Фото 1. Туника (унку) периода Инкской империи (1470 – 1532). Обнаружена на Южном побережье Перу. Материал: шерсть верблюдовых, хлопок. Размеры: 91,44×77,47 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[1]
Унку, унко (от кечуанского «unco») – «длинная рубаха – старинная одежда индейцев». Так переводится это слово в Большом испанско-русском словаре. Унку имеет прямоугольную конструкцию, предполагающую проймы и горловину в виде щелей. Андскую одежду такой конструкции специалисты называют туникой. Однако термин унку, как правило, применяют только к мужским туникам с вертикальной горловиной.
Фото 2[2]. Унку без рукавов периода Империи Уари (600 – 1000 гг. н.э.). Национальный музей американских индейцев, Нью-Йорк, США
Унку очень напоминает пончо, но отличается от него тем, что бока его сшиты. Воротника, как и пончо, унку не имеет и чаще всего не имеет и рукавов. Однако в музейных коллекциях есть достаточное количество унку с рукавами. По некоторым данным, унку с рукавами носили жители тихоокеанского побережья. Жители высокогорья Анд носили унку без рукавов[3].
Фото 3. Унку инкского периода из Музея Анкона, Северная Лима, Перу[4]
Дошедшие до нас унку были найдены в древних гробницах правящей элиты и, в частности, правителей-жрецов. Некоторые из них хорошо сохранились. Они сделаны из роскошных тканей с яркими цветными орнаментами и говорят нам о том, каких высот достигло искусство ткачества в Андах доинкского периода. Изготовление тканей с цветными гобеленовыми орнаментами являлось очень трудоемким и дорогостоящим процессом. Необходимы были высококачественные сырье (тончайшие хлопок и шерсть) и красители, порой привозимые издалека. Нитки должны были быть ровно и тонко спрядены. Требовалось также большое мастерство художников и ткачей.
Фото 4. Расписанная фигурка из дерева и гипса, изображающая знатного инку (скорее всего, десятого правителя инков – Тупака Инку Юпанки – Ф.Ó.). Размеры: 32,9×12,7×8,8 см. Инкская культура колониального периода. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, шт. Массачусетс, США[5]
Ткани (одежда из них) обладали огромной ценностью и использовались для жертвоприношений (инки, например, их сжигали), а также для одежды исключительно знати высшего уровня.
Фото 5 и 6. Керамический сосуд (вид сбоку и сзади). Размеры: 21×17 см. Культура: Моче (Moche), Перу, Южная Америка. Период: 100 – 750 гг. н.э. Музей Америки, Мадрид, Испания[6]
О том, насколько большое значение придавалось ткаческому искусству и тканым одеждам, говорят скульптурные сосуды культуры Моче, изображающие ткачей (ткачих) с унку, которое они держат перед собой. Один из них показан на фото 5 и 6.
В Бруклинском музее экспонируются два образца роскошных унку высшей знати Империи Уари.
Фото 7. Туника (унку). Материал: хлопок, шерсть верблюдового. Размеры: 97×144,9 см. Найдена на Южной сьерре Перу. Культура Уари. Относится к периоду 650 – 1000 гг. н.э. Бруклинский музей, США[7]
Унку, заснятое на фото 7, имеет размеры, позволяющие говорить о том, что его мог надеть мужчина. Второе унку (фото 8) слишком мало, чтобы быть одеждой даже для ребенка. Считается, что это – миниатюрный символ унку, который был похоронен вместе с усопшим.
Фото 8. Миниатюрная туника (унку). Материал: хлопок, шерсть верблюдового. Размеры: 22,1×31,8 см. Найдена в Перу. Относится к периоду 500 – 800 гг. н.э. Культура Уари. Бруклинский музей[8]
На фотографиях видно, что рукава к унку не пришиты. Они цельнотканые. Их наличие определяет конструкцию унку и его орнаментальную композицию. Унку без рукавов состоит из одного полотна, сшитого только по бокам (фото 1 и 2). Поэтому у ткача была возможность расположить широкую узорную полосу посередине или сделать узор сплошным, заткав им всю поверхность. Одним куском изготовить на станке унку с двумя рукавами, видимо, не представлялось возможным. Поэтому приходилось делить его пополам по вертикали и каждую половину с рукавом ткать отдельно. В результате к двум боковым добавлялся третий шов, который проходил по центру. Из-за него на унку нельзя было выткать сплошной узор и поэтому они украшались орнаментом из полос, расположение полосы по средней вертикальной линии исключалось.
Фото 9[9]. Жрец, выполняющий ритуальные действия. Культура Уари. Региональный музей Ики, Перу. Фото 10[10]. Шапка с четырьмя углами чуку (chuku). Культура Уари. Региональный музей Ики, Перу
Унку из Бруклинского музея украшены религиозной символикой. Такие одежды носил во время церемоний жрец-правитель Уари и Тиауанако. Голова его была покрыта шапкой с четырьмя углами, означающими четыре стороны света, которая называется чуку (фото 8). Она также несла на себе религиозную символику. Отличительным знаком жреца на древних изображениях был керо (фото 7).
Фото 11[11]. Пагапус в Тиауанако 21 января 2006 г.
В настоящее время коренные жители Перу и Боливии, насколько мне известно, не включают в свой традиционный костюм унку. Возможно, оно остается церемониальной одеждой жрецов андской религии в Боливии. Но я в этом не уверена, поскольку на фото 11 высшее духовенство аймаров на религиозной церемонии в Тиауанако во время первой индейской инаугурации нынешнего президента Боливии Эво Моралеса 21 января 2006 г. предстает в облачении другой конструкции. Однако сам Эво тогда был одет именно в унку без рукавов из шерсти ламы (см. пояснения на фото 12). В результате этой церемонии Эво Моралес получил высший духовный сан и стал kallaguaya, т.е. верховным жрецом. (Подробнее см.: Первая индейская «инаугурация» Эво.)
Фото 12[12]
Ко второй индейской инаугурации Эво в январе 2010 г. агентство «La Prensa» Боливии опубликовало снимок Эво в костюме жреца Тиауанако 2006 г. с пояснениями (фото 12 с моим переводом текста).
[3] Кенделл Э. Инки. Быт, религия, культура (http://lib.rus.ec/b/287217/read).
[5] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/7472/13/title-desc?t:state:flow=175f1e6b-576a-417f-9ba6-928f5f560389
[9] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/05–02-cultura-Wari-Huari-tejidos.html