КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
1.2.9. Цветочные войны
1.2.9.1. История возникновения и практика проведения
С тем чтобы получать пленных воинов для жертвоприношений, ацтеки регулярно организовывали ритуальные сражения. Такое сражение называлось цветочной войной – шочийаойотль (xochiyaoyotl, от xochitl – цветок и yaoyotl – война). Сражения проводились между городами-государствами, входившими в Тройственный союз (Мешико-Теночтитланом, Тлакопаном, Тескоко), располагавшимися в Мексиканской долине, с одной стороны, и соперничавшими с этим союзом городами-государствами долины Пуэблы (Тлашкалой, Уэшотцинко и Чолулой) – с другой.
Фото 1[1]. Карта Ацтекской империи в 1427 – 1520 гг. с указанием территориальных завоеваний отдельных правителей
Такое представление о цветочных войнах является наиболее распространенным в современной литературе. Вместе с тем многим авторам нашего времени цветочные войны видятся чем-то вроде рыцарских турниров, главной целью которых было не убить противника, а взять его в плен, причинив как можно меньше вреда. Эта точка зрения базируется, в частности, на данных, содержащихся в трудах отдельных хронистов, которые приводит в своей книге «Монтесума» (1994) бельгийский историк-месоамериканист Мишель Гролиш (Michel Graulich, 1944 – 2015).
«Некоторые древние историки сообщают, – пишет он, – что сражения должны были повторяться регулярно раз в двадцать дней. Города сражались по очереди. Допустим, в какой-то месяц Мешико и Тлашкала; затем – Тескоко и Уэшотцинко и так далее. Другие утверждают, что о поединках договаривались по необходимости – исходя из указаний жрецов или императора. Бои происходили обычно в одном и том же месте, без какого бы то ни было желания захватить новые территории. При возникновении особых трудностей в одном из сражающихся лагерей битва прекращалась, и противники оказывали друг другу необходимую помощь. Жителям соседних двух долин, в зоне которых происходили военные действия, под страхом смерти на жертвенном камне было запрещено заходить в чужую долину. В подобных случаях на рыцарское отношение не приходилось рассчитывать»[2].
«В первые годы ацтекского государства, – читаем мы о цветочных войнах в книге отечественных авторов «Ацтеки: империя крови и величия» (1997), – эти сражения происходили строго по соблюдаемым правилам. Место для сражения выбирали на границе между двумя враждебными государствами и заранее назначали день. Огромный костер из бумаги и благовоний давал знак к началу наступления. Сама битва тоже отличалась от других войн; не было предварительного обстрела камнями и стрелами, поскольку все стремились продемонстрировать свою доблесть в ближнем бою»[3]. В этой же книге со ссылкой на испанских авторов говорится также о том, что главной задачей воина было не убить противника, а взять в плен, не нанеся ему увечий.
Известно, что цветочные войны были воспеты ацтеками в стихах. Отголоски этой поэзии обнаруживаются в работах историков XVI в., которые основаны на утерянном ныне месоамериканском кодексе начала XVI в. с условным названием Хроника Х (Crónica X). Она послужила источником для «Мексиканской хроники» (1598) ацтека Фернандо де Альварадо Тесосомока (1520⁄1530 – 1610) и «Истории Индий Новой Испании» монаха-доминиканца Диего Дюрана (1537 – 1588), которые позже были использованы метисом Хуаном де Товаром (1547 – 1626) и монахом-иезуитом Хосе де Акостой (1540 – 1600) и являются одними из основных источников письменной информации о доиспанской Мексике[4]. Так, Фернандо де Альварадо Тесосомок определяет цветочную войну как «битву галантную и славную, поле которой усеяно цветами, драгоценными перьями и подобными красным розам телами, почившими в славе и радости, дух которых испытывает удовлетворение от общения с предками»[5]. Нужно отметить, что Тесосомок родился в Теночтитлане и был правнуком императора Ашайякатля по отцу и внуком Монтесумы II по матери. Поэтому к его свидетельствам стоит отнестись с особым вниманием. А он, между тем, прославляя цветочную войну, пишет о поле боя, усеянном убитыми воинами, что идет вразрез с общепринятым представлении об уставе такой войны.
Французский специалист по доколумбовым культурам Месоамерики Жак Сустель (Jacques Soustelle, 1912 – 1990) предполагает, что шочийаойотль появилась после страшного голода, опустошившего Центральную Мексику[6] спустя 10 лет после прихода к власти Монтесумы I в 1440 г.
Фото 2[7]. 1447 г.: «Снег падает на сломанное зеленое дерево, у храма с каменной крышей лежат мертвыми двое мужчин, птица улетает». 1454 г.: «Правитель – Несауалькойотли. Эпидемия кровавой рвоты и смертность»[8]. Лист 32r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: пиктографический документ. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Первая половина правления Монтесумы I была отмечена стихийными бедствиями. Так, в 1446 г. произошло нашествие саранчи. В 1447 г. выпал снег, столь обильный, что своей тяжестью разрушал жилища и ломал деревья. В 1450 г. озерных рыб и животных поразил мор. Холода и заморозки, уничтожившие посевы, продолжались в общей сложности три года – с 1451 по 1453, причем в 1453 г. произошло землетрясение. В 1454 г. Мексиканскую долину охватила великая засуха. С 1450 г. начался сильный голод. Монтесума приказал раздавать пищу голодающим из государственных продовольственных складов и временно отменил сбор обязательной дани. Точно так же поступили Несауалькойотль (Тескоко) и Тотокиуатцин (Тлакопан). Прошел год, запасы кончились, а голод продолжался. Жители стали покидать свои дома в поисках пищи. Очень многие с семьями добровольно отдавались богатым в рабство, чтобы не умереть с голоду. Тяжелым положением жителей Тройственного союза воспользовались тотонаки, народ, с VI в. занимавший побережье Мексиканского залива в районе современных штатов Веракрус, Табаско и Пуэбла. Собрав хороший урожай, они начали за маис покупать в рабство жителей Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана, Шочимилько и других городов. Тотонаки обращали в рабство и тех ацтеков, которые сами переселялись на их земли, ища лучшей доли. Голод и различные несчастья продолжались до 1455 г. – года, завершавшего очередное 52-летие, когда пошли обильные дожди, благодаря которым был собран хороший урожай. Голод и стихийные бедствия на время приостановили завоевательную политику Монтесумы I[9].
