Керо

Керо (kero) – цере­мо­ни­аль­ный сосуд, исполь­зо­вав­шийся в древ­но­сти и исполь­зу­ю­щийся сей­час в риту­а­лах анд­ской рели­гии. Наряду с жез­лом он явля­ется сим­во­лом власти.

image001Фото 1[1]. Аймар­ский свя­щен­ник высо­кого ранга. Празд­ник лет­него солн­це­сто­я­ния и нового года в Тиа­у­а­нако, Боли­вия. Наши дни

В зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к той или иной куль­туре керо дела­лись из глины, дерева, камня, золота, серебра или меди и несли на себе изоб­ра­же­ния божеств сво­его времени.

image003Фото 2. Керо. Раз­меры: 10×8 см. Мате­риал: сте­а­тит, кино­варь. Куль­тура: Купис­ник. Ран­ний гори­зонт. 900 – 600 гг. до н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[2]

К одним из самых древ­них сле­дует отне­сти два керо куль­туры Купис­ник (фото 2 и 3). Они сде­ланы из сте­а­тита, кото­рый назы­ва­ется также мыль­ным или вос­ко­вым кам­нем. На них выре­зано боже­ство Чавин-де-Уантара в раз­ных ипостасях.

image005Фото 3. Керо. Раз­меры: 10,5×6,3 см. Мате­риал: сте­а­тит. Куль­тура: Купис­ник. Ран­ний гори­зонт. 900 – 600 гг. до н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса»[3]

Чаще всего керо дела­лись из кера­мики и покры­ва­лись рос­пи­сью. На фото 4 и 5 пока­заны два кера­ми­че­ских керо куль­туры Тиа­у­а­нако: один – в виде вазы, а дру­гой – в форме чело­ве­че­ской головы в высо­ком уборе, укра­шен­ном скульп­тур­ной фигур­кой кошачьего.

image007Фото 4. Керо. Раз­меры: 22,30×17,00 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Тиа­у­а­нако. 400 – 1000 гг. Боли­вия, Коча­бамба(?). Клив­ленд­ский музей искусств, США[4]

image009Фото 5. Керо. Раз­меры: 17,4×13,7×12,3 см. Вес: 532 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Тиа­у­а­нако. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Место: Пуно. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[5]

В Метрополитен-музее искусств хра­нится един­ствен­ный сереб­ря­ный керо (фото 6) куль­туры Тиа­у­а­нако. Боже­ство, изоб­ра­жен­ное на нем, имеет такой же голов­ной убор, что и голова-маятник ком­по­зи­ции на спине фигуры жерт­во­при­но­си­теля, и лица их очень похожи. Вполне воз­можно, что эти два арте­факта сде­ланы по эски­зам одного художника.

image011Фото 6. Керо. Высота: 11,8 см. Мате­риал: серебро. VII – X вв. Гео­гра­фия: Боли­вия или Перу, регион озера Тити­кака. Куль­тура: Тиа­у­а­нако. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[6]

Керо счи­та­ется отли­чи­тель­ным зна­ком изоб­ра­же­ния жреца-правителя. Мно­гие уче­ные пола­гают, что зна­ме­ни­тые моно­литы Тиа­у­а­нако дер­жат в одной из рук именно его. А моно­лит Монах (фото 7) полу­чил свое назва­ние как раз бла­го­даря этому сосуду.

image013Фото 7[7]. Моно­лит Монах. Тиа­у­а­нако, Боливия

Для Импе­рии Уари, кото­рая гос­под­ство­вала в Андах после паде­ния Тиа­у­а­нако, также харак­терны скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния жре­цов с керо, на кото­рых они пока­заны во время выпол­не­ния риту­ала (фото 8). Но скульп­туры изго­тов­лены уже не из камня, а из рас­пис­ной кера­мики, и имеют гораздо мень­шие раз­меры. Согласно тре­бо­ва­ниям этого пери­ода к изоб­ра­же­ниям жрецов-правителей жрец на сосуде обла­чен в узор­ные унку и чуку. Керо он дер­жит обе­ими руками.

image015Фото 8. Сосуд в форме фигуры с керо в тунике и четы­рех­уголь­ной шапке. Раз­меры: 19,3×19,5 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Реги­о­наль­ный музей Ики, Перу[8]

