Ритуальные депозиты

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

В поис­ках гроб­ницы импе­ра­тора Ауиц­отля, про­дол­же­ние

image001

Риту­аль­ные депозиты

В 2007 г. архео­логи уда­лили четыре фраг­мента моно­лита Тлаль­те­кутли и смогли начать рас­копки поме­ще­ния с риту­аль­ным депо­зи­том, кото­рое было обна­ру­жено ранее рада­ром. Они нашли вход в ком­нату с низ­ким потол­ком, кото­рая нахо­ди­лась на глу­бине 5 м. Про­ход к ней был запол­нен водой, кам­нями и гря­зью. Работы заняли шесть меся­цев. Они про­во­ди­лись очень мед­ленно и акку­ратно во избе­жа­ние оползней.

 image041 image043Фото 1[i] Ком­ната с при­но­ше­нием № 126. Фото 2[ii]. Камен­ная ячейка (tezontle), в кото­ром оно находилось

В ком­натке под моно­ли­том Тлаль­те­кутли лежало самое боль­шое при­но­ше­ние, най­ден­ное до тех пор (при­но­ше­ние № 126). (Место его рас­по­ло­же­ния отно­си­тельно моно­лита пока­зано на фото 6.) Лео­нардо Лопес оце­нил этот депо­зит как, «бес­спорно, бога­тей­ший кон­текст, когда-либо откры­вав­шийся в исто­рии мек­си­кан­ской архео­ло­гии»[iii].

image045Фото 3. Камен­ная фигурка Бога огня Шиуте­кутли (Xiuhtecuhtli – «Вла­сте­лин Бирюзы»), комки копала и ске­лет меч-рыбы из при­но­ше­ния № 126[iv]

При­но­ше­ние № 126 содер­жало 8500 костей живот­ных, риту­аль­ные ножи, ракушки и кораллы, сосуд с зер­ном, ста­ту­этку Бога огня – всего 12 992 архео­ло­ги­че­ских объ­екта[v]. Это богат­ство (фото 1 – 3) нахо­ди­лось в гигант­ской пря­мо­уголь­ной ячейке из бло­ков вул­ка­ни­че­ской породы (tezontle). Однако внутри нее остатки кре­ма­ции не были обнаружены.

image047Фото 4. Создан­ное с помо­щью лазер­ного ска­ни­ро­ва­ния трех­мер­ное изоб­ра­же­ние плиты с релье­фом Тлаль­те­кутли и входа в шахту около ее головы, где было най­дено шесть при­но­ше­ний[vi]

Позже уче­ные иссле­до­вали вер­ти­каль­ную шахту или тон­нель (коло­дец), вход в кото­рый был рас­по­ло­жен у головы Тлаль­те­кутли (фото 4). Шахта пред­став­ляла собой уни­каль­ную архи­тек­тур­ную струк­туру, состо­яв­шую из 16 четы­рех­уголь­ных бло­ков анде­зита весом почти по пол­тонны каждый.

image049Фото 5[vii]. «Глотка» Тлальтекутли

Блоки обра­зо­вали рамку в виде пере­вер­ну­той сту­пен­ча­той пира­миды (фото 5). Она, по-видимому, ими­ти­ро­вала сту­пен­ча­тую глотку Тлаль­те­кутли в ипо­стаси реп­ти­лии, кото­рая, как гово­рится в кодек­сах, загла­ты­вает чело­ве­че­ские суще­ства[viii]. В шахте архео­логи обна­ру­жили шесть при­но­ше­ний. Наи­бо­лее впе­чат­ля­ю­щим ока­за­лось при­но­ше­ние № 125, кото­рое нахо­ди­лось в верх­ней части шахты.

image049Фото 6[ix]. Рекон­струк­ция шахты с при­но­ше­ни­ями. Фраг­мент инфо­гра­фи­че­ского рисунка 2010 г.

