Культуры Толимы, Кимбаи и Тьеррадентро, Колумбия

Лета­ю­щий дра­кон, окон­ча­ние

Куль­туры Толимы, Ким­баи и Тьер­ра­ден­тро, Колумбия

image032Фото 1[i]. Золо­тые под­вески в одной из вит­рин Музея золота Колумбии

В кол­лек­ции Музея золота Колум­бии содер­жатся золо­тые под­вески, напо­ми­на­ю­щие повозку богов из некро­поля в Ситио-Конте Панамы. Судя по фото­гра­фиям из аль­бома «Музей золота Колум­бии» на Flickr, в вит­ри­нах музея их пред­став­лено несколько экзем­пля­ров. Это гово­рит об устой­чи­вой ико­но­гра­фии образа, т.е. о том, что он не явля­ется слу­чай­ным. Воз­можно, таких под­ве­сок было изго­тов­лено немало для деко­ри­ро­ва­ния обла­че­ний элиты.

Несмотря на свои неболь­шие раз­меры, под­вески состоят и мно­же­ства дета­лей. Но понять, черты каких живот­ных исполь­зо­ваны в их образе, трудно. Так, напри­мер, зад­ние ноги живот­ного у одной фигурки вос­при­ни­ма­ются как ласты, у дру­гой – как кры­лья, а у тре­тьей –  как лапы с ког­тями. Однако у всех фигу­рок есть близ­кие по дизайну эле­менты, кото­рые не могут быть частью живого орга­низма. Они явно руко­твор­ные и состав­ляют нечто, похо­жее на кресло пилота с высо­кой спинкой.

image052Фото 2. Золо­тая под­веска. Раз­меры: 5,7×1,7 см. Время и место созда­ния: 0 – 550 гг. н.э., Кам­по­эр­мосо (Campohermoso), Атако (Ataco), Толима (Tolima). Музей золота Колум­бии[ii]

Наи­бо­лее отчет­ливо черты дракона-ягуара чита­ются на под­веске, кото­рая пока­зана на фото 1 (справа), 2 и 3. Она была най­дена в Кам­по­эр­мосо, Атако, и отно­сится к куль­туре Толимы. Ее раз­меры состав­ляют всего 5,7×1,7 см. На голове у дра­кона рас­по­ла­га­ется слож­ное соору­же­ние, эле­менты кото­рого можно трак­то­вать как птиц с боль­шим клю­вом или как змей, или игуан. Между тем два ответв­ле­ния, иду­щие парал­лельно спинке кресла, кото­рые, кстати, есть у всех под­ве­сок этого рода, здесь напо­ми­нают чле­ни­стые конеч­но­сти насекомого.

image028Фото 3[iii]. Золо­тая под­веска в вит­рине музея

Вто­рая золо­тая под­веска, най­ден­ная в Атако (фото 4 и 6), имеет меньше черт живот­ного, но больше черт повозки и, в част­но­сти, кресла.

image030Фото 4. Под­веска зооморф­ная схе­ма­ти­зи­ро­ван­ная. Инвен­тар­ный № 005872. Раз­меры: 2,8×6,0 см. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Тип: юве­лир­ное искус­ство. Создано: Толима, 1 г. до н.э. – 700 г. н.э. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, Толима, Атако. Музей золота Колум­бии[iv]

image024Фото 5[v]. Под­веска (№ 005872) в вит­рине музея

Под­веска куль­туры Ким­баи (фото 6), выре­зан­ная из камня, инте­ресна тем, что пред­став­ляет дра­кона, кото­рый обла­дает замет­ным сход­ством с дра­ко­ном Кокле из Ситио-Конте. Но узна­ва­е­мых руко­твор­ных эле­мен­тов повозки богов, кото­рые харак­терны для под­ве­сок Кокле и Толимы, у этой фигурки нет. Кроме того, она изоб­ра­жает не дракона-ягуара, а дра­кона в облике кай­мана, кото­рый, как известно, оби­тает и в воде, и на суше.

image042Фото 6. Под­веска. Мате­риал: камень(?). Куль­тура: Ким­бая (Quimbaya), IVVII вв. н.э. Музей золота Ким­баи[vi]

Однако, если при­смот­реться к фигурке кай­мана повни­ма­тель­нее, то у нее можно найти несколько эле­мен­тов, не есте­ствен­ных для созда­ний живой при­роды. Это – полоса с чет­кими пря­мыми линями, иду­щая от кон­чика хво­ста до глаз кай­мана, и две пря­мо­уголь­ные пла­стины, встав­лен­ные в его хвост при­мерно посе­ре­дине. О том, что дракон-кайман летит, а не идет или плы­вет, отчет­ливо гово­рит его поза и, в част­но­сти, согну­тые и раз­ве­ден­ные в сто­роны конеч­но­сти, кото­рые лежат в одной плос­ко­сти с телом животного.

image044Фото 7[vii]. Пек­то­раль с зооморф­ной фигу­рой. Инвен­тар­ный № 024969. Раз­меры: 26,3×33,0 см. Мате­риал и тех­ника: золото, ковка и чеканка. Про­ис­хож­де­ние: Верх­няя Маг­да­лена – Тьер­ра­ден­тро. Куль­тура: Тьер­ра­ден­тро (Tierradentro), Сред­ний период (200 – 900 гг. н.э.). Музей золота Колум­бии[viii]

Такой же дракон-кайман выче­ка­нен на плос­кой золо­той пек­то­рали куль­туры Тьер­ра­ден­тро (фото 7). Но здесь у него отчет­ливо чита­ется еще и голова ягу­ара. Кроме того, изоб­ра­же­ние боже­ства поме­щено на пек­то­раль, выре­зан­ную в форме знака летя­щей птицы. Из этого можно сде­лать вывод, что божество-кайман обоих под­ве­сок явля­лось в пред­став­ле­нии древ­них носи­те­лей куль­тур Ким­баи и Тьер­ра­ден­тро суще­ством, спо­соб­ным дей­ство­вать в трех сти­хиях, как и дра­кон Кокле.

Стоит отме­тить, что дра­кон Тьер­ра­ден­тро, как и дра­кон Ким­баи, выгля­дит как живот­ное, живой орга­низм. Однако, на его спине также раз­ме­щена некая кон­струк­ция. У дра­кона Ким­баи она узкая, состоит из одного ряда выпук­лых пря­мо­уголь­ни­ков, немного про­ги­ба­ется вме­сте с телом и поэтому похожа на обна­жив­шийся хре­бет. Но у дра­кона Тьер­ра­ден­тро кон­струк­ция имеет вид жест­кой рамы с плос­кой гори­зон­таль­ной поверх­но­стью, состо­я­щей из мно­же­ства выпук­лых пря­мо­уголь­ни­ков, выло­жен­ных рядами. Кажется, что она изго­тов­лена из металла. Из таких же пря­мо­уголь­ни­ков, но мень­шего раз­мера, сде­лан и голов­ной убор дра­кона. Он обрам­лен объ­ем­ным изо­гну­тым эле­мен­том, завитки кото­рого создают иллю­зию ушей ягуара.

image032

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>