. «Спо­собы управ­ле­ния вику­ньями».) Для этого пред­по­ла­га­лась уста­новка посто­ян­ных оград – серко (cerco) пло­ща­дью при­мерно 1000 га для раз­ме­ще­ния не менее 250 и не более 1000 вику­ний на земель­ных участ­ках кре­стьян­ских общин на высоте 3800 м над уров­нем моря[10], а также обя­за­тель­ная охрана этих модулей.

«Стра­те­гию вос­ста­нов­ле­нию вида» пред­се­да­тель Наци­о­наль­ного совета по южно­аме­ри­кан­ским вер­блю­до­вым Аль­фонсо Мар­ти­нес Вар­гас изло­жил в Кон­грессе 28 октября 1998 г., высту­пая на засе­да­нии комис­сии по вопросу о мерах «по выяв­ле­нию и пре­се­че­нию неза­кон­ной охоты на вику­нью, а также ком­мер­ци­а­ли­за­ции ее шер­сти»[11].

Мар­ти­нес при­знал, что госу­дар­ство было вынуж­дено отка­заться от плана сохра­не­ния вику­ний без уча­стия мест­ного насе­ле­ния. Так, с помо­щью Немец­кого агент­ства по тех­ни­че­скому сотруд­ни­че­ству (1970-е гг.) была раз­ра­бо­тана целая про­грамма вос­ста­нов­ле­ния вида, в част­но­сти, спе­ци­ально для запо­вед­ника Пампа-Галерас, кото­рая при­несла свои плоды, и попу­ля­ция вику­ний в стране выросла более чем в 10 раз (с 5000 вику­ний в 1965 г. до при­бли­зи­тельно 80 000 вику­ний в 1986 г.). Однако в связи со слож­ной социально-экономической ситу­а­цией, в кото­рой жила страна, – в обста­новке тер­ро­ризма «Сия­ю­щего пути» и бюд­жет­ных огра­ни­че­ний, было решено отка­заться от про­екта. «Место оби­та­ния вику­ньи, – ска­зал Аль­фонсо Мар­ти­нес Вар­гас, – стало ничей­ной тер­ри­то­рией, не было реаль­ного при­сут­ствия госу­дар­ства, сель­ские общины не забо­ти­лись о вику­ньях, и это при­вело к бра­ко­ньер­ству в боль­ших мас­шта­бах в послед­ние годы».

Говоря о поли­тике госу­дар­ства в отно­ше­нии вику­ний на теку­щий момент, пред­се­да­тель CONACS оха­рак­те­ри­зо­вал ее сле­ду­ю­щим обра­зом: «Эта поли­тика, бази­ру­ю­ща­яся на прин­ципе устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния при­род­ных ресур­сов в соот­вет­ствии с кон­сти­ту­ци­он­ной кон­цеп­цией, в насто­я­щее время имеет кон­крет­ные пра­во­вые рамки – закон 26496, назы­ва­е­мый «Зако­ном о вику­нье», кото­рый предо­ста­вил в соб­ствен­ность стада вику­ньи кре­стьян­ским общи­нам. Прин­цип устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния вику­ньи осно­вы­ва­ется на пол­ном уча­стии мест­ного насе­ле­ния, но также при­знает необ­хо­ди­мость полу­че­ния дохода». Вику­ньи оби­тают на общин­ных тер­ри­то­риях и отданы во вла­де­ние общи­нам, кото­рые обя­заны про­во­дить пери­о­ди­че­ские пере­писи вику­ний, отлов и стрижку, про­из­во­дить шерсть. Более того, именно кре­стьян­ские общины несут ответ­ствен­ность за сохра­не­ние вику­ний, так как сей­час они явля­ются их вла­дель­цами, для чего в каж­дой из общин создан Общин­ный коми­тет по управ­ле­нию вику­ньями. Всего име­ется 718 общин­ных коми­те­тов по числу кре­стьян­ских общин.

При­о­ри­тет­ными Аль­фонсо Мар­ти­нес Вар­гас назвал две задачи: 1) снаб­дить каж­дую из 718 общин моду­лем устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния, кото­рый облег­чает отлов и стрижку вику­ний, и 2) неза­мед­ли­тельно обес­пе­чить каж­дый модуль охраной.

