Врата Солнца

[1]

В даль­нем северо-западном углу храма Кала­са­сайя нахо­дится один из самых заме­ча­тель­ных мону­мен­тов древ­него мира – Врата Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol), высе­чен­ные из цель­ного блока серо-зеленого анде­зита. Они имеют около 3 м в высоту, 4 м в ширину и 0,5 м в тол­щину. Вес оце­ни­ва­ется в 10 т[2]. Врата Солнца глав­ный иссле­до­ва­тель Тиа­у­а­нако Артур Познан­ски назвал «самым совер­шен­ным и важ­ным про­из­ве­де­нием искус­ства… наслед­ством и изящ­ным сви­де­тель­ством куль­туры, зна­ний и циви­ли­зо­ван­но­сти людей и их пра­ви­те­лей»[3].

Сни­мок ком­плекса Тиа­у­а­нако со спут­ника (2011)[4]:
1 – Храм камен­ных голов, 2 – Боро­да­тый моно­лит, 3 – храм Кан­та­та­льита, 4 – пира­мида Ака­пана, 5 – Кери­кала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – моно­лит Монах, 10 – моно­лит Понсе, 11 – храм Каласасайя

Врата стоят на том месте, где (в оче­ред­ной раз) были най­дены уже в XIX в. Как сви­де­тель­ствуют гра­вюры и пер­вые фото­гра­фии, они был рас­ко­лоты на две части. При этом пра­вая поло­вина накло­ня­лась над левой. По сло­вам корен­ных жите­лей, ворота рас­ко­ло­лись в резуль­тате удара мол­нии [5].

Но, как рас­ска­зы­вает в своей книге «Перу. Эпи­зоды путе­ше­ствия и иссле­до­ва­ние в стране инков» (1877) Э. Ску­айер, Врата Солнца не все­гда имели вер­ти­каль­ное поло­же­ние. От него мы узнаем, что А. д’Орбиньи, кото­рый посе­тил руины Тиа­у­а­нако в 1833 г., застал их лежа­щими[6]. Однако когда Э. Ску­айер рабо­тал в Тиа­у­а­нако (1860-е гг.), врата уже были подняты.

Рис. 1

На гра­вю­рах из книги Э. Ску­ай­ера (рис. 1 и 2), сде­лан­ных, по его утвер­жде­нию, с фото­гра­фи­че­ской точ­но­стью, обе части пор­тала стоят вер­ти­кально и доста­точно глу­боко ухо­дят в землю.

Рис. 2

Кто под­нял врата и с какой целью? На этот вопрос Э. Ску­айер не нашел ответа. Никто ничего не знал об этом, либо, по его сло­вам, кто-то забо­тился о том, чтобы никто ничего не узнал.

Но, по дан­ным боли­вий­ского архео­лога Кар­лоса Понсе Сан­хи­неса (Carlos Ponce Sanjines), воз­гла­вив­шего изу­че­ние Тиа­у­а­нако с 60-х гг. про­шлого века, врата были под­няты во время войны за неза­ви­си­мость от испан­ского гос­под­ства (1810 – 1826), когда Тиа­у­а­нако и доко­лум­бо­вое про­шлое были под­дер­жаны моло­дыми бор­цами за неза­ви­си­мость  в каче­стве икон новой нации. В 1825 г. Хосе Анто­нио де Сукре (José Antonio de Sucre), вна­чале име­но­вав­шийся осво­бо­ди­те­лем Боли­вии, а затем ее пре­зи­ден­том, при­ка­зал выко­пать из земли и под­нять Ворота Солнца в Тиа­у­а­нако как «сим­вол роста новой нации»[7].

Таким обра­зом, тайна подъ­ема врат, откры­лась и ока­за­лось, что их под­няли люди, а не неве­до­мые силы, как было при­нято думать. Но тогда как же быть со сви­де­тель­ством А. д’Орбиньи, кото­рый в 1833 г. видел их лежа­щими? Конечно, может статься, что сеньор Сукре при­ка­зал их под­нять в 1825 г., а его при­каз был выпол­нен после 1833 г. Но это мало­ве­ро­ятно, поскольку, по сви­де­тель­ству того же д’Орбиньи, в 1833 г. «ико­но­борцы» вновь акти­ви­зи­ро­ва­лись и взо­рвали одни из хра­мов Тиауанако.