Вход в шахту был запе­ча­тан плом­бой из шту­ка­турки. Уда­лив ее, архео­логи нашли 21 риту­аль­ный нож из белого кремня. Тек­патли были окра­шены в крас­ный цвет и пред­став­ляли собой, по мне­нию уче­ных, зубы и десны чудо­вищ­ной Тлаль­те­кутли. Про­дол­жив копать вглубь, они обна­ру­жили свер­ток из листьев агавы, внутри кото­рого нахо­ди­лись раз­лич­ные пер­фо­ра­торы из кости ягу­ара для риту­ала кро­во­пус­ка­ния, а также бруски копала, перья и бусы из неф­рита[x], кото­рый ацтеки ценили дороже золота.

image053Фото 7[xi]. При­но­ше­ние № 125 в камен­ной ячейке

В несколь­ких мет­рах ниже свертка было обна­ру­жено вто­рое при­но­ше­ние. Как и при­но­ше­ние № 126, оно хра­ни­лось в камен­ной ячейке. Ему был при­своен № 125. При­но­ше­ние состо­яло из 3800 эле­мен­тов, рас­пре­де­лен­ных по трем слоям, соот­вет­ству­ю­щим уров­ням ацтек­ского кос­моса (см. фото 9)[xii].

image051Фото 8. Фраг­мент при­но­ше­ния № 125, в кото­рое вхо­дили, в част­но­сти, 22 пред­мета из чистого золота, в том числе серьги, носо­вое кольцо и пек­то­раль в форме диска[xiii]

Пер­вый слой вклю­чал в себя ске­леты двух цар­ских орлов, сим­во­лов солнца. Их тела были ори­ен­ти­ро­ваны на запад, а зна­чит, орлы смот­рели в ту сто­рону, где захо­дит солнце. Орлов сопро­вож­дали укра­ше­ния из неф­рита, золота и в том числе золо­тые колокольчики.

image053Фото 9[xiv]. Про­стран­ствен­ная ком­по­новка при­но­ше­ния № 125. Фраг­мент инфо­гра­фи­че­ского рисунка

Вто­рой слой состоял из тысяч мор­ских и прес­но­вод­ных орга­низ­мов – рако­об­раз­ных, рыб, ули­ток, раку­шек, мор­ских ежей, корал­лов и мор­ских тара­ка­нов. Согласно миро­воз­зре­нию ацте­ков, этот набор сим­во­ли­зи­ро­вал пер­вый уро­вень Под­зем­ного мира.

В тре­тьем и послед­нем слое, на дне камен­ной ячейки, лежал ске­лет моло­дой вол­чицы или собаки. Собака в пред­став­ле­ниях наро­дов Месо­аме­рики слу­жит про­вод­ни­ком для души покой­ного в ее опас­ном путе­ше­ствии по Под­зем­ному миру. Сле­до­ва­тельно, тре­тий слой депо­зита сим­во­ли­зи­ро­вал более глу­бо­кий уро­вень Миктлана.

image055Фото 10. Сим­вол высо­кого соци­аль­ного ранга в костюме знати – золо­тые коло­коль­чики из при­но­ше­ния № 125[xv]

На собаке был пояс из раку­шек, оже­ре­лье из неф­ри­то­вых бусин и бирю­зо­вые оре­херы. Ее зад­ние лапы укра­шали брас­леты с золо­тыми колокольчиками.

В при­но­ше­ние жрецы поло­жили 27 оде­тых риту­аль­ных ножей[xvi]. 19 из них окру­жали собаку, а 8 – орлов и соот­вет­ственно пред­став­ляли Под­зем­ный и Небес­ный миры.

image061Фото 11. Тек­патль, пред­став­ля­ю­щий Кецаль­ко­атля, встав­лен­ный в осно­ва­ние из копала. Рекон­струк­ция выпол­нена Анной Мира­мон­тес (Ana Miramontes) и Эри­кой Роб­лес (Erika Robles)[xvii]

Риту­аль­ные ножи, кото­рые нахо­ди­лись рядом с орлами, сим­во­ли­зи­руют звезд­ных вои­нов. Они были обес­пе­чены осно­ва­ни­ями из копала в виде усе­чен­ной пира­миды, кото­рые поз­во­ляли им удер­жи­ваться в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, как будто они сто­яли. С помо­щью аппли­ка­ции им сде­лали глаза и зубы. В допол­не­нии ко всему вои­нов снаб­дили мини­а­тюр­ным ору­жием, изго­тов­лен­ным из дерева, кремня и раковин.

