1.2. Жертвоприношения ацтеков

КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месоамерике

image0011.2. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ АЦТЕКОВ

Содер­жа­ние
1.2.1. Мифы, освя­ща­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ния и кро­во­пус­ка­ния
1.2.2. Сакра­ли­за­ция войны
1.2.3. Захват плен­ных как основ­ная задача воина
1.2.4. Дина­мика жерт­во­при­но­ше­ний в исто­ри­че­ском кон­тек­сте
1.2.5. Ста­ти­стика и основ­ные спо­собы жерт­во­при­но­ше­ний. Рели­ги­оз­ные празд­ники
1.2.6. Жерт­во­при­но­ше­ния в хра­мо­вом ком­плексе Тено­чтит­лана гла­зами кон­ки­ста­до­ров
1.2.7. Риту­алы кро­во­пус­ка­ния
1.2.8. Кодекс Малья­бекки
.….…..При­ло­же­ния:
.….…..Воин Утрен­ней звезды

.

1.2.1. Мифы, освя­ща­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ния и кровопускания

Самыми древними богами ацте­ков (меши­ков, как они себя назы­вали) были супруги Оме­те­кутли и Оме­си­уатль. У них роди­лось чет­веро сыно­вей, носив­ших одно имя – Тес­кат­ли­пока. Им Оме­те­кутли и Оме­си­уатль вве­рили сотво­ре­ние всех осталь­ных богов, а также мира и насе­лив­ших его народов.

image003image021Фото 1. Кецаль­ко­атль («Пер­на­тый змей»). Лист 62r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Magl. XIII. 3. Тип доку­мента: ману­скрипт.  Время созда­ния: XVI в. Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Ита­лия[1]. Фото 2. Шипе-Тотек («Вла­дыка со сня­той кожей»). Лист 90r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Крас­ный Тес­кат­ли­пока стал изве­стен как Шипе-Тотек. Синий Тес­кат­ли­пока отож­деств­лялся с Уици­ло­по­чтли, пле­мен­ным богом ацте­ков. Чер­ный Тес­кат­ли­пока – един­ствен­ный из всех – сохра­нил свое изна­чаль­ное имя. Функ­ции и атри­буты Белого Тес­кат­ли­поки при­нял Кецаль­ко­атль. Из четы­рех богов наи­бо­лее важ­ными счи­та­лись Кецаль­ко­атль, бла­го­де­тель чело­ве­че­ства, и Чер­ный Тес­кат­ли­пока, бог тьмы и магии. Они сопер­ни­чали друг с дру­гом, и во время их битвы за вер­хов­ную власть во Все­лен­ной были сотво­рены и раз­ру­шены четыре эпохи, кото­рые у ацте­ков назы­ва­ются Солн­цами[2].

image005image007Фото 3. Тес­кат­ли­пока («Дымя­ще­еся зер­кало») «в костюме пол­ко­водца с копье­ме­тал­кой в левой руке и щитом в пра­вой среди зна­ков дыма» (из ком­мен­та­рия к рисунку)[3]. Лист 44v, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­мер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Вати­кана. Фото 4. Уици­ло­по­чтли («Колибри юга»). Лист 89r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Вот что гла­сит ацтек­ское сказание:

«Когда была сотво­рена пер­вая эпоха, Тес­кат­ли­пока пре­вра­тился в Солнце. Земля в то время была насе­лена гиган­тами, питав­ши­мися желу­дями, яго­дами и кореш­ками. Не в силах видеть, как его враг пра­вит Все­лен­ной, Кецаль­ко­атль взял свой посох и изгнал Тес­кат­ли­поку с неба, но побеж­ден­ный бог в порыве яро­сти пре­вра­тился в ягу­ара и уни­что­жил землю. Эта ката­строфа про­изо­шла в 4-й день Ягуара.

