Музей золота Колумбии

ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ

Золо­тые само­ле­тики, окон­ча­ние

Музей золота Колумбии

image022Фото 1[i]. Часть вит­рины с само­ле­ти­ками Музея золота Колумбии

В Музее золота Колум­бии выстав­лено довольно много золо­тых само­ле­ти­ков. Однако они малень­кие и нахо­дятся в глу­бине вит­рины за стек­лом. Поэтому фото­гра­фи­ро­вать само­ле­тики очень трудно. И только бла­го­даря гос­по­дину Гильермо Вас­кесу (Guillermo Vasquez), кото­рый снял не только полет боль­шой части воз­душ­ного флота Толимы (фото 1), но и каж­дый само­ле­тик отдельно (фото 2 – 5, 15), мы имеем воз­мож­ность их рассмотреть.

image024Фото 2

На фото само­ле­тики все раз­ные. Какие-то из них больше, а какие-то меньше похо­дят на лета­тель­ные аппа­раты богов во плоти. Отли­ча­ются они также худо­же­ствен­ным сти­лем и сте­пе­нью про­ра­ботки дета­лей. Чаще всего у них на носу изоб­ра­жена фигура в форме знака туми, реже – фигура в форме коро­мысла с закру­чи­ва­ю­щи­мися внутрь кон­цами, кото­рая, как и шаро­вид­ные глаза, явля­ется атри­бу­том панам­ского лета­ю­щего дра­кона.

image026Фото 3

image028Фото 4

image030Фото 5

image032Фото 6[ii]

Само­ле­тики, пока­зан­ные на фото 7, хра­нятся в Музее золота Ким­баи (Quimbaya), Колумбия.

image034Фото 7[iii]

Точка зре­ния колум­бий­ских уче­ных на золо­тые само­ле­тики изло­жена в ста­тье «Чтобы рас­смот­реть лучше: само­ле­тики Толимы»[iv] («Para mirarte mejor: los avioncitos del Tolima»), кото­рая опуб­ли­ко­вана на сайте Банка рес­пуб­лики – на стра­ни­цах Музея золота, кото­рый при­над­ле­жит банку. Она сопро­вож­дена фото­гра­фи­ями, кото­рые я при­вожу ниже.

image036Фото 8[v]

Из ста­тьи мы узнаем, что само­ле­тики пред­став­ляют собой под­вески оже­ре­лий, сде­лан­ные мето­дом поте­рян­ного воска. Они про­ис­хо­дят из захо­ро­не­ний, най­ден­ных в муни­ци­па­ли­те­тах Толимы, таких, как Атако (Ataco) и Вена­ди­льо (Venadillo) или Кин­дио (Quindio) и Валье-дель-Каука (Valle del Cauca). Архео­логи не рас­по­ла­гают точ­ными све­де­ни­ями о вре­мени изго­тов­ле­ния под­ве­сок. Однако, по их оцен­кам, юве­лир­ные изде­лия стиля Толимы были про­из­ве­дены в этом реги­оне в тече­ние пер­вых пяти сто­ле­тий после Рож­де­ства Христова.

image038Фото 9[vi]

По мне­нию авто­ров ста­тьи, само­ле­тики объ­еди­няют в себе черты ягу­ара, птицы и рыбы, кото­рые при­сут­ствуют в облике и атри­бу­тике божеств древ­ней Колум­бии. Для того чтобы понять при­чину сме­ше­ния черт этих трех живот­ных в одном суще­стве, они пред­ла­гают обра­титься к рели­гии корен­ных жите­лей страны – шаманизму.

image040Фото 10[vii]

«Его (шама­низма – Ф.Ó.) юве­лир­ные работы, – гово­рится в ста­тье, – были не искус­ством для искус­ства, а искус­ством для рели­гии и вла­сти. Шама­низм явля­ется рели­гией транс­фор­ма­ций и путе­ше­ствий в дру­гие изме­ре­ния, с помо­щью кото­рых шаман ищет доступ в «миры», где он полу­чает пол­но­мо­чия исце­ле­ния, муд­ро­сти и пони­ма­ния сил при­роды. Не имея пись­мен­но­сти, доис­пан­ские индейцы поль­зо­ва­лись в своей науке сим­во­лами эле­мен­тов, кото­рые их окру­жали: мир внизу – тем­ный, жен­ский, влаж­ный, место смерти, и его сим­во­ли­зи­руют лету­чая мышь и рыба; мир вверху – сия­ю­щий, сухой, муж­ской, источ­ник жизни, и его пред­став­ляют птицы и солнце. В нашем мире, сред­нем, очень важно под­дер­жи­вать рав­но­ве­сие для того, чтобы сохра­ня­лась жизнь. Ягуар здесь – наи­бо­лее силь­ное живот­ное, потому что одно­вре­менно с тем, что он уби­вает и пожи­рает, он имеет цвет солнца, кото­рое явля­ется источ­ни­ком жизни. Тот самый цвет золота!