Фото 3. Несауалькойотль (Nezahualcoyotl – «Постящийся койот», 1402 – 1472 гг.) – правитель Тескоко. Лист 106r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объекта: манускрипт. Идентификационный № Mexicain 65–71. Размеры листа: 21×31 см. Материал: европейская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испанский. Дата создания: 1550 г. Национальная библиотека Франции, Париж[10]. Несауалькойотль идет с сигнальным барабаном на спине. В руках он держит декорированный перьями щит чималли (chimalli) и макуауитль (macuahuitl) – плоскую деревянную дубинку с обсидиановыми лезвиями, которую европейцы называли мечом
Жак Сустель утверждает, что древние мексиканцы «и в самом деле полагали, что бедствия 1450 года были вызваны слишком маленьким количеством жертв, принесенных богам, что и разбудило их гнев». По словам ученого, «чтобы обеспечить богов пропитанием», им «было жизненно важно оставаться в состоянии войны, и из этой необходимости возникло странное нововведение: война цветов, шочийаойотль»[11]. Поэтому «правители Мешико, Тескоко и Тлакопана, а также владыки Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы взаимно договорились, что в отсутствие войны они будут организовывать сражения с тем, чтобы пленников можно было приносить в жертву богам»[12].
Мишель Гролиш также видит связь между началом проведения цветочных войн при Монтесуме I Старшем и Монтесуме II Младшем и голодом, который поразил города-государства Тройственного союза в их правление. Однако в отличие от Ж. Сустеля он считает, что цветочные войны имели место быть и в те годы, когда Ацтекская империя вела захватнические войны или «умиротворяла» восставшие против их владычества народы. Эта гипотеза подтверждается сведениями о том, что в правление императора Ауицотля (1486 – 1502), на которое пришелся пик ацтекских завоеваний и чудовищных по своим размерам жертвоприношений захваченных воинов, столкновения городов Тройственного союза с городами Уэшотцинко и Тлашкалой периодически возникали. Правда, отечественный историк В.Е. Баглай называет их конфликтами[13]. В то же время эти же «конфликты», происходившие при Монтесуме II, она именует цветочными войнами, видимо, вслед за терминологией, применяемой к ним в испанских документах.
«Жрецам Мешико природная катастрофа представлялась как божье наказание, – аргументирует свою позицию Мишель Гролиш, говоря о стихийных бедствиях и сопровождавшем их голоде при Монтесуме I. – Чтобы умилостивить богов, надо принести им жертвы – человеческие, конечно, – и в большом количестве. И что особенно важно – жертвоприношения должны осуществляться регулярно.
В жертву приносились, как правило, военнопленные. Но войны были непостоянными, а главное – происходили довольно далеко: пленные прибывали лишь время от времени и, кроме того, совершенно ослабленными и истощенными (большинство из них умирали в пути). Чтобы исправить положение вещей, было решено организовать «цветочную войну» (xochiyaoyotl), то есть регулярные сражения между Тройственным Союзом и городами Тлашкалой, Уэшотцинко и Чолулой (ранее Чололланом), находившимися в долине Пуэбла».
По словам М. Гролиша, «идею установить обычай этой ритуальной войны» свидетельства мешиков, восходящие к утерянной Хронике Х, приписывают сиуакоатлю Тлакаелелю, брату-близнецу Монтесумы I. М. Гролиш характеризует Тлакаелеля как «почти что мифический персонаж, оказывавший на историю Мексики мощнейшее влияние в течение полувека». Ссылаясь на факты, изложенные в Хронике Х, М. Гролиш передает разговор, состоявшийся между Монтесумой I и Тлакаелелем незадолго до завершения обновления Великого храма Теночтитлана. Оно было торжественно отмечено в 1450 г.[14]. А значит, голод в стране к этому времени уже начался.
«Монтесума захватил пленных, – пишет М. Гролиш, – и хочет их принести в жертву по поводу торжественного открытия расширенного и обновленного храма Уицилопочтли. Тлакаелель возражает ему в том смысле, что работы в храме еще не закончены. Это, правда, по его мнению, не должно создавать препятствий при подготовке к жертвоприношениям. Будет совершенно неправильно, если Уицилопочтли вынужден будет ожидать случая, когда он сможет подкрепиться. Наоборот, надо открыть для бога своего рода рынок, куда он смог бы отправиться со своей армией для того, чтобы приобрести съедобных воинов. Таким образом, он всегда будет иметь под рукой свой хлеб – только что вышедший из печи, теплый и вкусный.
