Фото 1[1]. Президент Боливии Эво Моралес в церемониальном облачении во время второй индейской «инаугурации» в январе 2010 г.
Не менее чульо в Андах известна шапка с четырьмя зубцами (gorro de cuatro puntas), или чуку (ch’uku). Однако она не является частью традиционного костюма коренных жителей Перу и Боливии, поскольку ее могут носить только аймарские священники Боливии высокого ранга (фото 1 и 2). Примечательно, что на фото 2 чуку первосвященника надето поверх чульо.
Фото 2[2]. Верховный священник (kallaguaya) и Эво Моралес в ходе религиозной церемонии празднования Willkakuti в Тиауанако. 21 июня 2010 г. В Боливии аймарский новый год (Machaq Mara) приходит в ночь на 21 июня – день зимнего солнцестояния в южном полушарии. В этот день отмечается Willkakuti – праздник возвращения солнца. После того как во главе Боливии встал Эво Моралес, Willkakuti празднуется с большим размахом в Тиауанако в присутствии самого президента (в 2012 г. – вице-президента) страны. И если в Перу аналогичное торжество, называемое Инти-Райми, представляет собой театральное действие, то в Боливии это – настоящая религиозная церемония, в которой сам Эво принимал участие, поскольку во время первой индейской «инаугурации» (в 2006 г.) он получил священный сан андской религии (см. «Первая индейская «инаугурация» Эво»). |
Фото 3[3]. Сановник. Керамический сосуд. Культура Уари. Долина Мантаро (Mantaro). VII – X вв. н.э. Музей Ритберг (Rietberg), Цюрих, Швейцария
Когда появилось первое чуку неизвестно, но популярны они стали в период первой андской империи (600 – 850 или 1000 гг. н.э.), которая носила имя Уари. Именно с уарийцами – народом, который жил в долине Аякучо и завоевал Анды, связывают чуку. Считается, что оно было частью церемониального облачения жреца-правителя Уари (фото 3), а также Тиауанако.
Фото 4. Чуку. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. Бруклинский музей[4]
Форма чуку имеет символическое значение, в частности, четыре его зубца означают четыре стороны света. Современные чуку чаще всего декорированы андскими крестами – чаканами (фото 1 и 2). В период империи Уари чуку также несли на себе чаканы, лестничный орнамент, образы божеств с жезлами, драконов, грифонов и др. На некоторых чуку можно видеть фигуру динозавра, как на чульо пако (см. «Кечуанское чульо от Федосьи Óлеговой», фото 3), но крылатого (фото 4, внизу).
Фото 5 Чуку культуры Уари. Региональный музей Ики[5]. Общий план.
Фото 6. Вид сверху
Чуку были матерчатыми. Их ткали из шерсти верблюдовых, скорее всего альпаки, иногда добавляли хлопковые нитки. Вначале делалась полоса обода, а затем к ней пришивалось прямоугольное дно (фото 6). Для того чтобы закрепить форму четырехугольника, сверху в предполагаемых углах ткачи оставляли небольшие полоски ткани (фото 4) или нитки, которые впоследствии обматывались другими нитками у основания, а оставшейся необмотанной части придавался вид шариков (фото 5) или кисточек (фото 7).
Фото 7[6]. Чуку. Высота 12 см. Шерсть верблюдового, хлопок. Уари или провинциальное Уари. 750 – 850 гг. н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакс (Dumbarton Oaks)», Вашингтон
В другом фасоне чуку зубцы, как и сама шапка, выполнялись с помощью техники узелкового плетения.
