В поисках гробницы императора Ауицотля

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001В ПОИСКАХ ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРА АУИЦОТЛЯ

image001Фото 1. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок Вели­кого храма Теночтитлана

Из исто­ри­че­ских источ­ни­ков известно, что пепел, по край­ней мере, трех импе­ра­то­ров был похо­ро­нен вме­сте с бога­тыми при­но­ше­ни­ями в пре­де­лах Вели­кого храма Тено­чтит­лана. Останки Ашай­я­катля и Тисока были погре­бены на вер­шине храма рядом со свя­ти­ли­щем покро­ви­теля меши­ков Уици­ло­по­чтли, кото­рое рас­по­ла­га­лось на южной поло­вине пира­миды (фото 1). Пепел Ауиц­отля был погре­бен у под­но­жия южной части храма[i]. Однако до сих пор не было най­дено ни одного захоронения.

 image057Моно­лит Тлальтекутли

image003Фото 2[ii]. Макет исто­ри­че­ского цен­тра Мехико в Музее Вели­кого храма. Сни­мок 2015 г. 1 – сто­лич­ный кафед­раль­ный собор и его атриум (зона № 2 рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли) на пло­щади Ману­эля Гамио – 1а; 2 – улица Рес­пуб­лики Гва­те­малы; 3 – дом № 24 по улице Рес­пуб­лики Гва­те­малы (зона № 1 рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли); 4 – Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (место находки моно­лита Тлаль­те­кутли); 5 – руины Вели­кого храма; 6 – место находки моно­лита Кой­оль­ша­уки; 7 – запад­ный (глав­ный) фасад Вели­кого храма; 8 – Дом орлов; 9 – малое цом­пантли

Рас­копки Вели­кого храма нача­лись только в 1978 г., когда при рытье канавы для про­кладки элек­три­че­ского кабеля был най­ден моно­лит Кой­оль­ша­уки (фото 2, № 6). Однако они были весьма затруд­нены, поскольку испанцы воз­вели на месте Тено­чтит­лана свой соб­ствен­ный город. Для того чтобы про­ве­сти рас­копки, при­шлось бы раз­ру­шить коло­ни­аль­ную застройку цен­тра Мехико, кото­рая имеет исто­ри­че­скую ценность.

image005Фото 3. Рас­копки Вели­кого храма в 1978 г.[iii]

В 1985 г. два коло­ни­аль­ных зда­ния на углу улиц Рес­пуб­лики Арген­тины и Рес­пуб­лики Гва­те­малы были настолько повре­ждены зем­ле­тря­се­нием, что их при­шлось сне­сти по указу пра­ви­тель­ства. Оба зда­ния рас­по­ла­га­лись перед раз­ва­ли­нами Вели­кого храма.

 image007 image009Фото 4. Вид на угло­вую часть Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес со сто­роны Вели­кого храма, сде­лан­ный в 1980-х гг. неза­долго до ее обру­ше­ния. Архив фото­гра­фий. Кол­лек­ция Вилласана-Торрес (Villasana-Torres)[iv]. Фото 5[v]. Вто­рая часть Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес, нахо­див­ша­яся напро­тив руин Вели­кого храма до начала рас­ко­пок моно­лита Тлаль­те­кутли. Архив фотографий

Они были частью дома, кото­рый носил назва­ние Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес и фак­ти­че­ски являлся ком­плек­сом зда­ний, кото­рые были постро­ены стена к стене. С 1580 по 1860 г. дом нахо­дился в соб­ствен­но­сти семьи Нава Чавес. Его пер­вым вла­дель­цем был Педро де Нава, кано­ник собора Мехико и быв­ший рек­тор Уни­вер­си­тета. Он не хотел, чтобы после его смерти соб­ствен­ность была раз­де­лена, и поэтому осно­вал май­о­рат (mayorazgo), кото­рый и пере­шел к наслед­ни­кам Педро де Навы[vi]. Поэтому за зда­нием закре­пи­лось назы­ва­ние Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (Casa del Mayorazgo de Nava Chávez – Дом май­о­рата Навы Чавеса). Жители Мехико име­нуют его также Каса-де-лас-Ахаракас (Casa de las Ajaracas) по назва­нию архи­тек­тур­ного орна­мента (аха­рака) в мав­ри­тан­ском стиле, укра­шав­шего фасад зда­ния (фото 4).

image011Фото 6[vii]. Моно­лит Тлаль­те­кутли на месте рас­ко­пок. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 16 ноября 2006 г.

