Доколумбовые тупу

Тупу, про­дол­же­ние

Тупу музей­ными ката­ло­гами опре­де­ля­ется как укра­ше­ние пред­ме­тов одежды. В Музее Рафа­эля Ларко, в част­но­сти, оно отно­сится к кате­го­рии:  «укра­ше­ние тела / пред­мета одежды – булавка / тупу». Видимо, во время рас­ко­пок их нахо­дили в погре­бе­ниях при­ко­ло­тыми именно к одежде. Однако тупу имели больше функ­ций, и их зна­че­ние было более важным.

Вир­ту­аль­ный ката­лог Ден­вер­ского музея искусств содер­жит снимки самых древ­них тупу, кото­рые, воз­можно, еще тогда так и не назы­ва­лись. Это две булавки из золота с навер­ши­ями в виде чело­ве­че­ских голов (фото 1). У каж­дой головы есть лице­вые укра­ше­ния, кото­рые, веро­ятно, сви­сали из их про­ко­ло­тых носов[i].

image009Фото 1. Укра­ше­ния в форме булавки. Длина обоих 7,20 см. Золото. Перу, Север­ная сьерра, Чавин-де-Уантар(?), чавин­ский стиль (1000 – 200 гг. до н.э.). Клив­ленд­ский музей искусств, США[ii]

Снимки золо­тых була­вок Чавина в ката­логе сопро­вож­дает, на мой взгляд, очень глу­бо­кое умозаключение:

«Есть, веро­ятно, связь между чавин­ской рели­гией и появ­ле­нием пер­вых в Андах мно­го­чис­лен­ных пред­ме­тов из дра­го­цен­ных метал­лов. Чавин, может быть, ввел рево­лю­ци­он­ную инно­ва­цию в метал­ло­об­ра­ботке для того, чтобы выра­зить «совер­шенно дру­гой» харак­тер своей рели­гии. Элиты носили укра­ше­ния в виде эмблем своих свя­зей с этой рели­гии и в конеч­ном итоге были похо­ро­нены с ним»[iii].

Дума­ется, что тупу в Чавине явля­лись отли­чи­тель­ным зна­ком жре­цов и эту функ­цию они про­дол­жали выпол­нять на про­тя­же­нии всей доко­лум­бо­вой исто­рии Анд.

image081Фото 1а. Укра­ше­ния. Мате­риал: чекан­ное золото. Куль­тура: Купис­нике (Cupisnique). Дата созда­ния: 800 – 200 гг. до н.э. Место: гаси­енда Аль­менд­раль (Hacienda Almendral), Чон­го­япе (Chongoyape), про­вин­ция Чиклайо (Chiclayo), регион Лам­бай­еке, Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[iv]

Более тон­кие булавки с навер­ши­ями, изоб­ра­жа­ю­щими головы дракона-змеи (фото 1а справа), при­над­ле­жат куль­туре Купис­нике, род­ствен­ной чавин­ской куль­туре. Они, видимо, вхо­дили в  погре­баль­ное при­дан­ное вме­сте с укра­ше­нием, сде­лан­ным в одном с ними стиле (фото 1а слева). Эти пред­меты рас­ко­пал Хосе А. Гайосо (Gayoso), зем­ле­вла­де­лец из Чон­го­япе, на тер­ри­то­рии своей гаси­енды около 1925 г.

image010Фото 2. Булавка с фигу­рой из пряжи. Длина 13,10 см. Дерево, пряжа, смо­ля­ные краски. Перу, Южное побе­ре­жье, пара­кас­ский стиль (700 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Клив­ленд­ский музей искусств[v]

Булавка из погре­бе­ния Пара­каса (фото 2) – куль­туры, почти такой же древ­ней, как чавин­ская, откры­вает нам и дру­гую функ­цию этого пред­мета. Он мог скреп­лять тюр­баны из длин­ных лент (фото 3), кото­рые носили живые, и кото­рые пола­га­лись мертвым.

image047Фото 3. Тюр­бан. Раз­меры ленты: 853,4×6 см. Мате­ри­алы: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых, перья. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура: Пара­кас. 300 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклин­ский музей, США[vi]

«Пара­кас­ские голов­ные уборы свертка мумии, – читаем в ката­логе музея, – ино­гда вклю­чают в себя парики из чело­ве­че­ских волос, обмо­тан­ные длин­ными голов­ными повяз­ками и рем­нями. Эта булавка, укра­шен­ная малень­кой коле­но­пре­кло­нен­ной фигу­рой, могла быть исполь­зо­вана как шляп­ная булавка, чтобы удер­жи­вать обмотку на месте»[vii].

