Унку

image001Фото 1. Туника (унку) пери­ода Инк­ской импе­рии (1470 – 1532). Обна­ру­жена на Южном побе­ре­жье Перу. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Раз­меры: 91,44×77,47 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[1]

Унку, унко (от кечу­ан­ского «unco») – «длин­ная рубаха – ста­рин­ная одежда индей­цев». Так пере­во­дится это слово в Боль­шом испанско-русском сло­варе. Унку имеет пря­мо­уголь­ную кон­струк­цию, пред­по­ла­га­ю­щую проймы и гор­ло­вину в виде щелей. Анд­скую одежду такой кон­струк­ции спе­ци­а­ли­сты назы­вают туни­кой. Однако тер­мин унку, как пра­вило, при­ме­няют только к муж­ским туни­кам с вер­ти­каль­ной гор­ло­ви­ной.

image016Фото 2[2]. Унку без рука­вов пери­ода Импе­рии Уари (600 – 1000 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, Нью-Йорк, США

Унку очень напо­ми­нает пончо, но отли­ча­ется от него тем, что бока его сшиты. Ворот­ника, как и пончо, унку не имеет и чаще всего не имеет и рука­вов. Однако в музей­ных кол­лек­циях есть доста­точ­ное коли­че­ство унку с рука­вами. По неко­то­рым дан­ным, унку с рука­вами носили жители тихо­оке­ан­ского побе­ре­жья. Жители высо­ко­го­рья Анд носили унку без рука­вов[3].

image001Фото 3. Унку инк­ского пери­ода из Музея Анкона, Север­ная Лима, Перу[4]

Дошед­шие до нас унку были най­дены в древ­них гроб­ни­цах пра­вя­щей элиты и, в част­но­сти, правителей-жрецов. Неко­то­рые из них хорошо сохра­ни­лись. Они сде­ланы из рос­кош­ных тка­ней с яркими цвет­ными орна­мен­тами и гово­рят нам о том, каких высот достигло искус­ство тка­че­ства в Андах доинк­ского пери­ода. Изго­тов­ле­ние тка­ней с цвет­ными гобе­ле­но­выми орна­мен­тами явля­лось очень тру­до­ем­ким и доро­го­сто­я­щим про­цес­сом. Необ­хо­димы были высо­ко­ка­че­ствен­ные сырье (тон­чай­шие хло­пок и шерсть) и кра­си­тели, порой при­во­зи­мые изда­лека. Нитки должны были быть ровно и тонко спря­дены. Тре­бо­ва­лось также боль­шое мастер­ство худож­ни­ков и ткачей.

image007Фото 4. Рас­пи­сан­ная фигурка из дерева и гипса, изоб­ра­жа­ю­щая знат­ного инку (ско­рее всего, деся­того пра­ви­теля инков – Тупака Инку Юпанки – Ф.Ó.). Раз­меры: 32,9×12,7×8,8 см. Инк­ская куль­тура коло­ни­аль­ного пери­ода. Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, шт. Мас­са­чу­сетс, США[5]

Ткани (одежда из них) обла­дали огром­ной цен­но­стью и исполь­зо­ва­лись для жерт­во­при­но­ше­ний (инки, напри­мер, их сжи­гали), а также для одежды исклю­чи­тельно знати выс­шего уровня.

image009 image011Фото 5 и 6. Кера­ми­че­ский сосуд (вид сбоку и сзади). Раз­меры: 21×17 см. Куль­тура: Моче (Moche), Перу, Южная Аме­рика. Период: 100 – 750 гг. н.э. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[6]

О том, насколько боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось тка­че­скому искус­ству и тка­ным одеж­дам, гово­рят скульп­тур­ные сосуды куль­туры Моче, изоб­ра­жа­ю­щие тка­чей (тка­чих) с унку, кото­рое они дер­жат перед собой. Один из них пока­зан на фото 5 и 6.

