Куаушикалько

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

В поис­ках гроб­ницы импе­ра­тора Ауиц­отля, про­дол­же­ние

 image001

Куа­у­ши­калько

image001Фото 1. План руин Вели­кого храма Тено­чтит­лана по резуль­та­там архео­ло­ги­че­ского Про­екта Вели­кого храма (1991 – 2017)[1]

image003Рас­копки участка Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес при­вели к откры­тию в сен­тябре 2011 г. север­ной части архи­тек­тур­ного объ­екта, кото­рый полу­чил назва­ние соору­же­ния О (фото 1). Его южная часть была най­дена слу­чайно в декабре этого же года на Пло­щади Ману­эля Гамио дру­гой коман­дой архео­ло­гов, рабо­та­ю­щих по Про­грамме город­ской архео­ло­гии (Programa de Arqueología Urbana), кото­рая вхо­дит в Про­ект Вели­кого храма. Соору­же­ние О (на фото[2] слева) пред­став­ляет собой цилин­дри­че­скую плат­форму диа­мет­ром, по раз­ным дан­ным, от 15 до 17 м, высо­той 1,7 м, с остат­ками глав­ной лест­ницы на запад­ной сто­роне[3]. Оно было иден­ти­фи­ци­ро­вано руко­во­ди­те­лем Про­екта Вели­кого храма архео­ло­гом Лео­нардо Лопе­сом Луха­ном как Вели­кое куа­у­ши­калькоУэй-Куа­у­ши­калько (Huei Cuauhxicalco) – место огнен­ных цере­мо­ний и кре­ма­ции пра­ви­те­лей и знати. В отчете по Про­екту Вели­кого храма за 1991 – 2017 гг. он рас­це­ни­вает его обна­ру­же­ние как самый зна­чи­тель­ный резуль­тат работы архео­ло­гов за послед­ние два сезона рас­ко­пок Вели­кого храма – седь­мого (2007 – 2014) и вось­мого (2014 – 2018)[4].

image005Фото 2. Вели­кий храм на макете цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана: 1 – свя­ти­лище Тла­лока; 2 – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 3 – моно­лит Кой­оль­ша­уки; 4 – моно­лит Тлаль­те­кутли; 5 – Вели­кое куа­у­ши­калько; 6 – Вели­кое цом­пантли

Архео­логи счи­тают, что соору­же­ние О было посвя­щено Уици­ло­по­чтли, так как нахо­дится на его сто­роне храма (фото 2). В 2011 г. они отнесли этот объ­ект к фазе IVb (1469 – 1481) стро­и­тель­ства Вели­кого храма и пола­гали, что он был воз­ве­ден во время прав­ле­ния импе­ра­тора Ашай­я­катля[5]. Однако позд­нее уче­ные при­шли к выводу, что Куа­у­ши­калько было постро­ено в эпоху Мон­те­сумы I (1440 – 1469)[6]. Между тем Ауиц­отль нахо­дился у вла­сти в более позд­ний период (1486 – 1502), и поэтому под соору­же­нием О вряд ли могла рас­по­ла­гаться камера с его останками.

image007Фото 3. На рас­коп­ках южной части Куа­у­ши­калько. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 30 ноября 2015 г.[7]

Как и моно­лит Тлаль­те­кутли, Куа­у­ши­калько было замо­щено пли­тами. Дума­ется, что в ходе обнов­ле­ния Вели­кого храма скры­ва­лась от глаз не только его пира­мида, постро­ен­ная преды­ду­щим импе­ра­то­ром, но и те соору­же­ния, кото­рые нахо­ди­лись в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от нее. И если храм нового импе­ра­тора как бы погло­щал ста­рый, то такие объ­екты, как скульп­тур­ные моно­литы и куа­у­ши­калько, покры­ва­лись мостовой.

image009Фото 4. Камен­ные змеи в стене Куа­у­ши­калько[8]

