Монолиты

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара про­дол­же­ние


Самыми боль­шими загад­ками Чавин-де-Уантара явля­ются три его глав­ные свя­тыни – обе­лиск Тельо, стела Рай­монди и моно­лит Лан­сон (фото 1).

Фото 1[1]

image001Моно­лит Лансон

Одной из древ­ней­ших свя­тынь Чавин-де-Уантара счи­та­ется моно­лит (стела) Лан­сон. Он пред­став­ляет собой мно­го­гран­ник из белого гра­нита с заост­рен­ным вер­хом. По форме моно­лит напо­ми­нает нако­неч­ник копья, поэтому его назвали Лан­сон (исп. lanzón – копье). По послед­ним дан­ным, его высота состав­ляет от 4,53 м, вес 3,5 т (см. «Работы и находки 2011 г.»). Лан­сон был обна­ру­жен во внут­рен­ней гале­рее Ста­рого храма, кото­рая сей­час носит назва­ние Гале­реи Лан­сона (фото 2).

image012Фото 2. План инте­рье­ров Нового и Ста­рого хра­мов (2010)[2]

Эрих фон Дэни­кен пишет:

«Как и про­стран­ство под пло­ща­дью, устро­ен­ной в форме тер­рас, весь хра­мо­вый ком­плекс про­ни­зан лаби­рин­том из кори­до­ров. В несколь­ких мет­рах за тол­стой сте­ной посреди пере­се­че­ния кори­до­ров стоит весьма при­мет­ная стела, назы­ва­е­мая «Эль Лан­цон» («Копье»), высо­той три метра и шири­ной всего пять­де­сят сан­ти­мет­ров. Каким обра­зом попала сюда эта камен­ная игла? Ширина кори­до­ров состав­ляет лишь шесть­де­сят сан­ти­мет­ров, а длина не дости­гает трех мет­ров. Оче­видно, стро­и­тели храма про­де­лали в крыше отвер­стие, через кото­рое стела и была опу­щена на свое нынеш­нее место»[3].

Заха­рия Сит­чин, напро­тив, счи­тает, что храм был построен вокруг стелы:

«Она была обна­ру­жена в цен­тре зда­ния и остав­лена на месте, потому что ее высота (две­на­дцать футов – 3,66 м) больше высоты деся­ти­фу­то­вой (3,05 м) гале­реи. Таким обра­зом, вер­шина моно­лита про­хо­дит через акку­рат­ное квад­рат­ное отвер­стие в полу верх­него этажа и воз­вы­ша­ется над ним. Изоб­ра­же­ние на этом моно­лите также стало пред­ме­том оже­сто­чен­ных дис­кус­сий; на наш взгляд, это тоже оче­ло­ве­чен­ная морда быка. Зна­чит ли это, что воз­двиг­нув­шие колонну люди – совер­шенно оче­видно, раньше самого зда­ния, поскольку оно было выстро­ено вокруг колонны – покло­ня­лись богу в образе быка?»[4].

Фото 3[5]. Моно­лит Лан­сон. Вид с пра­вой стороны

Вторя по боль­шей части З. Сит­чину, А. Элфорд выска­зы­вает свои догадки о том, почему Лан­сон нахо­дится в недо­ступ­ном для боль­шин­ства месте:

«Хотя точ­ное назна­че­ние камня El Lanzon оста­ется неиз­вест­ным, ясно одно – этот обе­лиск играл зна­чи­тель­ную роль. Его тон­кая, сужа­ю­ща­яся к концу верх­няя часть точно соот­вет­ствует отвер­стию в крыше, и это сви­де­тель­ствует о том, что весь храм был спла­ни­ро­ван вокруг камня. Таким обра­зом, по-видимому, эта свя­щен­ная релик­вия была спе­ци­ально спря­тана в глу­бине храма, чтобы ее нельзя было отсюда выне­сти. Почему жрецы так ста­ра­лись спря­тать и защи­тить этого свя­щен­ного идола? Может быть, ключ к загадке — в непра­виль­ной форме камня (в осо­бен­но­сти его перед­ней части) – это наво­дит на мысль, что резьба на камне была сде­лана после того, как он был повре­жден. Если это так, то камень уже тогда был свя­щен­ным. Воз­можно, жрецы Чавина выре­зали изоб­ра­же­ния на El Lanzon и спря­тали его, чтобы сохра­нить от даль­ней­ших повре­жде­ний»[6].