Рис. 3[8]

В какой-то момент вре­мени, как пока­зы­вает одна из ста­рых фото­гра­фий (рис. 3), бóль­шая часть врат, похоже, накре­ни­лась так, что упер­лась внут­рен­ней сто­ро­ной в землю.

image032Рис. 4. «Вид на рез­ные Ворота Солнца Тиа­у­а­нако после рас­ко­пок Фран­цуз­ской мис­сии» (под­пись к фото­гра­фии). Черно-белая фото­гра­фия (ори­ги­наль­ный принт), раз­мер 23×17 см. Аль­бом фото­гра­фий «Фран­цуз­ская науч­ная мис­сия в Южной Аме­рике: работа и рас­копки Тиа­у­а­нако, 1903 г.». Автор Sintich Hermanos. Бруклин­ский музей, США[9]

image038Рис. 4а. «Вид на рез­ные Ворота Солнца Тиа­у­а­нако. Высту­па­ю­щие части были побе­лены мелом Фран­цуз­ской мис­сией» (под­пись к фото­гра­фии). Черно-белая фото­гра­фия (ори­ги­наль­ный принт), раз­мер 23×17 см. Аль­бом фото­гра­фий «Фран­цуз­ская науч­ная мис­сия в Южной Аме­рике: работа и рас­копки Тиа­у­а­нако, 1903 г.». Автор Sintich Hermanos. Бруклин­ский музей[9а]

В 1903 г. Врата Солнца были пол­но­стью вырыты из земли (рис. 4 и 4а) Фран­цуз­ской науч­ной мис­сией, воз­глав­ля­е­мой Жор­жем Креки де Монфором.

Рис. 5[10]. Рису­нок из книги А. Познански

А. Познан­ски, кото­рый при­сту­пил к изу­че­нию Тиа­у­а­нако в 1904 г., обра­тил вни­ма­ние на то, что лице­вая сто­рона Врат Солнца и, в част­но­сти, ее рельеф пре­красно сохра­ни­лись, тогда как их зад­няя сто­рона сильно постра­дала от эро­зии. Поскольку врата выре­заны из анде­зита, тре­бу­ется, по его сло­вам, несколько тысяч лет, чтобы исте­реть его таким обра­зом. В резуль­тате А. Познан­ски при­шел к выводу о том, что врата были пова­лены лицом вниз, а спу­стя время зане­сены аллю­ви­аль­ной поч­вой, что поз­во­лило лице­вой сто­роне сохра­ниться несрав­ненно лучше. В таком состо­я­нии их нашли около 1630 г. «испан­ские кон­ки­ста­доры «иско­ре­ни­тели идо­ло­по­клон­ства в Перу»». На рисунке А. Познан­ски пока­зал, как он пред­став­ляет себе поло­же­ние пова­лен­ных врат на тот момент (рис. 5)[11].

А. Познан­ски назы­вал «Сол­неч­ную Дверь» «самым слав­ным памят­ни­ком», «выс­шим образ­цом» тре­тьего (послед­него) пери­ода стро­и­тель­ства Тиа­у­а­нако. Он счи­тал, что она неза­кон­чена и пред­по­ла­гал, что ее пла­ни­ро­вали уста­но­вить во внут­рен­нем свя­ти­лище Кала­са­сайи, кото­рое он име­но­вал sanctissimum (пре­вос­ход­ная сте­пень от латин­ского «sanctus» – свя­щен­ный) или sanctum sanctorum  (свя­тая свя­тых) и также счи­тал неза­кон­чен­ным[12].

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели счи­тают, что в про­шлом врата были частью боль­шого зда­ния, кото­рое могло быть раз­ме­щено на вер­шине пира­миды Ака­пана, где есть раз­лич­ные куски из того же мате­ри­ала, что и этот пор­тал[13]. Алан Колата (Alan L. Kolata), аме­ри­кан­ский архео­лог, антро­по­лог и этно­и­сто­рик, наряду с боли­вий­скими уче­ными иссле­до­вав­ший Тиа­у­а­нако и его окрест­но­сти в тече­ние 80-х и начале 90-х гг. XX в., выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что Врата Солнца пер­во­на­чально сто­яли на пло­щадке восточ­ного входа плат­формы Пума-Пунку[14]. Однако боль­шин­ство уче­ных при­дер­жи­ва­ется мне­ния о том, что Врата Солнца – часть Каласасайи.