Для охраны модуля, по сло­вам Мар­ти­неса, каж­дой общине нужен, по край­ней мере, один рейн­джер, кото­рому пола­га­ются ору­жие, бинокль, форма и, конечно, зар­плата. Однако один воору­жен­ный рейн­джер не может спра­виться с бан­дой из 15 чело­век. На этот слу­чай объ­еди­ня­ются четыре общины, с тем чтобы каж­дый меж­об­щин­ный центр имел четыре долж­ным обра­зом воору­жен­ных и эки­пи­ро­ван­ных рейн­джера. И тогда как у госу­дар­ства есть только 4 рейн­джера для охраны вику­ний: 2 в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Пампа-Галерас и 2 в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Салинас-и-Агуада-Бланка, в 1998 г. для 250 моду­лей были под­го­тов­лены 100 рейн­дже­ров, кото­рые груп­пи­ро­ва­лись в меж­об­щин­ных центрах.

Модуль устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния общины Каху­иде (Cahuide), про­вин­ция Сантьяго-де-Чуко (Santiago de Chuco). Рас­по­ло­жена в пуне на высоте 4000 м над уров­нем моря (фото 2010 г.)[12]

К 1998 г. всего моду­лей устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния было сде­лано только 250, и сто­или они пра­ви­тель­ству около 9 млн. дол. Пер­вые 100 моду­лей в 1996 г. были предо­став­лены общи­нам с самым боль­шим чис­лом вику­ний. В 1997 г. общины полу­чили еще 100 моду­лей,  а в 1998 г. – 50. Каж­дая община, полу­чив­шая модуль, раз в три месяца обя­зана была про­во­дить пере­пись вику­ний и сооб­щать о любых коли­че­ствен­ных изме­не­ниях[13].

Модуль общине стоил (по ценам 1998 г.) около 22 000 дол. Община опла­чи­вала его частично налич­ными (9000 дол. – кре­дит пра­ви­тель­ства) и частично вику­ньями (13 вику­ньями, сто­и­мость каж­дой из кото­рых оце­ни­ва­лась в 1 тыс. дол.)[14], кото­рые в даль­ней­шем в соот­вет­ствии с про­грам­мой пере­се­ле­ния пере­да­ва­лись в дру­гие общины, при­об­рет­шие модули, но имев­шие непол­ный ком­плект животных.

В Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Салинас-и-Агуада-Бланка система управ­ле­ния вику­ньями в полу­не­воле рас­смат­ри­ва­лась как экс­пе­ри­мен­таль­ная, кото­рую сле­дует изу­чать в тече­ние не менее 10 лет, чтобы затем реко­мен­до­вать ее для общего и мас­со­вого исполь­зо­ва­ния. При­о­ри­тет­ными счи­та­лись задачи сохра­не­ния вида, во-первых, и, во-вторых, исполь­зо­ва­ния шер­сти путем отлова и стрижки попу­ля­ции, живу­щей на воле, кото­рая раз­де­ляет кор­мо­вые ресурсы с домаш­ними животными.

В 1980 г., согласно пере­писи, в запо­вед­нике насчи­ты­ва­лось 1367 вику­ний, 40 % из кото­рых были при­ве­зены в 1979 г. из Пампа-Галераса. С нача­лом меж­ду­на­род­ной ком­мер­ци­а­ли­за­ции шер­сти вику­ньи чис­лен­ность попу­ля­ции запо­вед­ника сни­зи­лась до чуть более 1000 вику­ний в 1997 г. из-за бра­ко­ньер­ства и неза­кон­ной тор­говли шер­стью. В том же году 95 вику­ний были вновь при­ве­зены из Пампа-Галераса[15]. После вклю­че­нии запо­вед­ника в Про­грамму моду­лей устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния ситу­а­ция изме­ни­лась к лучшему.

На фести­вале чаку в общине Сан-Хуан-де-Тарукани (2009)[16]