Трудно ска­зать, глядя на цвет­ную куколку навер­шия тупу, кого она изоб­ра­жает. Но, по логике вещей, она может пред­став­лять только боже­ство, поэтому и булавку в целом сле­дует отне­сти к пред­ме­там культа.

image012Фото 4. Кова­ные мед­ные тупу. Длина: 9 см. Мате­ри­алы: медь, позо­лота. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Перу, Север­ного побе­ре­жья(?). VIII – сере­дина XVI в. Метрополитен-музей искусств, США[viii]. Фото 5. Кова­ные сереб­ря­ные тупу. Длина: 6,4 см. Мате­ри­алы: серебро, позо­лота(?). Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Перу, Север­ного побе­ре­жья(?). VIII – сере­дина XVI в. Метрополитен-музей искусств[ix]

image014В Музее Рафа­эля Ларко и Метрополитен-музее искусств наи­бо­лее мно­го­чис­ленна группа тупу, кото­рые весьма при­ми­тивны и пред­став­ляют собой только исто­ри­че­скую цен­ность (фото 4 и 5). Длина их неболь­шая – при­мерно 6 – 9 см. Они имеют про­стые навер­шия в виде тре­уголь­ника или силу­эта птицы и очень напо­ми­нают булавки порт­нихи. Ско­рее всего, эти тупу скреп­ляли ткани, в кото­рые были завер­нуты мумии.

image016Фото 6. Тупу с изоб­ра­же­нием пер­со­нажа в голов­ном уборе с фигу­рой коша­чьего. Раз­меры: 9,5×1,1×1,1 см. Вес: 5 г. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[x]

image014Размеры тупу вто­рой группы также неве­лики. В основ­ном их длина состав­ляет 7 – 12 см, хотя встре­ча­ются и длин­ные тупу – при­бли­зи­тельно от 18 до 29 см (фото 8, 13, 15 и 16). Эти тупу имеют навер­шия в виде фигур чело­века, птицы и вер­блю­до­вого. Они несут на себе анд­скую рели­ги­оз­ную сим­во­лику и гово­рят о высо­ком поло­же­нии пер­соны, пред­меты одежды кото­рой скреп­ляли. (Осо­бенно это каса­ется тупу на фото 6 и 9.) Я счи­таю, что тупу были при­над­леж­но­стью исклю­чи­тельно костю­мов жре­цов и их не могли носить обыч­ные люди, в том числе и жен­щины, если они не явля­лись жрицами.

image018Фото 7. Тупу с изоб­ра­же­нием скопы (птицы из семей­ства соко­ли­ных). Раз­меры: 12,1×1,3×0,5 см. Вес: 4 г. Музей Рафа­эля Ларко[xi]

К наи­бо­лее древним тупу пост­ча­вин­ской эпохи сле­дует отне­сти костя­ные тупу (фото 6 и 7) цар­ства Моче (Север­ное побе­ре­жье Перу). По хро­но­ло­гии Р. Ларко они были сде­ланы в Эпоху апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), а по хро­но­ло­гии Д. Роу – в Ран­нем про­ме­жу­точ­ном пери­оде (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). В это же период было изго­тов­лено и костя­ное тупу куль­туры Наски (фото 7а).

image083Фото 7а. Булавка для шали с двумя пти­цами на навер­шии. Мате­риал: кость живот­ного. Куль­тура: Наска. Дата созда­ния: 200 – 800 гг. н.э. Место: регион Наски, Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[xii]

image020Фото 8. Тупу с изоб­ра­же­нием птицы. Раз­меры: 18,6×1,9×1,9 см. Вес: 28 г. Мате­риал: медь. Музей Рафа­эля Ларко[xiii]. Един­ствен­ная булавка, у кото­рый есть фиксатор

К эпохе Импе­рии инков (1300 – 1532 гг. н.э.) в Музее Рафа­эля Ларко отне­сены тупу из меди (фото 8) и дра­го­цен­ных метал­лов (фото 9 – 13) цар­ства Чиму (Север­ное побережье).