«Рынком» послужат Тлашкала, Уэшотцинко, Чолула, Атлиско, Текоак и Тлильюквитепек — шесть городов, назначенных богом для своей обслуги. Врагов не нужно будет бесцельно уничтожать, их надо будет лишь хранить для подходящего случая, как провизию или дичь. Установление ритуальной «цветочной» войны сочетает в себе несколько преимуществ. На рынке – поле сражения делаются запасы для богов… В то же время можно будет добиваться славы и почестей, знать не будет сидеть сложа руки, и рядовые воины смогут упражняться в ратном деле и проявлять отвагу. Именно в этих войнах отныне храбрецы будут награждаться драгоценностями и получать повышение в чине. Что касается других врагов, таких, как тараски, йопи, уастеки – продолжает объяснять сиуакоатль Тлакаелель, – то в глазах Колибри-Левши (Уицилопочтли – Ф.Ó.) они не представляют большой ценности. Эти варвары, говорящие на каком-то непонятном языке, – хлеб твердый и невкусный».
Фото 4. Доспехи шестерых воинов-жрецов, которые получили право их носить, потому что захватили двоих, троих, четверых, пятерых и шестерых пленников соответственно. Лист 65r, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Языки: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания[15]
Между тем, по данным М. Гролиша, на совете Тройственного союза идею регулярных, совершаемых по правилам сражений выдвинул присутствовавший на нем Шикотенкатль из Тлашкалы – главного соперника Тройственного союза среди городов долины Пуэблы. А испанский хронист Гомара пишет, что слышал от стариков из Тлашкалы, будто их предки с охотой участвовали в цветочных войнах. «Но что привлекало Тлашкалу в этой войне? – задается вопросом М. Гролиш. – Нигде нет сведений о том, чтобы знаменитый голод был таким же сильным в долине Пуэбла, как в долине Мехико».
Фото 5[16]. Запись о цветочной войне 1467 г. между мешиками и тлашкальтеками, произошедшей за год до смерти Монтесумы I в 1469 г., согласно анналам этого кодекса. Лист 34r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис
Примечательно, что в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис нет какого-либо специального значка, по которому можно было бы определить, является ли та или иная война цветочной. И только на листе 34r нарисована красноречивая идеограмма, которая изображает двух борцов, схвативших друг друга за волосы (фото 5). Персонаж на троне, соединенный с борцами линией, называется в толковании сцены советником. Другой линией он связан с персонажем на троне, фигура которого имеет бόльшие размеры и обозначает, судя по глифу его имени, правителя Тлашкалы. На его голове изображено асташелли – украшение для волос из перьев цапли и пуха орла, которое является символом жертвоприношения воинов. Этот пиктографический текст читается, как «советник предложил помериться силами» правителю Тлашкалы. Следы ног от соединенных линиями фигур ведут к знаку места – черной горе. Основной текст испанского комментария под сценой гласит: «Год Один Тростник и 1467 по-нашему, имели большое сражение мешики и тлашкальтеки на границах Тескоко и Тлашкалы на холме, который они называют Тилокетепетль [tiluquetepel], что означает «Черный холм»»[17]. Этот пиктографический текст на листе 34r, пожалуй, единственный, о котором с достаточной долей уверенности можно сказать, что он говорит о цветочной войне.
Согласно М. Гролишу, цветочная война «не представляла собой какого-то нового изобретения». «Это выражение было употреблено для обозначения конфликта между городами Чалько и Тлакочкалько еще в 1324 году. Но тогда оно использовалось, главным образом, для обозначения не настоящей войны со смертью людей, а исправительно-наказательных поединков, состязаний на копьях и кровопускания, оказывавшегося, как правило, несмертельным. «Цветочная» война между Мешико и Чалько в 1376 году относилась, по-видимому, именно к этому типу, через десять лет положение изменится. В 1387 году убивали уже всерьез, правда, только простых воинов», – сообщает он. (Замечу, что перечисленные войны велись между городами Мексиканской долины. При этом война между Чалько и Тлакочкалько 1324 г. произошла еще до основания Теночтитлана в 1325 г., а две войны между Мешико и Чалько в 1376 и 1387 гг. относятся к тому периода, когда мешики были вассалами Аскапоцалько, а Тройственного союза еще и в помине не было.)
Есть еще довольно много свидетельств, которые противоречат представлениям о цветочных войнах как о «рыцарских турнирах». Они говорят о том, что войны были настоящими. При этом одной из основных целей ведения цветочных войн со стороны Теночтитлана являлось ослабление и подчинение городов долины Пуэблы, которые со временем стали называться «врагами дома». По мнению Гомары, «бои велись ради упражнений и захвата жертв, но особенно потому, что люди Пуэблы не хотели подчиняться мешикам и признавать их богов»[18].
Фото 6[19]. Храм священной войны. Модель храма и икпалли (трон, царский стул) Монтесумы II. Размеры: высота 123 см, ширина 92 см, глубина 100 см. Материал и техника: известняк, резьба. Дата создания: 1507 г. Время и место находки: 1831 г., территория дворца Монтесумы II в историческом центре Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика
Монтесума II Младший[20] также вел цветочные войны с городами-государствами долины Пуэблы. Как и при Монтесуме I Старшем, они начались после голода, который продолжался с 1505 по 1507 г. и был вызван неурожаем в Мексиканской долине. Сильная засуха и неурожай повторились и в 1513 г. (Памятником, выражающим имперскую доктрину священной войны и цветочных войн, в частности, является так называемый Храм священной войны – фото 6, создание которого было приурочено к церемонии связывания годов, проведенной по установлению Монтесумы II в 1507 г.)