Во вре­мена импе­рии Уари керо также изго­тав­ли­ва­лись в основ­ном из рас­пис­ной кера­мики (фото 9).

image016Фото 9. Керо. Раз­меры: 63,5×55 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Уари. 550 – 1000 гг. Стиль Роб­лес Моко (Robles Moqo). Место находки: Кау­ачи (Cahuachi), Рио-Гранде-де-Наска (Rio Grande de Nazca). Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[9]

Исто­рия пери­ода, кото­рый свя­зы­вают с куль­ту­рой Уари и импе­рией Уари, изу­чена доста­точно плохо. Поэтому нельзя с уве­рен­но­стью ска­зать, что именно цар­ство Уари, центр кото­рого нахо­дился в гор­ной долине Аякучо, сто­яло у руля импе­рии и дик­то­вало свою поли­тику во всех обла­стях жизни тер­ри­то­ри­аль­ных объ­еди­не­ний Анд. На мой взгляд, цар­ства, вхо­див­шие в импе­рию, поль­зо­ва­лись боль­шой само­сто­я­тель­но­стью как в адми­ни­стра­тив­ной, так и в рели­ги­оз­ной сфере. Поэтому на их цере­мо­ни­аль­ных сосу­дах наряду с импер­ской сим­во­ли­кой, а часто и само­сто­я­тельно, про­дол­жали суще­ство­вать образы божеств, кото­рым они покло­ня­лись (фото 10).

image018Фото 10. Керо. Высота: 10,80 см. Мате­риал: дерево. Перу, Северо-центральное побе­ре­жье(?). 800 – 1000 гг. Клив­ленд­ский музей искусств, США[10]

Более того, ини­ци­а­то­ром и дви­жи­те­лем созда­ния импе­рии и ее истин­ной гла­вой, дума­ется,  было на самом деле цар­ство Север­ного побе­ре­жья Сикан, кото­рое вошло в боль­шую силу после кру­ше­ния импе­рии Уари (около 850 г.). В пользу этого пред­по­ло­же­ния гово­рит высо­кий уро­вень циви­ли­за­ции Сикана (Лам­бай­еке) и, в част­но­сти, золо­тые арте­факты этой куль­туры и, конечно, золо­тые керо (фото 11 и 12).

image020Фото 11. Керо с лицами и лягуш­ками. Высота: 15,88 см. Мате­риал: золото. Куль­тура: Сикан. IXXI вв. Гео­гра­фия: Перу, река Ла-Лече. Метрополитен-музей искусств[11]

Золо­тые керо Сикана покрыты орна­мен­тами с изоб­ра­же­нием леген­дар­ного осно­ва­теля этого цар­ства Най­лампа, кото­рый был обо­жеств­лен после смерти, и сим­во­ли­кой, свя­зан­ной с мор­ской сти­хией, чаще всего – вол­нами, а также нередко укра­шены бирю­зой, свя­зан­ной с покло­не­нием воде и небу. Как и все золо­тые арте­факты Сикана, керо необык­но­венно кра­сивы и их хочется рас­смат­ри­вать бесконечно.

image022Фото 12. Керо. Раз­меры: 20,1×10,8 см. Мате­ри­алы: золото, бирюза. Куль­тура: Сикан. Сред­ний гори­зонт. 900 – 1100 гг. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса»[12]

Золо­тая ста­ту­этка, засня­тая на фото 13, – не только про­из­ве­де­ние искус­ства, но и важ­ное исто­ри­че­ское сви­де­тель­ство. Она являет собой довольно ред­кий обра­зец арте­фак­тов Древ­него Перу (исклю­чая цар­ство Моче), кото­рые сде­ланы в реа­ли­сти­че­ской манере. Бла­го­даря им можно изу­чать костюмы и обы­чаи людей тех дале­ких вре­мен. Скульп­тура пред­став­ляет жреца в унку без рука­вов, несу­щего керо за пле­чами. По анд­скому обы­чаю, он, как и все боже­ства и люди с части­цей боже­ствен­ной сущ­но­сти, изоб­ра­жен босо­но­гим. Руки жреца сло­жены на груди так, как будто меж них нахо­дится туми, что харак­терно для фигу­рок Най­лампа на этих цере­мо­ни­аль­ных ножах. На одном его плече сидит кро­хот­ная обе­зьянка, а на дру­гом, – воз­можно, попу­гай. Голову жреца вен­чает нечто вроде короны с двумя при­креп­лен­ными к ней перьями. Его волосы остри­жены в форме каре. На его левой щеке отчет­ливо виден буго­рок. Это высту­пает ком пере­же­ван­ных листьев коки – мас­кахо, кото­рый также был атри­бу­том изоб­ра­же­ний жрецов.