Дей­стви­тельно, кон­фи­гу­ра­ция моно­лита весьма стран­ная, осо­бенно если посмот­реть на него спе­реди (фото 4). И поверх­ность его имеет в неко­то­рых местах зна­чи­тель­ные неров­но­сти, кото­рые почему-то не были уда­лены скуль­пто­ром. Они хорошо раз­ли­чимы на фото 3. Видно по всему, что мастер только покрыл камень резь­бой, оста­вив неиз­мен­ными его изна­чаль­ную форму и даже изъяны.

Фото 4[7]. Вид спереди

На мой взгляд, то, что Лан­сон был скрыт ото всех, можно объ­яс­нить, в част­но­сти, его функ­цией. Он был глав­ным ора­ку­лом эпохи. Эта гипо­теза как раз и дает ответ на вопросы, почему в Чавин-де-Уантар, нахо­дя­щийся высоко в горах в столь труд­но­до­ступ­ном месте, сте­ка­лись палом­ники из ближ­них и даль­них земель и он был рели­ги­оз­ным цен­тром для огром­ной территории.

Суще­ствует мне­ние, что только жрецы в состо­я­нии мисти­че­ского транса могли в пол­ной тем­ноте про­ник­нуть внутрь храма и уви­деть там идола, кото­рый гово­рил им, какое реше­ние нужно при­нять[8].

Однако Джон Рик счи­тает, что гале­реи хра­мов осве­ща­лись с помо­щью зер­кал, кото­рые архео­логи нахо­дят повсюду. По его сло­вам, суще­ство­вало «управ­ле­ние внут­рен­ним осве­ще­нием на основе отра­же­ний, исполь­зу­ю­щее зер­кала из антра­цита (камен­ного угля), кото­рые имеют свой­ство отра­жать свет в раз­ных направ­ле­ниях, в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния»[8а].

Какое имя носил бог, выре­зан­ный на моно­лите, разу­ме­ется, никто теперь не знает. Его назы­вают как Раз­гне­ван­ным, так и Улы­ба­ю­щимся богом. О сущ­но­сти бога мне­ния также расходятся.

«Неко­то­рые тол­ко­ва­тели обра­тили вни­ма­ние, – заме­чает А. Элфорд, – что в под­ня­той ладони бога отсут­ствует линия жизни, и на этом осно­ва­нии пред­по­ло­жили, что это бог смерти. Дру­гие, напро­тив, счи­тают его обра­зом мило­серд­ного бога и назы­вают «улы­ба­ю­щимся богом из Чавина»»[9].

Све­ду­щие в анд­ском пони­ма­нии устрой­ства все­лен­ной гово­рят о том, что «на камне выре­зано изоб­ра­же­ние бога мира внизу, назы­ва­е­мого также «Улы­ба­ю­щийся бог», отве­ча­ю­щего за пло­до­ро­дие земли и за вре­мена года»[10].

Есть также мне­ние, что в Ста­ром храме, пред­став­ля­ю­щем собой сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние все­лен­ной, Лан­сон сим­во­ли­зи­рует ось, вокруг кото­рой она вра­ща­ется (Маков­ски 1997)[11].

image006Фото 5[12]. Рису­нок стелы. Наци­о­наль­ный музей Чавина. Фото 6[13]. Фраг­мент абриса-развертки стелы (по Ричарду Л. Бур­геру, 2008). Наци­о­наль­ный музей Чавина

Вот как харак­те­ри­зует моно­лит Г. Ершова:

«Этот памят­ник отно­сится, пожа­луй, к самым зага­доч­ным в Южной Америке.