По данным Мишеля Гролиша, 1507 г. был годом бурного роста числа столкновений с жителями долины Пуэблы. Однако поначалу Монтесума довольствовался небольшими цветочными сражениями. И вот наконец представились новые возможности для непосредственного вмешательства в дела соседней долины. Далее М. Гролиш приводит описание цветочной войны, которое он дает на основе «Мексиканской хроники» Фернандо де Альварадо Тесосомока. Напомню, что он являлся потомком императоров и соответственно был настроен промешикски. В то же время родственные связи с некогда правившей элитой давали Тесосомоку доступ к той информацией, которая была недоступна другим хронистам. Поэтому его живой рассказ позволяет нам полнее понять, что же на самом деле представляла собой цветочная война, которую он называет «игрой», «славным рыцарским боем», «справедливой войной» и в которой погибло со стороны мешиков и их союзников 8200 человек, включая двоюродных братьев Монтесумы. Кроме того, из этого рассказа мы узнаём, что в цветочных войнах на стороне Теночтитлана (мешиков) принимали участие не только города-государства Тройственного союза – Тлакопан (тепанеки) и Тескоко (акольхи), но также тольтеки, чальки, шочимильки и др.
Предлогом для войны служит жалоба жителей Куаукечоллана и Атцицихуакана на уэшотцинков и атлисков, которые опустошают их огороды и кукурузные поля. Монтесума обещает помочь и объявляет мобилизацию. Король Тулы (Толлана) Иштлильквечауак добивается от Монтесумы милостивого разрешения схватиться с врагом или, возможно, он принимает участие в походе и, улучив момент, предлагает атаковать первым. Вскоре он сталкивается с уэшотцинками в долине Атлиско.
Фото 7[21]. Ацтекские вооружение и экипировка: 1 – 1b – атлатли (atl atl), копьеметалки; 2 – медный топор; 3а – лук; 3b – митль (mitl), стрелы; 4 – макуауитль (macuahuitl), плоская деревянная дубинка с обсидиановыми лезвиями («меч»); 4а – 4с – варианты резных орнаментов на деревянной части макуауитля; 5 – тепоцтопилли (tepoztopilli), копье с деревянным наконечником, на котором укреплены обсидиановые лезвия («алебарда»); 6 – 6с – чималли (chimalli), щиты; 7 – уэуэтль (huehuetl), вертикальный барабан. Лист Е из книги «Ацтекский воин 1325 – 1521 гг.» (Aztec Warrior AD 1325–1521. Osprey Publishing, 2001). Автор: Джон Пол (John Pohl). Иллюстратор: Адам Хук (Adam Hook)[22]
«Тольтеки начинают первыми: они бросают в сторону противника сигары и цветы, которые легко отскакивают от щитов, – пишет М. Гролиш. – Скоро дело доходит до более тяжелых снарядов – камней, стрел и дротиков и, наконец, до рукопашного боя с мечами и копьями. Люди мужественно сражаются два дня. Потери пока что минимальны с обеих сторон. На третий день, однако, желая закончить дело и отличиться, Иштлильквечауак выводит свои войска вперед и атакует уэшотцинков с такой смелостью, что, несмотря на все его подвиги, он взят в плен и растерзан. Его смерть в 1507 году подтверждена в анналах Тулы. Воины отступают в панике. Тескоканцы приходят на выручку, но разбушевавшийся противник теснит их и продолжает наступать. Наступает очередь тепанеков. Союзники удерживаются ценой тяжелых потерь.
Фото 8. Церемониальный щит (чималли) императора Ауицотля с изображением идеограммы его имени («Водяная собака»). Инвентарный № 43380. Диаметр: 70 см. Материалы: перья, растительные волокна, стебли тростника, золотые пластинки, кожа, бумага, хлопок, дерево. Время создания: около 1500 г. География: Месоамерика, Мексика. Подарен завоевателем Мексики Эрнаном Кортесом дону Педро де ла Гаска, епископу Паленсии, Испания. Всемирный музей Вены, Австрия[23]
На следующий день все идет к развязке. Акольхи и тепанеки начинают бой, но вскоре их натиск ослабевает. Мешики и чальки приходят к ним на помощь и стойко сражаются, однако три – фатальная цифра! – три храбрых кузена Монтесумы убиты.
Непосредственно после этих событий Тесосомок рассказывает о втором сражении, которое внешне повторяет первое, отличаясь все же от него в некоторых деталях. Куаукечоллан и Атуицихуакан направляют послов к Монтесуме с донесением о том, что люди из Атлиско и Акапетлахуакана желали бы встретиться через три дня для «игры». (Атуицихуакан и Куаукечоллан – два города, поля которых были ограблены, что привело к предыдущему сражению.) Уэшотцинки и даже чолультеки должны принять участие в развлечении. Императору ничего не остается, как принять предложение. Он поднимает по тревоге обоих своих союзников, а также чальков, шочимильков, воинов из края плавучих садов и из долины Морелос. В назначенный день армии разбивают лагерь в Куаукечоллане и Атуицихуакане.