image024Фото 13. Керо с при­со­еди­нен­ной фигу­рой. Раз­меры: 21,4×10,4×17,9 см. Вес: 272,96 г. Мате­риал: золото. Куль­тура: Сикан. Сред­ний гори­зонт. 900 – 1100 гг. (только керо). Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса»[13]

Циви­ли­за­ция инков, при­шед­шая на смену импе­рии Уари, не была столь раз­ви­той, как ее пред­ше­ствен­ницы – куль­туры Чавина, Тиа­у­а­нако, Сикана, дости­же­ния кото­рых инки при­пи­сы­вали себе и убе­дили в этом всех нас. Вопреки сло­жив­ше­муся мне­нию во вре­мена Инк­ской импе­рии наблю­да­ется упа­док в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве и ремес­лах. Это каса­ется напря­мую и керо.

image026Фото 14. Керо с гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том из кон­цен­три­че­ских квад­ра­тов и тре­уголь­ни­ков. Раз­меры: 14,1×13,4×13,1 см. Вес: 393 г. Мате­риал: кера­мика. Регион: Южное побе­ре­жье[14]. Фото 15. Керо со скульп­тур­ным изоб­ра­же­нием яще­рицы и гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том из тре­уголь­ни­ков и шев­ро­нов. Раз­меры: 27,7×20,4×18,0 см. Вес: 1604 г. Мате­риал: дерево. Регион: Южная сьерра[15]. Фото 16. Керо с гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том из гори­зон­таль­ных линий, тре­уголь­ни­ков и кон­цен­три­че­ских квад­ра­тов. Раз­меры: 7,8×8,4×8,0 см. Вес: 109 г. Мате­риал: кера­мика. Регион: Север­ное побе­ре­жье[16]

Керо явля­ются пока­за­те­лем уровня раз­ви­тия цар­ства, поскольку они – атри­буты выс­шей вла­сти и, сле­до­ва­тельно, должны демон­стри­ро­вать мак­си­мум ее воз­мож­но­стей в сфере реме­сел и рос­коши. Но в Инк­ской импе­рии их стали делать в основ­ном из дерева (фото 15, 17 – 19), хотя были и кера­ми­че­ские керо (фото 14 и 16). Керо часто изго­тав­ли­ва­лись в форме рас­ши­ря­ю­щейся к верху вазы. Укра­шав­шие их резьба и рос­пись в срав­не­нии с орна­мен­ти­ро­ва­нием цере­мо­ни­аль­ных сосу­дов доинк­ских куль­тур весьма невы­ра­зи­тельны и доста­точно при­ми­тивны. В этом можно убе­диться на при­мере сосу­дов из Музея Рафа­эля Ларко. Три луч­ших из них пока­зан­ных на фото 14 – 16. Они отно­сятся к Импер­ской эпохе (1300 – 1532 гг.) и выпол­нены в инк­ском стиле. А ведь керо брал в руки в ходе цере­мо­ний сам Сапа Инка – не только импе­ра­тор, но и полу­бог – сын Инти.

image028Фото 17. Керо. Раз­меры: 21,6×19,1 см. Мате­риал: дерево. XV – начало XVI в. Гео­гра­фия: Чили. Куль­тура: инк­ская. Метрополитен-музей искусств[17]. Фото 18. Керо. Высота: 14,6 см. Мате­риал: дерево (эскал­ло­ния?). XV – начало XVI в. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: инк­ская. Метрополитен-музей искусств[18]

Однако в кол­лек­ции инк­ских сосу­дов Метрополитен-музея искусств все же есть два  дере­вян­ных керо, кото­рые выде­ля­ются из общей массы мастер­ством резьбы и изыс­кан­но­стью гео­мет­ри­че­ских орна­мен­тов (фото 17 и 18).