Исполь­зо­ва­ние при его изго­тов­ле­нии белого гра­нита, ассо­ци­и­ро­ван­ного с югом, ука­зы­вает на его сакраль­ное зна­че­ние и связь с миром ушед­ших пра­пред­ков. Рельеф­ное изоб­ра­же­ние на стеле по своим харак­те­ри­сти­кам, без­условно, явля­ется чавин­ским. Это фигура ягу­а­роз­ме­е­че­ло­века. Вели­ко­лепно выпол­нены такие эле­менты, как осо­бая пасть коша­чьего с длин­ными клы­ками, круг­лые глаза, «пла­ме­не­ю­щие» брови, зме­и­ные эле­менты. И вме­сте с тем, есть детали, кото­рые не могут не обра­тить на себя вни­ма­ние. Прежде всего, речь идет о неких «орна­мен­таль­ных» зна­ках, кото­рые по сво­ему стилю и спо­собу рас­по­ло­же­ния напо­ми­нают знаки… мезо­аме­ри­кан­ского иеро­гли­фи­че­ского письма! Древ­нее мек­си­кан­ское письмо состо­яло из зна­ков, кото­рые как бы впи­сы­ва­лись в квад­рат­ные контуры-овалы.

Такого типа письма мы не встре­чаем больше нигде в мире. И вдруг такое стран­ное сов­па­де­ние: сход­ные при­емы обна­ру­жи­ва­ются в раз­ных частях Нового Света. И что совсем странно и необъ­яс­нимо – появ­ля­ются эти знаки в одно и то же время в куль­ту­рах, нахо­дя­щихся друг от друга на рас­сто­я­нии при­мерно 6000 км!

По мне­нию архео­астро­но­мов, эта стела имела осо­бое аст­ро­но­ми­че­ское зна­че­ние, поскольку счи­та­ется, что ягуар или пума сим­во­ли­зи­ро­вали во мно­гих анд­ских куль­ту­рах яркое созвез­дие Чоке-Чинчай (Орион). «Чин­чай – это назва­ние ягу­ара», – отме­чал перу­ан­ский архео­лог Лум­бре­рас. В свою оче­редь, Орион, как созвез­дие, рас­по­ло­жен­ное точно на Млеч­ном Пути, мог играть исклю­чи­тельно важ­ную роль в рели­ги­оз­ных и реин­кар­на­ци­он­ных пред­став­ле­ниях древ­них жите­лей Перу. Неда­ром архео­лог Дж. Роу пола­гает, что именно «копью» было посвя­щено и все свя­ти­лище Чавин-де-Уантар»[14].

Фото 7. Пек­то­раль из листо­вого золота. Высота 7 см, ширина 18 см. Перу, север­ные при­бреж­ные обла­сти, Чавин, 900 – 300 гг.до н.э. Музей празд­ника всех свя­тых. Шаф­ха­у­зен, Швей­ца­рия[15]

Говоря о месо­аме­ри­кан­ских иеро­гли­фах на моно­лите Лан­сон, Г. Ершова, по всей веро­ят­но­сти, имела в виду орна­мент на вер­хушке моно­лита и на фал­де­льине боже­ства (фото 5 и 6). В цен­тре дру­гого арте­факта чавин­ской куль­туры (фото 7) – золо­той пек­то­рали – также рас­по­ло­жено, по-моему, не что иное, как иеро­глиф. Но месо­аме­ри­кан­ский ли он?

По логике вещей пра­виль­нее всего было бы оха­рак­те­ри­зо­вать Улы­ба­ю­ще­гося бога как свя­щен­ного пер­во­предка, а цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс как свя­тыню, посвя­щен­ную покло­не­нию предкам.

 Наи­бо­лее обте­ка­е­мая из извест­ных харак­те­ри­стик изоб­ра­же­ния – «боже­ство с антро­по­морф­ными и зооморф­ными чер­тами, име­ю­щее волосы и брови в виде змей, рот с двумя боль­шими зубами и руки с коша­чьими ког­тями»[16]. Дума­ется, бог Лан­сона не похож ни на ягу­ара, ни на змею, ни на, тем более, быка, а «улыбка» – это попытка скуль­птора пере­дать вытя­ну­тость морды зверя на плос­кой поверх­но­сти камня.

