Стела Яуи

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

Моно­литы, окон­ча­ние

image001Стела Яуи[i]

image001Фото 1[ii]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок стелы

Суще­ствует еще одна боль­шая моно­лит­ная стела, кото­рая, хотя и была най­дена не в Чавин-де-Уантаре, но, как мне кажется, вполне могла изна­чально при­над­ле­жать этому цере­мо­ни­аль­ному цен­тру. Ее основ­ной фраг­мент был обна­ру­жен неда­леко от города Яуи (Yauya), про­вин­ция Карлос-Фермин-Фитскараль (Carlos Fermín Fitzcarrald), депар­та­мент Анкаш (Ancash). Это место рас­по­ла­га­ется всего в несколь­ких десят­ках кило­мет­ров от Чавин-де-Уантара. Его нашел Хулио Тельо в 1919 г. и назвал стела Яуи (Estela de Yauya).

image005                                   image003Фото 2[iii]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок стелы. Фото 3. Рису­нок отра­жен по вертикали

Счи­та­ется, что камен­ный арте­факт, кото­рый сде­лан в харак­тер­ном чавин­ском стиле, дол­жен был быть в свое время пере­ме­щен в Яую, так как в этом рай­оне нет мест, кото­рые отно­сятся к Пери­оду ста­нов­ле­ния. Между тем, име­ется мест­ная вер­сия появ­ле­ния моно­лита в Яуе, согласно кото­рой, его при­вез зем­ле­вла­де­лец Понсе Леон Мель­га­рехо (Ponce León Melgarejo) из раз­ва­лин Тамбо-Реаль-де-Уанкабамбы (Tambo Real de Huancabamba) в пер­вые деся­ти­ле­тия XIX в. Сей­час стела хра­нится в кол­ле­дже Яуи.

В 1964 г. был най­ден вто­рой фраг­мент стелы. Его нынеш­нее место­на­хож­де­ние неиз­вестно. В 1993 г. был обна­ру­жен тре­тий фраг­мент – верх­няя часть моно­лита. Он лежал на несколько сан­ти­мет­ров ниже поверх­но­сти обра­ба­ты­ва­е­мого поля в Мон­те­ньяй­оке (Montengayoc) неда­леко от Чинчо (Chincho) (в том же дис­трикте Яуи). Сего­дня фраг­мент хра­нится в кол­ле­дже Сан-Диего Чинчо.

Моно­лит, сде­лан­ный из гра­нита, имеет длину 3 м, ширину 50 см и тол­щину 18 см. На его лице­вой поверх­но­сти в высо­ком рельефе пред­став­лено изоб­ра­же­ние сверхъ­есте­ствен­ного суще­ства. Спе­ци­а­ли­сты по доко­лум­бо­вой архео­ло­гии выдви­гали раз­ные пред­по­ло­же­ния о том, что выре­зано на арте­факте. Так, Хулио Тельо счи­тал, что на стеле изоб­ра­жено ихтио­морф­ное боже­ство. Его трак­товка в основ­ном бази­ро­ва­лась на узо­рах, кото­рые, по мне­нию уче­ного, выгля­дят как сти­ли­зо­ван­ные позвонки и чешуйки рыбы. По Джону Роу (John Rowe), это образ кай­мана, срав­ни­мый с изоб­ра­же­нием пары кай­ма­нов на Обе­лиске Тельо. Феде­рико Кауф­ман Дойг (Federico Kauffmann Doig) пред­по­ла­гал, что на стеле изоб­ра­жено лета­ю­щее коша­чье, интер­пре­ти­руя чешуйки как перья.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 22а | 22b | 22c | 23 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>