image022Фото 9. Тупу с изоб­ра­же­нием антро­по­морф­ного пер­со­нажа в голов­ном уборе в виде полу­ме­сяца с перьями, четы­рех­уголь­ными серь­гами в рубашке и юбке. Раз­мер: 10,2×0,1×1,8 см. Вес: 4 г. Мате­ри­алы: сплав из золота, меди и серебра. Долина: Моче. Место: Чан-Чан. Музей Рафа­эля Ларко[xiv]

image024Фото 10. Тупу с изоб­ра­же­нием птицы. Раз­меры: 9,7×1,3×1,4 см. Вес: 4 г. Мате­риал: позо­ло­чен­ное серебро. Долина: Моче. Место: Чан-Чан. Музей Рафа­эля Ларко[xv]

image026Фото 11. Тупу с изоб­ра­же­нием колибри. Раз­меры: 7,1×2,7×0,8 см. Вес: 5 г. Мате­риал: сплав золота с медью (тум­бага)[xvi]. Фото 12. Тупу с изоб­ра­же­нием колибри (а, по-моему, цапли – Ф.Ó.). Раз­меры: 9,2×0,2×0,9 см. Вес: 4 г. Мате­риал: серебро[xvii]. Фото 13. Тупу с изоб­ра­же­нием головы вер­блю­до­вого. Раз­меры: 27,0×2,3×1,0 см. Вес: 34 г. Мате­риал: серебро. Музей Рафа­эля Ларко[xviii]

Есть в Музее Рафа­эля Ларко и костя­ное тупу пери­ода Инк­ской импе­рии (фото 14).

image028Фото 14. Тупу из кости с изоб­ра­же­нием двух вер­блю­до­вых. Раз­меры: 9,5×0,9×2,0 см. Вес: 6 г. Мате­риал: кость. Культура/стиль: инк­ский. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Импер­ская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Позд­ний гори­зонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Долина: Куско. Музей Рафа­эля Ларко[xix]

image085Фото 15. Булавка для шали. Мате­риал: медь. Куль­тура: Моче. Дата созда­ния: 200 – 800 гг. н.э. Место изго­тов­ле­ния: Хай­анка (Jayanca), регион Лам­бай­еке, Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[xx]. Фото 15а. Кова­ная брон­зо­вая булавка (тупу). Раз­меры: 7×29,2 см. Мате­риал: бронза. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Перу, Север­ного побе­ре­жья(?). XV – сере­дина XVI в. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств[xxi]

Тупу, засня­тые на фото 15 и 15а, отли­ча­ются от дру­гих тем, что их навер­шия сде­ланы не в виде фигур людей или живот­ных, а выпол­нены с исполь­зо­ва­нием орна­мента из плос­ких спи­ра­лей, весьма харак­тер­ных для золо­тых арте­фак­тов цар­ства Тай­роны (900 – 1650 гг. н.э.), кото­рое нахо­ди­лось на тер­ри­то­рии Колум­бии (см. «Касики») и в опре­де­лен­ный период было совре­мен­ни­ком инк­ского госу­дар­ства. Еще более оче­вид­ное сход­ство этих инк­ских тупу наблю­да­ется с пред­ме­тами, кото­рые дер­жит в руках муж­ская фигура (фото 16) куль­туры Ким­байи (600 – 1100 гг. н.э.).

image049Фото 16. Сосуд для изве­сти в форме сто­я­щего муж­чины. Мате­риал: тум­бага – сплав из золота (60 %) и меди. Ким­байа (Quimbaya). 600 – 1100 гг. н.э. Колум­бия. Бри­тан­ский музей[xxii]

Такие сосуды исполь­зо­ва­лись для хра­не­ния изве­сти, полу­чен­ной от сжи­га­ния и шли­фо­ва­ния раку­шек. Ее жевали вме­сте с листьями коки, чтобы акти­ви­зи­ро­вать их сти­му­ли­ру­ю­щее дей­ствие и уси­лить ясное, созер­ца­тель­ное мыш­ле­ние во время риту­ала, пред­по­ла­га­ю­щего обще­ние с богами[xxiii].

image087 Фото 17. Тупу. Длина: 25,1 см. Мате­риал: серебро. Куль­тура: инк­ская. XVXVI вв. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств[xxiv]

Мотив спи­ра­лей также при­сут­ствует и на двух тупу, кото­рые отне­сены к инк­ской куль­туре (фото 17 и 22).