Фото 8[17]. Вид с левой стороны

Мне пока­зался стран­ным меанд­ро­вый узор, кото­рый нахо­дится ниже под­бо­родка боже­ства. Он бро­са­ется в глаза как некий чуже­род­ный эле­мент, поскольку все орна­менты состав­лены из плав­ных линий, пере­хо­дя­щих в завитки, и их мотивы спле­тены друг с дру­гом. Меанд­ро­вый узор рас­по­ло­жен отдельно и пред­став­ляет собой пря­мо­ли­ней­ную фигуру. А попро­сту говоря, он имеет вид застежки «мол­ния». Так и видится, как нахо­дя­щийся в мас­ки­ро­воч­ном костюме чело­век, придя в убе­жище, рас­сте­ги­вает ее, голова чудо­вища падает ему на спину и он с облег­че­нием выти­рает пот со лба.

Вто­рая стран­ность – это пустые руки. Боже­ства все­гда дер­жат харак­те­ри­зу­ю­щие их пред­меты в руках. Здесь же одна рука без­вольно висит вдоль тела. Она совер­шенно плос­кая. Кисть также плос­кая и широ­кая. Пальцы кажутся раз­дво­ен­ными, и вос­при­ни­мать эти ответв­ле­ния как очень длин­ные ногти можно только с уси­лием, когда вспо­ми­на­ешь, что они должны читаться именно так. Вто­рая, левая рука на абрисе-развертке моно­лита по Ричарду Бур­геру, кажется под­ня­той в при­вет­ствен­ном жесте (совсем не харак­тер­ном для анд­ской ико­но­гра­фии). Здесь она выгля­дит неесте­ствен­ной, какой-то ват­ной и очень малень­кой. Такое впе­чат­ле­ние, что руки – это тоже бута­фо­рия, как и голова. Они также часть костюма чудо­вища. Поэтому-то в них ничего нет. Эти тря­пич­ные руки не могут ничего дер­жать. Такое впе­чат­ле­ние про­из­во­дит Лан­сон на рисунке.

image014Фото 9. Вид сзади (2005)[18]

Однако абрис-развертка Р. Бур­гера обма­ны­вает нас. Доста­точно посмот­реть на спину реаль­ного моно­лита, чтобы понять это. Пра­вая рука Лан­сона на самом деле про­сто огромна и выре­зана она в высо­ком рельефе, в отли­чие от плос­кой левой. Ее изоб­ра­же­ние кажется не менее, если не более зна­чи­мым, чем те, кото­рые покры­вают моно­лит спе­реди. Рука нахо­дится при­мерно в обла­сти затылка Лан­сона. Она обра­щена к нам ладо­нью, о чем гово­рят ее линии. Но пальцы пока­заны с внеш­ней сто­роны кисти, о чем можно судить по лун­кам сабель­ных ног­тей. Дума­ется, здесь нет ошибки и скуль­птор изоб­ра­зил так руку наме­ренно. Нали­чие в таком изоб­ра­же­нии кисти сакраль­ного смысла ста­но­вится еще более оче­вид­ным, если вспом­нить о том, что стопы божеств на пли­тах, укра­шав­ших стены пло­ща­дей, тоже выре­заны так, что одно­вре­менно можно видеть и пальцы (с ног­тями) сверху, и стопу с пят­кой. Такое изоб­ра­же­ние стоп стало кано­ни­че­ским для боль­шой части Анд­ского мира.

image016 image018Фото 10. Вид на моно­лит со спины (2005)[19]. Сни­мок сде­лан с точки № 1 на плане гале­реи (фото 12). Фото 11. Более круп­ный план моно­лита сзади

Жаль, что нельзя понять, что нахо­дится ниже огром­ной кисти. Это, навер­ное, мно­гое могло про­яс­нить, тем более что ближе к низу моно­лита рас­по­ло­жен узор, напо­ми­на­ю­щий пись­мена. Спе­реди на этом же уровне узор отсут­ствует потому, что там нахо­дятся ступни Лансона.