На месте сне­сен­ных зда­ний было решено воз­ве­сти новый Куль­тур­ный центр искусств индей­ских наро­дов. 2 октября 2006 г. при стро­и­тель­стве фун­да­мента цен­тра рабо­чий слу­чайно наткнулся на часть огром­ного моно­лита[viii], на кото­ром было выре­зано изоб­ра­же­ние цици­миме. В резуль­тате на этом участке было ини­ци­и­ро­вано про­ве­де­ние архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок под эги­дой Про­екта Вели­кого храма, осно­ва­те­лем кото­рого явля­ется архео­лог Эду­ардо Матос Мок­те­сума (Eduardo Matos Moctezuma, родился в 1940 г.). В насто­я­щее время им руко­во­дит архео­лог Лео­нардо Лопес Лухан (Leonardo López Luján, родился в 1964 г.).

 image013 image015Фото 7 и 8[ix]. Снимки зоны рас­ко­пок на тер­ри­то­рии Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес

На фото 7 и 8, кото­рые пока­зы­вают рас­по­ло­же­ние зоны архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, видно, что она нахо­дится у под­но­жия запад­ного (глав­ного) фасада Вели­кого храма Теночтитлана.

image017Фото 9[x]. Вид рас­ко­пок на месте зда­ния. Слева: сту­пени лест­ницы Вели­кого храма. Справа: моно­лит Тлаль­те­кутли и вход в вер­ти­каль­ный тон­нель с депо­зи­тами – «глотку» Тлальтекутли

В Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (фото 8) архео­логи обна­ру­жили раз­би­тую на четыре куска пря­мо­уголь­ную плиту с релье­фом, кото­рый они иден­ти­фи­ци­ро­вали как изоб­ра­же­ние Богини Земли Тлаль­те­кутли (Tlaltecuhtli). Ее покры­вал настил из пли­ток, скреп­лен­ных извест­ко­вым рас­тво­ром, кото­рый когда-то состав­лял часть моще­ния пло­щади перед хра­мом. В 2007 г. Эду­ардо Матос и Лео­нардо Лопес заяв­ляли, что моно­лит был закрыт пли­точ­ным насти­лом сразу после уста­новки и при­хо­жане нико­гда его не видели. Уче­ные счи­тали, что настил пред­по­ло­жи­тельно соот­вет­ствует этапу VIa стро­и­тель­ства Вели­кого храма (в прав­ле­ние Ауиц­отля, 1486 – 1502 гг.) или этапу VII (в прав­ле­ние Мон­те­сумы II, 1502 – 1520 гг.)[xi].

image019Фото 10. Архео­лог и физи­че­ский антро­по­лог Симена Чавес (Ximena Chavez) очи­щает моно­лит и берет образцы, кото­рые будут про­ана­ли­зи­ро­ваны на следы крови от чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Сни­мок опуб­ли­ко­ван в 2009 г.[xii]

По своим раз­ме­рам моно­лит пре­вос­хо­дит най­ден­ные ранее Камень Солнца и диск с релье­фом Кой­оль­ша­уки. Его вес состав­ляет 12,35 т, длина 4,17 м, ширина 3,62 м, тол­щина 0,38 м[xiii].

image021Фото 11. Моно­лит Богини Земли Тлаль­те­кутли. Раз­меры: длина 4,17 м, ширина 3,62 м, тол­щина 0,38 м. Вес 12,35 т. Мате­ри­алы: розо­вый анде­зит, краски. Место находки: архео­ло­ги­че­ский сайт Вели­кого храма Тено­чтит­лана, исто­ри­че­ский центр Мехико. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мек­сика[xiv]

Изоб­ра­же­ние богини было выре­зано из цель­ного куска розо­вого анде­зита, достав­лен­ного из окрест­но­стей Тенай­уки (Tenayuca). Затем его рас­кра­сили яркими крас­ками, как и Камень Солнца, и диск Койольшауки.