В Бруклин­ском музее экс­по­ни­ру­ются два образца рос­кош­ных унку выс­шей знати Импе­рии Уари.

image013Фото 7. Туника (унку). Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вого. Раз­меры: 97×144,9 см. Най­дена на Южной сьерре Перу. Куль­тура Уари. Отно­сится к пери­оду 650 – 1000 гг. н.э. Бруклин­ский музей, США[7]

Унку, засня­тое на фото 7, имеет раз­меры, поз­во­ля­ю­щие гово­рить о том, что его мог надеть муж­чина. Вто­рое унку (фото 8) слиш­ком мало, чтобы быть одеж­дой даже для ребенка. Счи­та­ется, что это – мини­а­тюр­ный сим­вол унку, кото­рый был похо­ро­нен вме­сте с усопшим.

image015Фото 8. Мини­а­тюр­ная туника (унку). Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вого. Раз­меры: 22,1×31,8 см. Най­дена в Перу. Отно­сится к пери­оду 500 – 800 гг. н.э. Куль­тура Уари. Бруклин­ский музей[8]

На фото­гра­фиях видно, что рукава к унку не при­шиты. Они цель­но­тка­ные. Их нали­чие опре­де­ляет кон­струк­цию унку и его орна­мен­таль­ную ком­по­зи­цию. Унку без рука­вов состоит из одного полотна, сши­того только по бокам (фото 1 и 2). Поэтому у ткача была воз­мож­ность рас­по­ло­жить широ­кую узор­ную полосу посе­ре­дине или сде­лать узор сплош­ным, заткав им всю поверх­ность. Одним кус­ком изго­то­вить на станке унку с двумя рука­вами, видимо, не пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Поэтому при­хо­ди­лось делить его попо­лам по вер­ти­кали и каж­дую поло­вину с рука­вом ткать отдельно. В резуль­тате к двум боко­вым добав­лялся тре­тий шов, кото­рый про­хо­дил по цен­тру. Из-за него на унку нельзя было выткать сплош­ной узор и поэтому они укра­ша­лись орна­мен­том из полос, рас­по­ло­же­ние полосы по сред­ней вер­ти­каль­ной линии исключалось.

image017Фото 9[9]. Жрец, выпол­ня­ю­щий риту­аль­ные дей­ствия. Куль­тура Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики, Перу. Фото 10[10]. Шапка с четырьмя углами чуку (chuku). Куль­тура Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики, Перу

Унку из Бруклин­ского музея укра­шены рели­ги­оз­ной сим­во­ли­кой. Такие одежды носил во время цере­мо­ний жрец-правитель Уари и Тиа­у­а­нако. Голова его была покрыта шап­кой с четырьмя углами, озна­ча­ю­щими четыре сто­роны света, кото­рая назы­ва­ется чуку (фото 8). Она также несла на себе рели­ги­оз­ную сим­во­лику. Отли­чи­тель­ным зна­ком жреца на древ­них изоб­ра­же­ниях был керо (фото 7).

image019Фото 11[11]. Пага­пус в Тиа­у­а­нако 21 января 2006 г.

В насто­я­щее время корен­ные жители Перу и Боли­вии, насколько мне известно, не вклю­чают в свой тра­ди­ци­он­ный костюм унку. Воз­можно, оно оста­ется цере­мо­ни­аль­ной одеж­дой жре­цов анд­ской рели­гии в Боли­вии. Но я в этом не уве­рена, поскольку на фото 11 выс­шее духо­вен­ство айма­ров на рели­ги­оз­ной цере­мо­нии в Тиа­у­а­нако во время пер­вой индей­ской ина­у­гу­ра­ции нынеш­него пре­зи­дента Боли­вии Эво Мора­леса 21 января 2006 г. пред­стает в обла­че­нии дру­гой кон­струк­ции. Однако сам Эво тогда был одет именно в унку без рука­вов из шер­сти ламы (см. пояс­не­ния на фото 12). В резуль­тате этой цере­мо­нии Эво Мора­лес полу­чил выс­ший духов­ный сан и стал kallaguaya, т.е. вер­хов­ным жре­цом. (Подроб­нее см.: Пер­вая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво.)

image021Фото 12[12]

Ко вто­рой индей­ской ина­у­гу­ра­ции Эво в январе 2010 г. агент­ство «La Prensa» Боли­вии опуб­ли­ко­вало сни­мок Эво в костюме жреца Тиа­у­а­нако 2006 г. с пояс­не­ни­ями (фото 12 с моим пере­во­дом текста).

 


[3] Кен­делл Э. Инки. Быт, рели­гия, куль­тура (http://lib.rus.ec/b/287217/read).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>