image034Фото 11а[19a]. Копия моно­лита Лан­сон на тер­ри­то­рии комплекса

К сожа­ле­нию, ступни видны только на копии моно­лита (фото 11а)

image020Фото 12. План Гале­реи Лан­сона с ука­за­нием точек, откуда про­из­во­ди­лась съемка

Уче­ные счи­тают, что Гале­рея Лан­сона была постро­ена в тече­ние трех или четы­рех стро­и­тель­ных эпи­зо­дов. Они пред­по­ла­гают, что пер­во­на­чально Лан­сон нахо­дился в цен­тре пря­мо­уголь­ного двора. Храм вокруг него был воз­ве­ден позже. Когда насыпь росла вокруг моно­лита, двор частично запол­нялся для того, чтобы сузить про­стран­ство. Это было необ­хо­димо для воз­ве­де­ния камен­ной крыши[20].

 image022 image024Фото 13[21]. Сни­мок сде­лан в кори­доре со сто­роны левой руки моно­лита – точка № 2 на плане (2005). Фото 14[22]. Сни­мок сде­лан из точки № 4 (2005)

На фото 13 и 14 видно, насколько узки именно те кори­доры, на пере­се­че­нии кото­рых Лан­сон находится.

image026Фото 15[23]. На пере­крестке двух кори­до­ров гале­реи Лан­сона (пра­вая часть кори­дора, пере­се­ка­ю­щего цен­траль­ный кори­дор, не видна). Сни­мок сде­лан из цен­траль­ного кори­дора (со сто­роны Круг­лой пло­щади) в 2004 г. в точке № 3

Осталь­ные кори­доры гале­реи шире и кладка их стен сде­лана из камня, кото­рый гораздо лучше обра­бо­тан (фото 15).

image028Фото 16. Ста­рых храм: рекон­струк­ци­он­ный рису­нок зда­ния храма с Атри­умом и Круг­лой пло­ща­дью (внизу), план гале­рей (посе­ре­дине), раз­рез верх­ней части Пира­миды Лан­сона с цен­траль­ным кори­до­ром и ком­на­той Лан­сона (повер­нута боком)

Архео­логи, изу­чав­шие Гале­рею Лан­сона в пер­вой поло­вине про­шлого века, обра­тили вни­ма­ние на то, что вер­хушка моно­лита высту­пает во вто­рую, верх­нюю ком­нату (см. фото 10, 11, 16 и 17), и уже тогда сде­лали пред­по­ло­же­ние, что это поз­во­ляло Лан­сону «гово­рить». Однако боль­шин­ство дока­за­тельств такой гипо­тезы было раз­ру­шено в резуль­тате оползня в 1945 г., кото­рый снова похо­ро­нил зна­чи­тель­ную часть сайта[24].

image014Фото 17[25]. Вид на ком­нату с Лан­со­ном снизу (на снимке Хосе-Луис Крусадо Коро­нель, фото­граф, видео­опе­ра­тор, кера­мист и педа­гог, рабо­тал с архео­ло­гами Стэн­форд­ского уни­вер­си­тета в Чавин-де-Уантаре с 2000 г.)

Совре­мен­ные уче­ные, рабо­тав­шие в Чавине в рам­ках Архео­аку­сти­че­ского про­екта, дока­зали, что «гово­рил» ора­кул голо­сом путуто, кото­рые зву­чали в его гале­рее. (Послу­шать, как зву­чит музы­каль­ная ком­по­зи­ция, испол­ня­е­мая на двух древ­них путуто Чавина, можно прямо сей­час.) Звуки путуто, уси­лен­ные архи­тек­ту­рой гале­реи, направ­ля­лись цен­траль­ным кори­до­ром в неболь­шие отвер­стия фасада Ста­рого храма, рас­по­ло­жен­ные над Круг­лой пло­ща­дью, где про­хо­дили цере­мо­нии с уча­стием элиты палом­ни­ков. При этом солнце через цен­траль­ный кори­дор могло осве­щать лицо оракула.