image030Фото 19. Керо, пред­став­ля­ю­щий чело­ве­че­скую голову в диа­деме с изоб­ра­же­нием головы птицы и с круг­лыми серь­гами. На керо нане­сены изоб­ра­же­ния рас­те­ний, обе­зьян, птиц и дру­гих живот­ных. Раз­меры: 20,9×19,5×16,5 см. Вес: 1448 г. Мате­риал: дерево. Культура/стиль: инк­ский – коло­ни­аль­ный. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Импер­ская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Позд­ний гори­зонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Музей Рафа­эля Ларко[19]

Из всех виден­ных мной инк­ских керо доко­лум­бо­вого пери­ода заслу­жи­вает вни­ма­ния тот, что пред­став­лен на фото 19. Он имеет в целом типич­ные очер­та­ния, но сде­лан в виде чело­ве­че­ской головы.

image032Фото 20. Керо. Раз­меры: 19,9×17,2×17,1 см. Вес: 840 г. Мате­риал: дерево. Культура/стиль: инк­ский – коло­ни­аль­ный. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха кон­ки­сты (1532 г.). Регион: Южная сьерра. Музей Рафа­эля Ларко[20]

Для пери­ода заката Инк­ской импе­рии харак­терны дере­вян­ные керо, покры­тые мини­а­тюр­ными изоб­ра­же­ни­ями рас­те­ний и живот­ных, а также людей. Они выпол­нены в стиле, кото­рому Рафа­эль Ларко дал назва­ние «инк­ский – коло­ни­аль­ный». Сред­ний узор такого керо, пока­зан­ного на фото 20, состав­лен из фигур кон­дора с голо­вой и шеей ягу­ара, что напо­ми­нает о сим­во­лике Чавин-де-Уантара. Полоса узора, поме­щен­ного выше и ниже ленты с ягу­а­роп­ти­цами, ском­по­но­вана из мотива рас­те­ния с тремя крас­ными цветами.

image034Фото 21. Керо. Высота: 21,9 см. Мате­ри­алы: дерево (эскал­ло­ния?), пиг­мент­ные деко­ра­тив­ные смолы. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: кечуа. Конец XVI в. Метрополитен-музей искусств[21]. Фото 22. Керо. Высота: 20 см. Мате­риал: дерево (эскал­ло­ния?), пиг­мент­ные деко­ра­тив­ные смолы. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: кечуа. XVIXVIII вв. Метрополитен-музей искусств[22]

Керо, засня­тый на фото 21, рас­пи­сан в том же духе, что и керо с фото 20. Только птицы и ягу­ары на нем раз­де­лены и состав­ляют мотивы раз­ных лен­точ­ных узо­ров. А на керо с фото 22 можно видеть те же цветы, что и на керо с фото 20, но здесь верх­ний узор содер­жит уже сюжет­ную ком­по­зи­цию с чело­ве­че­скими фигу­рами. В част­но­сти, на ней пока­зан Сапа Инка в позе вер­хов­ного бога с копьем в пра­вой и щитом в левой руке. На зад­нем плане изоб­ра­жены побеж­ден­ные враги. На обоих керо живо­пис­ные орна­менты соче­та­ются с резными.

image036Фото 23. Керо. Раз­меры: 20,0×15,6 см. Мате­ри­алы: дерево, пиг­мент. Место изго­тов­ле­ния: Перу. Конец XVII в. – XXVIII в. Бруклин­ский музей, США[23]

Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что керо коло­ни­аль­ного пери­ода утра­чи­вают свое зна­че­ние риту­аль­ного сосуда. В вир­ту­аль­ном ката­логе Бруклин­ского музея сни­мок керо, пред­став­лен­ного на фото 23, сопро­вож­да­ется сле­ду­ю­щим текстом:

«Дере­вян­ные керо явля­ются одними из самых харак­тер­ных форм в коло­ни­аль­ном искус­стве Анд, хотя они широко исполь­зо­ва­лись и до кон­ки­сты. Керо изго­тав­ли­ва­лись и исполь­зо­ва­лись в паре, что отра­жает важ­ные анд­ские поня­тия двой­ствен­но­сти и вза­им­но­сти. Они слу­жили для питья чичи, или куку­руз­ного пива во время цере­мо­ний. До заво­е­ва­ния люди Анд укра­шали кера­ми­че­ские, метал­ли­че­ские и дере­вян­ные керо гео­мет­ри­че­скими узо­рами, но в коло­ни­аль­ный период они стали укра­шать кубки живо­пис­ными сценами.