Рис. 6[15]. Так мог выгля­деть фасад храма с Вра­тами Солнца в пред­став­ле­нии немец­кого архео­лога и писа­теля Эдмунда Кисса

Поскольку ось Кала­са­сайи, кото­рая счи­та­ется аст­ро­но­ми­че­ской обсер­ва­то­рией, ори­ен­ти­ро­вана вдоль линии восток-запад, неко­то­рые уче­ные выска­зы­вали пред­по­ло­же­ние, что Врата Солнца могли изна­чально быть уста­нов­лены в цен­тре этого ого­ро­жен­ного про­стран­ства, а не у север­ной око­неч­но­сти его запад­ной стены, как сего­дня. Однако огром­ный вес врат сви­де­тель­ствует про­тив их наме­рен­ного пере­носа и в пользу того, что они все­гда сто­яли там, где нахо­дятся сей­час. Кроме того, место у сере­дины запад­ной стены было занято тер­ра­сой, центр кото­рой, в свою оче­редь, рас­по­ла­гался на оси восток-запад всего храма Кала­са­сайя[16].

Но Э. Ску­айер не был согла­сен с такой точ­кой зре­ния. Он писал:

«Они (Врата Солнца – Ф.Ó.) не настолько велики и не так тяжелы, что не могли быть пере­ме­щены пятью­де­ся­тью людьми с верев­ками, рыча­гами и валами, и хотя мы не знаем ни одной при­чины, почему они должны были быть уда­лены от своей пер­во­на­чаль­ной пози­ции, мы знаем, что мно­гие из тяже­лых кам­ней были пере­ме­щены таким обра­зом, в том числе моно­лит­ные ворота входа на клад­бище (Врата Луны – Ф.Ó.[17].

Рис. 7[18]

В ниж­ней части Врат Солнца име­ются ниши и гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ные вырезы. Осо­бенно много их на той части, кото­рая счи­та­ется тыль­ной (рис. 8). «Ниши выре­заны в камне с пора­зи­тель­ной точ­но­стью, внут­рен­ние кромки иде­ально обра­бо­таны. Это невоз­можно было сде­лать гру­быми, при­ми­тив­ными ору­ди­ями», – пишет А. Элфорд, пред­ва­ри­тельно напом­нив, что анде­зит – «одна из самых твер­дых пород, и очень трудно под­да­ется обра­ботке»[19].

Рис. 8[20]

А. Познан­ски убе­ди­тельно дока­зал, что на нишах Врат Солнца были уста­нов­лены золо­тые пла­стины, кото­рые могли пово­ра­чи­ваться на высту­па­ю­щих пет­лях или «пово­рот­ных шты­рях». Эти петли должны были быть изго­тов­лены из бронзы, чтобы выдер­жи­вать вес пла­стин[21]. И дей­стви­тельно, А. д’Орбиньи обна­ру­жил в углуб­ле­ниях для шты­рей следы бронзы[22].

Рис. 8а[23]


 

Камен­ный календарь

Но самая искус­ная и зага­доч­ная резьба нахо­дится на верх­ней части фрон­таль­ной сто­роны врат (рис. 7). Там мы видим рельеф­ное изоб­ра­же­ние, состо­я­щее из почти трех­мер­ной цен­траль­ной фигуры вер­хов­ного боже­ства и его кры­ла­тых спут­ни­ков, кото­рых назы­вают также вто­ро­сте­пен­ными боже­ствами или кры­ла­тыми гени­ями. Всего кры­ла­тых существ 48 (32 с чело­ве­че­скими голо­вами и 16 с голо­вами кон­до­ров) – по 24 (в 3 ряда) с каж­дой сто­роны от цен­траль­ной фигуры. С. Ску­айер писал:

«Кры­ла­тые фигуры с чело­ве­че­ской голо­вой и голо­вой кон­дора в трех линиях квад­ра­тов пред­став­лены при­пав­шими на одно колено, с лицами, обра­щен­ными к боль­шой цен­траль­ной фигуре, как бы в вос­хи­ще­нии, и каж­дый из них дер­жит перед собой жезл или ски­петр. Ски­петры фигур в двух верх­них линиях раз­дво­ены и в точ­но­сти соот­вет­ствуют ски­петру в левой руке цен­траль­ной фигуры, а ски­петры ниж­него ряда соот­вет­ствуют тому, что пред­став­лен в пра­вой руке»[24].

Рис. 9. Гра­вюра из книги Э. Скуайера

А. Познан­ски обра­тил вни­ма­ние на то, что только по пять изоб­ра­же­ний каж­дого ряда выре­заны так же рельефно, как фигура бога, а самые край­ние лишь слегка наме­чены, как будто их доба­вили позд­нее[25]. Под ними поме­щен в орна­менте ряд голов, напо­ми­на­ю­щих по типу лицо вер­хов­ного боже­ства, но мень­шего раз­мера. Этот орна­мент назы­вают меанд­ро­вид­ным. Однако здесь не про­сто меандр: его эле­менты пред­став­ляют собой неболь­шие сту­пен­ча­тые пирамиды.