image031Фото 18. «Упро­щен­ная рекон­струк­ция чавин­ской Круг­лой пло­щади и архи­тек­туры Гале­реи Лан­сона, пока­зы­ва­ю­щая «канал речи» между инте­рье­ром моно­лита Лан­сон и наруж­ной пло­ща­дью через цен­траль­ный канал, кото­рый аку­сти­че­ски выде­ляет тон рас­ко­пан­ных на сайте инстру­мен­тов из рако­вин»[26]

Как и все хра­мо­вые ком­плексы, Чавин-де-Уантар сори­ен­ти­ро­ван по сто­ро­нам света. Глав­ные пор­талы его хра­мов обра­щены на восток. Нет сомне­ний в том, что в свя­тыне цере­мо­ни­аль­ная дея­тель­ность была тесно свя­зана с аст­ро­но­мией. Резонно было бы пред­по­ло­жить, что глав­ные собы­тия ком­плекса, как и во всем Анд­ском мире, были при­уро­чены к зим­нему и лет­нему солн­це­сто­я­нию. Но, к сожа­ле­нию, для Чавин-де-Уантара не нашлось вто­рого Артура Познан­ски, кото­рый также про­вел бы столь зна­чи­мое иссле­до­ва­ние ком­плекса с пози­ции архео­астро­но­мии и столь подробно изу­чил его аст­ро­но­ми­че­скую науку, как это в свое время сде­лал для Тиа­у­а­нако его хранитель.

В этой связи инте­ресно было бы позна­ко­миться с резуль­та­тами иссле­до­ва­ний совре­мен­ного нам архео­астро­нома Але­хандро Эспи­носы (Alejandro Espinoza), уче­ника Мари­ино Гон­са­леса (Marino Gonzales), кото­рый в свою оче­редь был уче­ни­ком Хулио Тельо. Пока мы знаем о них только из ста­тьи в «El Comercio» от 24 марта 2013 г. По сло­вам уче­ного, за десять лет работы ему уда­лось выявить «связь стен и хол­мов со звездами».

«Чавин­ские гале­реи, – утвер­ждает Але­хандро Эспи­носа, – свя­заны с созвез­ди­ями. Когда начи­на­ются рав­но­ден­ствия марта и сен­тября свет про­хо­дит через отвер­стие в верх­ней части Гале­реи Лан­сона и создает есте­ствен­ное осве­ще­ние, только два раза в год!»[27]. Может ли этот факт гово­рить о том, что глав­ные цере­мо­нии в Чавин-де-Уантаре про­во­ди­лись именно в дни рав­но­ден­ствий, а не в дни солн­це­сто­я­ний? Вполне веро­ятно. Но в таком слу­чае это поста­вило бы культ, суще­ство­вав­ший в Чавине, в раз­рез куль­том, харак­тер­ным для Анд­ского мира. Но с неко­то­рой долей уве­рен­но­сти о совер­ше­нии глав­ных цере­мо­ний в дни рав­но­ден­ствий можно гово­рить только каса­тельно пери­ода Ста­рого храма. Нельзя исклю­чать, что тогда цере­мо­нии во время солн­це­сто­я­ний про­во­ди­лись наряду с цере­мо­ни­ями в дни рав­но­ден­ствий, а в эпоху Нового храма цере­мо­нии во время солн­це­сто­я­ний стали основ­ными. Ведь, по сло­вам Джона Рика, в дни зим­него солн­це­сто­я­ния, 21 июня, солнце отра­жа­лось внутрь и осве­щало лицо Лан­сона при помощи системы управ­ле­ния внут­рен­ним осве­ще­нием на основе отра­же­ний, исполь­зу­ю­щей зер­кала из антра­цита[28].

В каче­стве инфор­ма­ции для раз­мыш­ле­ний при­вожу здесь све­де­ния о том, что такое рав­но­ден­ствие и солнцестояние.