Кецаль­ко­атль занял место Тес­кат­ли­поки на небе и создал вто­рую эпоху мира. Миро­зда­ние начало новый отсчет, и земля была засе­лена людьми, питав­ши­мися только кед­ро­выми оре­хами. Эта эра подо­шла к концу в 4-й день Ветра, когда Тес­кат­ли­пока сверг Кецаль­ко­атля и наслал силь­ный ветер, кото­рый раз­ру­шил землю. Несколько спас­шихся людей были пре­вра­щены в обезьян.

Затем Тла­лок, Бог дождя, стал Солн­цем, но Кецаль­ко­атль наслал огонь, погло­тив­ший землю. Это было в 4-й день Дождя, и к концу его почти все люди погибли, за исклю­че­нием несколь­ких, обра­щен­ных в птиц. Нако­нец Чаль­чи­уит­ли­куэ, Богиня воды, взяла на себя обя­зан­но­сти Солнца. Но и ей повезло не больше осталь­ных. В 4-й день Воды ее Все­лен­ная была уни­что­жена пото­пом и те люди, что спас­лись, пре­вра­ти­лись в рыб»[4].

image009Фото 5. Тла­лок («Застав­ля­ю­щий расти»). Лист 44r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Пятое Солнце нача­лось со встречи богов в Тео­ти­уа­кане. На ней было решено, что один из богов при­не­сет себя в жертву и ста­нет новым Солн­цем. Самый сми­рен­ный, нищий и покры­тый язвами бог бро­сился в огонь и воз­ро­дился в образе Солнца. Однако этого было недо­ста­точно. Солнце висело в небе, но не дви­га­лось. В отча­я­нии все осталь­ные боги тоже при­несли себя в жертву, и Солнце, нако­нец, пошло по небу. Но, подобно пред­ше­ству­ю­щим, конец Пятого Солнца был пред­опре­де­лен. В год, закан­чи­ва­ю­щийся 4-м днем Дви­же­ния, мир дол­жен быть раз­ру­шен зем­ле­тря­се­нием[5]. (Счи­та­ется, что эта эра закон­чи­лась в день лет­него солн­це­сто­я­ния в Южном полу­ша­рии – 23 декабря 2012 г.[6], а зна­чит, мы живем в эру Шестого Солнца.) Пятым Солн­цем дол­жен был стать Тес­кат­ли­пока, но им стал Уици­ло­по­чтли, так как его народ – ацтеки – заняли гос­под­ству­ю­щее поло­же­ние в своем мире, полу­чив власть над столь мно­гими наро­дами и зем­лями[7].

image011Фото 6[8]. Жерт­вен­ный камень («Камень Солнца») с изоб­ра­же­нием четы­рех эр и кален­даря. Раз­меры: диа­метр 3,60 м, тол­щина 1,22 м. Вес: 24 т. Мате­риал: базальт.  Время созда­ния: около 1479 г. Рас­по­ло­же­ние: хра­мо­вый ком­плекс Тено­чтит­лана. Место и время находки: 17 декабря 1790 г., пло­щадь Сокало в цен­тре Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мексика

После сотво­ре­ния Солнца оста­ва­лось снова создать чело­ве­че­ство. По одному из мифов, кото­рый опи­сан в «Легенде Солнц» (Кодекс Чималь­по­пока, 1558 г.), эта задача была пору­чена Кецаль­ко­атлю. Он был послан дру­гими богами в Под­зем­ный мир (Микт­лан) за костями умер­ших, чтобы сотво­рить из них новых людей. После того как Кецаль­ко­атль при­был в Микт­лан, он подо­шел к его хозя­ину – богу Микт­лан­те­кутли и ска­зал ему: «Я при­шел искать цен­ные кости, кото­рые ты хра­нишь, я при­шел за ними». Тогда Микт­лан­те­кутли спро­сил: «Что ты сде­ла­ешь с ними, Кецаль­ко­атль?». На что Кецаль­ко­атль отве­тил: «Боги оза­бо­чены тем, чтобы кто-нибудь жил на Земле». Однако забрать кости у Микт­лан­те­кутли и ожи­вить их ока­за­лось не про­сто. В конце кон­цов потре­бо­ва­лась помощь Сиуа­ко­атль, Богини земли, дето­рож­де­ния и войны. Она измель­чила кости и сло­жила их в «цен­ный таз». «Над ним Кецаль­ко­атль выпу­стил кровь сво­его члена, – гово­рится в Кодекс Чималь­по­пока. – И тут же стали совер­шать обряд пока­я­ния те боги, кото­рые упо­ми­на­лись, – Апан­те­кутли, Гуикт­ло­линки, Тепан­кицки, Тлай­я­ма­нак, Тцон­те­мок и шестой из них Кецаль­ко­атль». В резуль­тате роди­лись «масе­гу­алы (заслу­жен­ные пока­я­нием)». Так «боги совер­шили пока­я­ние» ради ацте­ков[9].