Руки и ноги богини снаб­жены ког­тями, а ниж­ней части ее лица при­даны черты черепа ске­лета. Эти осо­бен­но­сти отно­сят богиню к цици­миме. Она пока­зана в позе роже­ницы. Ее колени и локти несут на себе изоб­ра­же­ния чере­пов. Черепа со скре­щен­ными костями также состав­ляют юбку Тлаль­те­кутли. При обна­ру­же­нии ее голова была ори­ен­ти­ро­вана на запад, а ноги – на восток[xv].

image023Фото 12. Изоб­ра­же­ние цве­то­вой и скульп­тур­ной рекон­струк­ции моно­лита Тлаль­те­кутли на основе его фото­гра­фии, кото­рая была рас­кра­шена с уче­том сохра­нив­шихся на моно­лите сле­дов кра­соч­ного слоя[xvi]

С помо­щью ком­пью­тера уче­ные сде­лали вир­ту­аль­ную рекон­струк­цию арте­факта. Они вос­ста­но­вили цен­траль­ную часть моно­лита и рас­кра­сили его в соот­вет­ствии с сохра­нив­ши­мися сле­дами кра­соч­ного слоя (фото 12). Рекон­струк­ци­он­ное изоб­ра­же­ние пока­зы­вает, что в цен­тре тела Тлаль­те­кутли был поме­щен крас­ный круг со сто­я­щей фигу­рой чело­века внутри. Из круга исхо­дит поток крови, кото­рый попа­дает в рот богини.

image025 image027Фото 13. Тлаль­те­кутли гло­тает погре­баль­ное фардо. Кодекс Фейервари-Майера, стра­ница 40, фраг­мент. Фото 14. Тлаль­те­кутли гло­тает погре­баль­ное фардо бога Тлаль­чи­то­на­тиу (Tlalchitonatiuh – «Закат­ное солнце»). Бур­бон­ский кодекс, лист 16r, фраг­мент[xvii]

Эду­ардо Матос и Лео­нардо Лопес харак­те­ри­зуют Тлаль­те­кутли как «роди­теля и пожи­ра­теля жизни»: «Подобно богам смерти, Тлаль­те­кутли при­ни­мает на себя двой­ную роль в кос­мосе. С одной сто­роны, она имеет гене­ра­тив­ные функ­ции как в рас­ти­тель­ном цикле, так и в зача­тии и рож­де­нии людей, с дру­гой – она нена­сыт­ная пожи­ра­тель­ница крови и тру­пов. Фак­ти­че­ски, она не только съе­дает мир­ские суще­ства, оби­та­ю­щие на поверх­но­сти земли, но каж­дый вечер погло­щает Солнце, извер­гая его на рас­свете»[xviii].

Вме­сте с тем смерть пра­ви­теля имела огром­ное кос­мо­ло­ги­че­ское зна­че­ние. Импе­ра­тор рас­це­ни­вался как пер­сона, наи­бо­лее близ­кая к Уици­ло­по­чтли. Его отсут­ствие срав­ни­ва­лось с затме­нием солнца, с тьмой. Появ­ле­ние нового пра­ви­теля было воз­вра­ще­нием света[xviiia].

image001Фото 15[xix]. Год 10 Кро­лик (1502 г.): смерть Ауиц­отля и при­ход к вла­сти Мон­те­сумы II. Лист 41r, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Объем: 50 листов.  Раз­меры листа: 21×30 см. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж

image031Между ког­тями пра­вой ноги богини выре­зана дата. Ее изоб­ра­же­ние состоит из головы кро­лика, кото­рую окру­жают 12 круж­ков. 10 из них как бы обра­зуют его тело, а 2 – нахо­дятся перед его мор­доч­кой. Полу­ча­ется год 12 Кро­лик. Однако можно опи­сать изоб­ра­же­ние и по-другому: 2 кружка рас­по­ла­га­ются спе­реди головы кро­лика, а 10 – сзади, что поз­во­ляет про­честь дату как две разные.