Один батальон, составленный из наиболее храбрых воинов, начинает бой; затем к нему присоединяется все остальное войско. Яростный бой идет весь день – но не на равных. Противник бросает в бой в шесть раз больше людей, чем союзники. Как и в первый раз, они теряют много людей. Около 8200 человек, утверждает Тесосомок, не считая постоянно присутствующих в печальной статистике близких родственников императора – опять в количестве трех! К вечеру мешики предлагают остановить «славный рыцарский бой, поле которого усеяно цветами, драгоценными перьями – славной и радостной смертью среди цветов». Противник, который также достаточно измотан, считает, что забава действительно была хороша, но можно и передохнуть. Вернувшись в свой лагерь, мешики в волнении замечают: «Поле цветет мертвыми телами противников, и эти тела подобны красным розам в драгоценных перьях. Они скончались в такой радости, что сейчас они наслаждаются обществом наших предков и наших бывших королей в присутствии владыки загробного мира Миктлантекутли».
В Мешико Монтесума заливается слезами, спрашивая у добрых богов, что он мог сделать такого, что так их разгневало. Прием напоминал траурную церемонию. Нет ни фимиама, ни звучания флейт и морских раковин, ни цветов, ни радости. Напротив, все плачут. Жены погибших и раненых распускают волосы, избивают себя и громко причитают. Стоя у входа в Великий храм, Монтесума и сиуакоатль присутствуют при возвращении войск. Одетые в плащи из орлиных перьев, они в бесстрастной позе опираются на свои большие мечи. Воины проходят молча, направляясь прямо в храм для выполнения обычных церемоний благодарения. Затем начальники отправляются во дворец, чтобы доложить о ситуации. «Разве, – говорит Монтесума, – долг воина не состоит в том, чтобы победить или умереть? Сегодня победил противник, завтра можем победить мы. Смерть моих братьев бесконечно горька мне, но тот факт, что они пали, защищая свою родину, окрашивает их в цвет их крови, в цвет их великого мужества. Их награда, их драгоценные камни и перья – это их высокие подвиги. Такая кончина желательна для каждого из нас, поскольку они не умерли, как женщины, мешая головешки в очаге. Напротив, они пали с оружием в руках. Они окрасили своей кровью цвета утренней росы и кровью своих противников цветы полей и лучи солнца, и я горжусь этим»»[24].
Фото 9. Несауальпилли (Nezahualpilli – «Постящийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тлатоани Тескоко в 1472 – 1515 гг. Сын тлатоани Несауалькойотля. Лист 108r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля[25]
В ходе цветочных войн Монтесума II получал пленных для жертвоприношений и решал политические проблемы, не только внешние, но и внутренние. Так, например, в 1508 г. Монтесума II объявил цветочную войну «врагам дома» из Уэшотцинко с тайной целью ослабить Тескоко (члена Тройственного союза), в котором с приходом к власти нового императора стали расти антимешикские настроения. Кроме того, Монтесума замыслил устранить своего брата Макуилмалинальтцина, женатого на дочери Несауальпилли – правителя Тескоко. В брате Монтесума видел опасного претендента на трон Теночтитлана. Тескоканцы, а с ними и Макуилмалинальтцин, обязаны были участвовать в цветочной войне и защитить честь Тройственного союза. Возле города Атлишко (Атлиско) войска Тройственного союза встретились с превосходящими силами противника. Там и погиб Макуилмалинальтцин и вместе с ним еще 2800 человек, в большинстве тескоканцы. Ходили слухи, что их смерть – результат секретного соглашения с «врагами дома». (Стоит отметить, что войну с таким количеством убитых воинов, причем только с одной стороны, трудно назвать турниром.)
В результате Монтесума устранил соперника и ослабил авторитет Несауальпилли, тем самым сделав серьезный шаг к утверждению единоличной власти в Тройственном союзе. Тлакопан, третий член Тройственного союза, и его глава Тлатлакатцин полностью подчинились Монтесуме, и только Тескоко с 15 подконтрольными ему городами и районами продолжал борьбу против претензий на единовластие правителя Теночтитлана.
Одновременно усиливалась борьба с «врагами дома». Согласно одному из источников, частота столкновений поражала современников, ибо при предыдущих императорах ничего похожего не было. Предполагали даже, что Монтесума II сам тайно провоцировал обострение ситуации. Возможно, что и «враги дома» хотели «смирить гордыню» Монтесумы II. Об этом пишет Диего Дюран в своей «Истории Индий Новой Испании». Другими словами, к борьбе стремились обе стороны. Диего Дюран сообщает о ведении ритуальных «цветочных войн», войн-турниров, но фактически они уже переросли в открытое столкновение.
Цветочные войны Монтесумы II с «врагами дома» продолжались с 1508 по 1513 г. А в 1515 г. он начал новую фазу войн с Тлашкалой, поводом для которой послужил очередной переход уэшотцинков на сторону Тройственного союза. Сохранилось довольно подробное описание одной из них – цветочной войны 1517 г., которая осталась в истории благодаря тому, что мешики нарушили правила принесения в жертву пленных, применив к ним пытки. Первая битва войны 1517 г., происшедшая в местности Ауайокан, не принесла мешикам большого успеха. Монтесума II был страшно разгневан и приказал встретить возвратившихся воинов без почестей. Но в следующем сражении с тлашкальтеками удалось захватить много воинов, что являлось знаком победы.
Жертвоприношение пленных (тлашкальтеков и уэшотцинков) было устроено в честь богини Тонатцин, или Тоси (Toci – «Наша бабушка»), матери богов, богини земли и исцеления, которая также была связана с войной и прозывалась «Женщиной раздоров»[26]. Согласно испанским источникам, эти жертвоприношения по жестокости превзошли все, что бывало ранее. Пленных разделили на три группы. Первая была принесена в жертву обычным способом – путем вырывания сердца. Вторая прошла через испытание огнем: пленных сначала поджаривали на жаровне и только потом вырывали сердце. Для третьей группы у храма богини Тонатцин был построен специальный эшафот со столбами. Жертв привязывали к столбу и затем убивали стрелами.