Куа­у­ши­калько постро­ено из кам­ней вул­ка­ни­че­ской породы (tezontle), соеди­нен­ных гли­ной, и ошту­ка­ту­рено. В его боко­вые поверх­но­сти встав­лено 19 зме­и­ных голов. Неболь­шие головы выре­заны туфа, а более круп­ные (от 40 до 45 см) – из базальта. Они сде­ланы по прин­ципу архи­тек­тур­ных гвоз­дей: имеют «шляпку» (голову змеи) и «ножку», кото­рая встав­ля­ется в стену для фик­са­ции[9]. Такое оформ­ле­ние свя­зы­вает Куа­у­ши­калько с пира­ми­дой Вели­кого храма и ее сим­во­ли­кой. Суще­ствуют две близ­кие точки зре­ния, согласно кото­рым, вся пира­мида или только ее южная поло­вина, посвя­щен­ная Уици­ло­по­чтли, сим­во­ли­зи­ро­вала гору Коате­пек (Coatepec – «Зме­и­ная гора»), где родился Уици­ло­по­чтли и одер­жал победу над сво­ими бра­тьями и сест­рой Кой­оль­ша­уки. Поэтому зме­и­ные головы во мно­же­стве укра­шали фасады пира­миды Вели­кого храма. Судя по сохра­нив­шимся остат­кам стен пира­миды, они имели дизайн, схо­жий с тем, что демон­стри­руют зме­и­ные головы Куа­у­ши­калько.

image011Фото 5. Рельеф с гли­фом «война» [10]

Сверху Куа­у­ши­калько укра­шают два камен­ных рельефа, кото­рые были иден­ти­фи­ци­ро­ваны как глифы. Один из них обо­зна­чает слово «война» – йаой­отль (фото 5), а дру­гой – «дра­го­цен­ность» – чаль­чи­уитль (фото 6).

image013Фото 6. Рельеф с гли­фом «дра­го­цен­ность»[11]

В 2012 г. архео­логи заре­ги­стри­ро­вали два при­но­ше­ния, свя­зан­ные с Куа­у­ши­калько. Пер­вым в зад­ней части соору­же­ния они нашли при­но­ше­ние, кото­рое, по их мне­нию, должно было слу­жить для сим­во­ли­че­ского закры­тия про­стран­ства. Оно состо­яло из 45 фраг­мен­ти­ро­ван­ных чере­пов и около 250 ниж­них челю­стей. Из неко­то­рых чере­пов были сде­ланы маски, свя­зан­ные с куль­том Бога смерти Миктлантекутли.

image015Фото 7[12]. Теч­катль. Высота назем­ной части 40 см, под­зем­ной – 12 см. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 25 фев­раля 2013 г.

После уда­ле­ния этого депо­зита архео­логи обна­ру­жили дру­гое при­но­ше­ние, кото­рое было сде­лано для того, чтобы освя­тить Куа­у­ши­калько. Оно вклю­чало в себя жерт­вен­ный камень, или теч­катль (фото 7), кото­рый в своем осно­ва­нии имел пять чере­пов (фото 8), смот­ря­щих на запад. Вполне воз­можно, что изна­чально черепа были частью Вели­кого цом­пантли, потому что у них есть отвер­стия в височ­ной части[13].

image017Фото 8[14]. Пять чере­пов, най­ден­ных под теч­кат­лем. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 25 фев­раля 2013 г.

В авгу­сте и сен­тябре 2012 г. в зоне рас­ко­пок Куа­у­ши­калько были най­дены шесть чаш и восемь обси­ди­а­но­вых лез­вий, кото­рые пред­на­зна­ча­лись пред­по­ло­жи­тельно для риту­ала кро­во­пус­ка­ния (фото 9). Ана­лиз пока­зал, что на лез­виях сохра­ни­лись следы крови. Уче­ные счи­тают, что это при­но­ше­ние могло быть сде­лано на этапе воз­ве­де­ния Куа­у­ши­калько[15].

image019Фото 9[16]. Кера­ми­че­ские чаши и обси­ди­а­но­вые лез­вия. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 25 фев­раля 2013 г.

В 2013 г. архео­логи обна­ру­жили, что к цен­тру Куа­у­ши­калько ведет узкий тун­нель шири­ной 45 см, дли­ной 8,38 м и высо­той 1,5 м. Там они нашли две запе­ча­тан­ные камеры, кото­рые могли хра­нить сожжен­ные останки импе­ра­то­ров. Однако и здесь их ждало разо­ча­ро­ва­ние. Они содер­жали только при­но­ше­ния – всего 38 депозитов.

«В насто­я­щее время, пишет Лео­нардо Лопес в отчете по Про­екту Вели­кого храма за 1991 – 2017 гг., – про­дол­жа­ется поиск цар­ских гроб­ниц, упо­мя­ну­тых в исто­ри­че­ских источ­ни­ках, хотя уже не на цен­траль­ной оси двой­ной пира­миды, а на той, кото­рая пере­се­кает зда­ние в его южной поло­вине, посвя­щен­ной Уици­ло­по­чтли. Именно на этой оси было обна­ру­жено несколько урн с чело­ве­че­скими остан­ками в пер­вом сезоне про­екта»[17].

image021Фото 10[18]. Куа­у­ши­калько и остатки свя­щен­ного дуба. Вести­бюль Музея Вели­кого храма. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 4 ноября 2017 г.