В тол­ко­ва­нии этого изоб­ра­же­ния, изло­жен­ном в ста­тье «Богиня Тлаль­те­кутли из Каса-де-лас-Ахаракас и импе­ра­тор Ауиц­отль» (2007)[xx], Эду­ардо Матос и Лео­нардо Лопес отдали при­о­ри­тет раз­дель­ному про­чте­нию даты. Они посчи­тали, что на моно­лите выре­зан год 10 кро­лик (1502), в кото­ром умер импе­ра­тор Ауиц­отль, согласно анна­лам Кодекса Теллериано-Ременсис (фото 15). Остав­ши­еся два кружка вме­сте со зна­ком кро­лика состав­ляют, по мне­нию уче­ных, кален­дар­ное имя Бога пульке – 2 Кро­лик. Оно в свою оче­редь отсы­лает к году 8 Кре­мень (1500), кото­рый в риту­аль­ном кален­даре тональ­по­уалли (tonalpohualli) свя­зан с Богом пульке. В год 8 Кре­мень во время навод­не­ния Ауиц­отль сильно уда­рился голо­вой о при­то­локу сво­его дворца, когда выби­рался из потока воды, обру­шив­ше­гося на Тено­чтит­лан. Полу­чен­ная травма послу­жила впо­след­ствии при­чи­ной его смерти. Эта вер­сия, как ука­зы­вают Эду­ардо Матос и Лео­нардо Лопес, опи­сана в тру­дах мек­си­кан­ского исто­рика коло­ни­аль­ной эпохи Фер­нандо де Альвы Ишт­лиль­шо­читля (1578⁄1580 – 1650) и «веду­щего фран­цис­кан­ского лето­писца сво­его поко­ле­ния»[xxi], каким счи­та­ется монах Хуан де Торкве­мада (1562 – 1624). Между тем, согласно анна­лам Кодекса Теллериано-Ременсис, навод­не­ние слу­чи­лось в год 7 Трост­ник (1499).

image033Фото 16[xxii]. «В год две­на­дцать кро­ли­ков и в 1487 по-нашему мешики под­чи­нили Шики­пилько». Лист 37v, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис

В своей ста­тье 2007 г. Эду­ардо Матос и Лео­нардо Лопес рас­смат­ри­вали также вари­ант даты 12 Кро­лик, кото­рая, по под­сче­там мек­си­кан­ского свя­щен­но­слу­жи­теля и исто­рика Чималь­па­ина (Chimalpahin, 1579 – 1660), соот­вет­ствует 1478 г. Тогда, по сло­вам Чималь­па­ина, про­изо­шло неза­бы­ва­е­мое сол­неч­ное затме­ние: «было съе­дено солнце, много появи­лось звезд; слу­чи­лось в день Один Олин по счету дней, а затем появи­лись пожи­ра­тели людей, цици­миме, при­ле­тели опу­ститься на лес». По пове­рьям ацте­ков, цици­миме – это чудо­вища, кото­рые во время сол­неч­ного затме­ния спус­ка­ются на землю с небес, чтобы пожи­рать людей. А Тлаль­те­кутли на моно­лите пред­став­лена именно в образе цици­миме. Однако анналы Кодекса Теллериано-Ременсис (фото 16) не под­твер­ждают факт сол­неч­ного затме­ния в 1478 г. Не было оно отме­чено и в бли­жай­шие к этой дате годы.

image035Фото 17. Лист 31r. Кодекс Теллериано-Ременсис

Между тем на листе 31r анна­лов Кодекса Теллериано-Ременсис можно найти еще один год, обо­зна­чен­ный как 12 Кро­лик – 1426 г. Собы­тия, про­изо­шед­шие в этом году, каза­лось бы, иде­ально соот­вет­ствует изоб­ра­же­ниям на моно­лите Тлаль­те­кутли. На листе 31r (фото 17) пред­став­лены глифы 16 лет. Однако индей­ский автор пик­то­гра­фи­че­ского тек­ста рас­ска­зы­вает только о годе 12 Кро­лик, что сви­де­тель­ствует о его важ­но­сти в исто­рии меши­ков. Худож­ник изоб­ра­жает, в част­но­сти, смерть пра­ви­теля Тено­чтит­лана – Чималь­по­поки, а также затме­ние солнца. В тол­ко­ва­нии сцен пик­то­гра­фи­че­ского тек­ста гово­рится: «В год 12 Кро­лик убит ору­жием пра­ви­тель Чималь­по­пока, пра­ви­тель – Иско­уатль. Захва­тили сто­лицу Маштла и Тла­ка­те­отль из Тла­те­лолько. Затме­ние Солнца, земля под затме­нием»[xxiii].