Верх­няя и ниж­няя части этого исклю­чи­тельно хорошо сохра­нив­ше­гося керо–кубка пред­став­ляют две раз­лич­ные сцены с фигу­рами, а не более общую ком­би­на­цию одной сцены с фигу­рами и полосы цве­тов и/или гео­мет­ри­че­ских моти­вов. Три рельеф­ные полосы вокруг сере­дины кубка раз­де­ляют его на две части – еще одна необыч­ная особенность».

Верх­няя часть керо вклю­чает в себя баталь­ный сюжет, а ниж­няя – сель­ско­хо­зяй­ствен­ный (инк­скую цере­мо­нию посева). В рос­писи керо заметно вли­я­ние испан­ской школы мас­ля­ной живо­писи. К тому же она напо­ми­нает рас­кра­шен­ные рисунки из руко­писи индей­ского исто­рика Гуа­мана Помы де Айалы «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615), изоб­ра­жа­ю­щие сцены из инк­ских вре­мен довольно забавно, без вся­кого пиетета.

image038Фото 24. Керо. Мате­риал: дерево. Перу, около 1600 г. Ден­вер­ский музей, США[24]

Видимо, нельзя ска­зать, что из-за гоне­ний на анд­скую рели­гию керо коло­ни­аль­ного пери­ода совсем не содер­жат рели­ги­оз­ной сим­во­лики и пре­вра­ща­ются в чашки для пития чичи. Кубок, про­де­мон­стри­ро­ван­ный на фото 24, гово­рит, что керо оста­ва­лись свя­щен­ными сосу­дами и несли на себе образы анд­ской рели­гии. Веро­ятно, такое было воз­можно потому, что их при­ми­тив­ная цве­та­стая рос­пись про­из­во­дила на испан­цев впе­чат­ле­ние кустар­ной дере­вен­ской посуды для мест­ного использования.

image040Фото 25. Керо. Высота: 21,9 см. Мате­ри­алы: дерево (эскал­ло­ния), пиг­мент­ные деко­ра­тив­ные смолы. Конец XVII в. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: кечу­ан­ская. Метрополитен-музей искусств[25]

Однако тен­ден­ция выхо­ла­щи­ва­ния обра­зов не только анд­ской рели­гии, но и всей анд­ской куль­туры с рос­пи­сей керо оче­видна. Яркое под­твер­жде­ние этому – керо, из Метрополитен-музея искусств (фото 25). Он сде­лан в доста­точно харак­тер­ной для инк­ских керо форме чело­ве­че­ской головы, но сюжеты и образы его живо­пис­ных ком­по­зи­ций весьма далеки от анд­ских. Как ска­зано в вир­ту­аль­ном ката­логе Метрополитен-музея искусств, на зад­ней сто­роне сосуда изоб­ра­жено «шествие несколь­ких фигур в испан­ской одежде: два слу­жи­теля сопро­вож­дают офи­ци­аль­ное лицо, впе­реди кото­рого идут два малень­ких музы­канта (один над дру­гим), играя на трубе и бара­бане». И, тем не менее, надо отдать долж­ное кра­соте этого керо, кажу­ще­гося голо­вой на длин­ной шее чудес­ной юной девушки.

image042Фото 26. Керо в форме головы чело­века. Раз­меры: 19×21×16 см. Мате­ри­алы: дерево, краски. Тех­ники: резьба, рос­пись. Куль­тура: веро­ятно, инк­ская коло­ни­аль­ная. Дата созда­ния: около 1700 г. Место: регион Куско, Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[26]

По схо­жему канону и при­бли­зи­тельно в то же время сде­лан керо из Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев (фото 26). Он был най­ден в рай­оне сто­лицы Инк­ской импе­рии – города Куско.

105860.000Фото 27. Керо в виде головы ягу­ара. Раз­меры: 15,2×21,6 см. Мате­ри­алы: дерево, краски, дре­вес­ная смола/клей, железо, серебро, латунь. Тех­ники: резьба, рос­пись, инкру­ста­ция. Куль­тура: веро­ятно, инк­ская коло­ни­аль­ная. Дата созда­ния: около 1700 г. Место: высо­ко­го­рье Перу (пред­по­ло­жи­тельно). Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[27]

Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев вла­деет также четырьмя скульп­тур­ными керо в виде голов живот­ных, кото­рые были обна­ру­жены в сьерре Перу и, в част­но­сти, также в реги­оне Куско.