В 1998 г. в запо­вед­нике были уста­нов­лены серко пло­ща­дью 1000 га каж­дый: пять – в буфер­ной зоне в мест­но­стях Ампи (Ampi), Ток­кра (Toccra), Чал­ху­анка (Chalhuanca), Колка-Хуальата (Colca Huallata) и Кармен-де-Чаклайа (Carmen de Chaclaya) и два – в пре­де­лах охра­ня­е­мой при­род­ной тер­ри­то­рии в мест­но­стях Салинас-Хуито (Salinas Huito) и Сан-Хуан-де-Тарукани (San Juan de Tarucani). Право на исполь­зо­ва­ние диких вер­блю­до­вых было предо­став­лено общи­нам неза­ви­симо от того, содер­жатся они на воле или в полу­не­воле (в серко). Цена кило­грамма шер­сти вику­ньи, коле­бав­ша­яся в пре­де­лах от 437 до 650 дол. США (в зави­си­мо­сти от ее каче­ства и вида), сти­му­ли­ро­вала уси­лия, направ­лен­ные на сохра­не­ние и уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти попу­ля­ции. В 2001 г. коми­теты по управ­ле­нию вику­ньей запо­вед­ника и его буфер­ной зоны выде­лили в помощь запо­вед­нику 22 охран­ника, бла­го­даря чему уда­лось сокра­тить бра­ко­ньер­ство. И если на рубеже веков чис­лен­ность попу­ля­ции запо­вед­ника не изме­ня­лась и сохра­ня­лась на уровне 1980 г. (в неко­то­рых местах запо­вед­ника был зафик­си­ро­ван рост чис­лен­но­сти и умень­ше­ние – в дру­гих), то бла­го­даря уси­лиям коми­те­тов по вику­ньям запо­вед­ника и его буфер­ной зоны в после­ду­ю­щие годы про­изо­шло вос­ста­нов­ле­ние попу­ля­ции вику­ний, чис­лен­ность кото­рой достигла 2618 экзем­пля­ров в 2004 г.[17].

В резуль­тате луч­шей орга­ни­за­ции коми­те­тов по управ­ле­нию вику­ньей и уве­ли­че­ния попу­ля­ции этого вида про­из­вод­ство шер­сти уве­ли­чи­лось по срав­не­нию с пери­о­дом начала пер­вых чаку. Таким обра­зом, в запо­вед­нике Салинас-и-Агуада-Бланка опыт внед­ре­ния охра­ня­е­мых моду­лей для вику­ний был сочтен успеш­ным[18].

Про­грамма моду­лей устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния при­влекла к управ­ле­нию вику­ньей новые общины. Число общин, участ­ву­ю­щих  в про­из­вод­стве шер­сти воз­росло. В   1997 г. их было уже 100, в 1998 г.– 151, в 1999 г. – 189, но в 2000 г. снова стало 151, хотя коли­че­ство отлов­лен­ных и остри­жен­ных вику­ний, а соот­вет­ственно и полу­чен­ной шер­сти уве­ли­чи­ва­лось. Так, если в 1996 г. было отлов­лено 15683 вику­ньи, то в 2000 г. – уже 35637. Соот­вет­ственно шер­сти в 1996 г. было настри­жено 1478 кг, а в 2000 г. –3427 кг (см. табл. 1). То есть коли­че­ство отлов­лен­ных вику­ний и настри­жен­ной шер­сти воз­росло с 1996 по 2000 г. более чем в два раза.

Таб­лица 1. Отлов и стрижка вику­ний и про­из­вод­ство шер­сти
в 
1994 – 2000 гг.

Год

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Отлов­лен­ные викуньи 6128 16204 15683 22118 28612 29859 35637
Остри­жен­ные викуньи 3278  9616  7145 10352 13083 15462 16956
Коли­че­ство шер­сти, кг  832  2223  1478  2008  2543  3052  3427
Участ­во­вав­шие общины   12    90    77    100    151    189    151

Источ­ник: мини­стер­ство сель­ского хозяй­ства (2001), CONACS[19]

™

При­ня­тие Орга­ни­че­ского закона
об устой­чи­вом исполь­зо­ва­нии при­род­ных ресурсов

Всего спу­стя 2 года после обна­ро­до­ва­ния Закона о вику­нье, кото­рый отда­вал вику­ний в соб­ствен­ность анд­ским общи­нам, в Перу была при­нята норма, регу­ли­ру­ю­щая исполь­зо­ва­ние при­род­ных ресур­сов част­ными лицами. Хотя она каса­лась при­род­ных ресур­сов в общей слож­но­сти, однако откры­вала, как и закон № 653, воз­мож­но­сти для вла­де­ния и исполь­зо­ва­ния вику­ний част­ными лицами помимо кре­стьян­ских общин. Осво­е­ние при­род­ных ресур­сов страны нуж­да­лось в част­ных инвестициях.