Рис. 10[26]

Но если всмот­реться в фото­гра­фию, то можно заме­тить, что не только фигуры спут­ни­ков по краям врат лишь наме­чены, но и соот­вет­ству­ю­щие им части ниж­него меанд­ро­вид­ного орна­мента. При этом левый от нас край фриза про­ра­бо­тан менее пра­вого. Э. Ску­айер заме­тил, что неза­кон­чен­ные боко­вые части от закон­чен­ной сред­ней части отде­ляет «очень чет­кая линия», кото­рая «наи­бо­лее выра­жена в ниж­нем ярусе». Он писал:

«По обе сто­роны от этой линии, стоя на лучи­стых голо­вах, кото­рые я уже упо­ми­нал, рас­по­ло­жены спина к спине и глядя в раз­ные сто­роны, две неболь­шие, но инте­рес­ные фигуры людей, увен­чан­ные чем-то вроде пер­на­той шапки и дер­жа­щие у рта нечто вроде труб. Хотя они имеют всего три дюйма (7,6 см) в высоту, эти фигурки укра­шены таким же обра­зом, как и круп­ные, с голо­вами тиг­ров, кон­до­ров и т.д.»[27].

Рис. 11

На гра­вюре, изоб­ра­жа­ю­щей цен­траль­ную часть ком­по­зи­ции фриза Врат Солнца (рис. 11), кото­рая опуб­ли­ко­вана в книге Э. Ску­ай­ера, орна­мент с «гор­ни­стами», как их позже назвал А. Познан­ски, рас­по­ло­жен под фигу­рой Бога Врат. Это не соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти. Но, я думаю, худож­ник наме­ренно поме­стил его здесь, чтобы мы могли на них посмотреть.

Рис. 12[28]. Кера­ми­че­ская труба. Музы­каль­ный инстру­мент. Раз­мер: 20 см. Куль­тура: Пукара (Pucará). Дата или период: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[28а]

Замечу также, что в каче­стве гор­нов и труб андцы исполь­зо­вали и исполь­зуют сей­час мор­ские рако­вины путуту (pututo). Но вполне воз­можно, что на вра­тах изоб­ра­жены трубы, подоб­ные той, кото­рая экс­по­ни­ру­ется в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии (рис. 12). Такие trompetos обла­дали мощ­ным голо­сом, могу­щим при­зы­вать на тор­же­ствен­ные цере­мо­нии. Декор этой трубы весьма изыс­кан­ный и бога­тый. Она укра­шена объ­ем­ной голо­вой цар­ствен­ной пумы, обрам­лен­ной вязью узо­ров, состав­лен­ных из голов кондоров.

Фриз врат при­нято счи­тать кален­да­рем. Теперь с этим согласна и офи­ци­аль­ная наука. Однако когда Артур Познан­ски впер­вые выска­зал подоб­ную мысль, к его идее отнес­лись, мягко говоря, с боль­шим недо­ве­рием. При­вожу вер­сию А. Познан­ски в изло­же­нии  З. Сит­чина:

«Он зари­со­вал цен­траль­ную фигуру, меандр под ней и пят­на­дцать исход­ных баре­лье­фов с каж­дой сто­роны (рис. 119) и при­шел к выводу, что это кален­дарь с состо­я­щим из две­на­дцати меся­цев годом, кото­рый начи­на­ется в день весен­него рав­но­ден­ствия (сен­тябрь в южном полу­ша­рии), и что боль­шая цен­траль­ная фигура свя­зана именно с этим меся­цем и днем рав­но­ден­ствия. Поскольку в момент рав­но­ден­ствия про­дол­жи­тель­ность дня равна про­дол­жи­тель­но­сти ночи, Познан­ски пред­по­ло­жил, что сег­мент под глав­ной фигу­рой в цен­тре меандра обо­зна­чает дру­гой месяц рав­но­ден­ствия, то есть март. Затем он поста­вил в соот­вет­ствие дру­гим сег­мен­там меандра осталь­ные месяцы. Обра­тив вни­ма­ние, что на двух край­них сег­мен­тах вме­сте с голо­вой бога изоб­ра­жен гор­нист, Познан­ски выдви­нул гипо­тезу, что таким обра­зом обо­зна­ча­ются два месяца, в кото­рые солнце ухо­дит дальше всего на север и юг, то есть июнь и декабрь, и когда жрецы тру­бят в горн, при­зы­вая его вер­нуться. Дру­гими сло­вами, Ворота Солнца – это камен­ный календарь.