Тлашкальтеки и уэшотцинки были потрясены жестокостью Теночтитлана, ибо они с пленными поступали гуманнее. Принято было, чтобы пленник умирал на жертвенном камне не мучительной смертью (ибо это не казнь), а быстро и легко. В отместку за зверства уэшотцинки направили в Теночтитлан лазутчиков, и те ночью сожгли храм богини. Считая пожар в храме дурным знаком, Монтесума II приказал казнить жрецов. Позже, узнав об истинных причинах пожара, он пошел новым походом на «врагов дома», который оказался сравнительно успешным.
К 1519 г. Чолула вслед за Уэшотцинко склонилась к Тройственному союзу. Монтесума II, не достигнув своих целей в отношении Тлашкалы военными средствами, начал ее экономическую блокаду. Будучи со всех сторон окружены территорией Тройственного союза, тлашкальтеки лишились возможности обменивать выращиваемый ими маис на хлопок, соль и пр. Они вынуждены были научиться извлекать соль из почвы. Судьба Тлашкалы была предрешена: рано или поздно она стала бы частью Тройственного союза. Военные и административные меры, предпринятые Монтесумой II, сконцентрировавшим в своих руках власть, какой раньше не имел ни один правитель, делали это практически неизбежным. Только появление испанцев остановило естественный ход событий.
По мнению Мишеля Гролиша, все говорит о том, что цветочные войны изначально были навязаны Тройственным союзом городам долины Пуэблы, «которые не могли уклониться из-за страха показаться трусами и потерять престиж».
«Это подтверждается тем фактом, – пишет он, – что сражения происходили всегда в долине Пуэбла или на ее границах и никогда – в долине Мехико. «Враги дома» действительно выглядели как осажденные.
Поначалу короли долины Пуэбла не очень серьезно принимали в расчет последствия ритуальных сражений. Возможно даже, они надеялись, что куртуазный альянс свяжет союзников и помешает им атаковать по-настоящему».
Тройственный союз окружил долину Пуэблы, отрезав ее от ресурсов любого рода, разорял ее и обескровливал, ожидая, когда государства Пуэблы развалятся сами собой. «И все это происходило при соблюдении рыцарских манер, – замечает М. Гролиш, – не задевая традиционного чувства дружбы, связывавшего Тескоко с Уэшотцинко и Тлашкалой. Задуманная тактика должна была принести свои плоды: по некоторым оценкам, конечно, очень приблизительным, население долины Пуэбла с указанного времени начнет уменьшаться, тогда как везде в других местах оно будет увеличиваться».
Таким образом, фактически хронисты сообщают о двух типах цветочных войн.
Войны первого типа представляли собой строго регламентированные ритуальные сражения, которые имели своей целью определить по результатам боя, кто из его участников будет принесен в жертву, и не предусматривали убийства противника.
Цветочные войны второго типа обладали признаками настоящей войны. Так назывались сражения городов Тройственного союза с городами долины Пуэблы, которые велись по взаимной договоренности, в согласованном месте в назначенное время, и не предполагали захвата территорий, выплаты дани проигравшей стороной и т.д. При этом сражения не носили характер турниров, в которых соперники старались не только не убить, но даже не покалечить друг друга, чтобы пленники могли принимать участие в ритуальных действиях, предшествовавших жертвоприношению (например, в гладиаторских боях). Столкновения проходили по правилам обычной в ацтекском понимании войны, целью которой была победа любой ценой. Поэтому, хотя, как и в обычной ацтекской войне, захвату пленных для жертвоприношений отдавался приоритет, убийства противников в бою не запрещались, поскольку без них нельзя было выиграть сражение. В результате потери убитыми в такой войне могли достигать двух и более тысяч человек. Впрочем, не стоит забывать, что пищей богов в понимании ацтеков были жизнь и кровь не только пленных, принесенных в жертву, но и воинов, павших на войне. То есть сама война с ее жертвами на поле боя и на каменном алтаре питала богов.
Исторические факты заставляют задаться вопросом: существовали ли в действительности строго регламентированные ритуальные сражения в мире ацтеков, в котором коварство правителей было в порядке вещей? Или «галантные» цветочные войны, воспетые поэтами, – это только очередной миф, часть имперской пропаганды? Ведь в понимании индейских информантов, на сообщениях которых строили свои отчеты испанские монахи, цветочными войнами являлись и те войны, которые мы оцениваем как настоящие.
Фото 10[27]. Темалакатль Монтесумы I с изображением побед над войсками 11 земель. Размеры: высота 7,1 м, диаметр 22,5 м. Материал и техника: монолит из базальта, резьба. Дата создания: 1440/1481 г. Обнаружен в 1988 г. в историческом центре Мехико под Дворцом архиепископа, построенным над руинами доиспанского храма в южной части церемониального комплекса Теночтитлана, который был посвящен Тескатлипоке. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика
Разумнее всего было бы предположить, что регулярные ритуальные бои, проводившиеся по строго определенным правилам, все же существовали. Косвенными свидетельствами этого являются символические изображения победы в сражении, на котором воин держит за волосы вооруженного пленника, забирая его тоналли. Они используются, в частности, в Кодексе Мендосы (см. фото 4) и на темалакатлях императоров Тисока (см.: «1.2.6. Религиозные праздники», фото 13) и Монтесумы I (фото 10 и 11). На боковой резьбе обоих темалакатлей воины-победители показаны в образе богов, а название побежденной территории обозначено глифом рядом с головой пленника.