Фото 8[7]. Чуку. Размер: 120×227 мм. Материал: ткань. Период 100 – 700 гг. Чилийский музей доколумбового искусства
Фото 9. Шапка с четырьмя зубцами. Высота 112 мм. Период: 550 – 950 гг. н.э. Уари. Чилийский музей доколумбового искусства[8]. Фото 9а. Шапка с четырьмя зубцами. Высота 95 мм. Плетение узлами с ворсом. Период: 550 – 950 гг. н.э. Уари. Чилийский музей доколумбового искусства[8a]
Фото 10. Шапка с четырьмя зубцами. Высота 140 мм. Период: 800 – 1000 гг. н.э. Тиауанако. Чилийский музей доколумбового искусства[9]. Фото 11. Шапка с четырьмя зубцами. Высота 140 мм. Плетение узлами. Период: 800 – 1000 гг. н.э. Культура: Тиауанако. Место находки: Арика (Arica), Чили. Чилийский музей доколумбового искусства[10]
Фото 12[11]. Чуку. Культура Уари. Региональный музей Ики
Чуку, сделанные в технике узелкового плетения, кажутся связанными на спицах изнаночной гладью (фото 12 и 23). Эта техника в Перу и Чили называется узловязанием (исп. anudado, англ. knotting). В ней петли рядов получаются посредством завязывания узлов на петлях предыдущего ряда (фото слева[12]) с помощью иглы. Ряды располагаются друг над другом[13] (фото 13). Работа выполняется одной нитью, которая отрезается только после того, как деталь закончена.
Построение чуку того фасона, который был характерен для Тиауанако, в технике узловязания показано с помощью 3D-анимации на сайте Чилийского музея доколумбового искусства[14]. Там я и сделала несколько скриншотов, чтобы проиллюстрировать свои пояснения.
Работа над шапкой начинается с донышка, которое, правда, принято называть крышкой (cubierta). Она плетется из центра. Из нити образуется кольцо, на котором и выполняется первый ряд узлов (фото 14). Работа ведется по спирали. Крышка (фото 15) делается квадратной путем прибавления петель в диагоналях[15].
Для формирования зубца из угла крышки на необходимую высоту плетется узкая полоска. Вокруг нее и выстраивается сам зубец (фото 16). Этот этап работы показан на фото 17 светло-желтым цветом.
Когда работа над всеми четырьмя зубцами заканчивается, приступают к выполнению обода чуку. На 3D-модели области разных цветов имеют прямоугольную форму и выполняются по очереди (фото 18). Однако использование больше одной иглы (фото 20) позволяло делать более сложные узоры, составленные из нескольких цветов, число которых могло доходить до девяти[16].
Фото 20[17]
Так, у чуку, заснятого на фото 21, я насчитала восемь цветов, а на фото 22 – семь. Шапки совершенно не похожи на первый взгляд. Между тем, на них выполнен один и тот же орнамент, но с разной цветовой палитрой. Красота чуку не может оставить равнодушным, а искусство древних мастеров не может не изумлять. Достойно восхищение и мастерство красильщиков шерсти, умевших с помощью натуральных красителей добиться таких ярких и сочных цветов, которые не поблекли с течением времени.
Фото 21. Четырехугольная шапка (Four-Cornered Hat). Размеры: 12,7×47,6 см. Материал: шерсть верблюдовых. Период: VII – IX вв. География: Боливия(?). Культура: Тиауанако. Метрополитен-музей искусств, США[18]. Фото 22. Четырехугольная шапка. Высота: 12,7 см. Материал: шерсть верблюдовых. Период: VII – IX вв. География: Боливия(?). Культура: Тиауанако. Метрополитен-музей искусств[19]
Есть и другая конструкция чуку, выполненного в технике узловязания, где для формирования углов полотно обода сшивалось в четырех местах (фото 23).
Фото 23. Чуку. Размеры: 12×14,0 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Прибрежное Уари. 600 – 1000 гг. Бруклинский музей[20]
[2] http://www.emol.com/mundografico/actualidad/916448/miles-bolivianos-levantaron-manos-al-cielo-recibir.html
[5] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/05–02-cultura-Wari-Huari-tejidos.html
[7] http://precolombino.cl/coleccion/tocado-gorro-con-coleta/
[10] http://www.precolombino.cl/sala-textil/gorro-de-cuatro-puntas-4/
[11] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/05–02-cultura-Wari-Huari-tejidos.html
[12] http://www.precolombino.cl/recursos-educativos/tecnologias-precolombinas/textiles/#/tejidos-de-un-elemento/
[13] Guía de Sala Textile (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/guia-de-sala/).
[15] Gorro cuatro puntas de Tiwanaku (http://www.precolombino.cl/archivo-audiovisual/gorro-cuatro-puntas-de-tiwanaku/).
[16] Gorro cuatro puntas de Tiwanaku (http://www.precolombino.cl/archivo-audiovisual/gorro-cuatro-puntas-de-tiwanaku/).
Спасибо за статью.
3D-анимация впечатляет!