Известно, что мешики дол­гое время нахо­ди­лись в вас­саль­ной зави­си­мо­сти от цар­ства тепа­не­ков со сто­ли­цей в Аска­по­цалько. В 1426 г. царь тепа­не­ков Тесо­со­мок умер, и трон Аска­по­цалько пере­шел к Маштле, злей­шему врагу Тено­чтит­лана. Маштла орга­ни­зо­вал убий­ство пра­ви­теля Тла­те­лолько, а затем и тре­тьего пра­ви­теля Тено­чтит­лана – Чималь­по­поки. Наслед­ни­ком Чималь­по­поки стал Ицко­атль (1427 – 1440), создав­ший гран­ди­оз­ный союз горо­дов с целью осво­бо­диться из-под вла­сти Аска­по­цалько. К 1428 г. власть Аска­по­цалько рух­нула, и мешики обрели сво­боду[xxiv].

Оче­видно, что собы­тия 1426 г. стали пово­рот­ными в исто­рии меши­ков. Поэтому они вполне могли быть отме­чены уста­нов­кой такого гран­ди­оз­ного мемо­ри­ала, как огром­ный моно­лит Тлаль­те­кутли в образе цици­миме. Однако спе­ци­а­ли­сты счи­тают, что знак солнца, нари­со­ван­ный над голо­вой пер­со­нажа в голу­бом доспехе на листе 31r, не свя­зан с затме­нием, а явля­ется частью его имени – Тла­ка­те­отль («Сия­ю­щее солнце»)[xxv].

Таким обра­зом, сле­дует заклю­чить, что суще­ствует неко­то­рое коли­че­ство воз­мож­ных про­чте­ний даты, выре­зан­ной между ког­тями Тлаль­те­кутли. Однако мек­си­кан­ские архео­логи отдали пред­по­чте­нию вари­анту 10 Кро­лик, кото­рый соот­вет­ствует году смерти Ауиц­отля. В итоге они выдви­нули пред­по­ло­же­ние о том, что моно­лит ука­зы­вает на место кре­ма­ции и погре­бе­ния Ауиц­отля. Ибо помимо даты смерти импе­ра­тора на нем выре­зана богиня Тлаль­те­кутли, кото­рая в пред­став­ле­нии ацте­ков, пожи­рала мерт­вых, а затем давала им новую жизнь. Кроме того, моно­лит нахо­дился перед запад­ным, глав­ным фаса­дом Вели­кого храма, где про­хо­дили цере­мо­нии кремации.

Так, в мате­ри­але «Про­ект Вели­кого храма (1991 – 2017): два­дцать пять лет дея­тель­но­сти» Лео­нардо Лопес отме­чает, что сек­тор, рас­по­ло­жен­ный у под­но­жия Вели­кого храма, согласно исто­ри­че­ским источ­ни­кам XVI в., «был риту­аль­ным про­стран­ством выс­шего порядка, где имели место цере­мо­нии, свя­зан­ные с пре­об­ра­зу­ю­щей силой огня». «В хро­ни­ках также ука­зы­ва­ется, что в этой зоне были пре­даны огню дере­вян­ные ста­туи куп­цов, уби­тых в ходе какой-то ком­мер­че­ской экс­пе­ди­ции, и были кре­ми­ро­ваны тела монар­хов, – пишет он. – Их останки были похо­ро­нены очень близко, вме­сте с их лич­ными вещами и бога­тыми погре­баль­ными при­но­ше­ни­ями. У нас есть све­де­ния о том, что это про­изо­шло с Ашай­я­кат­лем, Тисо­ком и Ауиц­от­лем. Исходя из исто­ри­че­ской инфор­ма­ции, содер­жа­щейся в этих доку­мен­тах, из архео­ло­ги­че­ского откры­тия моно­лита Тлаль­те­кутли у под­но­жия Вели­кого храма… и из мифо­ло­ги­че­ский роли, кото­рую это боже­ство имело как пожи­ра­тель чело­ве­че­ских тру­пов и самого Солнца, мы пред­ло­жили в 2007 г., что скульп­тура могла скры­вать под своей огром­ной мас­сой гроб­ницу упо­мя­ну­того суве­рена…»[xxvi].