image013image015Фото 7. Микт­лан­те­кутли («Вла­дыка Микт­лана»). Лист 79r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки. Фото 8. Сиуа­ко­атль («Женщина-змея»). Лист 45r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Эра в ацтек­ском кален­даре состо­яла из 100 веков по 52 года. По завер­ше­нии каж­дого века, согласно мифам о миро­зда­нии, миру угро­жала опас­ность быть уни­что­жен­ным. В пять послед­них дней века мог насту­пить конец света, когда звезды и пла­неты пре­вра­тятся в чудо­вищ, кото­рые погло­тят все чело­ве­че­ство, и когда зем­ле­тря­се­ние уни­что­жит Солнце. Никто не мог быть уве­рен, что Солнце снова взой­дет и мир будет в без­опас­но­сти в тече­ние сле­ду­ю­щих 52 лет. Поэтому в конце 52-летнего цикла жрецы совер­шали реша­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ния во время празд­ника свя­зы­ва­ния годов.

С наступ­ле­нием вечера послед­него дня жрецы обла­ча­лись в оде­я­ния богов и про­цес­сией дви­га­лись от Вели­кого храма в городе Тено­чтит­лане до потух­шего вул­кана, назы­ва­е­мого Хол­мом звезды. На его вер­шине стоял храм, гос­под­ство­вав­ший над всей доли­ной. Здесь жрецы-астрономы оста­нав­ли­ва­лись и наблю­дали за дви­же­нием звезды Аль­ци­оны из скоп­ле­ния Плеяд. У под­но­жия вул­кана огром­ная толпа в вол­не­нии ожи­дала ново­стей. В тот момент, когда звезда дости­гала сво­его зенита, жрецы на вер­шине вул­кана хва­тали свя­щен­ную жертву и укла­ды­вали ее на спину на алтаре. На грудь поме­щали дощечку для раз­жи­га­ния огня. Вер­хов­ный жрец брал в руки палочку и вра­щал ее на дощечке до тех пор, пока дерево не начи­нало тлеть. Сердце жертвы выры­вали из груди и бро­сали в огонь, а жрецы раз­ду­вали огонь до тех пор, пока этот «маяк» не ста­но­вился виден из каж­дого уголка долины. Гонцы из всех близ­ле­жа­щих горо­дов опус­кали сос­но­вые факелы в Новый огонь и спе­шили снова зажечь огни в каж­дом мест­ном храме. Одна­жды зажжен­ному, этому огню не давали угас­нуть до окон­ча­ния 52-летнего цикла. На сле­ду­ю­щий день устра­и­ва­лись празд­не­ства и совер­ша­лись жерт­во­при­но­ше­ния[10].

Таким обра­зом, нетрудно заме­тить, что ацтек­ские мифы в их позд­них вари­ан­тах, кото­рые дошли до нас в изло­же­нии испан­ских авто­ров, были при­званы объ­яс­нять важ­ность и неиз­беж­ность чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний и кро­во­пус­ка­ний их необ­хо­ди­мо­стью для под­дер­жа­ния жизни богов и сохра­не­ния миро­зда­ния. При этом мифы моти­ви­ро­вали людей посту­пать так же, как боги, кото­рые пожерт­во­вали своей жиз­нью и кро­вью для того, чтобы Солнце смогло начать свое дви­же­ние по небу, Все­лен­ная могла суще­ство­вать и чело­ве­че­ство воз­ро­ди­лось. А мифы как часть уст­ной тра­ди­ции пере­да­ва­лись из поко­ле­ния в поко­ле­ние, сле­до­ва­тельно, их посту­латы прочно укреп­ля­лись в созна­нии народа.

