ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ВИКУНИЙ В ПЕРУ

[1]

 

[2]

ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОПУЛЯЦИИ
ПРИ ПАССИВНОМ УЧАСТИИ ОБЩИН

Созда­ние запо­вед­ника Пампа-Галерас.
Начало науч­ных и при­клад­ных исследований

 Созда­тели заповедника

В Перу работы по сохра­не­нию вику­ньи стали про­во­диться с 1964 г. в Пампа-Галерасе – на юге депар­та­мента Аякучо в про­вин­ции Лука­нас. Здесь было решено осно­вать заповедник.


Лука­нас. Съемка 2009 г.[3]

«Исто­рия Наци­о­наль­ного запо­вед­ника Пампа-Галерас нача­лась в 1964 г. на фоне новых сви­де­тельств о том, что вику­нья нахо­дится на грани исчез­но­ве­ния на всей тер­ри­то­рии оби­та­ния – от север­ной части Чили до юга Эква­дора из-за высо­кой сто­и­мо­сти ее тон­кой шер­сти. Самой круп­ной из остав­шихся попу­ля­ций была попу­ля­ция, суще­ству­ю­щая в Пампа-Галерасе», – пишет Марк Дурод­жанни, кото­рый в 60–70-х гг. ХХ в., по его соб­ствен­ному выра­же­нию, был «одним из основ­ных ответ­ствен­ных» за созда­ние запо­вед­ника Пампа-Галерас.

Марк-Жан Дурод­жанни  Рикорди (Marc Jean Dourojeanni Ricordi) – извест­ный защит­ник при­роды, по обра­зо­ва­нию агро­ном и спе­ци­а­лист по лесу. Был гене­раль­ным дирек­то­ром глав­ного управ­ле­ния леса и диких живот­ных, пре­по­да­вал в Уни­вер­си­тете Ла Молины.  Один из осно­ва­те­лей Про­На­ту­ра­лесы (ProNaturaleza) – перу­ан­ского фонда охраны при­роды.  Был вице-президентом Все­мир­ной комис­сии по охра­ня­е­мым тер­ри­то­риям, стар­шим совет­ни­ком Все­мир­ного банка и пер­вым началь­ни­ком отдела охраны окру­жа­ю­щей среды Межа­ме­ри­кан­ского банка раз­ви­тия. Один из веду­щих спе­ци­а­ли­стов пла­неты по Ама­зонке[4].

Работа по созда­нию запо­вед­ника про­во­ди­лась в тече­ние 1964 – 1966 гг.

Созда­ние запо­вед­ника, орга­ни­за­ция науч­ных и при­клад­ных иссле­до­ва­ний и само после­ду­ю­щее вос­ста­нов­ле­ние попу­ля­ции вику­ний – все это не было бы воз­можно без борьбы защит­ни­ков при­роды во главе с Фелипе Бена­ви­де­сом Бар­ре­дой, помощи меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций и само­от­вер­жен­ного труда перу­ан­ских и ино­стран­ных уче­ных, жив­ших и рабо­тав­ших в суро­вых усло­виях пуны, чтобы спа­сти живот­ных от вымирания.

[5] Фелипе Бена­ви­дес (1917 – 1991)

Фелипе Бена­ви­дес Бар­реда (Felipe Benavides Barreda) – перу­ан­ский защит­ник при­роды, ари­сто­крат по рож­де­нию и духу. Одна из самых пред­ста­ви­тель­ных фигур в сфере эко­ло­гии. Про­дви­гал созда­ние охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий, защи­щал права общин на при­род­ные ресурсы, нахо­дя­щи­еся на их искон­ных зем­лях, рабо­тал, чтобы спа­сти от выми­ра­ния вику­ний и насе­лить ими Анды, боролся про­тив тор­гов­цев дикой при­ро­дой и осуж­дал тех, кто исполь­зо­вал эко­ло­ги­че­ские выступ­ле­ния как повод для сбора средств и про­ма­ты­ва­ния их в рос­кош­ные офи­сах Лимы[6]. Среди дости­же­ний Ф. Бена­ви­деса – Наци­о­наль­ный парк Ману, Наци­о­наль­ный мор­ской запо­вед­ник Пара­кас, Наци­о­наль­ный запо­вед­ник Пампа-Галерас[7].

Перу­ан­ские защит­ники при­роды счи­тают, что именно в резуль­тате «упор­ной и неустан­ной борьбы дона Фелипе Бена­ви­деса Бар­реды вику­нья… была спа­сена»[8].

«Бла­го­даря бла­го­род­ному интер­на­ци­о­наль­ному сотруд­ни­че­ству и уси­лиям защит­ни­ков окру­жа­ю­щей среды во главе с доном Фелипе Бена­ви­дес­сом уда­лось создать Наци­о­наль­ный запо­вед­ник Пампа-Галерас, – писала защит­ница при­роды и жур­на­листка Марта Мейер. – С тех пор появи­лась надежда добиться вклю­че­ния вику­ньи в эко­но­мику бед­ных общин высо­ких Анд в каче­стве важ­ней­шего сред­ства, кото­рое будет спо­соб­ство­вать повы­ше­нию их уровня жизни.

Не забы­вайте, что пер­вые меж­ду­на­род­ные уси­лия, дав­шие тол­чок сохра­не­нию этого вида были реа­ли­зо­ваны в 1969 г., когда было под­пи­сано Согла­ше­ние по сохра­не­нию вику­ньи. Авто­ром этой ини­ци­а­тивы был перу­а­нец Фелипе Бена­ви­дес Бар­реда»[9].

Ф. Бена­ви­дес начал изу­чать про­бле­ма­тику, свя­зан­ную с вику­ньей, с 1938 г., когда закан­чи­вал свое обра­зо­ва­ние в Лон­дон­ской школе экономики.