image063 image065Фото 12[xviii]. Кецаль­ко­атль в ипо­стаси Бога ветра Эекатля. Лист 61r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип доку­мента: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние, пред­при­ня­тое Жозефом-Флоримоном гер­цо­гом де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921) в 1904 г. в Париже. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Ита­лия. Фото 13. Тек­патль, пред­став­ля­ю­щий Кецаль­ко­атля[xix]

Ножи, кото­рые сим­во­ли­зи­руют пер­со­на­жей Под­зем­ного мира, не имеют лица, воз­можно, потому, что умер­шие изоб­ра­жа­ются с закры­тыми гла­зами. Кроме того, их осно­ва­ния из копала бес­фор­менны или отсут­ствуют вовсе.

image067 image069Фото 14. Теча­лотль (Techálotl – «Боль­шая белка»), дер­жа­щий в пра­вой руке сона­херу, укра­шен­ную белой и крас­ной бума­гой. Лист 64r. Кодекс Малья­бекки. Фото 15. Ски­петр из обси­ди­ана (или сона­хера), золо­тые коло­коль­чики и корич­не­вая тыква, напол­нен­ная веще­ством, похо­жим на табак, окру­жают тек­патль, пред­став­ля­ю­щий бога Теча­лотля[xx] на уровне, сим­во­ли­зи­ру­ю­щем Под­зем­ный мир

Несмотря на раз­ли­чия, ножи Под­зем­ного и Небес­ных миров обна­ру­жи­вают много общих черт. Судя по костю­мам и атри­бу­там, боль­шин­ство из них оли­це­тво­ряет богов – Кецаль­ко­атля (одного из глав­ных богов Месо­аме­рики), Шочи­пилли (Бога музыки и танца) и Теча­лотля (Бога празд­ни­ков, свя­зан­ного с Шочи­пилли, а также одного из богов пульке). Дру­гие ножи пред­став­ляют жре­цов и воинов.

Послед­нее, шестое при­но­ше­ние, обна­ру­жен­ное архео­ло­гами в вер­ти­каль­ной шахте, ока­за­лось на 7 м ниже уровня улицы и содер­жало кера­ми­че­ский кув­шин с 310 буси­нами, оре­хе­рами и фигур­ками из зеле­ного камня[xxi].

Несмотря на то, что шахта хра­нила погре­баль­ные при­но­ше­ния, соот­вет­ству­ю­щие ста­тусу монарха, ни в одной из ячеек не были обна­ру­жены сосуды с пеп­лом. Но уче­ные не сда­лись. На про­тя­же­нии мно­гих лет они про­дол­жали нахо­дить и иссле­до­вать один за дру­гим риту­аль­ные депо­зиты. К 2015 г. было открыто 47 депо­зи­тов, в кото­рых в общей слож­но­сти содер­жа­лось более 60 000 объ­ек­тов. Вме­сте с 12 депо­зи­тами, рас­ко­пан­ными ранее, общее коли­че­ство депо­зи­тов, обна­ру­жен­ных на неболь­шом (всего 445 м2) участке Майорасго-де-Нава-Чавес, к 2017 г. достигло 59[xxii].

 

image013image015image017



[i] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas // National Geographic. 28 de octubre de 2010 (http://www.nationalgeographic.com.es/historia/grandes-reportajes/tras-rastro-los-ultimos-emperadores-aztecas_3358/16).

[ii] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.

[iii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).

[iv] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.

[v] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.

[vi] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.

[viii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.

[x] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.

[xi] Aguirre A.Chávez X. Los cuchillos personificadores de la ofrenda 125 del recinto sagrado de Tenochtitlan (http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/artefacts/los-cuchillos-personificadores).

[xii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.

[xv] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.

[xvi] Рас­сказ об оде­тых ножах осно­ван на ста­тье: Aguirre A.Chávez X. Los cuchillos personificadores de la ofrenda 125 del recinto sagrado de Tenochtitlan (http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/artefacts/los-cuchillos-personificadores).

[xvii] Aguirre A.Chávez X. Opus cit.

[xix] Aguirre A.Chávez X. Opus cit.

[xx] Tras el rastro de los últimos emperadores.

[xxi] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.

[xxii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>