Фото 11. Крупный план одной из сцен, вырезанной на темалакатле Монтесумы I
Очевидно, что, схватив вооруженного противника за волосы, воин не может заставить его сдаться, если только это не оговорено заранее. А такая договоренность возможна только в ритуальных боях, в правила проведения которых она включена, как, например, в ритуальных боях воинов Моче. Нельзя, конечно, исключить, что подобный кодекс чести существовал у всех племен науа. Однако весьма маловероятно, что его стали бы придерживаться другие народы, которых подчиняли себе ацтеки.
Весомые аргументы в пользу существования практики ритуальных боев проистекают из приведенной ранее базовой характеристики цветочных войн, составленной М. Гролишем на основе сообщений «некоторых древних историков». Так, ритуальные сражения, которые получили названия цветочных войн, по данным одних колониальных источников, «должны были повторяться регулярно раз в двадцать дней», т.е. один раз в месяц. А значит, они приурочивались к определенному календарному празднику. По данным других источников, они должны были устраиваться, «исходя из указаний жрецов или императора». Указания жрецов, скорее всего, были связаны с движением светил, а именно Утренней и Вечерней звезды, т.е. Венеры. Следовательно, цветочные войны являлись аналогом ритуальных «звездных войн» Венеры, характерных для майя, в которых воины приносились в жертву для ее возрождения на небе. Думается, вскоре после того, как при Ицкоатле (правил с 1427 по 1440 г.) Богом Солнца был провозглашен Бог войны Уицилопочтли, любая война у мешиков стала священной и соответственно приняла черты религиозной церемонии. Поэтом надобность в ритуальных войнах, привязанных к движению Венеры, отпала. Мешики приносили жертвы Уицилопочтли, умирая за него в сражении и убивая своих противников в бою, а также умерщвляя военнопленных на жертвенном камне. Жертвоприношения могли происходить как каждый день и по фиксированным календарным праздникам, так и в честь военных побед и других торжеств, когда количество принесенных в жертву пленных могло достигать немыслимых размеров.
Между тем Тлашкала, которая не желала покоряться мешикам и признавать их богов и которая так и не вошла в Тройственный союз, надо думать, не участвовала в его завоевательных походах. А значит, она не имела достаточного количества людского материала для жертвоприношений. Поэтому-то при Монтесуме I представитель Тлашкалы Шикотенкатль и предложил Тройственному союзу учредить ритуальные бои, которые будут проходить по правилам. Со временем они перестали быть строго регламентированными и превратились в вооруженные конфликты между соперничающими долинами. В них каждая из сторон имела свои интересы. Хотя сражения могли не приурочиваться к религиозным календарным праздникам и движению Венеры, они сохраняли внешний антураж ритуала, который имел свой регламент, а значит, определенный сценарий. Он обладал своей спецификой, отличавшей его от других ритуалов. И выражалась эта специфика словами «цветочная война».
Так возникла путаница в головах индейских информантов, которые не видели различия в цветочных войнах разного типа, поскольку они не были жрецами. И, кроме того, нужно учесть, что они или родились уже после конкисты, или, в лучшем случае, застали только последние годы империи. В результате путаница в головах информантов породила путаницу в головах испанских монахов и соответственно в головах современных нам исследователей. Последние, как мне кажется, основные характеристики строго регламентированных цветочных войн переносят на все ацтекские войны, включая и завоевательные.
Фото 12[28]. Воин-жрец высокого ранга, получивший право носить доспех горного льва (пумы) с украшением для волос из драгоценных перьев – кецальлальпилон за то, что взял в плен шестерых врагов, исполняет ритуал пленения. Он держит за волосы солдата с большим изогнутым лабре и в красной головной повязке, которые позволяют отнести его к жителям Уэшотцинко[29]. Изо рта победителя выходит значок речи. Возможно, он произносит ритуальную фразу: «Он мне как любимый отец». Лист 65r, фрагмент. Кодекс Мендосы
Например, по сообщениям испанских историков и, в частности, Бернардино де Саагуна, с пленниками победители обращались хорошо, как с братьями по крови. Еще во время сражения, согласно обычаю, победивший воин должен был сказать своему пленнику: «Он мне как любимый сын», а тот ответить: «Он мне как любимый отец»[30]. Однако такой диалог мог состояться только между людьми, говорившими на одном языке, т.е. на языке науа. Поэтому описанный обычай следует считать частью ритуала войны цветочной, а не захватнической, в которой противостоявшие ацтекам воины нередко говорили на другом языке.
«Одна из главных целей войн мешиков, помимо увеличения покоренных земель и получения дани, – захват как можно большего числа пленных (не нанося им увечий), дабы их могли принести в жертву богам; поэтому среди конкистадоров так мало было убитых. Бой у индейцев сводился к тому, что каждый воин старался пленить как можно больше пленных, не повредив их, а у конкистадоров – убить как можно больше врагов, что в понимании индейцев было не честно и не благородно. Смерть на жертвенном камне считалась у индейцев благородной и прекрасной, известны случаи, когда пленные воины-индейцы, если их по какой-либо причине долго не приносили в жертву богам, требовали исполнения этого»[31], – пишет известный профессор Д.Н. Егоров, научная деятельность которого началась в императорской России. Этот текст взят из комментариев Д.Н. Егорова к его переводу «Правдивой истории завоевания Новой Испании» Берналя Диаса де Кастильо, конкистадора, участника походов завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Комментарии основаны на большом количестве сообщений участников и современников этих событий (из писем-реляций Эрнана Кортеса, хроник мешиков и майя, «Всеобщей истории вещей Новой Испании» Бернардино де Саагуна и др.).