Рис. 119

По вер­сии Познан­ски, это был сол­неч­ный кален­дарь. В нем не только начало года при­вя­зы­ва­лось к моменту рав­но­ден­ствия, но также было обо­зна­чено вто­рое рав­но­ден­ствие и дни солн­це­сто­я­ния. В этом кален­даре было один­на­дцать меся­цев по трид­цать дней (коли­че­ство кры­ла­тых спут­ни­ков бога над меанд­ром) плюс «боль­шой месяц» из трид­цати пяти дней, месяц Вира­кочи, в сумме состав­ля­ю­щие 365 дней сол­неч­ного года.

Познан­ски дол­жен был обра­тить вни­ма­ние, что состо­я­щий из две­на­дцати меся­цев и начи­нав­шийся в день весен­него рав­но­ден­ствия год состав­лял основу пер­вого ближ­не­во­сточ­ного кален­даря, вве­ден­ного шуме­рами в Нип­пуре при­мерно в 3800 году до нашей эры.

Изоб­ра­же­ния бога, а также его кры­ла­тых спут­ни­ков и ликов-месяцев на пер­вый взгляд кажутся реа­ли­стич­ными, но на самом деле состоят из мно­же­ства опре­де­лен­ных эле­мен­тов, пре­иму­ще­ственно гео­мет­ри­че­ской формы. Познан­ски выпол­нил серьез­ную работу по изу­че­нию этих эле­мен­тов, встре­ча­ю­щихся и на дру­гих памят­ни­ках. Он клас­си­фи­ци­ро­вал их в соот­вет­ствии с изоб­ра­жен­ным объ­ек­том (живот­ное, рыба, глаз, крыло, звезда и т.д.) или поня­тием (Земля, небо, дви­же­ние и т.д.). Познан­ски также выяс­нил, что круги и овалы все­воз­мож­ных цве­тов и раз­ме­ров слу­жат для обо­зна­че­ния Солнца, Луны, пла­нет, комет и дру­гих небес­ных тел (рис. 120а), что на баре­льефе часто встре­ча­ется отоб­ра­же­ние связи Небо–Земля (рис. 120b) и что доми­ни­ру­ю­щими сим­во­лами явля­ются крест и сту­пени (рис. 120с). В послед­нем эле­менте, лест­нице, он усмот­рел «фир­мен­ный знак» Тиа­у­а­наку – его памят­ни­ков и всей циви­ли­за­ции, – откуда этот сим­вол рас­про­стра­нился по всей Аме­рике. Он при­знал, что этот знак напо­ми­нает зик­ку­раты Месо­по­та­мии, но поста­вил под сомне­ние воз­мож­ность при­сут­ствия шуме­ров в Тиауанаку.

Все эти осо­бен­но­сти уси­ли­вали ощу­ще­ние Познан­ски, что Ворота Солнца явля­ются частью боль­шого ком­плекса в Тиа­у­а­наку, кото­рый выпол­нял функ­цию обсерватории…

Рис. 120»[29].

Эдмунд Кисс, как и А. Познан­ски, счи­тал, что резьба на Вра­тах Солнца пред­став­ляет сво­его рода кален­дарь (рис. 13), кото­рый отме­чал солн­це­сто­я­ния, рав­но­ден­ствия, каж­дый день в году, поло­же­ние Луны на каж­дый час, и все эти дан­ные даже учи­ты­вали вра­ще­ние Земли. По его сло­вам, «люди, кото­рые изоб­рели этот кален­дарь, при­над­ле­жали к циви­ли­за­ции более высо­кой, чем наша». По рас­че­там Эдмунда Кисса, Тиа­у­а­нако было постро­ено при­бли­зи­тельно за 27000 лет до Рож­де­ства Хри­стова. Этот кален­дарь, утвер­ждал он, был выгра­ви­ро­ван на камне аст­ро­но­мами из тре­тич­ного пери­ода. После мно­гих лет иссле­до­ва­ний с уче­том каж­дой детали фриза Э. Кисс при­шел к сле­ду­ю­щим выво­дам. На Вра­тах Солнца в Тиа­у­а­нако высе­чен кален­дарь, кото­рый делит год на 12 меся­цев, каж­дый из кото­рых имеет 24 дня. Только месяцы с фев­раля по апрель насчи­ты­вают 25 дней. Каж­дый из дней имеет 30 часов. Каж­дый час состоит из 22 минут[30].

Рис. 13[31]. Рису­нок из книги Э. Кисса «Ворота Солнца Тиуа­наку и уче­ние Гер­би­гера о миро­вом льде»

 

Про­дол­же­ние: с. 2


[3] Цит. по: Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).

[6] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).

[7] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).

[8] http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=886390

[19] Элфорд А.Ф. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>