26 июня 1997 г. был опуб­ли­ко­ван закон № 26821 – Орга­ни­че­ский закон об устой­чи­вом исполь­зо­ва­нии при­род­ных ресур­сов, при­ня­тый кон­грес­сом рес­пуб­лики и под­пи­сан­ный пре­зи­ден­том Перу Аль­берто Фухи­мори и мини­стром сель­ского хозяй­ства Родольфо Муньянте Сан­ги­нети (Rodolfo Muñante Sanguineti). Его сфера при­ме­не­ния ста­тьей 1  фор­му­ли­ро­ва­лась сле­ду­ю­щим обра­зом: «Насто­я­щий орга­ни­че­ский закон регу­ли­рует систему раци­о­наль­ного исполь­зо­ва­ния при­род­ных ресур­сов, в целом явля­ю­щихся досто­я­нием Нации, уста­нав­ли­вая усло­вия и спо­собы предо­став­ле­ния част­ным лицам, в соот­вет­ствии с ука­за­нием, содер­жа­щимся в ста­тьях 66 и 67  главы II раз­дела III  Кон­сти­ту­ции Перу, и в соот­вет­ствии с поло­же­ни­ями Кодекса окру­жа­ю­щей среды и при­род­ных ресур­сов и меж­ду­на­род­ными дого­во­рами, рати­фи­ци­ро­ван­ными Перу»[20]. Согласно ста­тье 2, эта норма направ­лена «на поощ­ре­ние и регу­ли­ро­ва­ние раци­о­наль­ного исполь­зо­ва­ния при­род­ных ресур­сов, воз­об­нов­ля­е­мых и невоз­об­нов­ля­е­мых, созда­ние основы для сти­му­ли­ро­ва­ния инве­сти­ций, обес­пе­че­ние дина­ми­че­ского рав­но­ве­сия между эко­но­ми­че­ским ростом, сохра­не­нием при­род­ных ресур­сов и охра­ной окру­жа­ю­щей среды и раз­ви­тием чело­ве­че­ской лич­но­сти»[21].

По закону № 26821 «права в обла­сти устой­чи­вого исполь­зо­ва­ния при­род­ных ресур­сов предо­став­ля­ются част­ным лицам посред­ством про­це­дур, преду­смот­рен­ных спе­ци­аль­ными зако­нами для каж­дого при­род­ного ресурса»[22] при сохра­не­нии госу­дар­ствен­ного контроля.

В отно­ше­нии прав общин в законе ска­зано, что «члены кре­стьян­ских и корен­ных общин могут извле­кать выгоду, без­воз­мездно и без исклю­че­ния, из при­род­ных ресур­сов сво­бод­ного доступа мест­но­стей, при­ле­га­ю­щих к их земле, для удо­вле­тво­ре­ния их жиз­нен­ных потреб­но­стей и в риту­аль­ных целях»[23]. Закон ука­зы­вал, что «кре­стьян­ские и корен­ные общины имеют при­о­ри­тет в устой­чи­вом исполь­зо­ва­нии при­род­ных ресур­сов на своих зем­лях, над­ле­жа­щим обра­зом оформ­лен­ных»[24].

Наци­о­наль­ная пере­пись вику­ний 2000 г.

В 2000 г. была сде­лана наци­о­наль­ная пере­пись вику­ний, кото­рую можно счи­тать под­ве­де­нием ито­гов эпохи Фухимори–Мартинеса. Она пока­зала, что Перу на тот момент  имело 118678  вику­ний, кото­рые оби­тали  на  тер­ри­то­рии пло­ща­дью 6661498 га в 16 депар­та­мен­тах. Основ­ная часть вику­ний жила в 8 депар­та­мен­тах: Аякучо, Пуно, Лиме, Хунине, Апу­ри­маке, Уан­ка­ве­лике, Куско и Аре­кипе (см. диа­грамму[25]). При этом больше всего вику­ний было в депар­та­менте Аякучо, где нахо­ди­лись самые круп­ные и орга­ни­зо­ван­ные общины. Наи­мень­шая чис­лен­ность вику­ний отме­ча­лась в Паско, Мок­е­гуа, Каха­марке, Уануко и Ла-Либертад (табл. 2).

Самое боль­шое коли­че­ство гек­та­ров было отдано раз­ве­де­нию вику­ний в Пуно. Поэтому здесь на 1 га при­хо­ди­лось меньше живот­ных, чем в Аякучо и Лиме.

Таб­лица 2. Чис­лен­ность вику­ний по пере­писи 2000 г.
и рас­пре­де­ле­ние их по департаментам

Депар­та­мент

Коли­че­ство общин

Число вику­ний

Пло­щадь,
га

Аякучо 238 40390   753000
Пуно 118 18107 1732935
Лима   92 17689   281765
Хунин   84 11408   292369
Апу­ри­мак   81 10020   330400
Уан­ка­ве­лика   60   8745   679657
Куско   51   4209   387330
Аре­кипа   48   3681   774180
Ика   26   1583     70171
Такна   15   1214   288728
Анкаш   10    684   709795
Паско    8    343    48592
Мок­е­гуа    5    293   227711
Каха­марка    3    235        600
Уануко    1      51    32820
Ла-Либертад    1      26    51445
Итого 841 118678 6661498
Источ­ник – CONACS[26]

 

Коли­че­ство вику­ний и кре­стьян­ских общин
в восьми депар­та­мен­тах – основ­ных дер­жа­те­лях вику­ний в 
2000 г. 