В 1965 г. бла­го­даря его хло­по­там перед мини­стер­ством ино­стран­ных дел Вели­ко­бри­та­нии была достиг­нута дого­во­рен­ность о сотруд­ни­че­стве с экс­пер­том, кото­рый мог изу­чить ситу­а­цию с вику­ньей в Перу, Арген­тине, Боли­вии и Чили. Он добился того, чтобы в Перу при­е­хал извест­ный бри­тан­ский био­лог Иен Грим­вуд (lan Grimwood)[10]. Грим­вуд при­был в Перу в 1965 г. в каче­стве совет­ника Службы леса и охоты. Рабо­тая в тес­ной вза­и­мо­связи с Наци­о­наль­ным аграр­ным уни­вер­си­те­том Ла Молины, он «сде­лал отлич­ный план работ для упо­ря­до­чен­ного уста­нов­ле­ния еди­ниц сохра­не­ния в каж­дом при­род­ном реги­оне страны»[11]. И. Грим­вуд уста­но­вил нали­чие в Перу 5000 – 8000 вику­ний. Пони­мая необ­хо­ди­мость укреп­ле­ния над­на­ци­о­наль­ных уси­лий, Ф. Бена­ви­дес и боли­вий­ской экс­перт по вер­блю­до­вым Армандо Кар­досо Гон­са­лес (Armando Cardozo Gonzáles) высту­пили с ини­ци­а­ти­вой созда­ния Согла­ше­ния по сохра­не­нию вику­ньи, под­пи­сан­ного в 1969 г. Боли­вией и Перу[12]. Арген­тина и Чили при­со­еди­ни­лась к согла­ше­нию позднее.

В деле созда­ния запо­вед­ника Пампа-Галерас Фелипе Бена­ви­дес полу­чил под­держку про­фес­сора Бер­нарда Гржи­мека (Bernardo Grzimek) – пре­зи­дента Зоо­ло­ги­че­ского обще­ства Франк­фурта, – кото­рое выде­лило 2 млн. дол. на тех­ни­че­скую помощь для пер­вой в Латин­ской Аме­рике при­род­ной охра­ня­е­мой тер­ри­то­рии для вику­ньи[13].

«Дол­жен еще раз побла­го­да­рить тебя за твои доб­рые советы и реши­тель­ные ука­за­ния отно­си­тельно сохра­не­ния вику­ньи в Пампа-Галерасе, – писал Ф. Бена­ви­десу в 1977 г. Фер­нандо Бела­унде Терри, пре­зи­дент Перу с 1963 по 1968 г. – Хотя соот­вет­ству­ю­щие лавры при­над­ле­жат тебе пол­но­стью, я польщен, что столь важ­ная работа была сде­лана в мое время. Ста­ти­стика гово­рит о росте попу­ля­ции»[14].

В знак при­зна­ния работы Ф. Бена­ви­деса по спа­се­нию вику­ний от выми­ра­ния и за уси­лия по созда­нию Наци­о­наль­ного парка Ману в 1975 г. он был награж­ден пре­мией Пола Гетти (J. Paul Getty), кото­рая при­суж­да­лась меж­ду­на­род­ным жюри под пред­се­да­тель­ством нидер­ланд­ского принца Бер­н­харда[15].

Ф. Бена­ви­дес все­гда гор­дился тем, что он удо­стоен титула пред­се­да­теля кре­стьян­ской общины Лука­наса, на земле кото­рой пас­лось 70 % попу­ля­ции вику­ньи страны, и вла­дельца участка на зем­лях, где был создан Наци­о­наль­ный запо­вед­ник Пампа-Галерас[16].

Марта Мейер писала на смерть Ф. Бене­ви­деса: «Фелипе Бена­ви­дес Бар­реда сей­час явля­ется частью той при­роды, кото­рую он так доб­лестно защи­щал. Часть его прах была рас­се­яна на про­шлой неделе осо­бен­ным вет­ром Пара­каса, дру­гую часть взяли члены общины Лука­наса, чтобы он побыл рядом с вику­ньями Пампа-Галераса. Оста­лось только бро­сить горстку над на дикими водами реки Ману, чтобы выпол­нить его жела­ние быть вечно в одно и то же время в трех местах, за кото­рые он больше всего боролся»[17].

Про­ект по сохра­не­нию вику­ний в Пампа-Галерасе под­дер­жали Про­до­воль­ствен­ная и сель­ско­хо­зяй­ствен­ная орга­ни­за­ция под пат­ро­на­жем ООН – ФАО (Food and Agriculture Organization – FAO), аме­ри­кан­ский Кор­пус мира (U.S. Peace Corps), аме­ри­кан­ская бла­го­тво­ри­тель­ная эко­ло­ги­че­ская орга­ни­за­ция «Охрана при­роды» (Nature Conservancy), Все­мир­ный фонд дикой при­роды (World Wildlife Fund – WWF), Все­мир­ный союз охраны при­роды (International Union for Conservation of Nature – IUCN)[18]Немец­кое обще­ство по тех­ни­че­скому сотруд­ни­че­ству (Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit – GTZ).

Запо­вед­ник Пампа-Галерас, как и все пер­вые наци­о­наль­ные запо­вед­ники в Перу, был создан Служ­бой леса и охоты мини­стер­ства сель­ского хозяй­ства, воз­глав­ля­е­мой Фла­вио Баса­ном Пераль­той (Flavio Bazán Peralta). Эта служба в 1964 г. при под­держке ФАО помогла орга­ни­зо­вать факуль­тет лес­ных наук в Наци­о­наль­ном аграр­ном уни­вер­си­тете Ла Молины (Лима). Ф. Басан стал его пер­вым дека­ном. Нача­лось фор­ми­ро­ва­ние про­фес­си­о­наль­ных лесо­во­дов со зна­нием управ­ле­ния при­род­ными запо­вед­ни­ками[19].

Орга­ни­за­ция и раз­ви­тие факуль­тета лес­ных наук стали воз­мож­ными бла­го­даря помощи Орга­ни­за­ции объ­еди­нен­ных наций в рам­ках Про­екта по под­го­товке спе­ци­а­ли­стов и иссле­до­ва­ниям леса в Перу (1963 – 1968, 1968 – 1970). Так, ФАО выде­лило 918 000 дол. на оплату ино­стран­ных спе­ци­а­ли­стов, закупку обо­ру­до­ва­ния и сти­пен­дии для под­го­товки перу­ан­ских спе­ци­а­ли­стов за рубе­жом, а спу­стя 5 лет, когда про­ект был про­длен еще на 2 года, он полу­чил еще 325 000 дол. из Спе­ци­аль­ного фонда ООН[20].