Рав­но­ден­ствие – аст­ро­но­ми­че­ское явле­ние, момент, когда центр Солнца в своем види­мом дви­же­нии по эклип­тике пере­се­кает небес­ный эква­тор. Раз­ли­чают весен­нее и осен­нее рав­но­ден­ствие. В север­ном полу­ша­рии весен­нее рав­но­ден­ствие про­ис­хо­дит 20 марта, когда Солнце пере­хо­дит из южного полу­ша­рия в север­ное, а осен­нее рав­но­ден­ствие про­ис­хо­дит 22 или 23 сен­тября, когда Солнце пере­хо­дит из север­ного полу­ша­рия в южное. В южном полу­ша­рии, где и нахо­дится Чавин-де-Уантар, весен­нее рав­но­ден­ствие про­ис­хо­дит в сен­тябре (22 или 23 сен­тября), а осен­нее в марте (20 марта). В дни рав­но­ден­ствия день почти равен ночи, а Солнце вос­хо­дит почти точно на востоке и захо­дит почти точно на западе.

image032Фото 19. Поло­же­ние Земли на орбите в моменты: лет­него солн­це­сто­я­ния (слева), зим­него солн­це­сто­я­ния (справа), осен­него рав­но­ден­ствия (спе­реди) и весен­него рав­но­ден­ствия (сзади) отно­си­тельно север­ного полу­ша­рия[28]

Солн­це­сто­я­ние – аст­ро­но­ми­че­ское собы­тие, момент про­хож­де­ния цен­тра Солнца через точки эклип­тики, наи­бо­лее уда­лен­ные от эква­тора небес­ной сферы и назы­ва­е­мые точ­ками солн­це­сто­я­ния. В южном полу­ша­рии лет­нее солн­це­сто­я­ние про­ис­хо­дит в декабре (21 или 22 декабря), а зим­нее в июне (20 или 21 июня). День зим­него солн­це­сто­я­ния явля­ется самым корот­ким днем (с самой длин­ной ночью) в году. День лет­него солн­це­сто­я­ния явля­ется самым длин­ным днем (с самой корот­кой ночью) в году.

Между тем, если одной из клю­че­вых состав­ля­ю­щих глав­ной цере­мо­нии были потоки воды, то надо думать, что она про­хо­дила, когда таяли гор­ные лед­ники, кото­рые напол­няли Уачексу. Ведь именно уси­лив­шийся тая­нием лед­ни­ков поток из этой реки исполь­зо­вался в гид­ро­си­стеме Чавина для про­ве­де­ния цере­мо­ний. Но когда тем­пе­ра­тура воз­духа под­ни­ма­лась в вер­хо­вьях Уачексы до уровня, необ­хо­ди­мого для тая­ния лед­ни­ков, – в сен­тябре (22 или 23 сен­тября), в весен­нее рав­но­ден­ствие, или в декабре (21 или 22 декабря), в лет­нее солн­це­сто­я­ние? Сен­тябрь – это наш март, а декабрь – июнь. Правда, необ­хо­димо учи­ты­вать то, что Чавин-де-Уантар – это район тро­пи­ков, но рас­по­ло­жен­ный высоко в горах, сле­до­ва­тельно, тая­ние там начи­на­ется позже, нежели на побе­ре­жье. Кроме того, в глу­бо­кой древ­но­сти кли­мат этих мест мог быть не таким, как сейчас.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 22а | 22b | 22c | 23 |

 


[3] Дэни­кен Э. Небес­ные учи­теля. Кос­ми­че­ский код древ­но­сти (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).

[4] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).

[6] Элфорд А. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[8] http://fr.wikipedia.org/wiki/Chavín

[8а] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).

[9] Элфорд А. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[10] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).

[14] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstveSevernaya-AmerikaYUzhnaya-Amerika/67).

[15] http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Chavin_art

[16] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín

[17] http://www.latinamericanstudies.org/chavin/lanzon.htm

[26] Kolar M. Tuned to the Senses: An Archaeoacoustic Perspective on Ancient Chavín. Published July 22, 2013 (http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin).

[27] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).

[28] Córdova Salinas N. Opus cit.

[29] http://ru.wikipedia.org/wiki/Солнцестояние

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>