Источ­ник – CONACS[27].

Если срав­ни­вать за год коли­че­ство вику­ний, оби­тав­ших в стране, кото­рое было уста­нов­лено пере­пи­сью[28], с коли­че­ством вику­ний, отлов­лен­ных для стрижки, то можно придти к выводу о том, что исполь­зо­ва­лась лишь малая часть вику­ний. Так, по пере­писи 1994 г. в стране оби­тало 66 559 вику­ний, а было отлов­лено 6128; пере­пись 1997 г. заре­ги­стри­ро­вала 102 780 осо­бей, было отлов­лено 22118; по пере­писи 2000 г. было зафик­си­ро­вано нали­чие 118 678 вику­ний, отлов­лено 35 637. Тем не менее, с годами все бόль­шая часть име­ю­щихся в стране вику­ний исполь­зо­ва­лась. Так, если в 1994 г. отлов­лен­ных вику­ний было почти в 11 раз меньше, чем их было на наци­о­наль­ном уровне, то в 1997 г. их стало уже только в 5 раз меньше, а в 2000 г. – уже в 3 раза меньше. Но, несмотря на то, что вику­ньи оби­тали на тер­ри­то­рии 841 общины, в про­из­вод­стве шер­сти, а, сле­до­ва­тельно, и в полу­че­нии дохо­дов от ее про­дажи, в 2000 г. участ­во­вала лишь 151 община (см. табл. 1).

 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

[2] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[3] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[4] См.: Inamura T. Chacu Collective Hunting of Camelids and Pastoralism in the Peruvian Andes (http://www.airies.or.jp/publication/ger/pdf/10–01-05.pdf).
[5] Ludeña H. El CONACS: Sus acciones y actividades (http://www.asocae.org/blog/?p=162).
[6] Ludeña H. Denuncias de la Sociedad Nacional de Criadores de Vicuña (http://www.asocae.org/blog/?p=166).
[7] Meier M. Vicuñas. Crónica de una muerte anunciada… (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/s98_vicunas.htm).
[10] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[14] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[15] Plan Maestro de la Reserva Nacional de Salinas y Aguada Blanca 2006 – 2011 (www.ucsm.edu.pe/SIAR/siar/…/PlanMaestroRnsab2006a2011.pdf).
[17] Plan Maestro de la Reserva Nacional de Salinas y Aguada Blanca 2006 – 2011 (www.ucsm.edu.pe/SIAR/siar/…/PlanMaestroRnsab2006a2011.pdf).
[18] Plan Maestro de la Reserva Nacional de Salinas y Aguada Blanca 2006 – 2011 (www.ucsm.edu.pe/SIAR/siar/…/PlanMaestroRnsab2006a2011.pdf).

[20] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).

[21] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).

[22] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).

[23] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).

[24] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).

[25] Цит. по: Perfil de Mercado y Competitividad Exportadora de Prendas de Vestir de Vicuña (http://www.mincetur.gob.pe/comercio/Otros/Penx/pdfs/Prendas_de_Vestir_de_Vicuna.pdf).
[26] Таб­лица состав­лена авто­ром по мате­ри­а­лам: Domingo Hoces R. Conservación y uso actual de la Vicuña (Vicugna vicugna mensalis) en el Perú // International Expert Workshop on CITES Non-Detriment Findings. México, November 17th-22nd, 2008 (http://www.conabio.gob.mx/institucion/cooperacion_internacional/TallerNDF/Links-Documentos/WG-CS/WG5-Mammals/WG5-CS8%20Vicugna/WG5-CS8-P.pdf); Perfil de Mercado y Competitividad Exportadora de Prendas de Vestir de Vicuña (http://www.mincetur.gob.pe/comercio/Otros/Penx/pdfs/Prendas_de_Vestir_de_Vicuna.pdf).
[27] Цит. по: Perfil de Mercado y Competitividad Exportadora de Prendas de Vestir de Vicuña (http://www.mincetur.gob.pe/comercio/Otros/Penx/pdfs/Prendas_de_Vestir_de_Vicuna.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>