Уильям Фран­клин (William Franklin) – аме­ри­кан­ский иссле­до­ва­тель дикой при­роды (Госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет Юты, США). Основ­ное направ­ле­ние его изыс­ка­ний – пове­ден­че­ская и попу­ля­ци­он­ная эко­ло­гия диких вер­блю­до­вых Южной Аме­рики. Он начал  с изу­че­ния вику­ний в  запо­вед­нике Пампа-Галерас. Затем  с сере­дины 1970-х гг. про­во­дил поле­вые иссле­до­ва­ния гуа­нако на Огнен­ной Земле, в Наци­о­наль­ном парке Торрес-дель-Пайн (Чили), на Фолк­ленд­ских ост­ро­вах[21].

Фла­вио Басан, под­дер­жи­ва­е­мый коман­дой из Наци­о­наль­ного аграрного уни­вер­си­тета Ла Молины, в кото­рую вошли бель­гий­ский уче­ный и экс­перт ФАО Поль В. Пьере (Paul V. Pierret), перу­а­нец Марк Дурод­жанни, аме­ри­кан­ский уче­ный Уильям Фран­клин  и Стэнли Тафт (Stanley Taft) из Кор­пуса мира, начал иссле­до­ва­ния и кон­такты с общи­нами[22]. «Тафт про­вел почти два года в палатке в пуне, – вспо­ми­нает спу­стя 40 лет Марк Дурод­жанни. – Его изо­ля­ция была настолько интен­сив­ной, что он так и не научился гово­рить по-испански и общался только на кечу­ан­ском или англий­ском»[23].

С 1964 г. запо­вед­ник Пампа-Галерас был пол­но­стью в руках Поля Пьере и Марка Дурод­жанни, кото­рый позд­нее (1973 – 1979) воз­гла­вил глав­ное управ­ле­ние леса и диких живот­ных, создан­ное вме­сто Службы леса и охоты.

Марка Дурод­жанни заме­нил Рудольф К. Хофманн (Rudolf K. Hofmann) – немец­кий уче­ный, экс­перт ФАО, член Мис­сии по тех­ни­че­скому сотруд­ни­че­ству Феде­ра­тив­ной Рес­пуб­лики Гер­ма­нии (GTZ), кото­рый с момента при­езда в Перу также пре­по­да­вал в Наци­о­наль­ном аграр­ном уни­вер­си­тете[24].

Марта Мейер так писала в 1991 г. о «немец­ком уче­ном Рудольфе Хофманне, кото­рый отдал две­на­дцать лет своей жизни бла­го­род­ному делу сохра­не­ния вику­ньи»: «Со своей род­ной земли он при­шел к дале­ким вер­ши­нам Пампа-Галераса, чтобы ока­зать Перу неоце­ни­мую услугу в охране исче­за­ю­щего вида, в кото­ром он видел огром­ный эко­но­ми­че­ский потен­циал для нашей страны»[25].

С Р. Хофман­ном дол­гие годы рабо­тал в Пампа-Галерасе его сооте­че­ствен­ник Кай Хр. Отте (Kai Chr. Otte), тоже пре­по­да­ва­тель Уни­вер­си­тета Ла Молины и член гер­ман­ской мис­сии [26].

 

Согла­ше­ние о сотруд­ни­че­стве с общи­ной Луканаса

В 1964 г. в Пампа-Галерасе начался Спе­ци­аль­ный про­ект по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи (Proyecto Especial de Utilización Racional de la Vicuña – PEURV). Задолго до появ­ле­ния направ­ле­ния, извест­ного как «соци­о­экогло­гия», созда­тели запо­вед­ника Пампа-Галерас ста­вили своей целью «гар­мо­ни­за­цию социально-экономических потреб­но­стей с эко­ло­ги­че­скими тре­бо­ва­ни­ями»[27]. Эта же идея лежала в основе фор­ми­ро­ва­ния и дру­гих наци­о­наль­ных запо­вед­ни­ков, таких, как Пара­кас, Тити­кака и Хунин, орга­ни­зо­ван­ных в то же время.

Дело в том, что вику­ньи по кон­сти­ту­ции Перу, как и все при­род­ные ресурсы, явля­ются досто­я­нием нации и госу­дар­ство обла­дает вер­хов­ной вла­стью над их экс­плу­а­та­цией. Однако зона оби­та­ния вику­ний в Перу – это земли, при­над­ле­жа­щие кре­стьян­ским общи­нам и коопе­ра­ти­вам корен­ного насе­ле­ния – кечу­а­нам (поло­вина – 47 % насе­ле­ния Перу) и айма­рам (5,4 % насе­ле­ния)[28].

В основе соци­аль­ной орга­ни­за­ции кечу­а­нов лежит община – айлью (ayllu), назы­ва­е­мая также индей­ской общи­ной (comunidad indígena) и кре­стьян­ской общи­ной (comunidad campesina), кото­рую объ­еди­няет кров­ное род­ство, общая тер­ри­то­рия и тру­до­вая вза­и­мо­по­мощь чле­нов общины (ayni) и общин­ное рас­пре­де­ле­ние пло­дов матери-земли, а также культ почи­та­ния общего тотем­ного предка (wak’a)[29].

В высо­ких Андах земли, при­год­ные для сель­ского хозяй­ства, состав­ляют лишь 3,5 % всей тер­ри­то­рии, и даже эти 3,5 % явля­ются зоной рис­ко­ван­ного зем­ле­де­лия. Самую боль­шую про­блему состав­ляет рост опу­сты­ни­ва­ния пуны. Основ­ные при­чины этого про­цесса – выби­ва­ние паст­бищ, пло­хая прак­тика управ­ле­ния, чрез­мер­ная экс­плу­а­та­ция при­род­ных ресур­сов и отсут­ствие зако­но­да­тель­ства о защите при­род­ных паст­бищ. Живу­щие в пуне семьи боль­шей частью крайне бедны и не имеют средств для под­ня­тия зем­ле­де­лия, что создает замкну­тый круг нищеты[30].