Как только мы отка­жемся от науч­ной фан­та­стики и при­мем иссле­до­ва­тель­ский метод и поста­вим себя на место индей­цев, мы обна­ру­жим, что эти золо­тые объ­екты явля­ются талис­ма­нами, кото­рые в купе давали тому, кто их носил на своей груди, супер­силы воз­духа, земли и воды, накла­ды­ва­ю­щихся миров шаман­ского космоса».

image042Фото 11[viii]

С точ­кой зре­ния колум­бий­ских уче­ных на место золо­тых само­ле­ти­ков в рели­гии совре­мен­ных корен­ных жите­лей Толимы трудно не согла­ситься. Однако черты ягу­ара у них явно отсут­ствуют. Счи­та­ется, что ягу­ару у само­ле­тика при­над­ле­жит голова. Но при­гля­димся вни­ма­тель­нее к хорошо про­ра­бо­тан­ным фигур­кам, одна из кото­рых дана на фото 11. Такие фигурки сле­дует отне­сти к наи­бо­лее ран­ним образ­цам и счи­тать осно­вой канона, исполь­зо­ван­ного для более позд­них копий.

На кано­ни­че­ских фигур­ках морда живот­ного плос­кая, вытя­ну­тая, с пастью от уха до уха. Она, ско­рее, при­над­ле­жит кро­ко­дилу, нежели ягу­ару. А если быть точ­нее, то пасть при­над­ле­жит само­лету. Исходя из того, что кано­ни­че­ские изоб­ра­же­ния само­ле­ти­ков полны тех­ни­че­ских подроб­но­стей, сле­дует пред­по­ло­жить, что они были сде­ланы худож­ни­ком на основе лич­ного визу­аль­ного опыта. Ско­пи­ро­вав в силу сво­его пони­ма­ния лета­тель­ный и/или пла­ва­тель­ный аппа­рат богов во плоти, он вряд ли мог снаб­дить его голо­вой нико­гда не виден­ного им живот­ного. Ско­рее всего, боги во плоти замас­ки­ро­вали свой аппа­рат под несу­ще­ству­ю­щего зверя, при­дав ему устра­ша­ю­щий вид, чтобы отпуг­нуть мест­ных жите­лей в целях их же без­опас­но­сти. При этом нос аппа­рата они пре­вра­тили в зуба­стую пасть. Такую прак­тику, как пока­зы­вают мои иссле­до­ва­ния, можно счи­тать обычной.

Правда, зубы у дра­кона, пред­став­лен­ного на фото 11, весьма стран­ные. Среди них нет страш­ных длин­ных клы­ков, харак­тер­ных для ико­но­гра­фии Анд­ского мира. Они все плос­кие, имеют форму вытя­ну­того пря­мо­уголь­ника и тесно при­жаты друг к другу. И это неуди­ви­тельно. Ведь зубы изоб­ра­жены с помо­щью трех гори­зон­таль­ных линий, пере­се­чен­ных несколь­кими вер­ти­каль­ными лини­ями под пря­мым углом, т.е. с помо­щью сетки. В резуль­тате пасть дра­кона при­об­рела вид заре­ше­чен­ного или застек­лен­ного про­стран­ства, напри­мер, кабины с пано­рам­ным окном.

image044Фото 12. Под­веска с инвен­тар­ным № 1979.206.782. Метрополитен-музей искусств[ix]

У фигу­рок схо­жего дизайна, кото­рые вхо­дят в кол­лек­цию Метрополитен-музея, пасть той же кон­фи­гу­ра­ции. На фото 12, демон­стри­ру­ю­щем одну из них, хорошо видно, что зубы у дра­кона изоб­ра­жены немного более выпукло и поэтому более похожи на насто­я­щие зубы. Но они сохра­няют форму оди­на­ко­вых вытя­ну­тых по ширине пря­мо­уголь­ни­ков и поэтому никак не соот­вет­ствуют зубам хищ­ного живот­ного, да и живот­ного вообще. Среди мно­же­ства фигу­рок есть такие, у кото­рых зубы имеют замет­ный объем или, напро­тив, вовсе отсут­ствуют. Но ни у одной из них нет клы­ков ягуара.