T152413Фото 28. Керо в виде головы ягу­ара. Раз­меры: 20×18×22,5 см. Мате­ри­алы: дерево, краски. Тех­ники: резьба, рос­пись. Куль­тура: веро­ятно, инк­ская коло­ни­аль­ная. Дата созда­ния: около 1700 г. Место: регион Куско, Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[28]

Самыми рос­кош­ными в кол­лек­ции музея явля­ются два керо в виде головы ягу­ара (фото 27 и 28), осо­бенно то, кото­рое заснято на фото 27. Кроме рос­писи, оно укра­шено инкру­ста­цией метал­ли­че­скими пластинами.

166131.000 166131.000Фото 29. Цере­мо­ни­аль­ный питье­вой кубок. Раз­меры: 21,4×24,9×11,3 см. Мате­ри­алы: дерево, краски, дре­вес­ная смола/клей. Тех­ники: резьба, рос­пись. Куль­тура: веро­ятно, инк­ская коло­ни­аль­ная. Дата созда­ния: 1550 – 1800 гг. Место: рядом с Куско, Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[29]

image052Фото 30. Раз­вертка керо

Тре­тий керо (фото 29 и 30) сде­лан в форме головы, пред­по­ло­жи­тельно, дра­кона и укра­шено сюжет­ной росписью.

105637.000Фото 31. Керо. Раз­меры: 22,5×9,2 см. Мате­ри­алы: дерево, краски, дре­вес­ная смола/клей. Тех­ники: резьба, рос­пись. Куль­тура: веро­ятно, инк­ская коло­ни­аль­ная. Дата созда­ния: 1550 – 1800 гг. Место: высо­ко­го­рье Перу (пред­по­ло­жи­тельно). Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[30]

Чет­вер­тый керо (фото 31), видимо, пред­став­ляет ламу.


4 комментария: Керо

  1. Юрий М. говорит:

    Ува­жа­е­мая Федо­сья!
    Я кол­лек­ци­о­нер и вла­де­лец гале­реи «Архайос», кото­рая, в том числе, спе­ци­а­ли­зи­ру­ется на искус­стве доко­лум­бо­вых циви­ли­за­ций. Если Вам инте­ресно озна­ко­миться с частью моей кол­лек­ции (все мои вещи при­об­ре­тены и вве­зены на тер­ри­то­рию Р.Ф., на закон­ных осно­ва­ниях), я буду рад пока­зать Вам, те пред­меты, кото­рые свя­заны с тек­сти­лем и тка­че­ством. Наде­юсь на Ваш ответ.
    С ува­же­нием, Юрий М.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый Юрий!
      Боль­шое спа­сибо за пред­ло­же­ние, но, к сожа­ле­нию, в бли­жай­шее время я не буду иметь такой воз­мож­но­сти.
      Всего наи­луч­шего,
      Федосья

  2. Marina говорит:

    Ува­жа­е­мая Федо­сья! Пишу Вам из Польши, уже давно вхожу на Ваш сайт. Не только за инфор­ма­цией, хотя и она бес­ценна, но и за настро­е­нием. Сразу видно, что чело­век любит и вос­хи­ща­ется тем, что делает и с удо­воль­ствием делится. Даже ярчай­шие краски Латин­ской Аме­рики, мне кажется у Вас выгля­дят немного по дру­гому, ори­ги­наль­нее. У меня к Вам вопрос. Я часто бываю в Москве и Кали­нин­граде. Есть ли воз­мож­ность зака­зать все ваши книги. Напи­шите пожа­луй­ста какие спо­собы доставки и оплаты вы пред­по­чтете. И какие книги есть вомож­ность выслать, напри­мер в июле-августе. Еще раз огром­ное спа­сибо. Марина.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мая Марина!
      Ваше письмо, так кра­сиво напи­сан­ное, меня очень пора­до­вало. Боль­шое спа­сибо за похвалу. Но печат­ных работ у меня нет. Сожа­лею.
      Федосья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>