[31]

В то же время вику­ньи хорошо при­спо­соб­лены к суро­вым усло­виям анд­ского высо­ко­го­рья с его холод­ным кли­ма­том и скуд­ными паст­би­щами. Эти дикие вер­блю­до­вые не тре­буют ухода, как домаш­ние живот­ные. А их шерсть – одна из самых доро­гих в мире. Однако заин­те­ре­со­ван­но­сти в сохра­не­нии и уве­ли­че­нии попу­ля­ции вику­ний у кре­стьян не было. Кре­стьяне счи­тали, что от вику­ний один вред, потому что они поедают траву на и без того скуд­ных паст­би­щах, где пасется их домаш­ний скот.

«С пер­вых шагов по сохра­не­нию при­роды в Перу в шести­де­ся­тые годы соци­аль­ная пере­мен­ная была вве­дена в эко­ло­ги­че­скую поли­тику, – пишет Марк Дурод­жанни. – Таким обра­зом система наци­о­наль­ных запо­вед­ни­ков преду­смат­ри­вала актив­ное уча­стие мест­ного насе­ле­ния как в управ­ле­нии, так и в потен­ци­аль­ных выго­дах. Управ­ле­ние вику­ньей, видом, кото­рый к тому вре­мени нахо­дился под непо­сред­ствен­ной угро­зой исчез­но­ве­ния, было осно­вано на успеш­ном сотруд­ни­че­стве службы леса, в то время воз­глав­ля­е­мой инже­не­ром Фла­вио Баса­ном, с кре­стьян­скими общи­нами»[32].

17 октября 1966 г. община Лука­наса, на зем­лях кото­рой пла­ни­ро­ва­лось рас­по­ло­жить запо­вед­ник, в лице Хорхе Эспи­носы Эрреры (Jorge Espinoza Herrera) и Ама­дора Мар­ти­неса Сар­мьенто (Amador Martínez Sarmiento) под­пи­сала согла­ше­ние о сотруд­ни­че­стве с дирек­то­ром Службы леса и охоты Фла­вио Баса­ном. По этому согла­ше­нию (ста­тья пятая) Служба леса и охоты брала на себя сле­ду­ю­щие обязательства:

«а) про­ве­сти лесо­вос­ста­нов­ле­ние на зем­лях общины;

b) постро­ить сель­скую школу в городе Лука­насе путем сотруд­ни­че­ства, о кото­ром хода­тай­ство­вать перед мини­стер­ством обра­зо­ва­ния и/или дру­гими учреждениями;

с) исполь­зо­вать в поле­вых рабо­тах работ­ни­ков из общины;

d) сотруд­ни­чать в деле сохра­не­ния гра­ниц общины при кон­флик­тах с сосед­ними общи­нами»[33].

Ста­тья шестая гласила:

«Все доходы, полу­чен­ные от про­дажи настри­жен­ной шер­сти, или любые дру­гие после покры­тия рас­хо­дов на инве­сти­ции и управ­ле­ние, а также пла­те­жей по кре­ди­там или про­цен­там будут инве­сти­ро­ваны в работы, кото­рые явля­ются выгод­ными для общины»[34].

Кроме того, хотя такого пункта в согла­ше­нии нет, известно, что пра­ви­тель­ство обе­щало пога­сить долг мясом и шку­рами, полу­чен­ными от буду­щего исполь­зо­ва­ния вику­ний, за то, что община взяла на себя обя­за­тель­ство усту­пить 6500 га запо­вед­нику и убрать оттуда весь домаш­ний скот[35].

18 мая 1967 г. созда­ние запо­вед­ника было зако­но­да­тельно оформ­лено вер­хов­ной резо­лю­цией № 157-A. Его цен­траль­ная зона имела пло­щадь 6500 га, где оби­тало всего 800 вику­ний[36].

 

Про­ект тех­ни­че­ского сотруд­ни­че­ства с GTZ

В 1972 г. запо­вед­ник Пампа-Галерас полу­чил под­держку от Феде­ра­тив­ной Рес­пуб­лики Гер­ма­нии через Про­ект тех­ни­че­ского сотруд­ни­че­ства с Немец­ким обще­ством по тех­ни­че­скому сотруд­ни­че­ству (GTZ). В этом про­екте основ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось сохра­не­нию вида и био­ло­ги­че­ским аспек­там управ­ле­ния вику­ньей. Состав­ной частью про­екта были науч­ные иссле­до­ва­ния, созда­ние инфра­струк­туры, системы охраны, фор­ми­ро­ва­ние службы рейн­дже­ров, раз­ви­тие тех­но­ло­гии отлова и пере­писи живот­ных. Про­ект вынуж­денно закон­чился в 1981 г.[37].

Пра­ви­тель­ство Феде­ра­тив­ной Рес­пуб­лики Гер­ма­нии взяло на себя финан­си­ро­ва­ние и про­ве­де­ние про­екта. Оно предо­ста­вило пер­со­нал, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щийся по вопро­сам управ­ле­ния дикой фау­ной и сре­дой оби­та­ния, а также обо­ру­до­ва­ние, в част­но­сти лабо­ра­тор­ное и поле­вое – для отлова и стрижки, и др.[38].

Про­ект пред­по­ла­гал три фазы раз­ви­тия[39]:

а) сохра­не­ние и вос­про­из­вод­ство живот­ных и раз­ви­тие системы защиты (1972 – 1975);

b) фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния и экс­пе­ри­мен­таль­ное исполь­зо­ва­ние, а также про­дол­же­ние фазы a (1976 – 1980);

с) раци­о­наль­ное исполь­зо­ва­ние вику­ньи и улуч­ше­ние социально-экономического поло­же­ния кре­стьян в реги­оне анд­ского высо­ко­го­рья, а также про­дол­же­ние фаз a и b (с 1980 г.).