Вме­сте с тем худож­нику, кото­рый стал осно­во­по­лож­ни­ком канона само­ле­ти­ков, уда­лось довольно точно ско­пи­ро­вать обводы и про­пор­ции аппа­ра­тов. О лета­ю­щих моде­лях, создан­ных на основе золо­тых само­ле­ти­ков из Метрополитен-музея искусств, читайте в сооб­ще­нии «Модели Петера Бел­тинга».

image045Фото 13[x]

Дума­ется, что золо­тые само­ле­тики и золо­тые рыбки в рели­гии Толимы явля­ются схо­жими боже­ствами. Но они, по всей види­мо­сти, были выпол­нены в раз­ное время и по раз­ным изоб­ра­зи­тель­ным кано­нам. Канон само­ле­ти­ков отно­сится к более ран­нему пери­оду в исто­рии Толимы, к тем вре­ме­нам, когда впе­чат­ле­ния от уви­ден­ных кораб­лей богов во плоти еще не стер­лись из памяти. Канон рыбок при­над­ле­жит к более позд­нему пери­оду, когда тех­ни­че­ские эле­менты машины рас­тво­ри­лись в анд­ской сим­во­лике и машина усту­пила место живот­ному – зооморф­ному боже­ству. Оно мыс­лится как сущ­ность, объ­еди­ня­ю­щая в себе свя­щен­ных живот­ных, кото­рые пред­став­ляют три мира анд­ского кос­моса – рыбу, ягу­ара и птицу. При этом на изоб­ра­же­ниях раз­ных кано­нов обычно черты одного из них преобладают.

image047Фото 14[xi]

Таким обра­зом, золо­тые само­ле­тики – это, прежде всего, не модели лета­тель­ных аппа­ра­тов, а пред­меты культа, образы кото­рых имеют в своей основе те впе­чат­ле­ния, кото­рые сло­жи­лись у жите­лей Толимы, когда они наблю­дали машины богов во плоти. Как и сами при­шельцы, их машины были обо­жеств­лены и вос­при­ни­ма­лись людьми как млад­шие боже­ства, слу­жив­шие повоз­ками для богов. По всей веро­ят­но­сти, аппа­раты богов во плоти были обо­ру­до­ваны закры­той каби­ной, поскольку сами боги на само­ле­ти­ках отсут­ствуют. Един­ствен­ными исклю­че­нием может быть само­ле­тик, поме­щен­ный на фото 14 сверху. У него есть деталь, кото­рая очень похожа на фигуру чело­века, сидя­щего на шее дра­кона. Однако сни­мок само­ле­тика, сде­лан­ный несколько в дру­гом ракурсе (фото 15), пока­зы­вает, что это впе­чат­ле­ние, ско­рее всего, обманчиво.

image049Фото 15[xii]

Со вре­ме­нем такое боже­ство утра­тило черты машины, при­няло облик живот­ного и было встро­ено в анд­скую модель кос­моса. (Она, напомню, сло­жи­лась задолго до нашей эры, и обла­дала гео­гра­фи­че­скими и вре­мен­ными осо­бен­но­стями.) В толим­ский кос­мос само­леты вошли как зооморф­ные боже­ства, пред­на­зна­чен­ные для пере­ме­ще­ния богов и обо­жеств­лен­ных пред­ков между мирами. Каж­дое из живот­ных, состав­ля­ю­щих их суть, имело сво­бод­ный доступ в опре­де­лен­ную часть миро­зда­ния, а сле­до­ва­тельно, могло слу­жить про­вод­ни­ком в этот свой мир. А созда­ние, объ­еди­нив­шее в себе всех трех живот­ных, стало уни­вер­саль­ным проводником.

*

image059Фото 16. Зооморф­ный сви­сток (whistle). Инвен­тар­ный № 48.2851. Раз­меры: 8,2×14×11 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Тай­рона. Период: 1000 – 1550 гг. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса, Бал­ти­мор, США[xiii]

Само­ле­тик мне уда­лось найти и среди насле­дия Тай­роны пери­ода 1000 – 1500 гг. Он сде­лан из кера­мики и отно­сится к инстру­мен­там, кото­рые исполь­зо­ва­лись для музы­каль­ного сопро­вож­де­ния цере­мо­ний. По кон­струк­ции и стилю этот арте­факт заметно отли­ча­ется от золо­тых само­ле­ти­ков Толимы. Однако он не менее отчет­ливо пере­дает образ лета­тель­ного и/или пла­ва­тель­ного аппа­рата и несет на себе ту же рели­ги­оз­ную сим­во­лику. Более того, форма кры­льев само­ле­тика не поз­во­ляет оха­рак­те­ри­зо­вать их как части живого суще­ства и назвать их кры­льями птицы или плав­ни­ками рыбы.


image032 image034

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>