image037Фото 18. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок (2007) участка Вели­кого храма, на кото­ром пока­зано место рас­по­ло­же­ния моно­лита Тлаль­те­кутли (согласно пред­по­ло­же­ниям уче­ных, сде­лан­ным в 2007 г.): 1 – Вели­кий храм; 2 – Дом орлов; 3 – Вели­кое цом­пантли; 4 – плита с изоб­ра­же­нием Тлаль­те­кутли, покры­ва­ю­щая плат­форму куа­у­ши­калько[xxvii]; 5 – малое цом­пантли

Сразу после откры­тия моно­лита Тлаль­те­кутли, до начала углуб­лен­ного архео­ло­ги­че­ского иссле­до­ва­ния зон, нахо­дя­щихся вокруг плиты и под ней, уче­ные пред­по­ло­жили, что она может покры­вать цилин­дри­че­скую плат­форму куа­у­ши­калько (соору­же­ния для кре­ма­ции тел). На иллю­стра­ции к своей ста­тье «Богиня Тлаль­те­кутли из Каса-де-лас-Ахаракас и импе­ра­тор Ауиц­отль» Эду­ардо Матос и Лео­нардо Лопес поме­стили куа­у­ши­калько, накры­тое пли­той, на цен­траль­ной оси восток-запад пира­миды и довольно далеко от ее под­но­жия (фото 18). Видимо, именно так они пред­став­ляли себе гроб­ницу импе­ра­тора Ауиц­отля, вели­кого заво­е­ва­теля, заста­вив­шего народы тре­пе­тать при имени Тено­чтит­лана. Однако полу­чив больше дан­ных в ходе после­ду­ю­щих рас­ко­пок, уче­ные при­шли к выводу о том, что плита рас­по­ла­га­лась у самых сту­пе­ней храма и была на 3 м сме­щена от цен­траль­ной оси на сто­рону Тла­лока (фото 19). Забе­гая впе­ред, скажу, что куа­у­ши­калько было най­дено архео­ло­гами не под пли­той, а рядом с ней.

image039Фото 19. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок (2010) Вели­кого храма пери­ода прав­ле­ния Ауиц­отля, пока­зы­ва­ю­щий рас­по­ло­же­ние моно­ли­тов Кой­оль­ша­уки (Е) и Тлаль­те­кутли (F)[xxviii]

image015image017



[i] López Luján L. The Offerings of the Templo Mayor of Tenochtitlan. UNM Press, 2005 (https://books.google.ru/).

[iii] Arqueología Mexicana, edición especial n. 56, junio de 2014 ( http://www.mesoweb.com/about/articles/AM-es-056.pdf ).

[vi] López Luján L. Tlaltecuhtli. México, INAH/Fundación Conmemoraciones 2010 / INAH, 2010 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Tlaltecuhtli-2010.pdf).

[viii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (2007 – 2014) // Arqueología Mexicana, edición especial n. 56, junio de 2014 ( http://www.mesoweb.com/about/articles/AM-es-056.pdf ).

[ix] López Luján L. Tlaltecuhtli.

[x] López Luján L., Argüelles A., Sugiyama S. Más reliquias teotihuacanas en ofrendas de Tenochtitlan // Arqueología Mexicana. № 118. 2012 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM118.pdf).

[xi] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).

[xii] Scrivener L. Lost Aztec tomb lies under Mexico City // Toronto Star Newspapers Ltd. June 16, 2009 (https://www.thestar.com/news/world/2009/06/16/lost_aztec_tomb_lies_under_mexico_city.html).

[xiii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (2007 – 2014).

[xv] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.

[xvi] López Luján L. (coord.). Nuestra sangre, nuestro color: la escultura polícroma de Tenochtitlan. Exposición temporal en el Museo del Templo Mayor, Ciudad de México, INAH, 2017 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Sangre.pdf).

[xvii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.

[xviii] Matos Moctezuma E. López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.

[xviiia] Chávez Balderas X. Rituales funerarios en el Templo Mayor de Tenochtitlan. 2003 (https://www.researchgate.net/publication/31855774_Rituales_funerarios_en_el_Templo_Mayor_de_Tenochtitlan_X_Chavez_Balderas).

[xx] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.

[xxiii] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[xxiv] Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[xxv] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос).

[xxvi] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).

[xxvii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl.

[xxviii] López Luján L. Tlaltecuhtli.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>