В «Исто­рии вику­ньи», осно­ван­ной на пуб­ли­ка­ции «Исполь­зо­ва­ние вику­ньи в Перу, Немец­кое обще­ство по тех­ни­че­скому сотруд­ни­че­ству» (Utilización de la vicuña en el Perú, de la Sociedad Alemana de Cooperación Técnica Ltda. (GTZ) 1977), читаем:

«Цель про­екта в крат­ко­сроч­ной пер­спек­тиве – инте­гри­ро­ва­ние общин зоны анд­ского высо­ко­го­рья в управ­ле­ние и сохра­не­ние вику­ньи и в сред­не­сроч­ной пер­спек­тиве – рас­ши­ре­ние прав и воз­мож­но­стей путем укреп­ле­ния модели эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия, кото­рая ста­нет эко­ло­ги­че­ски адек­ват­ной и устой­чи­вой с тече­нием вре­мени. Эта цель хорошо согла­су­ется с индей­скими общи­нами, для кото­рых харак­те­рен поиск общего бла­го­со­сто­я­ния, он также объ­яс­ня­ется их иду­щим из глу­бины веков про­ис­хож­де­нием от исто­ри­че­ских общин (ayllus). В любом слу­чае, дан­ная осо­бен­ность также облег­чает рас­пре­де­ле­ние при­были, кото­рая не должна рас­пре­де­ляться инди­ви­ду­ально, но в основ­ном на нужды общины, напри­мер на инфраструктуру.

Этот соци­аль­ный под­ход оправ­дан на том осно­ва­нии, что ука­зан­ные общины суще­ствуют глав­ным обра­зом за счет выпаса, раз­ве­де­ния домаш­них живот­ных, таких, как овцы, ламы, аль­паки, усло­вие, кото­рое среди дру­гих аспек­тов зато­чает их в ситу­а­цию край­ней нищеты.

В связи с этим про­ект имеет важ­ные эффекты, кото­рые вли­яют на соци­аль­ное, эко­но­ми­че­ское и эко­ло­ги­че­ское раз­ви­тие общин и их среду оби­та­ния, укреп­ляя тем самым цели про­екта. Они таковы:

– обу­че­ние насе­ле­ния заботе и защите вику­ньи, орга­ни­за­ция групп воору­жен­ных охран­ни­ков, кото­рые охра­няют рай­оны пуны от пося­га­тель­ства и браконьерства;

– созда­ние рабо­чих мест для жите­лей, кото­рые после обу­че­ния стали бы основ­ным источ­ни­ком рабо­чей силы, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щейся на заботе о викунье;

– сохра­не­ние окру­жа­ю­щей при­род­ной среды, предот­вра­ще­ние чрез­мер­ного выпаса и эрозии;

– улуч­ше­ние почв и паст­бищ путем уско­ре­ния обра­зо­ва­ния гумуса и более раз­но­об­раз­ного исполь­зо­ва­ния паст­бищ»[40].

 

Про­блемы роста популяции

В пер­вые годы рост чис­лен­но­сти вику­ний был неожи­данно высо­ким и соста­вил 21 % годо­вых[41]. В 1977 г. в Пампа-Галерасе на пло­щади 75 000 га име­лось 20 000 голов[42]. В 1978 – 1979 гг. в Пампа-Галерасе начался кри­зис попу­ля­ции из-за про­дол­жи­тель­ной засухи, чрез­мер­ного выпаса скота и пере­на­се­лен­но­сти[43].

Анто­нио Хосе Брек Эгг (Antonio José Brack Egg) родился в 1940 г. Перу­ан­ский био­лог, эко­лог и иссле­до­ва­тель, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щийся на вопро­сах био­раз­но­об­ра­зия и раз­ви­тия био­ком­мер­ции. Рабо­тал в глав­ном управ­ле­нии леса мини­стер­ства сель­ского хозяй­ства Перу, участ­во­вал в про­грамме вос­ста­нов­ле­ния вику­ньи в каче­стве испол­ни­тель­ного дирек­тора Спе­ци­аль­ного про­екта по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи в 1979 – 1981 гг. Пер­вый министр охраны окру­жа­ю­щей среды Перу (мини­стер­ство создано в 2008 г.)[44].

В 1977 и 1978 гг. для пре­одо­ле­ния кри­зиса было при­нято реше­ние уда­лить сам­цов из запо­вед­ника. Уда­ле­ние (saca) вызвало оже­сто­чен­ные пуб­лич­ные дебаты между Фелипе Бена­ви­де­сом и Анто­нио Бре­ком, кото­рый являлся испол­ни­тель­ным дирек­то­ром Спе­ци­аль­ного про­екта по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи. Для про­ве­де­ния пере­писи живот­ных при­влекли меж­ду­на­род­ных экс­пер­тов из Все­мир­ного союза охраны при­роды, Все­мир­ного фонда дикой при­роды и Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета. В конеч­ном итоге уда­ле­ние было под­дер­жано и 1484 самца убили, а 121 вику­нью отпра­вили в Уан­ка­ве­лику и 40 – в Аре­кипу[45]. В 1979 г. из Пампа-Галераса еще более чем 2500 вику­ний пере­се­лили в Аре­кипу, Уан­ка­ве­лику, Хунин и Анкаш. Это была круп­ней­шая в мире пере­возка диких живот­ных на всем аме­ри­кан­ском кон­ти­ненте[46].

Уже в 1974 г., когда стало понятно, что запо­вед­ник Пампа-Галерас стра­дает от пере­на­се­лен­но­сти, Рудольф Хофманн пред­ло­жил создать еще один запо­вед­ник для вику­ний в рай­оне Агуада-Бланки, кото­рый пред­став­ляет собой типич­ный обра­зец сухой пуны Южной Аме­рики, поэтому он как нельзя лучше под­хо­дил для нового места защиты вику­ньи. Идею созда­ния запо­вед­ника в допол­не­ние к запо­вед­нику Пампа-Галерас Р. Хофманн изло­жил в 1974 г. Фелипе Бена­ви­десу Бар­реде как пред­се­да­телю Ассо­ци­а­ции в защиту при­роды (Asociación Prodefensa de la Naturaleza – Prodena)[47].