К откры­тию нового вести­бюля Музея Вели­кого храма (2017) на его пло­ща­дях была раз­ме­щена одна из поло­вин Куа­у­ши­калько вме­сте с остат­ками свя­щен­ного дуба – шокотля (xócotl), най­ден­ного рядом (фото 10 и 11). Согласно пред­став­ле­ниям меши­ков, шокотль свя­зы­вал зем­ной мир с небес­ным и под­зем­ным мирами[19].

image023Фото 11. Круп­ный план зме­и­ных голов Куа­у­ши­калько. Вести­бюль Музея Вели­кого храма. Сни­мок 2017 г.[20]

Рас­по­ло­же­ние моно­лита Тлаль­те­кутли, Куа­у­ши­калько и свя­щен­ного дуба отно­си­тельно друг друга и Вели­кого храма можно видеть на снимке обнов­лен­ного рекон­струк­ци­он­ного макета Тено­чтит­лана (фото 12), кото­рый был тор­же­ственно открыт 28 фев­раля 2018 г. на стан­ции метро Сокало, рас­по­ло­жен­ной рядом с архео­ло­ги­че­ской зоной Вели­кого храма.

image025Фото 12. Моно­лит Тлаль­те­кутли (14), Куа­у­ши­калько (11) и свя­щен­ный дуб (12) перед Вели­ким хра­мом. Обнов­лен­ный макет Мешико-Теночтитлана на стан­ции метро Сокало (Zócalo). Сни­мок опуб­ли­ко­ван 28 фев­раля 2018 г.[21]

image013image015image017

 



[1] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).

[3] Reconstruyen en 3D estructuras del Recinto Sagrado de Tenochtitlan // Boletín № 60. 25 de Febrero de 2018 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/6955-reconstruyen-en-3d-estructuras-del-recinto-sagrado-de-tenochtitlan).

[4] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).

[5] El Cuauhxicalco de Templo Mayor, pasado prehispánico que sale a la luz // Boletín UNAM-DGCS-709. Ciudad Universitaria. 1 de diciembre de 2011 (http://www.dgcs.unam.mx/boletin/bdboletin/2011_709.html).

[6] El PAU conmemora 25 años con las más recientes Revelaciones de la arqueología mexica // Boletín  № 143. 27 de Mayo de 2016 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/5297-el-pau-conmemora-25-anos-con-las-mas-recientes-revelaciones-de-la-arqueologia-mexica).

[9] Descubren plataforma de la antigua Tenochtitlan // Boletín. 06 de Octubre de 2011 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/1737-descubren-plataforma-de-la-antigua-tenochtitlan).

[10] El Cuauhxicalco de Templo Mayor, pasado prehispánico que sale a la luz // Boletín UNAM-DGCS-709. Ciudad Universitaria. 1 de diciembre de 2011 (http://www.dgcs.unam.mx/boletin/bdboletin/2011_709.html).

[11] El Cuauhxicalco de Templo Mayor, pasado prehispánico que sale a la luz // Boletín UNAM-DGCS-709. Ciudad Universitaria. 1 de diciembre de 2011 (http://www.dgcs.unam.mx/boletin/bdboletin/2011_709.html).

[13] Ofrendas y tumbas, algunos hallazgos arqueológicos en 2012. Boletín. 28 de Diciembre de 2012 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/1953-ofrendas-y-tumbas-hallazgos-en-2012); El PAU conmemora 25 años con las más recientes Revelaciones de la arqueología mexica // Boletín  № 143. 27 de Mayo de 2016 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/5297-el-pau-conmemora-25-anos-con-las-mas-recientes-revelaciones-de-la-arqueologia-mexica).

[15] Revelan hipótesis de Piedra de Sacrificios // Boletín. 25 de Febrero de 2013 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/3446-revelan-hipotesis-de-piedra-de-sacrificios).

[17] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).

[19] Museo del Templo Mayor se renueva e inaugura exposición conmemorativa // REGIÓNMX. 06 Noviembre 2017 (http://www.regionmx.com/index.php/mas/single-article/viajes/3382-museo-del-templo-mayor-tiene-nuevo-acceso-y-exposicion-conmemorativa).

[20] Museo del Templo Mayor estrena acceso y abre exposición conmemorativa // Boletín. 03 November 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6643-museo-del-templo-mayor-estrena-acceso-y-abre-exposicion-conmemorativa).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>