image025Фото 9[11] и 10[12]. Обо­зна­че­ния «дра­го­цен­ной воды» (чаль­чи­уатль) – жерт­вен­ной крови[13]. Стра­ницы 17 и 10, фраг­менты. Кодекс Бор­джиа (Codex Borgia). Тип доку­мента: ману­скрипт. Мате­риал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Фран­цуз­ский антро­по­лог, спе­ци­а­лист по доко­лум­бо­вым куль­ту­рам Месо­аме­рики Жак Сустель (1912 – 1990) счи­тает, что само­по­жерт­во­ва­ние богов, их смерть, в резуль­тате кото­рой Солнце полу­чило жизнь, «было нача­лом гран­ди­оз­ной драмы, в кото­рой чело­ве­че­ство при­няло на себя роль богов». В своей книге «Ацтеки. Воин­ствен­ные под­дан­ные Мон­те­сумы» он пишет:

«Чтобы Солнце про­дол­жало свой путь по небу, а тьма не погло­тила мир навсе­гда, необ­хо­димо было каж­дый день кор­мить его пищей, «дра­го­цен­ной водой» (чаль­чи­уатль), то есть чело­ве­че­ской кро­вью. Жерт­во­при­но­ше­ние было свя­щен­ной обя­зан­но­стью по отно­ше­нию к Солнцу и необ­хо­ди­мо­стью ради блага людей: без него сама жизнь в мире оста­но­ви­лась бы. Вся­кий раз, когда на вер­шине пира­миды жрец под­ни­мал вверх кро­во­то­ча­щее чело­ве­че­ское сердце, а затем поме­щал его в куа­у­ши­калли, бед­ствие, посто­янно гро­зив­шее обру­шиться на мир, откла­ды­ва­лось в оче­ред­ной раз. Чело­ве­че­ская жертва была алхи­мией, посред­ством кото­рой жизнь дела­лась из смерти, а боги сами подали такой при­мер в пер­вый день созда­ния мира.
Что каса­ется чело­века, его пер­вей­шей обя­зан­но­стью было обес­пе­чи­вать про­пи­та­ние «нашей матери и нашему отцу, Земле и Солнцу», а укло­не­ние от этого озна­чало пре­да­тель­ство по отно­ше­нию к богам и в то же самое время ко всему чело­ве­че­ству, так как все то, что было верно для Солнца, было также верно и для Земли, дождя, роста и всех сил при­роды. Ничто не рож­да­лось и ничто не выжило бы без крови жертв»[14].

 

image013image015image017

 



[1] Рисунки и текст из Кодекса Малья­бекки при­во­дятся по кн.: Кодекс Малья­бекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куп­ри­енко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).

[2] Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[3] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[4] Цит. по: Брэй У. Указ. соч.

[5] Брэй У. Указ. соч.

[6] Алми­стов А.А. Исто­рия и опро­вер­же­ние (раз­об­ла­че­ние) мифа об Апо­ка­лип­сисе («Конце Света») в 2012 г. Опуб­ли­ко­вано: июнь 2012 г. (http://samlib.ru/a/almistow_a_a/atzeki-2012.shtml).

[7] При­ме­ча­ния // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext1.phtml).

[10] Брэй У. Указ. соч.

[13] Согласно ком­мен­та­риям немец­кого этно­и­сто­рика и антро­по­лога Эдварда Селера (1849 – 1922), сде­лан­ным им в 1904 г. (https://www.litmir.me/br/?b=585744&p=1#section_2).

[14] Сустель Ж. Ацтеки: воин­ствен­ные под­дан­ные Мон­те­сумы. Пер. с англ. Л.А. Кар­пова. М.: Центр­по­ли­граф, 2003 (https://books.google.ru/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>