Во время Вто­рой меж­ду­на­род­ной кон­вен­ции по аме­ри­кан­ским вер­блю­до­вым (Segunda convención internacional sobre camélidos americanos), про­хо­див­шей в Пуно (Puno), Перу, в 1975 г., Ф. Бена­ви­дес встре­тился с боли­вий­ским спе­ци­а­ли­стом по вер­блю­до­вым Армандо Кар­досо Гон­са­ле­сом, и было решено дове­рить эту про­блему Мау­ри­сио Де Рома­нье Буста­манте (Mauricio De Romaña Bustamante), руко­во­ди­телю Ассо­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей аль­пак Перу (Asociación de Criadores de Alpacas del Perú)[48].

Виль­фредо Перес Руис

На том же засе­да­нии была при­нята резо­лю­ция Аграр­ной феде­ра­цией Аре­кипы, под­дер­жан­ная всеми вла­стями депар­та­мен­тов, кото­рая хода­тай­ство­вала о выне­се­нии реше­ния по созда­нию в Агуада-Бланке наци­о­наль­ного запо­вед­ника. Просьба была пере­дана мини­стру сель­ского хозяй­ства Энрике Галье­госу Венеро (Enrique Gallegos Venero). Однако бюро­кра­ти­че­ские пре­поны тор­мо­зили созда­ние допол­ни­тель­ного запо­вед­ника для вику­ний. «Почти четыре года спу­стя,  – пишет бли­жай­ший помощ­ник и уче­ник Ф. Бена­ви­деса Виль­фредо Перес Руис, – «экс­перты» аграр­ного сек­тора одоб­рили созда­ние места, срочно необ­хо­ди­мого для того, чтобы при­ютить избы­ток вику­ний Пампа-Галераса»[49]. Только в 1979 г. в депар­та­мен­тах Аре­кипа (Arequipa) и Мок­е­гуа (Moquegua) был создан запо­вед­ник, кото­рый стал назы­ваться Наци­о­наль­ным запо­вед­ни­ком Салинас-и-Агуада-Бланка (Salinas y Aguada Blanca). 40 % вику­ний запо­вед­ника были при­ве­зены в 1979 г. из Пампа-Галераса[50].

Но убий­ство вику­ний в Пампа-Галерасе про­дол­жа­лось В период с 1978 по 1980 г. было убито 8045 живот­ных[51].

Меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции и даже пра­ви­тель­ства осу­дили это реше­ние, хотя и с опоз­да­нием. По сло­вам Марка Дурод­жанни, избе­жать худ­ших послед­ствий кон­фликта и после­ду­ю­щего наци­о­наль­ного и меж­ду­на­род­ного скан­дала вокруг исполь­зо­ва­ния вику­ньи между Анто­нио Бре­ком, Рудоль­фом Хофман­ном и им – Мар­ком Дурод­жанни, с одной сто­роны, и мощ­ным Фелипе Бена­ви­де­сом, с дру­гой, помогло посред­ни­че­ство Кар­лоса Понсе дель Прадо (Carlos Ponce del Prado), кото­рый рабо­тал в то время в глав­ном управ­ле­нии леса и диких живот­ных мини­стер­ства сель­ского хозяй­ства[52].

Кар­лос Понсе дель Прадо (1942 – 2007) – перу­ан­ский защит­ник при­роды. Полу­чил выс­шее обра­зо­ва­ние и защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по южно-американским вер­блю­до­вым в СССР. Полу­чил сте­пень бака­лавра в уни­вер­си­тете Льежа (Бель­гия), позд­нее – сте­пень маги­стра в Уни­вер­си­тете Ла Молины. Рабо­тал в мини­стер­стве сель­ского хозяй­ства с 1967 по 1969 г. как спе­ци­а­лист по про­грамме управ­ле­ния вику­ньей, в 1969 г. был назна­чен началь­ни­ком отдела наци­о­наль­ных пар­ков. С 1973 по 1979 г. был дирек­то­ром по охра­ня­е­мым тер­ри­то­риям глав­ного управ­ле­ния леса и диких живот­ных. С 1979 г. пре­по­да­вал на факуль­тете лес­ных наук в Уни­вер­си­тете Ла Молины «и до 1992 г. дик­то­вал курс лес­ной поли­тики и зако­но­да­тель­ства, в част­но­сти»[53]. В 1983 г. вме­сте с М. Дурод­жанни и М. Риосом осно­вал Про­На­ту­ра­лесу. В 1986 г. был при­гла­шен аме­ри­кан­ской орга­ни­за­цией «Охрана при­роды» для работы в Вашинг­тоне в каче­стве дирек­тора Про­граммы Перу. Рабо­тал во Все­мир­ном фонде дикой при­роды, Все­мир­ном банке, Межа­ме­ри­кан­ском банке раз­ви­тия и др. Напи­сал в соав­тор­стве с Р. Хофман­ном и М. Риосом книгу «Управ­ле­ние дикой вику­ньей» (1983)[54].

Убий­ство вику­ний было пред­став­лено как «реше­ние» про­блемы пере­пол­нен­но­сти запо­вед­ника. Но комис­сия по рас­сле­до­ва­нию сохра­не­ния и уда­ле­ния вику­ньи Палаты депу­та­тов (1985) отме­чала: «Суще­ствуют осно­ва­ния для при­вле­че­ния к тех­ни­че­ской и адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти дирек­то­ров и долж­ност­ных лиц Спе­ци­аль­ного про­екта по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи»[55]. Ответ­ствен­ность была воз­ло­жена на быв­шего гене­раль­ного дирек­тора управ­ле­ния леса и диких живот­ных (1973 – 1979) Марка Дурод­жанни Рикорди и быв­шего испол­ни­тель­ного дирек­тора Спе­ци­аль­ного про­екта по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи Анто­нио Брека[56]. Брек был исклю­чен из кре­стьян­ской общины Лука­наса и при­го­во­рен в суде пер­вой инстан­ции к одному году лише­ния сво­боды условно и штрафу[57].

По мне­нию Виль­фредо Переса Руиса, убий­ства вику­ний в запо­вед­нике Пампа-Галерас явля­лись нару­ше­нием Согла­ше­ния по сохра­не­нию вику­ньи[58] 1969 г.  Однако ста­тья 3 Согла­ше­ния 1979 г. гласила:

«Пра­ви­тель­ства, под­пи­сав­шие согла­ше­ние, запре­щают внут­рен­нюю и внеш­нюю тор­говлю вику­ньями, их про­дук­тами в нату­раль­ном виде и изде­ли­ями из них до 31 декабря 1989 года. Если любая из сто­рон достигла уровня попу­ля­ции вику­ний, управ­ле­ние кото­рой допус­кает про­из­вод­ство мяса, суб­про­дук­тов и костей, а также обра­ботку кожи и шер­сти, воз­можно посте­пен­ное извле­че­ние ком­мер­че­ской выгоды под стро­гим кон­тро­лем госу­дар­ства[59].

Дру­гими сло­вами, запре­ща­лась, при­чем вре­менно, лишь тор­говля вику­ньями и их про­дук­тами. Мало того, про­из­вод­ство мяса и про­чего пред­по­ла­га­лось. А о пол­ном запрете на убий­ство вику­ний речь не шла. Так что руко­вод­ство Пампа-Галераса посту­пало в пол­ном соот­вет­ствии с Согла­ше­нием по вику­нье. А ее про­дук­тами оно вряд ли тор­го­вало. Ско­рее всего мясом и шку­рами пла­тили общине Лука­наса за аренду земель, как и было обещано.

Было много и дру­гой кри­тики в адрес про­екта. Так, в резуль­тате акции по про­верке Гене­раль­ный кон­тро­лер Рес­пуб­лики выявил нару­ше­ния в руко­вод­стве Спе­ци­аль­ным про­ек­том по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи, свя­зан­ные с ухуд­ше­нием сохра­не­ния этого вида, кото­рое при­вело к потере боль­ших объ­е­мов шер­сти вику­ньи, оце­ни­ва­е­мых в несколько тысяч дол­ла­ров, и к неза­кон­ному задер­жа­нию образ­цов ткани из шер­сти вику­ньи[60].

Марк Дурод­жанни  вспо­ми­нает пер­вый период исто­рии запо­вед­ника Пампа-Галерас как «два деся­ти­ле­тия напря­жен­ной борьбы с ради­каль­ным про­тек­ци­о­низ­мом в охране окру­жа­ю­щей среды, при­вер­женцы кото­рого про­ти­ви­лись тому, чтобы вику­нья была эко­но­ми­че­ской под­держ­кой для бед­ных слоев сель­ского насе­ле­ния, борьбы с бюро­кра­ти­че­ской неэф­фек­тив­но­стью»[61]. «Лич­но­стями, кото­рых можно выде­лить на этом этапе за их само­от­вер­жен­ность и само­по­жерт­во­ва­ние, были Рудольф Хофманн и зна­ме­ни­тый Анто­нио Брек», – отме­чает М. Дурод­жанни [62].

В запо­вед­нике Пампа-Галерас (2006)[63]

Несмотря на боль­шие труд­но­сти в осу­ществ­ле­нии про­екта по сохра­не­нию вику­ний в Пампа-Галерасе, его реа­ли­за­ция в целом была успеш­ной: «В конце семи­де­ся­тых и сере­дине вось­ми­де­ся­тых годов насчи­ты­ва­лось более 10 000 вику­ний в про­вин­ции Лука­наса и ее окрест­но­стях, управ­ле­ние функ­ци­о­ни­ро­вало хорошо, и про­ект счи­тался одной из самых боль­ших удач мини­стер­ства сель­ского хозяй­ства»[64], – пишет М. Дурод­жанни. – В это время появился «Свет­лый путь» и неод­но­кратно напа­дал на сотруд­ни­ков запо­вед­ника и в конце кон­цов сжег все обо­ру­до­ва­ние. Район был прак­ти­че­ски забро­шен в тече­ние дол­гого вре­мени, и бес­счет­ное число вику­ний было убито тер­ро­ри­стами и бра­ко­нье­рами»[65].

 

Гибель запо­вед­ника

Втор­же­ния тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции «Сия­ю­щий путь», или «Сен­деро луми­носо» («Sendero Luminoso») и после­ду­ю­щие рейды армии, кото­рая раз­била лагерь в Пампа-Галерасе, при­вели к лик­ви­да­ции всей инфра­струк­туры, краже ком­пью­те­ров, транс­порт­ных средств и уни­что­же­нию мате­ри­а­лов иссле­до­ва­ний. Кроме того, бое­вые дей­ствия в Пампа-Галерасе при­вели к пре­кра­ще­нию (в 1981 г.) про­екта Немец­кого обще­ства по тех­ни­че­скому сотруд­ни­че­ству (GTZ) и Спе­ци­аль­ного про­екта по раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию вику­ньи, гене­ри­ро­вав­ших важ­ную науч­ную инфор­ма­цию, кото­рая все еще исполь­зу­ется сего­дня в каче­стве наи­бо­лее цен­ного спра­воч­ного мате­ри­ала для управ­ле­ния вику­ньей[66].

 

*     * *

Так закон­чился началь­ный этап исто­рии сохра­не­ния вику­ний в Перу, когда впер­вые в мире была сде­лана попытка при­влечь для сохра­не­ния этих живот­ных корен­ные общины. Впо­след­ствии эта идея укре­пится и кон­кре­ти­зи­ру­ется. Спа­се­ние вику­ний от выми­ра­ния будет еще силь­нее увя­зано со спа­се­нием общин от нищеты. Однако если на пер­вом этапе акцент делался на спа­се­нии живот­ных, то в даль­ней­шем он сме­стится на спа­се­ние общин. И более того, во главу угла будет постав­лено полу­че­ние при­были от исполь­зо­ва­ния вику­ний, а не их сохранение.

На ум при­хо­дят рус­ские пого­ворки про голод, кото­рый не тетка. Вспо­ми­на­ется очень спор­ная посло­вица «Бед­ность – не порок», ну и, конечно, пого­ворка «Ну что за честь, когда нечего есть?!». Не зря у нас их так много. Кому, как ни нам, знать, как уни­жает и уро­дует чело­века нищета. И нам ли осуж­дать его за то, что он ста­вит инте­ресы своих детей выше инте­ре­сов животных.

Тем не менее, вику­ньи в конеч­ном итоге были спа­сены, и попу­ля­ция их выросла почти до без­опас­ного уровня. Однако, несмотря на то, что фокус был сме­щен на полу­че­ние выгоды, общины так и оста­лись нищими. Но зато на вику­ньях нажи­лись круп­ные ино­стран­ные ком­па­нии по тор­говле шер­стью, про­из­вод­ству элит­ных тка­ней и экс­клю­зив­ной одежды, рас­цвела кор­руп­ция в тех орга­нах вла­сти Перу, кото­рые были созданы для охраны вику­ний. На место интер­на­ци­о­наль­ной команды уче­ных, вдох­нов­лен­ных жела­нием спа­сти живот­ных, кото­рые рабо­тали, не жалея себя, в тяже­лых усло­виях пуны, при­шли чинов­ники, иску­ша­е­мые жаж­дой нажиться за счет вику­ний и крестьян.

Но как бы там ни было, науч­ные и при­клад­ные иссле­до­ва­ния ран­него пери­ода исто­рии сохра­не­ния вику­ньи в Перу – пери­ода созда­ния запо­вед­ника Пампа-Галерас внесли неоце­ни­мый вклад в раз­ви­тие нового направ­ле­ния защиты живот­ных – обще­ствен­ного сохранения.

И на склоне лет один из созда­те­лей запо­вед­ника – Марк Дурод­жанни с гор­до­стью говорит:

«Наци­о­наль­ный запо­вед­ник Пампа-Галерас (или «запо­вед­ник вику­ний») явля­ется одним из наи­бо­лее важ­ных охра­ня­е­мых рай­о­нов Перу. Не из-за его раз­мера, но из-за его зна­че­ния как важ­ной вехи в деле сохра­не­ния био­раз­но­об­ра­зия в пря­мых инте­ре­сах мест­ных общин»[67].

Но вер­немся пока назад и посмот­рим, как раз­ви­ва­лись события.

 

| 2 | 3 |


[7] Pérez Ruiz W. Felipe Benavides Barreda. Un amigo del partido del pueblo (http://www.generaccion.com/magazine/1025/felipe-benavides-barreda).

[8] Meier M. La vicuña: Frustración nacional (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/s91_frustacionnacional.htm).

[9] Meier M. La vicuña: Frustración nacional (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/s91_frustacionnacional.htm).

[10] Meier M. Felipe : Hizo camino al andar… (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/g91_felipe.htm).

[11] Conservar el patrimonio natural de América Latina y del Caribe… Actas de la 18a Sesión de Trabajo de la Comisión sobre Parques Nacionales y Áreas Protegidas de la UICN/ Lima, Perú. 21 – 28 Junio 1981 (http://books.google.ru/books?id=1RCdvheXEq0C&pg=PA123&lpg=PA123&dq=%22Flavio+Baz%C3%A1n%22&source=bl&ots=yyMz_7D74n&sig=Kd1DFeD1RRw3q_LgVfxGZOCJJ0Q&hl=ru&ei=P7aqTMW3B9GhOoP_uP0G&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCsQ6AEwBA#v=onepage&q&f=false).

[12] Meier M. Felipe : Hizo camino al andar… (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/g91_felipe.htm).

[13] Pérez Ruiz W. Felipe Benavides: Un peruano ejemplar (http://wperezruiz.lamula.pe/2009/11/18/34/).

[17] Meier M. Felipe : Hizo camino al andar… (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/g91_felipe.htm).

[19] Conservar el patrimonio natural de América Latina y del Caribe… Actas de la 18a Sesión de Trabajo de la Comisión sobre Parques Nacionales y Áreas Protegidas de la UICN/ Lima, Perú. 21 – 28 Junio 1981 (http://books.google.ru/books?id=1RCdvheXEq0C&pg=PA123&lpg=PA123&dq=%22Flavio+Baz%C3%A1n%22&source=bl&ots=yyMz_7D74n&sig=Kd1DFeD1RRw3q_LgVfxGZOCJJ0Q&hl=ru&ei=P7aqTMW3B9GhOoP_uP0G&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCsQ6AEwBA#v=onepage&q&f=false).

[22] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[23] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[25] Meier M. La vicuña: Frustración nacional (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/s91_frustacionnacional.htm).

[27] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[30] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[32] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[35] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[36] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[37] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[41] Wheeler J.C. Vicuna (http://www.conopa.org).

[43] Wheeler J.C. Opus cit. (http://www.conopa.org).

[45] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[46] http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm

[47] Pérez Ruiz W. La majestuosa Aguada Blanca. Un poco de historia (http://www.generaccion.com/magazine/articulos/?id=1133).

[48] Pérez Ruiz W. La majestuosa Aguada Blanca. Un poco de historia (http://www.generaccion.com/magazine/articulos/?id=1133).

[49] Pérez Ruiz W. La majestuosa Aguada Blanca. Un poco de historia (http://www.generaccion.com/magazine/articulos/?id=1133).

[50] Plan Maestro de la Reserva Nacional de Salinas y Aguada Blanca 2006 – 2011 (www.ucsm.edu.pe/SIAR/siar/…/PlanMaestroRnsab2006a2011.pdf).

[54] Dourojeanni M. Semblanza a Carlos Ponce del Prado, el amigo y el profesional (www.takillakta.org/…/el-misterio-del-ministerio-del-ambiente-www.dar.org.pe/Thayarimail/UserFiles/62–2007-boletin.doc); Dourojeanni M. Carlos Ponce del Prado. Ilustre ambientalista peruano (http://premiocarlosponce.blogspot.com/).

[61] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[62] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[64] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[65] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[66] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[67] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>