image051Фото 18. Тупу. Высота пер­вого – 8,9 см, вто­рого – 10,5 см. Мате­ри­алы: медь (кова­ная), позо­лота. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Чиму(?). VIIIXVI вв. Метрополитен-музей искусств[xxv]

image014К тре­тьей группе тупу я бы при­чис­лила булавки с навер­шием в форме глад­кого тон­кого круга, кото­рый, как пра­вило, никак не укра­шен и имеет малень­кое отвер­стие у осно­ва­ния. Их пери­о­ди­за­ция крайне рас­плыв­чата (VIIIXVI вв.), а место находки не опре­де­лено. Наи­бо­лее ран­ние из них сде­ланы из позо­ло­чен­ной меди (фото 18). Они сильно постра­дали от вре­мени, но, если при­гля­деться, заплыв­шую дырочку в круге обна­ру­жить можно. Правда, если осно­вы­ваться на ката­логе Бри­тан­ского музея, то самым древним нужно счи­тать сереб­ря­ное тупу, назван­ное там дис­ком (фото 19), кото­рое было най­дено в долине Наски и дати­ро­вано вре­ме­нем суще­ство­ва­ния этой куль­туры (100 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Однако исходя из формы тупу и мате­ри­ала, из кото­рого оно изго­тов­лено, я бы объ­еди­нила его с сереб­ря­ными тупу, кото­рые пока­заны на фото 19а.

image034Фото 19. Диск. Мате­риал: серебро. Куль­тура: Наска. 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Место раскопок/находки: Наска, Перу. Бри­тан­ский музей[xxvi]. Фото 19a. Сереб­ря­ные тупу: 1) раз­меры 12,9×0,3×4,4 см, вес 13 г[xxvii]; 2) раз­меры 9,4×0,2×2,7 см, вес 3 г[xxviii]; 3) раз­меры 10,4×0,3×4,1 см, вес 12 г. Хро­но­ло­гия по Джону Роу: Позд­ний про­ме­жу­точ­ный период (1000 – 1476 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко[xxix]

Тупу, дати­ру­е­мые эпо­хой Инк­ской импе­рии и отне­сен­ные к инк­скому стилю, харак­те­ри­зу­ются тон­кой острой и длин­ной нож­кой, име­ю­щей прак­ти­че­ски оди­на­ко­вую тол­щину по всей длине в отли­чие от более ран­них тупу, ножки кото­рых изго­тав­ли­ва­лись в форме сильно вытя­ну­того конуса (фото 18), а также срав­ни­тельно боль­шим диа­мет­ром навер­шия (фото 20 – 22). Они сде­ланы из позо­ло­чен­ного серебра (фото 20 и 21) и меди (фото 22).

image055Фото 20. Тупу. Раз­меры: 6,4×17,1 см. Мате­ри­алы: серебро (кова­ное), позо­лота. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: инк­ская. XVXVI вв. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств[xxx]. Фото 21. Тупу. Раз­меры: 6,4×17,1 см. Мате­ри­алы: серебро (кова­ное), позо­лота. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: инк­ская. XVXVI вв. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств[xxxi]

image032Фото 22. Тупу из меди с орна­мен­том из завит­ков. Раз­меры: 25,4×0,4×9,5 см. Вес: 53 г. Мате­риал: медь. Культура/стиль: инк­ский. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Импер­ская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Позд­ний гори­зонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Рафа­эля Ларко[xxxii]

Тупу с плос­кими круг­лыми навер­ши­ями и малень­ким отвер­стием – вто­рые по чис­лен­но­сти после тупу с тре­уголь­ными навер­ши­ями (фото 4 и 5) в кол­лек­циях Музея Рафа­эля Ларко и Метрополитен-музея искусств.

image034Фото 23[xxxiii]. Сереб­ря­ные тупу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США

В Наци­о­наль­ном музее аме­ри­кан­ских индей­цев есть image036вит­рина, где демон­стри­ру­ются похо­жие сереб­ря­ные тупу, но с навер­шием в форме поло­вины круга (фото 23 и 24). Они имеют раз­ную вели­чину, но все также снаб­жены дыроч­кой, кроме самого боль­шого (фото 23). К сожа­ле­нию, инфор­ма­ции о тупу из этого музея у меня нет, но такие же булавки были в боль­шом коли­че­стве най­дены при рас­коп­ках Мачу-Пикчу (фото справа) [xxxiv]. Сле­до­ва­тельно, тупу с навер­шием в форме полу­круга были даже более мно­го­чис­ленны в инк­ские вре­мена, нежели тупу с навер­шием в форме круга.

image038Фото 24[xxxv]. Сереб­ря­ные тупу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индейцев

В окрест­но­стях Мачу-Пикчу также было обна­ру­жено тупу необыч­ной формы, кото­рое снаб­жено не только круг­лой дыроч­кой, но и рядом из трех отвер­стий в форме тре­уголь­ника (фото 25).

Silver shawl pinCredit: Yale Peabody MuseumФото 25[xxxvi]. Тупу, обна­ру­жен­ное во время рас­ко­пок окрест­но­стей Мачу-Пикчу

Окон­ча­ние, с. 4

| 1 | 2 | 3 | 4|


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>