Однако сообщения других хроник опровергают сложившееся мнение о том, что у мешиков существовал своего рода «кодекс чести», которому они следовали в военных походах, предпринимавшихся с целью покорения новых земель или подавления мятежей на уже завоеванных территориях. Яркий пример тому, причем далеко не единственный, – покорение восставшего города Нопаллана («Место кактуса–нопала (опунции)») в 1512 г.
Фото 13. Общая территория Тройственного союза к 1519 г.[32]
В 1511 г. города-государства Нопаллан и Икпатепек отказались платить дань. Расположенные в южной части Оахаки, они рассчитывали избежать наказания в силу своей удаленности от Мешико-Теночтитлана, а также благодаря укреплениям, состоявшим из высоких и широких в основании земляных валов, усиленных обшивкой из дерева и камня. Нопаллан находился рядом с городом Теуктепеком и принадлежал к независимому королевству Тототепек. Этого факта было достаточно для того, чтобы у Мешико появилось желание покорить этот небольшой город. Войска Тройственного союза, Чалько, Шочимилько и других провинций отправились в поход под личным руководством Монтесумы II.
«Штурм Нопаллана – пишет Мишель Гролиш, – был приурочен к моменту восхода утренней звезды. Как только жрецы заметили ее появление, они сразу же дали сигнал к бою. Менее чем за полчаса были пробиты огромные бреши и тысячи солдат – шестьдесят тысяч, как говорит Дюран, устремились в город, чтобы убивать и грабить. Испуская громкие крики и вопли, они поджигали дома и храмы, убивали мужчин, женщин и детей, которые имели несчастье родиться нопальтеками.
В семь часов утра, когда солдаты немного пришли в себя, они стали надевать ошейник пленного на каждого, кто им попадался под руку. Другие разошлись по окрестностям – опустошать поля и огороды, рубить деревья какао и грабить напропалую. Побежденные громко причитали и выражали полную готовность выплатить все, что от них требовалось. В конце концов Монтесума дал себя уговорить: он принял от побежденных государей «положенную» дань и приказал отвести войска. Как только весть о поражении Нопаллана распространилась по стране, делегации из других городов и деревень потянулись засвидетельствовать свою покорность. Победитель остерег своих вынужденных хозяев от попытки повторения мятежа, пригрозив в случае ослушания полностью разрушить город. Назначив губернатора, он отправился предъявить счет Икпатепеку. Вскоре состоялось возвращение – с богатой добычей и примерно с пятью тысячами ста пленными из Нопаллана и тремя тысячами восемьюстами шестьюдесятью пленными из Икпатепека»[33].
Фото 14[34]. 1510 г.: Затмение солнца. 1511 г.: Пленники из Тлачкиуауко. Подчинение селения Икпатепек, которое находилось на неприступной скале. Поэтому мешики «взобрались в него по лестницам». В этом году были большие снегопады и трижды затряслась земля. 1512 г.: Пленники из Ночистлана. Подчинение селений Кимичинтепек и Нопала, которые находятся в области Тототепек. «В этом году им показалось, что задымились камни, настолько, что дым достигал небес»[35]. Лист 42v, фрагмент
Описанные события отражены в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис на листе 42v (фото 14). Здесь записи, относящиеся к 1511 и 1512 гг., сопровождаются двумя идеограммами «пленный враг», которые свидетельствуют о том, что жертвоприношения пленных в эти годы были особенно многочисленными.
[2] Здесь и далее работы автора цитируются по кн.: Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/bd/?b=204619).
[3] Ацтеки: империя крови и величия // Исчезнувшие цивилизации. Энциклопедия. М.: Терра, 1997 (http://www.indiansworld.org/aztemp2.html#.WZq1xlFLd1B).
[5] Цит. по: Гролиш М. Указ. соч.
[6] Сустель Ж. Ацтеки: воинственные подданные Монтесумы / Перевод с английского Л.А. Карпова. М.: Центрполиграф, 2003 (https://books.google.ru/).
[8] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[9] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис»; Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-i-starshiy-zavoevatel-i-reformator.html#.WiDvx3lx11A).
[10] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84701752/f29.item
[11] Сустель Ж. Указ соч..
[12] Сустель Ж. Указ. соч.
[13] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/aztec3.html#.WiJcE3lx11A).
[14] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[17] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис».
[18] Цит. по: Гролиш М. Указ. соч.
[19] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/teocalli-de-la-guerra-sagrada/wQEibbbI4U34AQ
[20] Данные о цветочных войнах Монтесумы II взяты из кн.: Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WiJl4nlx11A).
[24] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-35.php; https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-36.php).
[25] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84701752/f33.item
[27] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/piedra-del-ex-arzobispado/DQFveX9XnWOibQ
[28] Pohl J. Mesoamerica. The Aztecs: Aztec Society. Warfare (http://www.famsi.org/research/pohl/pohl_aztec5.html).
[29] http://bodley30.bodley.ox.ac.uk:8180/luna/
[30] Ацтеки: империя крови и величия.
[31] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[32] Баглай В.Е. Указ. соч.
[33] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-52.php).
[35] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис».